"Перспективный план фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи" (в старшей группе)
Автор: Починская Евгения Александровна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №136
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Перспективный план фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи" (в старшей группе)
Перспективный план фронтальных логопедических занятий
по формированию фонетической стороны речи (в старшей группе)
I период
№
Тема занятия
Первоначальные навыки звукового анализа
Лексико – грамматические игры и
упражнения
1 – 15 сентября обследование
1
Развитие слухового
внимания и
фонематического
восприятия
Различение неречевых звуков по высоте, силе,
тембру
Договаривание предложений по
демонстрации действия
2
Различение близких по звуковому составу слов
Договаривание предложений по
предметным картинкам и без картинок
3
Звук [У]
Выделение начального ударного и безударного
гласного звука [У]:
А) в потоке гласных звуков,
Б) в звукосочетаниях УА, УИ,
В) в обратных слогах УМ, УТ, УП,
Г) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА.
Ответы на вопросы:
КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?
4
Звук [А]
Выделение первого ударного и безударного
гласного звука [А]:
А) в потоке гласных звуков,
Б) в звукосочетаниях АУ, АИ,
В) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ,
Г) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ.
Составление простых
нераспространённых предложений по
простым 1-фигурным сюжетным
картинкам с помощью вопроса: ЧТО
ДЕЛАЕТ?
5
Звук [А], [У]
Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.
Воспроизведение звуковых рядов:
АУ – УА, УА – АУ,
Закрепление согласования
количественных числительных ОДИН,
ДВА с существительными в роде.
1
УА – УАУ, АУ – АУА,
ААУ, АУУ, УАА, УАА.
Постановка вопросов к простым 1-
фигурным сюжетным картинкам.
6
Звук [И]
Выделение первого ударного и безударного
гласного звука [И]:
А) в потоке гласных звуков,
Б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ,
В) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ,
Г) в словах ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА.
Звуковой анализ звукосочетаний ИАУ. ИУА,
АУИ, АИУ, УИА, УАИ.
Составление предложений по
предметным картинкам и опорным
словам.
7
Звук [Н]
Выделение последнего сонора [Н]:
А) в обратных слогах АН, УН, ИН,
Б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН,
ПЕЛИКАН.
Воспроизведение слоговых рядов:
АН – УН – ИН.
Звуковой анализ и схемы обратных слогов АН,
УН, ИН.
Составление предложений по
индивидуальным предметным
картинкам.
8
Звук [М]
Выделение первого и последнего сонора [М]:
А) в слогах АМ, УМ, ИМ, ЫМ, МА, МУ, МЫ,
МО,
Б) в словах ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ,
МАМА.
Воспроизведение слоговых рядов
АМ – УМ – ОМ – ЫМ МА – МУ – МО – МЫ
Звуковой анализ и схемы обратных слогов АМ,
УМ, ИМ.
Составление предложений по
индивидуальным предметным картинкам
по образцу.
II период
2
9
Звук [П]
Выделение последнего глухого согласного П.
Звуковой анализ, составление схем обратных
слогов АП, ОП, ИП, ЫП – игра «Живые звуки».
Деление слов на слоги – игра «Прошагаем
слова».
Договаривание слов – игра «Закончи слово».
Составление предложений по
предметным картинкам и опорным
глаголам ПОКУПАТЬ, ПОЛИВАТЬ,
ПЕТЬ, ПИТЬ, ПУГАТЬ.
Преобразование глаголов 3 лица ед.ч.
наст. времени во мн.число. подбор
парных сюжетных картинок – «Найди
пару».
10
Звук [Т]
Звуковой анализ, преобразование и составление
схем обратных слогов АТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ –
игра «Живые звуки».
Деление слов на слоги – игра «Телеграф».
Договаривание слов – игра «Закончи слово».
Составление предложений по
предметным картинкам по образцу.
Упражнение в согласовании
количественных числительных ОДИН,
ОДНА, ДВА, ДВЕ с существительными в
роде. Подбор слов со звуком [Т] к
сюжетной картине.
11
Звук [К]
Звуковой анализ, составление схем обратных
слогов АК, ОК, УК, ИК, ЫК – игра «Живые
звуки».
Договаривание слов – игра «Закончи слово».
Составление предложений по
предметным картинкам по образцу с
отрицательным словом НЕТ. Упражнение
в употреблении Р.п. ед. числа без
предлога и с предлогом У.
12
Звуки [К - Т]
Выделение последнего глухого согласного в
словах – игра «Эхо».
Звуковой анализ, преобразование обратных
слогов, составление схем – игра «Живые
звуки».
Упражнение в употреблении
родительного падежа мн. Числа
существительных. Составление
предложений по предметным картинкам
со словом МНОГО. Упражнять в
постановке вопросов.
13
Звуки [П - Т]
Выделение последнего глухого согласного в
словах – игра «Эхо».
Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
Преобразование обратных слогов в прямые,
Договаривание предложений по
сюжетным картинкам на предлоги НА,
ПОД. Составлений предложений по 2
опорным предметным картинкам с
3
составление схем – игра «Живые звуки».
предлогами НА, ПОД.
14
Звуки [П – Т – К ]
Воспроизведение слоговых рядов типа ПА –
ТА – КА.
Договаривание слов – игра «Закончи слово».
Звуковой анализ, составление схем обратных и
прямых слогов – игра «Живые звуки».
Составление предложений с предлогами
НА, ПОД по 2 опорным предметным
картинкам.
15
Звук [Х]
Выделение начального согласного Х – игра
«Эхо».
Воспроизведение слоговых рядов (прямых и
обратных).
Деление слов на слоги – игра «Телеграф».
Преобразование обратных слогов в прямые: АХ
– ХА, ОХ – ХО, УХ – ХУ.
Звуковой анализ, составление схем прямых и
обратных слогов – игра «Живые звуки».
Согласование притяжательных
местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с
существительными. Составление
словосочетаний притяжательных
местоимений и существительных.
Счет – 1-10 со словами ЯХТА. ПЕТУХ.
КУХНЯ.
16
Звук [К - Х]
Воспроизведение слоговых рядов с
конфликтными звуками КА – ХА, ХО – КО.
Преобразование слогов – игра «Наоборот».
Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ,
МАК, МОХ – игра «Живые слова».
Договаривание слов – игра «Закончи слово».
Согласование количественных
числительных ОДИН, ОДНА, ОДНО с
существительными.
Составление словосочетаний
числительных ОДИН, ОДНА, ОДНО с
существительными.
Договаривание предложений по
предметным картинкам – игра
«Потерялись слова».
Счет – 1-10 со словами КОНЬ, МУХА,
КУХНЯ.
17
Звук [О]
Выделение гласного звука [О] под ударением
после согласного.
Воспроизведение слоговых рядов ПО – ТО –
КО – ХО.
Составление предложений по
предметным картинкам со словом
МНОГО. Закрепление образования и
употребления Р.п. мн. ч.
4
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ,
ТОК (выполняется коллективно с помощью
логопеда).
существительных.
Счёт от 1 до 5 ОБЛАКО, ОКНО.
18
Звук [Х']
Преобразование слогов – игра «Наоборот» (ха-
ха – хя-хя).
Деление слов на слоги – игра «Телеграф».
Составление схем слогового состава слов.
Образование Им. падежа мн.ч.
существительных – игра «Эхо».
Договаривание предложений – игра
«Потерялись слова».
Преобразование деформированной
фразы.
Заучивание скороговорки.
19
Звук [П']
Преобразование слогов и слов (замена П - П') –
игра «Наоборот».
Деление слов на слоги – игра «Прошагаем
слова».
Составление схем слогового состава слов.
Договаривание предложений – игра
«Потерялись слова».
Счёт – 1-5 – ПЕСНЯ, ПЕНЬ, ОПЁНОК.
Спряжение в настоящем времени по
образцу или отраженно: ПИЛИТЬ ПЕНЬ.
20
Звук [Т']
Преобразование слогов и слов (замена Т – Т') –
игра «Наоборот».
Звуковой анализ, составление схем слов ТИК,
ТАК – игра «Живые звуки».
Припоминание картинок на звук [Т'] –
игра «Телефон».
Договаривание предложений по
картинкам.
Выделение слов со звуком [Т'] из
рассказа «Котята».
Счёт – от1 до 5 – КОТЕНОК, УТЕНОК.
Спряжение (отраженно): ТЯНУТЬ
СЕТИ.
21
Звук [К']
Преобразование слогов и слов (замена К – К') –
игра «Наоборот».
Звуковой анализ, составление схем слов КИТ,
КОТ, ТИК – игра «Живые слова».
Договаривание предложений по
предметным картинкам после
припоминания картинок – игра
«Потерялись слова».
Спряжение по образцу: КИНУТЬ
КЕПКУ (буд. вр.), КИПЯТИТЬ КОФЕ В
5
КОФЕЙНИКЕ (наст.вр.).
Повторение скороговорки «Киска»,
выделение слов со звуком [К'].
22
Звук [Ы]
Выделение звука [Ы] после согласного.
Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы:
ПЫ – ТЫ – КЫ – ХЫ
Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ,
БЫК, СЫН.
Составление предложений по
индивидуальным предметным картинкам
и опорным словам.
Образование Им. п. множественного
числа существительных – игра «Эхо».
Заучивание скороговорок «От топота
копыт…», выделение из неё слов со
звуком Ы.
III период
23
Звуки [Ы] - [И]
Выделение ударных гласных Ы, И после
согласных.
Звуковой анализ слов ДЫМ, КИТ – игра
«Живые слова».
Составление схем этих слов. Преобразование
слогов.
Игра «Эхо» - упражнение на закрепление
образования Им. п. мн. числа
существительных.
Игра «Что с чем поменялись местами?»
24
Звук [Л']
Определение места звука [Л'] в слове.
Деление слов на слоги и прямоугольников на
части по количеству слогов (составление схем
слогового состава).
Игры «Посадим аллеи», «Какая ветка,
какой лист, какое полено?», «Приготовим
кисель (коктейль, суфле...)» -
закрепление образования и употребления
относительных прилагательных.
25
Звук [Л'] - [Й]
Преобразование слогов — игра «Наоборот».
Деление слов на слоги, составление схем
слогового состава. Выделение ударного слога
Составление предложений по
предметным картинкам: а) закрепление
согласования притяжательных
6
— игра «Эхо».
местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ с
существительными; б) упражнение в
употреблении предлогов В, НА.
Игра «Назови полным именем» -
словообразование полных имен.
26
Звук [В]
Выделение звука В перед гласными.
Определение места звука В в слове (начало,
середина).
Деление слов на слоги, вычерчивание схем
слогового состава.
Составление предложений по
индивидуальным предметным картинкам
с предлогом В.
27
Звук [Ф]
Определение места звука [Ф] в слове.
Деление слов на слоги. Вычерчивание схем
слогового состава.
Звуковой анализ слова МИФ. Составление
схемы звуко-буквенного состава.
Закрепление употребления предлога К —
игра «Потерялось слово».
28
Звук [Ф']
Определение места звука [Ф'] в слове.
Деление слов на слоги. Составление схем
звуко-слогового состава.
Выделение ударного слога.
Упражнение с деформированной фразой
на закрепление предлогов К, ОТ — игра
«Путаница».
7
Утверждаю:
Заведующая МДОУ д/с №136
Лаврентьева М.В. __________
«_____»_____________ 2014г.
Календарно-тематический план фронтальных коррекционных занятий
по формированию фонетической стороны речи в группе компенсирующей направленности
для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на 20 — 20 уч.год
Мес.
Кол.
часов
Число
месяца
Тема занятия
Первоначальные навыки звукового
анализа
Лексико - грамматические игры и
упражнения
Сент
ябрь
1
Развитие слухового
внимания и
фонематического
восприятия.
Различение неречевых звуков по высоте,
силе, тембру.
Договаривание предложений по
демонстрации действия.
8
1
Развитие слухового
внимания и
фонематического
восприятия.
Различение близких по звуковому составу
слов.
Договаривание предложений по
предметным картинкам и без картинок.
1
Звук [У]
Выделение начального ударного и
безударного гласного звука У:
а) в потоке гласных звуков;
б) в звукосочетаниях УА, УИ;
в) в обратных слогах УМ, УТ, УП;
г) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА.
Ответы на вопросы:
КТО ЭТО?
ЧТО ЭТО?
Октя
брь
1
Звук [А]
Выделение первого ударного и безударного
гласного звука [А]:
а) в потоке гласных звуков;
б) в звукосочетаниях АУ. АИ;
в) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ;
г) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ.
Составление простых
нераспространённых предложений по
простым 1-фигурным сюжетным
картинкам с помощью вопроса: ЧТО
ДЕЛАЕТ?
1
Звук [А], [У]
Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.
Воспроизведение звуковых рядов:
АУ — УА, УА — АУ
УА — УАУ. АУ — АУА
ААУ, АУУ, УАА, УУА
Закрепление согласования
количественных числительных ОДИН,
ДВА с существительными в роде.
Постановка вопросов к простым 1-
фигурным сюжетным картинкам.
1
Звук [И]
Выделение первого ударного и безударного
гласного звука[И]:
А) в потоке гласных звуков,
Б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ,
В) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ.
Составление предложений по предметным
картинками и опорным словам.
1
Звук [Н]
Выделение последнего сонора [Н]:
А) в обратных слогах АН, УН, ИН,
Б) в словах ЛИМОН,
Составление предложений по
индивидуальным предметным картинкам.
9
Нояб
рь
1
Звук М
1
Звук П
1
Звук Т
II период
1
Звук К
1
Звуки К - Т
1
Звуки [П - Т]
1
Звуки [П — Т - К]
1
Звук [Х]
11 — 15 января —
обследование
2
Звуки [К - Х]
1
Звук [О]
1
Звук [Х']
1
Звук [П']
1
Звук [Т']
10
11