"Перспективный план фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи" (в старшей группе)

Автор: Починская Евгения Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №136
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Перспективный план фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи" (в старшей группе)
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Перспективный план фронтальных логопедических занятий

по формированию фонетической стороны речи (в старшей группе)

I период



Тема занятия

Первоначальные навыки звукового анализа

Лексико – грамматические игры и

упражнения

1 – 15 сентября обследование
1 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру Договаривание предложений по демонстрации действия 2 Различение близких по звуковому составу слов Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок 3 Звук [У] Выделение начального ударного и безударного гласного звука [У]: А) в потоке гласных звуков, Б) в звукосочетаниях УА, УИ, В) в обратных слогах УМ, УТ, УП, Г) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА. Ответы на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? 4 Звук [А] Выделение первого ударного и безударного гласного звука [А]: А) в потоке гласных звуков, Б) в звукосочетаниях АУ, АИ, В) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ, Г) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ. Составление простых нераспространённых предложений по простым 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопроса: ЧТО ДЕЛАЕТ? 5 Звук [А], [У] Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов: АУ – УА, УА – АУ, Закрепление согласования количественных числительных ОДИН, ДВА с существительными в роде. 1
УА – УАУ, АУ – АУА, ААУ, АУУ, УАА, УАА. Постановка вопросов к простым 1- фигурным сюжетным картинкам. 6 Звук [И] Выделение первого ударного и безударного гласного звука [И]: А) в потоке гласных звуков, Б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, В) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ, Г) в словах ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА. Звуковой анализ звукосочетаний ИАУ. ИУА, АУИ, АИУ, УИА, УАИ. Составление предложений по предметным картинкам и опорным словам. 7 Звук [Н] Выделение последнего сонора [Н]: А) в обратных слогах АН, УН, ИН, Б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИКАН. Воспроизведение слоговых рядов: АН – УН – ИН. Звуковой анализ и схемы обратных слогов АН, УН, ИН. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам. 8 Звук [М] Выделение первого и последнего сонора [М]: А) в слогах АМ, УМ, ИМ, ЫМ, МА, МУ, МЫ, МО, Б) в словах ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ, МАМА. Воспроизведение слоговых рядов АМ – УМ – ОМ – ЫМ МА – МУ – МО – МЫ Звуковой анализ и схемы обратных слогов АМ, УМ, ИМ. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам по образцу.
II период
2
9 Звук [П] Выделение последнего глухого согласного П. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АП, ОП, ИП, ЫП – игра «Живые звуки». Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова». Договаривание слов – игра «Закончи слово». Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам ПОКУПАТЬ, ПОЛИВАТЬ, ПЕТЬ, ПИТЬ, ПУГАТЬ. Преобразование глаголов 3 лица ед.ч. наст. времени во мн.число. подбор парных сюжетных картинок – «Найди пару». 10 Звук [Т] Звуковой анализ, преобразование и составление схем обратных слогов АТ, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ – игра «Живые звуки». Деление слов на слоги – игра «Телеграф». Договаривание слов – игра «Закончи слово». Составление предложений по предметным картинкам по образцу. Упражнение в согласовании количественных числительных ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ с существительными в роде. Подбор слов со звуком [Т] к сюжетной картине. 11 Звук [К] Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АК, ОК, УК, ИК, ЫК – игра «Живые звуки». Договаривание слов – игра «Закончи слово». Составление предложений по предметным картинкам по образцу с отрицательным словом НЕТ. Упражнение в употреблении Р.п. ед. числа без предлога и с предлогом У. 12 Звуки [К - Т] Выделение последнего глухого согласного в словах – игра «Эхо». Звуковой анализ, преобразование обратных слогов, составление схем – игра «Живые звуки». Упражнение в употреблении родительного падежа мн. Числа существительных. Составление предложений по предметным картинкам со словом МНОГО. Упражнять в постановке вопросов. 13 Звуки [П - Т] Выделение последнего глухого согласного в словах – игра «Эхо». Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Преобразование обратных слогов в прямые, Договаривание предложений по сюжетным картинкам на предлоги НА, ПОД. Составлений предложений по 2 опорным предметным картинкам с 3
составление схем – игра «Живые звуки». предлогами НА, ПОД. 14 Звуки [П – Т – К ] Воспроизведение слоговых рядов типа ПА – ТА – КА. Договаривание слов – игра «Закончи слово». Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слогов – игра «Живые звуки». Составление предложений с предлогами НА, ПОД по 2 опорным предметным картинкам. 15 Звук [Х] Выделение начального согласного Х – игра «Эхо». Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных). Деление слов на слоги – игра «Телеграф». Преобразование обратных слогов в прямые: АХ – ХА, ОХ – ХО, УХ – ХУ. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов – игра «Живые звуки». Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными. Составление словосочетаний притяжательных местоимений и существительных. Счет – 1-10 со словами ЯХТА. ПЕТУХ. КУХНЯ. 16 Звук [К - Х] Воспроизведение слоговых рядов с конфликтными звуками КА – ХА, ХО – КО. Преобразование слогов – игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ – игра «Живые слова». Договаривание слов – игра «Закончи слово». Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА, ОДНО с существительными. Составление словосочетаний числительных ОДИН, ОДНА, ОДНО с существительными. Договаривание предложений по предметным картинкам – игра «Потерялись слова». Счет – 1-10 со словами КОНЬ, МУХА, КУХНЯ. 17 Звук [О] Выделение гласного звука [О] под ударением после согласного. Воспроизведение слоговых рядов ПО – ТО – КО – ХО. Составление предложений по предметным картинкам со словом МНОГО. Закрепление образования и употребления Р.п. мн. ч. 4
Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда). существительных. Счёт от 1 до 5 ОБЛАКО, ОКНО. 18 Звук [Х'] Преобразование слогов – игра «Наоборот» (ха- ха – хя-хя). Деление слов на слоги – игра «Телеграф». Составление схем слогового состава слов. Образование Им. падежа мн.ч. существительных – игра «Эхо». Договаривание предложений – игра «Потерялись слова». Преобразование деформированной фразы. Заучивание скороговорки. 19 Звук [П'] Преобразование слогов и слов (замена П - П') – игра «Наоборот». Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова». Составление схем слогового состава слов. Договаривание предложений – игра «Потерялись слова». Счёт – 1-5 – ПЕСНЯ, ПЕНЬ, ОПЁНОК. Спряжение в настоящем времени по образцу или отраженно: ПИЛИТЬ ПЕНЬ. 20 Звук [Т'] Преобразование слогов и слов (замена Т – Т') – игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ТИК, ТАК – игра «Живые звуки». Припоминание картинок на звук [Т'] – игра «Телефон». Договаривание предложений по картинкам. Выделение слов со звуком [Т'] из рассказа «Котята». Счёт – от1 до 5 – КОТЕНОК, УТЕНОК. Спряжение (отраженно): ТЯНУТЬ СЕТИ. 21 Звук [К'] Преобразование слогов и слов (замена К – К') – игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов КИТ, КОТ, ТИК – игра «Живые слова». Договаривание предложений по предметным картинкам после припоминания картинок – игра «Потерялись слова». Спряжение по образцу: КИНУТЬ КЕПКУ (буд. вр.), КИПЯТИТЬ КОФЕ В 5
КОФЕЙНИКЕ (наст.вр.). Повторение скороговорки «Киска», выделение слов со звуком [К']. 22 Звук [Ы] Выделение звука [Ы] после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы: ПЫ – ТЫ – КЫ – ХЫ Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам и опорным словам. Образование Им. п. множественного числа существительных – игра «Эхо». Заучивание скороговорок «От топота копыт…», выделение из неё слов со звуком Ы.
III период
23 Звуки [Ы] - [И] Выделение ударных гласных Ы, И после согласных. Звуковой анализ слов ДЫМ, КИТ – игра «Живые слова». Составление схем этих слов. Преобразование слогов. Игра «Эхо» - упражнение на закрепление образования Им. п. мн. числа существительных. Игра «Что с чем поменялись местами?» 24 Звук [Л'] Определение места звука [Л'] в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов (составление схем слогового состава). Игры «Посадим аллеи», «Какая ветка, какой лист, какое полено?», «Приготовим кисель (коктейль, суфле...)» - закрепление образования и употребления относительных прилагательных. 25 Звук [Л'] - [Й] Преобразование слогов — игра «Наоборот». Деление слов на слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога Составление предложений по предметным картинкам: а) закрепление согласования притяжательных 6
— игра «Эхо». местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными; б) упражнение в употреблении предлогов В, НА. Игра «Назови полным именем» - словообразование полных имен. 26 Звук [В] Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (начало, середина). Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с предлогом В. 27 Звук [Ф] Определение места звука [Ф] в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова МИФ. Составление схемы звуко-буквенного состава. Закрепление употребления предлога К — игра «Потерялось слово». 28 Звук [Ф'] Определение места звука [Ф'] в слове. Деление слов на слоги. Составление схем звуко-слогового состава. Выделение ударного слога. Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов К, ОТ — игра «Путаница». 7
Утверждаю: Заведующая МДОУ д/с №136 Лаврентьева М.В. __________ «_____»_____________ 2014г.
Календарно-тематический план фронтальных коррекционных занятий

по формированию фонетической стороны речи в группе компенсирующей направленности

для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на 20 — 20 уч.год

Мес.

Кол.

часов

Число

месяца

Тема занятия

Первоначальные навыки звукового

анализа

Лексико - грамматические игры и

упражнения
Сент ябрь 1 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру. Договаривание предложений по демонстрации действия. 8
1 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Различение близких по звуковому составу слов. Договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок. 1 Звук [У] Выделение начального ударного и безударного гласного звука У: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях УА, УИ; в) в обратных слогах УМ, УТ, УП; г) в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИЦА. Ответы на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? Октя брь 1 Звук [А] Выделение первого ударного и безударного гласного звука [А]: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях АУ. АИ; в) в обратных слогах АК, АХ, АП, АМ; г) в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ. Составление простых нераспространённых предложений по простым 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопроса: ЧТО ДЕЛАЕТ? 1 Звук [А], [У] Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов: АУ — УА, УА — АУ УА — УАУ. АУ — АУА ААУ, АУУ, УАА, УУА Закрепление согласования количественных числительных ОДИН, ДВА с существительными в роде. Постановка вопросов к простым 1- фигурным сюжетным картинкам. 1 Звук [И] Выделение первого ударного и безударного гласного звука[И]: А) в потоке гласных звуков, Б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, В) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ. Составление предложений по предметным картинками и опорным словам. 1 Звук [Н] Выделение последнего сонора [Н]: А) в обратных слогах АН, УН, ИН, Б) в словах ЛИМОН, Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам. 9
Нояб рь 1 Звук М 1 Звук П 1 Звук Т
II период
1 Звук К 1 Звуки К - Т 1 Звуки [П - Т] 1 Звуки [П — Т - К] 1 Звук [Х]
11 — 15 января —

обследование
2 Звуки [К - Х] 1 Звук [О] 1 Звук [Х'] 1 Звук [П'] 1 Звук [Т'] 10
11