"Формирование у детей представления о характерных признаках осени".
Автор: Петрова Анна Геннадьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ СО АО "Детский-дом-интернат "Солнечный" для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии"
Населённый пункт: С. Черный Яр Астраханская область Черноярский район
Наименование материала: Открытое интегрированное занятие
Тема: "Формирование у детей представления о характерных признаках осени".
Обучающие:
- продолжать формирование у детей представление о характерных признаках
осени,через использование стихотворений, загадок (народный фольклор);
- активизировать словарь по данной теме;
-учить подбирать слова – действия к названиям;
- учить составлять рассказы об осени с опорой на картинки;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным
значением.
Развивающие:
- побуждать к высказываниям в виде полных предложений.
-развивать у детей координацию движений с речью;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения к природе, животному миру;
- воспитывать отзывчивость;
- формировать познавательный интерес;
- способствовать сближению детей друг с другом.
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки, картинки с
изображением деревьев, листьев деревьев, грибов, игрушки- белка, шишки.
Предшествующая работа.
1.
Разучивание стихотворений.
2.
Беседа по теме: «Осень».
3.
Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Оргмомент. (Дети находятся не за рабочими местами, а например на
ковре).
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
У нас сегодня гости.
Поприветствуем их и друг друга улыбками.
Воспитатель . Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам
предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт речь.
Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далёкий птицы улетели
Если небо хмурое
Если дождик льётся
Это время года ( осенью) зовётся.
- Правильно!
- А почему вы так решили, что это время года осень?
- Назовите осенние месяцы?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться вам в осенний, сказочный
лес.
Ну, что ж, ребятки собирайтесь
В путь дорогу
отправляйтесь.
Путь дорога не легка
Дети:
да, да, да.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль, .
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота
Мы – шофёры хоть куда. (имитируют движения машины и перемещаются за
рабочие столы)
Воспитатель.
Посмотрите это наша лесная полянка. Ребята а вы
можете мне сказать какая погода на нашей полянке?
Дети: Пасмурная.
Воспитатель: А почему она пасмурная?
Дети: Солнышко спряталось за тучками.
Воспитатель: А давайте поможем солнышку выглянуть из за тучек. А как
мы можем разогнать тучки, кто нам в этом поможет?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Давайте представим что перед вами тучки, а мы с вами будем
ветром и разгоним тучки. (На палочках для коктеля приклепляны бумажные
облачки, дети дуют на облачки имитируя ветер)
Получается.?
А теперь посмотрите солнышко выглянуло из-за
туч, но что то оно не совсем веселое.
Как вы думаете почему?
Дети: Ей скучно и совсем одиноко одной на
полянке.
Воспитатель. : Ой! посмотрите!
Пушистый маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок…
- Кто это?
Дети: Белка.
Воспитатель: Смотрите, а что нам принесла белочка вам в подарок.
Дети: Шишки.
Воспитатель: А сколько шишек принесла нам белочка?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте с вами возьмем в руки шушку. Сколько шишек у вас в
руке.
Дети: Одна.\
Воспитатель: Правильно. А давайте с вами её покатаем по ладошкам, по
ручкам. Какая она шишка.(СУ-ДЖО терапия)
Дети: Колючая. Твердая.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. Положите шишку в корзину.
Воспитатель: А давайте нашу белку поселим на нашу полянку.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Ребята, смотрите солнышко стало немного веселее.
А чем же у нас будет заниматься белка на лесной полянке?
Кто мне скажет что делает белка в лесу?
Дети: Скачет по веткам деревьев, собирает шишки, грибы, ягоды.
Воспитатель : Правильно. А у нас деревьев нет. Давайте с вами поселим
деревья на нашей лесной полянке. Вы мне поможете?
Дети: Да
Воспитатель: Но деревья наши не простые, а с заданием, если мы выполним
задание то дерево с радостью поселится на нашей полянке. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот первое наше дерево ( показывает картинку с
изображением березы).
Кто мне назовет это дерево.
Дети: Это береза.
Воспитатель: А какая она береза.
Дети: Ствол белый, с черными полосками.
Воспитатель: А давайте посмотрим что нам принесла береза. (Дети
открывают конверт и собирают картинка с изображением листика от березы.)
Ребята что нам принесла с собой береза.
Дети: Листок.
Воспитатель: Правильно листок упал с березы. Значит он какой листок?
Дети: Березовый.
Воспитатель: Правильно. И вот на березовом листике первое задание. Я
говорю вам слово «Солнце», а вы мне говорите, как оно будет звучать
ласково- «солнышко».
Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка
Дерево- деревце
Куст- кустик
Лист- листочек
Птица- птичка
Цветок- цветочек
Ветка- веточка.
Правильно.Справились вы с этим заданием (прилепляют картинку с деревом
на полянку).
Воспитатель: Вот второе наше дерево ( показывает картинку с изображением
рябины).
Кто мне назовет это дерево.
Дети: Это рябина.
Воспитатель: Апочему вы решили что это рябина..
Дети: На рябине растут красные ягодки.
Воспитатель: А давайте посмотрим что нам принесла рябина. (Дети
открывают конверт и собирают картинка с изображением листика от рбины.)
Ребята что нам принесла с собой рябина.
Дети: Листок.
Воспитатель: Правильно листок упал с рябины. Значит он какой листок?
Дети: Рябиновый.
Воспитатель: Правильно. Рябиновый листок принёс вам вот такое задание.
Дидактическая игра : «Подбор слов – действий».
Птицы, что делают осенью – улетают, поют, перелетают.
Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.
Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.
Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Воспитатель. Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда
опадают листья.
Дети. Листопад.
Воспитатель: Правильно. Мы выполнили задание рябины и теперь мы можем
поселить её на нашу полянку.
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.
Мы листики осенние
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель: Вот следущее дерево. ( показывает картинку с изображением
дуба).
Кто мне назовет это дерево.
Дети: Это дуб.
Воспитатель: А почему вы решили что это дуб.
Дети: У него большой, толстый, крепкий ствол.
Воспитатель: А давайте посмотрим что нам принёс дуб. (Дети открывают
конверт и собирают картинка с изображением листика от дуба.)
Ребята что нам принес с собой дуб.
Дети: Листок.
Воспитатель: Правильно листок упал с дуба. Значит он какой листок?
Дети: Дубовый.
Воспитатель: Правильно. Дубовый листок хочет чтобы вы рассказали ему
какие изменения происходят в природе осенью.
Дети :
Осенью солнце греет слабо.
Часто идут дожди.
Листья желтеют и опадают.
Дует сильный, холодный ветер.
Люди одевают теплую одежду.
Воспитатель: Молодцы. Вот следущее дерево. ( показывает картинку с
изображением ели).
Кто мне назовет это дерево.
Дети: Это Ёлка.
Воспитатель: А почему вы решили что это елка.
Дети: Она зеленая, у неё иголки.
Воспитатель: А давайте посмотрим что нам принесла елка. (Дети открывают
конверт , а в конверте пусто.)
Ребята что нам принесла с собой елка.
Дети: Нет ничего, пустой конверт.
Воспитаель: А почему он пустой? Давайте с вами вспомним что нам
приносили деревья?
Дети: Листочки.
Воспитатель: А почему елка нам не принесла листочка?
Дети: У неё нет листочка, у неё иголки.
Воспитатель: Правильно. Вот вам следущее задание. Ответьте пожалуйста,
а как называются деревья у которых иголки? А у которых листья?
Дети: Хвойные. Лиственные.
Воспитатель: Давайте тоже поселим елочку на нашу полянку.
Ребята посмотрите на нашу полянку. Что у нас не хватает в осеннем лесу?
Дети: Грибов.
Воспитатель : А какие вы знаете грибы,
Дети: Мухомор, опята, лисички, Белый гриб.
Воспитатель: Давайте с вами тоже поселим грибы на нашу полянку. И
посмотрите на наше солнышко, оно изменилось?
Дети: Да оно стало веселее.
Воспитатель: А какая погода стала на нашей полянке?
Дети: Солнечная.
Воспитатель. Теперь нашей
белочки будет чем заняться на
нашей полянке. Вам
понравилось наше путешествие
по осееней лесной полянке. А
что вам понравилось больше
всего делать на нашем занятии?
Но настала пора возращаться
домой, на нашей машине.
Дети уходят:
Ну, что ж, ребятки собирайтесь
В путь дорогу
отправляйтесь.
Путь дорога не легка
Дети:
да, да, да.
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль,
.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота
Мы – шофёры хоть куда.
Конспект
занятия по развитию
речи
Тема:
Путешествие
в осенний лес
Выполнила:
Воспитатель ГКСУ СО АО «Детский дом — интернат «Солнечный для детей
с задержкой в интеллектуальном развитии» Астраханская область
Черноярский район С. Черный Яр
Петрова Анна Геннадьевна