"Формирование у детей представления о характерных признаках осени".

Автор: Петрова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ СО АО "Детский-дом-интернат "Солнечный" для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии"
Населённый пункт: С. Черный Яр Астраханская область Черноярский район
Наименование материала: Открытое интегрированное занятие
Тема: "Формирование у детей представления о характерных признаках осени".
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Путешествие в осенний лес».

Обучающие:
- продолжать формирование у детей представление о характерных признаках осени,через использование стихотворений, загадок (народный фольклор); - активизировать словарь по данной теме; -учить подбирать слова – действия к названиям; - учить составлять рассказы об осени с опорой на картинки; - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивающие:
- побуждать к высказываниям в виде полных предложений. -развивать у детей координацию движений с речью; - развитие связной речи; - развитие мелкой моторики; - развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения к природе, животному миру; - воспитывать отзывчивость; - формировать познавательный интерес; - способствовать сближению детей друг с другом.
Оборудование:
плакат с изображением лесной полянки, картинки с изображением деревьев, листьев деревьев, грибов, игрушки- белка, шишки.
Предшествующая работа.
1. Разучивание стихотворений. 2. Беседа по теме: «Осень». 3. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.

Оргмомент.
(Дети находятся не за рабочими местами, а например на ковре). Прозвенел уже звонок, начинается урок. Встаньте, дети, не ленитесь, Все мне дружно улыбнитесь. У нас сегодня гости. Поприветствуем их и друг друга улыбками.

Воспитатель
. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт речь. Если на деревьях листья пожелтели Если в край далёкий птицы улетели Если небо хмурое Если дождик льётся Это время года ( осенью) зовётся. - Правильно! - А почему вы так решили, что это время года осень? - Назовите осенние месяцы?
Дети:
сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель.
И сейчас я предлагаю отправиться вам в осенний, сказочный лес.
Ну, что ж, ребятки собирайтесь

В путь дорогу

отправляйтесь.

Путь дорога не легка

Дети:

да, да, да.

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль, .

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота

Мы – шофёры хоть куда.
(имитируют движения машины и перемещаются за рабочие столы)
Воспитатель.
Посмотрите это наша лесная полянка. Ребята а вы можете мне сказать какая погода на нашей полянке? Дети: Пасмурная.
Воспитатель:
А почему она пасмурная?
Дети:
Солнышко спряталось за тучками.
Воспитатель:
А давайте поможем солнышку выглянуть из за тучек. А как мы можем разогнать тучки, кто нам в этом поможет?
Дети:
Ветер.
Воспитатель:
Давайте представим что перед вами тучки, а мы с вами будем ветром и разгоним тучки. (На палочках для коктеля приклепляны бумажные облачки, дети дуют на облачки имитируя ветер) Получается.? А теперь посмотрите солнышко выглянуло из-за туч, но что то оно не совсем веселое. Как вы думаете почему?
Дети:
Ей скучно и совсем одиноко одной на полянке.

Воспитатель.
: Ой! посмотрите! Пушистый маленький зверёк, По деревьям прыг да скок… - Кто это? Дети: Белка.
Воспитатель:
Смотрите, а что нам принесла белочка вам в подарок.
Дети:
Шишки. Воспитатель: А сколько шишек принесла нам белочка?
Дети:
Много.
Воспитатель:
Давайте с вами возьмем в руки шушку. Сколько шишек у вас в руке.
Дети:
Одна.\
Воспитатель:
Правильно. А давайте с вами её покатаем по ладошкам, по ручкам. Какая она шишка.(СУ-ДЖО терапия)
Дети:
Колючая. Твердая.
Воспитатель:
Молодцы. Правильно. Положите шишку в корзину.
Воспитатель:
А давайте нашу белку поселим на нашу полянку.
Дети:
Давайте.
Воспитатель:
Ребята, смотрите солнышко стало немного веселее. А чем же у нас будет заниматься белка на лесной полянке? Кто мне скажет что делает белка в лесу?
Дети:
Скачет по веткам деревьев, собирает шишки, грибы, ягоды.
Воспитатель
: Правильно. А у нас деревьев нет. Давайте с вами поселим деревья на нашей лесной полянке. Вы мне поможете?
Дети:
Да
Воспитатель:
Но деревья наши не простые, а с заданием, если мы выполним задание то дерево с радостью поселится на нашей полянке. Готовы?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Вот первое наше дерево ( показывает картинку с изображением березы). Кто мне назовет это дерево.
Дети:
Это береза.
Воспитатель:
А какая она береза.
Дети:
Ствол белый, с черными полосками.
Воспитатель:
А давайте посмотрим что нам принесла береза. (Дети открывают конверт и собирают картинка с изображением листика от березы.) Ребята что нам принесла с собой береза.
Дети:
Листок.
Воспитатель:
Правильно листок упал с березы. Значит он какой листок?
Дети:
Березовый.
Воспитатель:
Правильно. И вот на березовом листике первое задание. Я говорю вам слово «Солнце», а вы мне говорите, как оно будет звучать ласково- «солнышко». Гриб- грибок, грибочек
Ягода- ягодка Дерево- деревце Куст- кустик Лист- листочек Птица- птичка Цветок- цветочек Ветка- веточка. Правильно.Справились вы с этим заданием (прилепляют картинку с деревом на полянку).
Воспитатель:
Вот второе наше дерево ( показывает картинку с изображением рябины). Кто мне назовет это дерево.
Дети:
Это рябина.
Воспитатель:
Апочему вы решили что это рябина..
Дети:
На рябине растут красные ягодки.
Воспитатель:
А давайте посмотрим что нам принесла рябина. (Дети открывают конверт и собирают картинка с изображением листика от рбины.) Ребята что нам принесла с собой рябина.
Дети:
Листок.
Воспитатель:
Правильно листок упал с рябины. Значит он какой листок?
Дети:
Рябиновый.
Воспитатель:
Правильно. Рябиновый листок принёс вам вот такое задание.
Дидактическая игра : «Подбор слов – действий».
Птицы, что делают осенью – улетают, поют, перелетают. Дождь – моросит, льёт, идёт, капает. Ветер – тучки разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает. Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Воспитатель.
Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.
Дети.
Листопад.
Воспитатель:
Правильно. Мы выполнили задание рябины и теперь мы можем поселить её на нашу полянку.
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки. Мы листики осенние На ветках мы сидели. Дунул ветер – полетели Мы летели, мы летели И на землю тихо сели Ветер снова побежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.

Воспитатель:
Вот следущее дерево. ( показывает картинку с изображением дуба). Кто мне назовет это дерево.
Дети:
Это дуб. Воспитатель: А почему вы решили что это дуб.
Дети:
У него большой, толстый, крепкий ствол.
Воспитатель:
А давайте посмотрим что нам принёс дуб. (Дети открывают конверт и собирают картинка с изображением листика от дуба.) Ребята что нам принес с собой дуб.
Дети:
Листок.
Воспитатель:
Правильно листок упал с дуба. Значит он какой листок?
Дети:
Дубовый.
Воспитатель:
Правильно. Дубовый листок хочет чтобы вы рассказали ему какие изменения происходят в природе осенью.
Дети
:
Осенью солнце греет слабо.

Часто идут дожди.

Листья желтеют и опадают.

Дует сильный, холодный ветер.

Люди одевают теплую одежду.

Воспитатель:
Молодцы. Вот следущее дерево. ( показывает картинку с изображением ели). Кто мне назовет это дерево.
Дети:
Это Ёлка.
Воспитатель:
А почему вы решили что это елка.
Дети:
Она зеленая, у неё иголки.
Воспитатель:
А давайте посмотрим что нам принесла елка. (Дети открывают конверт , а в конверте пусто.) Ребята что нам принесла с собой елка.
Дети:
Нет ничего, пустой конверт.
Воспитаель:
А почему он пустой? Давайте с вами вспомним что нам приносили деревья?
Дети:
Листочки.
Воспитатель:
А почему елка нам не принесла листочка?
Дети:
У неё нет листочка, у неё иголки.
Воспитатель:
Правильно. Вот вам следущее задание. Ответьте пожалуйста, а как называются деревья у которых иголки? А у которых листья?
Дети:
Хвойные. Лиственные.
Воспитатель:
Давайте тоже поселим елочку на нашу полянку. Ребята посмотрите на нашу полянку. Что у нас не хватает в осеннем лесу?
Дети:
Грибов.
Воспитатель
: А какие вы знаете грибы,
Дети:
Мухомор, опята, лисички, Белый гриб.
Воспитатель:
Давайте с вами тоже поселим грибы на нашу полянку. И посмотрите на наше солнышко, оно изменилось?

Дети:
Да оно стало веселее.
Воспитатель:
А какая погода стала на нашей полянке?
Дети:
Солнечная.
Воспитатель.
Теперь нашей белочки будет чем заняться на нашей полянке. Вам понравилось наше путешествие по осееней лесной полянке. А что вам понравилось больше всего делать на нашем занятии? Но настала пора возращаться домой, на нашей машине.
Дети уходят:

Ну, что ж, ребятки собирайтесь

В путь дорогу

отправляйтесь.

Путь дорога не легка

Дети:

да, да, да.

Едем, едем на машине



































Нажимаем на педаль,

























.

Газ включаем, выключаем,

















Смотрим пристально вдаль.

Дворники счищают капли









Вправо, влево. Чистота

Мы – шофёры хоть куда.


Конспект

занятия по развитию

речи

Тема:


Путешествие в осенний лес Выполнила: Воспитатель ГКСУ СО АО «Детский дом — интернат «Солнечный для детей с задержкой в интеллектуальном развитии» Астраханская область Черноярский район С. Черный Яр Петрова Анна Геннадьевна