"ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Кисеева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №6 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дата публикации: 12.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ.
Из опыта работы. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. ВОЗ В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. Всемирная Организация Здравоохранения приводит факты: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей является стратегической задачей». Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена тем, что идет активный период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению. От состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность. По данным официальной статистической отчетности проведен анализ нарушений здоровья у детей. Перед поступлением в ДОУ (дети 3 Х лет) было выявлено увеличение таких нарушений как: - сколиоз 2,0 %; - нарушение осанки 21,6 %; - нарушение зрения 23,9 %; - нарушение речи 82,4 %. Непосредственно перед поступлением в первый класс регистрируется еще более высокие показатели. В то же время распространенность дефектов речи снижается. Снижение дефектов речи обусловлено интенсивной логопедической коррекцией. Физическое развитие является одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья, особенно в дошкольном учреждении. Результаты научных исследований свидетельствуют об ухудшении физического развития детей дошкольного возраста. За последние 5 лет среднепопуляционные показатели длины тела в возрасте 5-7 лет снизилось у мальчиков на 5,8 см, у девочек - на 4,4 см и составили 123,4 см (среди детей обоего пола). Среднепопуляционные значения массы тела у мальчиков уменьшилось на 1,1кг, а у девочек – на 0,2кг, составив 25,2 и 25,0кг соответственно. Среди детей в возрасте до 5 лет у 4,1% выявляется дефицит массы тела, у 1,7 – ее избыток, у 1,2 низкорослость. В возрасте 5-6 лет дефицит массы определяется уже у 11% детей, избыток – у 8%. У детей в возрасте 6 лет
силовые возможности снижены, по сравнению со сверстниками в 90-е годы, на 10%. Таким образом, представленный анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста позволяет сформулировать основные направления работы: • совершенствование законодательного обеспечения охраны здоровья детей путем разработки и принятия Федерального закона «Об охране здоровья детей в РФ». • усиление роли семьи как для повышения ответственности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Здоровье физическое требует от педагогов осмысления задач стоящих перед нами. От этого зависит здоровье детей, умственное развитие, вера в собственные силы. В сохранении здоровья важен не только образ жизни, но и достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня. Педагогам предлагается решать эти задачи на практике:
1)диагностика и обследование детей;

2)создание среды, сберегающей здоровье;

3)планирование и организация физкультурных мероприятий;

4)профилактическая работа и закаливание;

5)воспитание потребности в здоровом образе.
Совместная работа детского сада и семьи, цель которой – воспитание здорового ребенка.
1.Диагностика и обследование детей.
В современной коррекции процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в планировании работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями здоровья детей. Сопоставляя на практике данные медикопедагогических наблюдений. Мы имеем возможность:  устранять недостатки в организации условий жизнедеятельности детей;  предотвращать утомляемость в ходе различных занятий;  определять оптимальную физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей детей;  намечать наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия.

2.Создание среды, сберегающей, здоровье
являются компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни»: - создание условий для охраны жизни и здоровья детей; - создание комфортной среды в Д /С; - разработка гибкого режима дня и рационального двигательного режима; - продуманное планирование занятий; - обеспечение эмоционального благополучия; - личностно ориентированное взаимодействие с детьми и родителями. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают ребенка к определенной деятельности. Поэтому компонент «Эмоциональное благополучие» очень важен. Эмоции играют существенную роль при оценке результата. Чтобы эмоции приобрели побудительную силу, необходим соответствующий эмоциональный опыт. Этот опыт дети приобретают в подвижных играх и упражнениях, когда педагог положительно оценивает даже самые скромные достижения. У кого низкий уровень подготовленности, педагогу необходимо в замедленном темпе разъяснить упражнение. Содержание наиболее сложных повторяют многократно.
3
.
Планирование и организация физкультурных мероприятий -
формирование физической культуры личности, т.е. развитие собственных физических возможностей детей посредством двигательных действий. Преобразовать мотивы врожденные на чувство и желания можно с помощью игровых упражнений, инсценировок, проблемных ситуаций, игр – драматизаций по мотивам народных сказок. Образы, созданные с помощью движений, вызывают у детей положительный настрой на двигательную активность, вовлекают в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить движения одного характера на новый игровой образ. Для этого к услугам детей в физкультурном зале есть : лестница веревочная, дорожка – змейка (канат), модули мягкие, гимнастические наборы (обручи, палки, зажимы), дорожка мат, кегли, мячи, стенка гимнастическая ) и в групповых помещенияхтоже есть необходимый инвентарь: обручи малые, скакалка, набор кегель, разнообразные мячи, комплект мягких модулей, гантели детские, ленты короткие, палка гимнастическая короткая.
4
.
Профилактическая работа и закаливание.
Изучив данные о состоянии здоровья вновь поступающих детей можно определить уровень их физического развития.
Особое внимание уделяем закаливающим процедурам (соблюдаем режим прогулок, сон при открытых фрамугах (летом), режим проветривания, прием детей на улице (по погоде), воздушные ванны (летом), гигиенические процедуры). Уделяем внимание профилактике плоскостопия посредством специальной гимнастики, профилактике сколиоза, развитию мелкой моторики, делаем специальные упражнения для глаз и для дыхания. Упражнения и движения носят игровой характер. Вот некоторые примеры.
УПРАЖНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Их лучше выполнять после дневного сна (пока дети еще не обуты).
Упражнения стоя

«Лошадка»
Руки на поясе, считать до четырех. 1- подняться на носки; 2- опускаясь на правую ступню, согнуть левое калено – «гоп!» 3- подняться на носки; 4- опускаясь на левую ступню, согнуть правое колено – «гоп!»(4-6 раз)
«Качалка»
Руки на поясе. Подняться на носки – «кач!», перекат на пятки – «кач!»(4-6 раз).
Упражнения сидя.

«Здравствуйте и прощайте»
Сесть на стул. Ноги выпрямлены, носки вместе, пятки врозь. Руки опущены. «Здравствуйте!» - носки на себя, пятками скользить по полу, сжать кулаки. «Прощайте!» - вернуться в и.п.
«Велосипед»
Сидеть спиной к опоре; руки сжатые в кулаки, поднести к плечам; ноги поджать к животу. Имитация езды на велосипеде под стихи «Ехали медведи на велосипеде» (16 раз).
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Острота зрения во многом зависит от общего здоровья ребенка, поэтому общеукрепляющие игры на открытом воздухе, катание на велосипеде, плавание очень, полезно для глаз.
«Движение глазами вправо влево»
Выполнять движения до предела, но без чрезмерного напряжения, максимально медленно (4-6 раз в каждую сторону). Закрыть глаза и расслабить мышцы (30-40 секунд).
«Движения глазами вверх вниз»
Выполнять медленно с максимальной амплитудой, голову не наклонять (4-6 раз в каждую сторону). Закрыть глаза и расслабить мышцы (30-40 секунд).
«Моргания»
Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) (15-20 секунд). После этого закрыть глаза, расслабиться (30-40 секунд). Моргание полезно выполнять после длительных нагрузок на глаза (рисование), а также после каждого упражнения для глаз.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

І.
И.п. – о.с., руки к плечам. Согнутыми к плечам руки совершать круговые вращения вперед (кисти от плеч не отрывать), затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
ІІ.
И.п. – о.с., руки перед грудью. С напряжением, рывками развести руки в стороны, поднять их, опустить (3 раза). ІІІ. И.п. – о.с., спина прямая, руки над головой в замке, ходить на носках с напряженно вытянутой спиной (1-2 раза).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Замок»
Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. На двери весит замок (быстро соединять пальцы в замок и разъединять). Кто его открыть бы смог? Потянули! (пальцы в замок, потянуть, их, не расцепляя). Покрутили! (подвигать сцепленными пальцами от себя – к себе). Постучали! (пальцы в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга). И открыли! (расцепить пальцы).
«Шарик»
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
Надуваем быстро шарик – Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму напоминающую шар). Шарик лопнул воздух вышел – Стал он тонким и худым (пальчики возвращаются в исходное положение).
«В детский сад»
Сжать пальцы в кулак; поочередно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны. Большой палец встал один, Указательный - за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – Ура! В детский сад идти пора.
«Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду. С ноготками поиграю (массировать ноготки круговыми движениями), Друг о друга их потру. Потом руки «помочалю» (движения как будто стираем), Плечи нежно разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра! Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора!
Дети «стряхивают с рук воду», расслабляют их и отдыхают.
ЗАРЯЗКА ДЛЯ ДЫХАНИЯ
(ею можно заканчивать все упражнения и проводить физ. минутки)
«Надуть щеки»
Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы – медленно выдох.
«Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «Ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «П», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
5
.В заключении поговорим о воспитании потребности к здоровому образу жизни. Что же это такое?
Воспитание потребности к здоровому образу жизни –
формирование у детей элементарных понятий о своем теле, культуре гигиены, правилах поведения, а так же умении справляться с жизненными трудностями. Как мы их решаем в повседневной жизни? Прививаем стойкие культурно – гигиенические навыки; развиваем представления о строении собственного тела; формируем представления о том, что полезно и что вредно для организма; изучаем правила безопасности жизнедеятельности. Каждое направление реализуем систематическими мероприятиями, основу которых составляют упражнения описанные выше. Одно из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости – совместная, согласованная работа окружающих его взрослых, родителей и воспитателей. Только совместная деятельность может дать значительный результат. Участие родителей в оздоровлении и приобщении детей к здоровому образу жизни способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех. Создается микроклимат, в основе которого – уважение к личности, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.