"Парные согласные в корне".

Автор: Субакова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 72 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Парные согласные в корне".
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок русского языка во 2 классе по программе

«Школа России».

Подготовила и провела учитель начальных классов Субакова Е.Н.

Тема урока:
"Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".
Цель урока:
закрепить умения детей подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова, обозначать орфограмму графически; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Задачи урока:

Образовательные:
формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.
Развивающие:
развивать умение подбирать проверочные слова. развивать речь, орфографическую зоркость, внимание , память
Воспитательные:
формировать умения работать индивидуально, в малых группах; формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитывать интерес к обучению.
Оборудование:
письмо, алгоритм проверки парной согласной в корне, домик «Парные согласные», карточки с заданием, карточки со словами.
Тип урока:
закрепление изученного материала.
Форма работы:
фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Методы:
проблемный, частично – поисковый.
Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка целей урока. Слайд 1
- Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано ученикам 2 «Б» класса школы № 72 г.о. Самара, то есть вам. Вскрываю конверт и достаю письмо. «Дорогие ребята! К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы: 1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума; 2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание; 3) прячутся в корне слова. Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок. Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей. Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
Уч.:
Ну как, берёмся за это дело? Я повторяю приметы нарушителей: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума; 2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Дети:
Это парные согласные.
Учитель:
Правильно, именно о них пойдёт речь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Слайд 2

3. Словарная работа.

Уч.:
Давайте вспомним все парные согласные. Для этого 2 ученика у доски заселяют домик. Остальные ребята записывают столбиком в тетрадь словарные слова по картинкам.
Слайд 3
Проверка работы у доски: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.
Слайд 4
Чтение стихотворения В нашем русском языке Ходят пары «налегке». Если слышишь парный звук- Будь внимательным, мой друг! Часто «хитрые подружки» Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня нам Всё расставить по местам.
Уч.:
Посмотрим, как справились с заданием остальные дети.
Слайд 5

Медведь, тетрадь, город, мороз, сапог.

Уч.:
Когда так говорят: «Два сапога – пара», «Сапог каши просит»?
Уч.:
Что общего в этих словах?
Дети:
Это словарные слова. Они заканчиваются на парный согласный звук.
Уч.:
Можно ли проверить эти парные согласные?
4. Повторение алгоритма.

Уч.:
Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить? Повторение алгоритма. 1.Подобрать однокоренное слово, в котором после согласного будет
стоять

гласный звук или согласный звук [н].
2.Изменить слово, чтобы оно отвечало на вопросы КОГО? ЧЕГО? – добавить слово
“нет”.
3.Подобрать
уменьшительно-ласкательное
однокоренное слово.
Где растет морковь? – На грядках. Буквы пишут где? – В тетрадках. Чистим что мы? – Чистим зубки. Одеваем в холод? – Шубки. Любим все? – Снежки, салазки. А читаем часто? – Сказки Звук согласны проверяй, Рядом гласный подставляй! Грядка. Нет чего? – нет грядок. А тетрадки? – Нет тетрадок. Зубки! Изменили – зубы. Шубки! Проверяем – шубы. Ждем снежинок и салазок, И побольше чудных сказок.
5. Повторение.

Уч.:
А сказочные герои ждут с нетерпением встречи с вами. Из какой это сказки? Имена сказочных героев продолжаем записывать в столбик. - Кто потерял хрустальный башмачок, убегая из дворца? (Золушка)
Слайд6
-Какая девочка дружила с семью гномами?(Белоснежка)
Слайд 7
-Какой старичок наградил падчерицу за трудолюбие и наказал мачехину дочь за лень?(Морозко)
Слайд 8

Уч.:
Запишите по одному проверочному слову ко всем словам. Устная проверка.
6. Самостоятельная работа
.
Уч.:
У вас на партах лежат карточки разного цвета. Таким образом я вас разделила на 3 группы. Читайте внимательно задание и приступайте к его выполнению. Работаете 5 минут. Кто справится быстрее, поднимите руку.
Жёлтые карточки

Задание № 1.
Расположи предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найди слова с парными согласными и напиши проверочные тремя способами (где возможно) Не набрать мне столько за год В лес ходила я с Мариной Набрала подружка ягод За черникой и малиной.
Розовые карточки

Задание № 2.
Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами (где возможно) В ле… ходила я с Мариной, За черникой и малиной. Набрала подру…ка яго… Не набрать мне столько за го…

Голубые карточки

Задание № 3.
Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом. В ле… ходила я с Мариной, За черникой и малиной. Набрала подру…ка яго… Не набрать мне столько за го…
Уч.:
Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте. - Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: (рифма и т.д.) - Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте. Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.
7. Физминутка.
Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук –нужно присесть. Если слово начинается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши. Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед, шило, фонарь, голубь, парта.
8. Продолжение работы по теме. Слайд 9

Уч.:
Записываем слова со снежинки в тетрадь, подбираем проверочное слово любым способом, выделяем орфограмму. 1 ученик у доски. Проверяем.
Слайд 10
Со словом «снег» составляем предложение, записываем его и выполняем полный синтаксический разбор. 1 ученик у доски. Проверяем.
9. Работа в парах
. Дети получают карточки со словами. Устно подобрать проверочное любым способом. Гри….. – Поло…ка Шка… - сда…кий Утю…. – пиро…ки Гла… - кни…ка Голу…ь - мя..кий Пиро.. – сколь…кий Закла…ка ланды…
10. Итог урока.
- О каких звуках мы сегодня говорили? - Почему их называют парными? - Что помогает избежать ошибок на письме? - Как проверить парную согласную на конце слова?
11. Рефлексия.


Резерв

Самостоятельная работа.
Исправь ошибки и запиши текст. Уже потемнел снек. На реке треснул лёт. Растаял большой сугроп. Морос не щиплет за ноз. Дети сняли шупки. Это наступила весна. Взаимопроверка.