"Коррекция знаний по теме "Проценты" при подготовке к ЕГЭ"
Автор: Лысова Марина Анатольевна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Преображенка"
Населённый пункт: с. Преображенка, Пугачевский р-н, Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция знаний по теме "Проценты" при подготовке к ЕГЭ"
Организация коррекционной работы по теме «Проценты» в процессе под-
готовке выпускников к итоговой аттестации
Лысова Марина Анатольевна,
учитель математики МОУ « СОШ с. Преоб-
раженка» Пугачевского района Сара-
товской области
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования,
связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес,
финансы, физика, химия, психология и другие). Таким образом, для многих
школьников знания по математике становятся фактором социализации в будущем.
В математике важнейшим условием успешности овладения новыми знаниями
является умение использовать определенный объем знаний, умений и навыков,
полученных ранее. Особенно это важно при подготовке к ЕГЭ. Практика показывает,
что слепое натаскивание на готовые образцы решений не гарантирует хороших
результатов сдачи экзамена. Малейшее отклонение условия задачи в реальном ЕГЭ
от заученного образца порождает массу ошибок или полностью «парализует»
ученика. Надлежащая подготовка к итоговой аттестации обеспечивается
систематической работой по выявлению и устранению пробелов в знаниях, умениях
и навыках учащихся, особенно отработка до автоматизма вычислительных навыков.
При организации работы по подготовке к итоговой аттестации необходимо
создать условия, направленные на:
1.
формирование прочных знаний;
2.
обучение приемам самоконтроля;
3.
формирование потребности в самоконтроле;
4.
воспитание ответственности за выполненную работу;
5.
развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся.
Необходимо рассматривать максимальное количество узконаправленных
упражнений каждого изучаемого раздела, пошагово формируя базовые
математические знания. При изучении отдельных тем в сочетании их с другими
«соседями по математике», приобретается важнейшее чувство практического
применения получаемых знаний.
Можно выделить несколько этапов работы по выявлению и устранению пробелов в
знаниях каждого учащегося:
1-й этап. Диагностика или выявление ошибок. Фиксируется начальный объем
и содержание имеющихся знаний, информации, умений и навыков по теме.
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, тестирований, устных ответов,
само- и взаимоконтроля.
2-й этап.
Фиксирование ошибок учеником, а затем и учителем.
Каждый
ученик составляет перечень вопросов, над которыми необходимо работать.
Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ними:
вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой
уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и
времени. Необходимо самих ребят привлекать к этой работе (заполнение
маршрутного листа), нацелить их на то, чтобы не оставляли непонятных участков
без внимания.
3-й этап. Анализ допущенных ошибок. Вместе с учащимся проводим анализ
ситуации, который позволяет изучить пробелы и достижения, выделить типичные
ошибки и основные затруднения, изучить причины их появления и наметить пути их
устранения, то есть, переходим к следующему этапу.
4-й этап.
Планирование индивидуальной деятельности по устранению
пробелов в знаниях.
Ученик выступает в роли организатора своего обучения,
формулирует цели, подбирает темы, составляет план работы, выбирает средства и
способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки. На этом этапе
создаются индивидуальные программы обучения на определенный период.
5-й этап . Деятельность по устранению пробелов в знаниях.
1. Анализ сформированности общеучебных и предметных знаний и умений
помогает правильно организовать
работу учащихся на уроках.
Необходимо помочь
учащимся систематизировать теоретическую базу изучаемой темы, подобрать
упражнения, предложить алгоритмы решения, анализа, критерии оценки. Каждый
ученик выбирает уровень работы и самостоятельно выполняет задание. Он может
обратиться за советом к товарищу или к учителю, он может сесть в группу с
ребятами того же уровня и вместе с ними разобрать непонятное задание, отметка за
работу на уроке может не выставляться в журнал, если учащегося она не
удовлетворяет.
2. Индивидуальные, групповые консультации, которые проводятся с
привлечением наиболее подготовленных учащихся не только данного класса, но и
других классов.
Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных
ситуаций настоящего времени заставляет задуматься об организации разнообразных
форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как
можно интереснее, доступнее, разнообразнее.
Несмотря на важность и сложность темы «Проценты», практика показывает,
что многие выпускники не имеют прочных навыков в обращении с процентами в
повседневной жизни, что и предлагаю компенсировать на уроках элективного курса,
где вместе с учащимися предстоит
о бобщить теоретические знания по теме
«Проценты», рассмотреть методы решения задач на проценты базового и
повышенного уровня сложности.
Приступая к обобщению, систематизации и коррекции знаний учащихся по
данной теме, начинаю с повторения теоретического материала.
1)
Вопрос: «Что называется процентом?»
Звучит определение.
Определение: Проценты – одно из математических понятий, которые часто
встречаются в повседневной жизни. Процентом от любой величины называется одна
сотая ее часть. Обозначается процент знаком %.
1% = 0,001= 1/100
2)
Вопрос: «Как выразить число процентов десятичной дробью?»
Чтобы выразить проценты десятичной дробью или натуральным числом,
нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100.
Пример:
58% = 58/100 = 0,58
4,5%=4,35/100 = 0,045
370%=370/100 = 3,7
Для обратного перехода выполняется обратное действие. Таким образом,
чтобы выразить число в процентах, надо его умножить на 100.
В практической жизни полезно знать связь между простейшими значениями и
соответствующими дробями: половина – 50%, четверть – 25%, три четверти – 75%,
пятая часть – 20%, три пятых – 60%.
Увеличить в 2 раза – это значит увеличить на 100%, увеличить в 3 раза – это
значит увеличить на 200%.
Устная работа по решению простейших задач на проценты.
Перед решением задач, учащимся необходимо напомнить основные теоретиче -
ские факты, на основании которых решаются уравнения. В зависимости от уровня
подготовки это могут быть либо устные ответы учащихся на вопросы учителя, либо
совместная работа учителя и учащихся, но в том или ином виде, на уроке должны
прозвучать следующие выводы с примерами:
1. Поскольку проценты выражаются дробями, то задачи на проценты являются
по существу теми же задачами на дроби.
2. В простейших задачах на проценты некоторая величина a принимается за
100% («целое»), а ее часть в (правильная или неправильная) выражается числом
р%: 100% - а
р% - в
3.В зависимости от того, что неизвестно – а, в или р, выделяют три типа задач
на проценты. Эти задачи решаются также, как и соответствующие задачи на дроби,
но перед их решением число р% выражается дробью.
4.Типы задач
4.1 Нахождение процента от числа.
Чтобы найти
100
р
от а, надо а умножить на
100
р
в =
100
ар
итак, чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соот-
ветствующую дробь. Например, 20% от 45 кг равны 45х0,2 = 9 кг, а 118% от Х равны
1,18Х.
4.2. Нахождение числа по его проценту.
Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому про -
центу, разделить на дробь, например, если 8% длины отрезка составляют 2,4см, то
длина всего отрезка равна 2,4:0,08-240:8=30см.
4.3. Нахождение процентного отношения двух чисел.
а) Чтобы найти, сколько процентов число в составляет от а, надо сначала
узнать, какую часть в составляет от а, а затем эту часть выразить в процентах:
р =
а
в
100 (%)
Например, 9г соли в растворе массой 180г составляют 9х100:180=5% раствора.
б) Частное двух чисел, выраженное в процентах, называется процентным от
-
ношением этих чисел. Это правило называют правилом нахождения процентного от -
ношения двух чисел.
Итак, нетрудно заметить, что формулы в=а
100
р
(1), а=в:
100
р
(2) и р=
а
в
100
(3) взаимосвязаны. Именно две последние формулы получаются из первой, если вы -
разить из нее значение а и р. Поэтому первую формулу считают основной и называ
-
ют формулой процентов. Формула процентов объединяет все три типа задач на дро -
би и, при желании, можно пользоваться ею, чтобы найти любую из неизвестных ве
-
личин а, в и р.
Предлагаю ребятам найти:
А) 8% от 6кг
Б) 30% от 15м
В) 200% от 72 лет
Г) 0,4% от
0,25с
Д) 1,25 от 800т Е) 33 1/3% от 27см3 Ж) 20% от 15,25 З)75% от 80%
И) 0,1% от 0,1% К) 12% от а
Л) 35,6% от в
М) 66 2/3% от с
Сравнить что больше:
А) 15%от 17 или 17%от15;
Б) 1,2%от 48 или 12% от 480
В) 147% от 621 или 125% от 549
Г) 72% от 150 от 70%от 152
Д) 80% от а или 40% от 2ак
Е) 36% от 2,5в или 1,5% от 80в
Далее можно предложить решить следующие задачи:
Задача 1
Банк обещает своим клиентам годовой рост вкладов 30%. Какую сумму денег
может получить через год человек, вложивший в этот банк 45 тыс.руб.?
Задача 2
Какую сумму следует положить в банк, выплачивающий 25% годовых, чтобы
по истечению года получить 1000 руб.?
Задача 3
В 200 грамм воды растворили 50 грамм соли. Какова концентрация полученного
раствора?
Задача 4
В течение января цена на яблоки выросла на 30%, а в течение февраля на 20%,
На сколько процентов поднялась цена за 2 месяца?
Задача 5
Сколько надо заплатить москвичу, если его квартплата составляет 100 руб. и
просрочена: а) на 5 дней; б) на 30 дней; в) на 4 месяца (120 дней)?
Задача 6
При какой процентной ставке вклад на сумму 1000 руб. увеличится за до 1600 руб.?
Задача 7
Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц он уве
-
личился за 8 месяцев до 3,3 тыс. руб.?
Существуют формулы, с помощью которых можно выполнить подсчет ве
-
личины в случае простого процентного роста:
S
п
=(1 +
100
рп
)S
0
.
В случае сложного процентного роста используется следующая формула:
S
n
=(1 +р/100)
п
S
0
.
Разница законов простого процентного роста и сложного процентного роста
состоит в том, что при простом росте процента каждый раз исчисляют, исходя из на -
чального значения величины, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего
значения.
Иначе говоря, при простом росте 100% - всегда начальная сумма, а при слож -
ном росте 100% - это предыдущее значение величины.
Пример:
Задача
Банк начисляет 20% годовых и внесенная сумма равна 5000 руб. Какая сумма
будет на счете клиента банка, через 5 лет: а) при начислении банком простых про
-
центов; б) при начислении банком сложных процентов?
Решение:
При простом процентном росте сумма составит (1+20*5/100)*5000=10000 руб.
а при сложном процентном росте будет равна (1+20/100)5*5000+12441,6 (руб.).
Ответ: при простом проценте будет сумма 1000 руб., а при сложном 12441,6 руб.
Из последней задачи ясно видно, какая значительная разница получается при
начислении процентов разными способами. Поэтому, желая внести деньги в какой-
нибудь банк, человек всегда должен внимательно ознакомиться с условиями: какие
проценты выплачивает банк – простые или сложные, платит ли он «проценты на
проценты». И судить об этом надо не только по рекламе, которая часто бывает рас
-
плывчатой, неточной, но и непосредственно по тексту договора, который перед под -
писанием надо внимательно изучить.
Полученная выше формула применима, естественно, не только к задачам о ро -
сте вклада, но и к любой ситуации, когда рассматриваемая величина, за каждый за
-
данный промежуток времени увеличивается на определенное число процентов, счи -
тая от предыдущего ее значения. При уменьшении величины на определенное число
процентов, считая от предыдущего его значения, в формуле, как и простого роста,
появляется знак минус.
Задачи для самостоятельного решения
1.
«Начальная сумма составляет 20000 руб. и ежемесячно увеличивается на
50%». Какая из перечисленных ниже формул соответствует данному условию:
а) S
n
=(1-20n/100)*50;
б) S
n
=(1-20n/100)*20;
в) S
n
=(1+20n/100)*50;
г) S
n
=(1+20n/100)*20?
2. Дорога длинной 600 км требует замены 40% покрытия. В течение недели
заменено 100км. Сколько км покрытия еще осталось заменить?
3. После повышения заработной платы на 40% она составила 1008 рублей. На
сколько рублей повышена зарплата?
4. Сколько будет, если: а) 100 руб. увеличить на 300%; б) 500 руб. уменьшить
на 10%; в) a увеличить на 25%; г) b уменьшить на 20%?
5. Сравнить результаты:
а) 150 руб. увеличили на 50% и 100 руб. увеличили на 100%;
б) 100 руб. уменьшили на 50% и 150 руб. уменьшили на 60%;
в) a руб. уменьшили на 25% и 1,2a уменьшили на 40%;
г) b руб. увеличили на 250% и 2b руб. увеличили на 50%?
Для мониторинга освоения методов решения задач на проценты можно
предложить учащимся разноуровневую самостоятельную работу. Учащимся со сла-
бой математической подготовкой предложить задания, аналогичные тем, которые
разбирались на уроках (базовый уровень)
Базовый уровень
1.В двух библиотеках было одинаковое количество книг. Через год в первой
библиотеке число книг увеличилось на 100%, а во второй – в 1,5 раза. В какой биб -
лиотеке книг стало больше?
1)
в первой;
2)
во второй;
3)
книг поровну;
4)
не хватает данных.
2.На сколько процентов изменится величина, если она увеличилась в 5
раз?
1)
на 10%;
2)
на 50%;
3)
на 500%;
4)
на 400%.
3.В школьных спортивных соревнованиях призы получили 36 человек,
что составило 12% всех учащихся. Сколько всего человек всего участвовало в
соревнованиях?
1)
300; 2) 30; 3) 432; 4) 542.
Продвинутый уровень
1.
Мотоциклист проезжает расстояние АВ за 10,5 часа. На сколько процен -
тов следует увеличить его скорость, чтобы то же расстояние он преодолел за 8 часов
24 минуты?
2.
Число a больше числа b на 30%. Какую часть от a составляет b?
Повышенный уровень
1.
Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие – 12%. Сколько по
-
лучится сухих грибов из 44 кг свежих?
2.
Имеются сплавы двух сортов с содержанием никеля в 25% и 50%. Сколь-
ко нужно взять каждого из этих сплавов, чтобы получить 1250 кг сплава с содержа
-
нием никеля в 40%?
Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся
интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение
собственного опыта творческой деятельности, формирует готовность и способность
к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию
нравственных качеств, создает условие для творческого саморазвития личности.
Мне ежегодно приходится готовить учащихся 10-11 классов к итоговой
аттестации за 1-2 года, то есть брать ребят в 10 классе, не зная, каким багажом
знаний они обладают, умеют ли самостоятельно добывать знания. Проводимые
исследования обученности, уровня тревожности, мотивации показывают:
1. Положительно меняется отношение ребят к учению, наблюдается переход от
уровня полного отсутствия самостоятельности к частичной самостоятельности и как
следствие - повышение самооценки учащихся.
2. Фиксируется рост уровня общеучебных и предметных умений школьников,
а также повышение уровней развития индивидуальных характеристик личности.
3. Наблюдается уменьшение уровня тревожности учащихся. И как следствие -
повышение качества знаний.
Данная система работы основывается на принципе К. С. Станиславского:
«Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным». Это
высказывание наиболее полно отражает суть системы работы по данной теме.