"Игры для развития общего подражания"

Автор: Юдина Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Нефтеюганск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры для развития общего подражания"
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игры для развития общего подражания
Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно.  Начинать следует с
отдельных простых движений
. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.  Затем можно учить детей выполнять
несколько движений.
Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.  Следующий этап развития общего подражания – выполнение
действий
с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
1.

Делаем зарядку!

Мама
становится напротив ребёнка. Она предлагает ребёнку поиграть в игру. Мама выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами: Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты повторяй за мной!  Руки вверх!  Руки в стороны!  Теперь походим – топ-топ-топ!  Руки вперед!  Похлопаем в ладошки!  Руки на пояс!  Присели!  Стоим!  Попрыгаем – прыг-скок! После можно предложить ему поменяться ролями: «А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять». Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.
2. Птички.

Предложите ребёнку поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами: «Делай как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!» Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если малыш не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить его. Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: «Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите ребёнку разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно. Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели! Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.
3. Мишка косолапый.
Предложите ребёнку игру в мишку: «Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!»
Мишка косолапый по лесу идет
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).
4. Ладошки.
Эта игра проводится сидя за столом: « Давай поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок, и показывать движения, а ты повторяй за мной!»
Ладошки вверх!
(кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(зажимаем ладони в кулаки) Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как ребёнку сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда ребёнок хорошо освоит движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.
5. Поиграем на дудочке.

Предложите ребёнку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее. «Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!» «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
6. Поиграем на балалайке.
Предложите ребёнку «поиграть» на балалайке. Перед началом игры покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее. «А теперь давай поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!». Изображаем игру на балалайке.
7. Позвеним колокольчиком.
Предложите ребёнку «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
«Давай позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»
Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН- ДОН! Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
«Звенеть колокольчиком можно по-

разному. Давай позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН!

А теперь по-другому:

ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяй за мной!»

8. Бьём в барабан.
Предложите ребёнку «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте ребёнку настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
«А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!»
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому:
БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-

БАМ-БАМ!
Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
«Барабанить можно по-разному. Давай бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А

теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-

БАМ! Повторяй за мной!»
Когда ребёнок хорошо запомнит игру на барабане, дудочке, колокольчике
и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа: «Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!»
9. Гости.
Постройте вместе с малышом домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка –
КО-КО
, собачка –
АВ-АВ
, кошка –
МЯУ-МЯУ
, коровка –
МУ-МУ
, гусь –
ГА-ГА
, утка –
КРЯ-КРЯ
, поросёнок – ХРЮ-ХРЮ и др. Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика –
ИА,
козлика –
МЕ,
голубя –
ГУЛИ-ГУЛИ,
ворону –
КАР,
мышку –
ПИ-ПИ,
и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания. «Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадалась? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давай поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ- АВ!» ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости… Побуждайте ребёнка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце. Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малыша, сверните игру. Советую менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».
10. На! Дай!
Продемонстрируйте ребёнку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами: «НА, зайка, МЯЧИК! На!» Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Дайте малышу игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
11. Куколка.

Дайте ребёнку куклу и предложите игру.
«Куколка устала, она хочет спать. Давай уложим куколку спать:

покачаем и споем ей песенку: А-А-А!»
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Ребёнок повторяет за взрослым, укачивая свою куклу. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.
«Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует! Кукла «танцует и

кланяется».

«А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помоги своей

куколке потанцевать и спеть песенку».
При необходимости помогите ребёнку совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению ребёнка употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся:
ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ
и др.