Автор: Юдина Ольга Николаевна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Сказка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Нефтеюганск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игры для развития общего подражания"
Игры для развития общего подражания
Подражание – один из основных способов усвоения общественного
опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и
игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у
ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого.
Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание
движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать
движениям и действиям взрослого развивается постепенно.
Начинать следует с отдельных простых движений . Например, в игре
«Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают
руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например,
в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки.
В некоторых играх движения следует выполнять в определенной
последовательности.
Следующий этап развития общего подражания –
выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с
куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее
в кроватку и накрыть одеялом и т.д.
1.
Делаем зарядку!
Мама становится напротив ребёнка. Она предлагает ребёнку поиграть в
игру. Мама выполняет определенные действия, комментируя их следующими
словами:
Давай делать зарядку! Я буду показывать, а ты повторяй за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны!
Теперь походим – топ-топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем – прыг-скок!
После можно предложить ему поменяться ролями:
«А теперь давай
меняться – ты показывай, а я буду повторять».
Игру можно усложнять и
расширять, добавляя новые движения.
2. Птички.
Предложите ребёнку поиграть в птичек. Комментируйте свои действия
словами: «Делай как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!»
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если малыш не
выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить его.
Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: «Теперь
птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот
так! Предложите ребёнку разный темп выполнения движения – птички могут
лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.
3. Мишка косолапый.
Предложите ребёнку игру в мишку:
«Давай поиграем в косолапого
мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!»
Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с
земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по
лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и
топаем ногой).
4. Ладошки.
Эта игра проводится сидя за столом: «
Давай поиграем с нашими
ладошками. Я буду произносить стишок, и показывать движения, а ты
повторяй за мной!»
Ладошки вверх! (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз! (переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок! (ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок! (зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как
ребёнку сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда
ребёнок хорошо освоит движения, их последовательность, можно
предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной
команде.
5. Поиграем на дудочке.
Предложите ребёнку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры
продемонстрируйте ребёнку настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем
изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.
«Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте
за мной!»
«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
6. Поиграем на балалайке.
Предложите ребёнку «поиграть» на балалайке. Перед началом игры
покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с
помощью движений и озвучьте ее. «А теперь давай поиграем на балалайке:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!». Изображаем игру на балалайке.
7. Позвеним колокольчиком.
Предложите ребёнку «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры
продемонстрируйте ребёнку настоящий колокольчик и позвените им. Затем
изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
«Давай позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»
Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на
колокольчике.
Можно предложить позвенеть по-другому:
ДОН-ДОН! Или ДИН-
ДОН! Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше
запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты.
В этом
случае дается следующая инструкция: «Звенеть колокольчиком можно по-
разному. Давай позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН!
А теперь по-другому:
ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяй за мной!»
8. Бьём в барабан.
Предложите ребёнку «поиграть» на барабане. Перед началом игры
продемонстрируйте ребёнку настоящий барабан. Затем изобразите игру на
барабане с помощью движений и озвучьте ее.
«А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!» При этом имитируем игру на
барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-
БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше понравится ребёнку, лучше
запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом
случае дается следующая инструкция:
«Барабанить можно по-разному. Давай бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А
теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-
БАМ! Повторяй за мной!»
Когда ребёнок хорошо запомнит игру на барабане, дудочке, колокольчике
и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые
конструкции по словесной инструкции без показа:
«Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем
на балалайке!»
9. Гости.
Постройте вместе с малышом домик из конструктора (можно соорудить
домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в
игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или
резиновые): курочка – КО-КО , собачка – АВ-АВ , кошка – МЯУ-МЯУ ,
коровка – МУ-МУ , гусь – ГА-ГА , утка – КРЯ-КРЯ , поросёнок – ХРЮ-ХРЮ
и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в
зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно
использовать ослика – ИА, козлика – МЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону
– КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали
крики, доступные для подражания.
«Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый!
Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не
видна) АВ-АВ! Кто же это, догадалась? Правильно, СОБАКА. Заходи,
собака, к нам в гости. Давай поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-
АВ!»
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте ребёнка повторять за вами звукоподражания, слова и фразы.
Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры
предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и,
соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При
признаках утомления у малыша, сверните игру. Советую менять персонажей,
постепенно увеличивать количество «гостей».
10. На! Дай!
Продемонстрируйте ребёнку игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем
зайчику маленький мячик со словами: «НА, зайка, МЯЧИК! На!»
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем
руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Дайте
малышу игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать
в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у
взрослых и сверстников, учатся делиться.
11. Куколка.
Дайте ребёнку куклу и предложите игру.
«Куколка устала, она хочет спать. Давай уложим куколку спать:
покачаем и споем ей песенку: А-А-А!»
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Ребёнок
повторяет за взрослым, укачивая свою куклу. Следите, чтобы малыш
повторял интонацию напева.
«Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует! Кукла «танцует и
кланяется».
«А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помоги своей
куколке потанцевать и спеть песенку».
При необходимости помогите ребёнку совершать игровые действия с
куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто
это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.
Развитие глагольного словаря.
Особое внимание следует уделить обучению ребёнка употреблению
слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в
процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся:
ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.