" Времена года"

Автор: Халевина Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Рябинушка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: " Времена года"
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ВРЕМЕНА ГОДА» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: закрепить у детей представление о временных изменениях в природе; обогащать словарь по теме; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; продолжать работу по формированию связной речи ОБОРУДОВАНИЕ: письмо от старичка – лесовичка, глобус, настольная лампа, лист А4, разделенный на 4 сектора, фломастеры, половинки альбомного листа по количеству детей, желтые карандаши. ХОД НОД Воспитатель вносит в группу конверт с письмом и читает его: «Дорогие ребята, здравствуйте! Я уже давно живу в лесу и никак не могу понять что вокруг меня происходит. То очень жарко, везде в лесу зелено, растут грибы и ягоды, то вдруг начинают идти дожди, листья на деревьях желтеют и опадают. А затем все в лесу засыпает, становится холодно- холодно, деревья одевают белые шапки, а потом начинает теплеть, все вокруг оживает , расцветает, появляются подснежники, деревья одеваются в молодую листву, прилетают птицы, просыпаются звери и насекомые. ВОСПИТАТЕЛЬ: А на конверте , ребята, есть подпись .Это письмо нам прислал Старичок- лесовичок. А спрашивает он о смене времен года. А скажите мне, какие времена года вы знаете? ДЕТИ: Зима, весна, лето, осень ВОСПИТАТЕЛЬ: Все правильно! Вы молодцы. А хотите я вам расскажу почему же одно время года сменяется другим. ДЕТИ: Да. ВОСПИТАТЕЛЬ: Для этого мне понадобится глобус и настольная лампа. Настольная лампа будет изображать у нас солнышко. А скажите, ребята, что такое глобус? ДЕТИ: Это наша Земля. ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно. Глобус- это макет нашей Земли только очень маленький. А теперь прежде чем я начну рассказывать о смене времен года, солнышко на зовет поиграть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Солнце, солнце высоко !(руки вытянуты вверх, ладошки раскрыты) Нам от солнышка тепло!(ладошками гладим щеки) Тает снег от лучей,(садимся на корточки) Звонко побежал ручей.(бежим по кругу друг за другом) Вы за ручейком идите- Лужи все перешагните.(ходьба большими шагами)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята сначала мы найдем на глобусе то место, где мы с вами живем и прикрепим туда красный флажок. Чтобы времена года сменялись одно другим, наша Земля должна пройти вокруг солнышка. Как я уже говорила, свет солнца будет у нас изображать настольная лампа. Вот посмотрите, когда наш флажок находится перед солнышком, солнце освещает его, становится жарко, наступает лето. Земля потихоньку обходит вокруг солнца, когда наш флажок находится сбоку от солнышка, становится холоднее на, деревьях желтеют листья, идут дожди, и к нам приходит осень. Земля движется дальше, и флажок заходит за солнышко, лучики совсем не достают до нашего флажка, не согревают его, становится совсем холодно, дождик превращается в снег, и наступает зима. Наш глобус продолжает свое движение и выходит из-за солнышка, лучики снова начинают пригревать наш флажок, снег начинает таять , природа оживает, и после зимних холодов к нам снова приходит весна. И по другому, ребята, быть не может, все времена года следуют друг за другом, и у каждого времени года свое место и своя очередь. А теперь нам нужно отправить ответ старичку - лесовичку. Давайте ответ мы нарисуем. У меня есть лист бумаги, разделенный на 4 квадрата, так как времени года – четыре. В каждом квадрате мы с вами нарисуем признаки времен года. Первое в году время года- зима. Что же у нас происходит зимой? ДЕТИ: Идет снег, приходит Новый год, мы наряжаем елку, а все дети катаются на санках и коньках.(воспитатель зарисовывает то что сказали дети в первом квадрате) ВОСПИТАТЕЛЬ: Хорошо, ребята, а какое время года приходит после зимы? ДЕТИ: Весна. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Давайте нарисуем, что же происходит весной. ДЕТИ: Тает снег, появляются на крышах сосульки, вырастают подснежники, мамы отмечают свой праздник- 8 марта, деревья покрываются листиками. ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы все верно сказали. А теперь скажите мне какое же у нас следующее время года, и что же происходит в природе? ДЕТИ: Лето. На улице жарко все загорают и купаются. Расцветает много цветов, вырастают грибы и ягоды, овощи и фрукты. ВОСПИТАТЕЛЬ: Все верно. А теперь давайте расскажем о последнем времени года. Как же оно называется? ДЕТИ: Осень. ВОСПИТАТЕЛЬ: И что же мы можем увидеть осенью? ДЕТИ: Листья желтеют и опадают, получается листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают в теплые края. ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот такое, ребята письмо мы нарисовали старичку – лесовичку. А теперь еще отправим ему подарки. Мы с вами выяснили, что времена года сменяют одно другим благодаря солнышку и чем солнце ближе, тем теплее на улице. Ребята, можно сказать что солнышко лучистое? ДЕТИ: Да, потому что у него есть лучики.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас каждый нарисует солнышко для старичка – лесовичка, и тогда в лесу ему станет тепло и светло. Дети рисуют солнышко. ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие замечательные солнышки у вас получились. Мы сейчас положим их в конверт вместе с письмом и отправим старичку – лесовичку. А чтобы солнышко нас согревало чаще и светило нам ярче давайте расскажем ему закличку. Солнышко красно Гори, гори ясно! В небо пташкой залети, Нашу Землю освети! В море рыбкой поплыви, Нашу Землю оживи! Всех на свете детушек Обогрей, оздорови!