Автор: Рюмин Сергей Федорович Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Верхний Изяк
Населённый пункт: село Верхний Изяк Благовещенского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по обществознанию 10 класс"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________________ Леонтьева О.М.
«_____» ____________ 20____г.
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ с. В. Изяк
_______________Хайруллина А.А.
Приказ №____________
«_____» ___________
20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __обществознанию 10 класс__________________
(предмет, класс, название программы по внеурочной деятельности)
срок реализации данной программы
____2015-2016 учебный год ______
(учебный год)
Программа разработана на основе Федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, примерной программы среднего общего образования,
авторской программы по обществознанию Л.Н.Боголюбова для 10-11
класса, базовый уровень. – М.; Просвещение, 2011 г.
(указание примерной программы и ее авторов)
составитель _____
Рюмин С.Ф._____________________
(Ф.И.О. педагогического работника)
Год составления программы: 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса обществознания для 10 класса
разработана на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы
среднего общего образования, авторской программы по обществознанию
Л.Н.Боголюбова для 10-11 класса, базовый уровень. – М.; Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа по курсу обществознания в 10-м классе составлена для
УМК по обществознанию для 10 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова,
включённого в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год, и
рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч.). Учебник «Обществознание» 10 кл. для
общеобразовательных организаций : базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И.
Аверьянов, А.В. Белявский и др. под ред. Л.Н. Боголюбова – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2015.
Нормативная основа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об
утверждении введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об
утверждении введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Устав МОБУ СОШ с. В. Изяк;
Основные образовательные программы НОО, ООО, СОО.
Примерные программы по учебным предметам;
Учебный план МОБУ СОШ с. В. Изяк;
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОО)
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного образовательного стандарта;
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного
предмета.
2
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования
на базовом уровне по
«Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные
объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая
сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все
означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют
друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят:
социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм
и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
· воспитание общероссийской идентичности , гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными
планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего
(полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09
марта 2004 года №1312. в рамках среднего (полного) образования и в соответствии с
3
учебным планом МОБУ СОШ с. Верхний Изяк на изучение предмета
«Обществознание» в 10 классе выделено 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
отводит 140 ч. для изучения на базовом уровне учебного предмета, в том числе в 10 и 11
классах по 70 часов из расчета 2 часа в неделю, один из которых планируется для
различных видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной
информации, критическое осмысление актуальной социальной информации,
поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных
заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы
осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 10
письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.
Фактическое количество часов в соответствие с годовым календарным графиком МОБУ
СОШ с. Верхний Изяк на 2015-2016 учебный год составило 69 часов.
Кол-во часов – 69
Формы контроля
Полугодие
К-во час.
в неделю
Всего часов
К/р
П/р
По плану
Факт.
По плану
Факт.
По плану
Факт.
1
2
32
1
15
2
2
37
3
16
Содержание учебного предмета.
Структура курса
№
Тема
Кол-во часов
Вводный урок.
1
Глава 1.
Человек в обществе.
17
Глава 2.
Общество как мир культуры.
14
Глава 3.
Правовое регулирование общественных отношений.
28
Заключение
Человек в 21 веке.
2
Контрольные работы.
4
Итоговое повторение.
3
Итого
69
Характеристика основных тем
Основное содержание.
10 КЛАСС (69 ЧАСОВ)
Глава 1. Человек в обществе.
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе
Структура
общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек
как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные
ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ
существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность. Позна
ние и знание.
Познание мира:
чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие
форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания.
Человек в систе ме
4
социальных связей
.
Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности
Единство свободы и ответственность личности.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации Наука и образо вание. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории.
Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь
Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции
духовной жизни современной России.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм.
Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источни ки права. Правовые акты.
Конституция в иерархии нормативных актов.
Право отношения и правона рушения.
Виды юридической ответственности.
Систему судебной защиты прав человека.
Развитие права в современной России
Современное российское законодательство.
Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного
права. Правовая защита природы. Предпо
сылки право мерного поведе ния
Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в 21 веке.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс.
Современный мир и его противоречия.
Перечень проверочных работ по разделам.
№
Тема
Дата
1
К/р по теме «Человек в обществе»
13.11
2
К/р по теме «Общество как мир культуры»
16.01
3
К/р по теме «Правовое регулирование общественных отношений»
13.05
4
Итоговая контрольная работа
27.05
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс
Название учебника, класс
Год
издания
Издательство
№ в Перечне
Обществознание. 10 класс: учебник
общеобразовательных организаций:
базовый уровень/ Л.Н.Боголюбов,
Ю.И. Аверьянов, А.В.Белявский и др.
2015
Просвещение
1.3.3.3.1.1
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный
справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г
5
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в
трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10класса
общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические
рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к
выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2012
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва
2010г.
Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н.
Боголюбова.- Волгоград, 2009
Литература для учащихся:
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса
общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный
справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва,
2010г
Оборудование и приборы:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Презентации по темам
Варианты тестовых заданий по каждой теме
Результаты
и система их оценки.
Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
6
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2" :
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной
речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем
7
и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
8
9
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема урока
Вид контроля
входной (В),
тематический(Т),
итоговый (И)
примечания
1 полугодие – 33 урока
1 четверть (17 уроков)
1
04.09
Введение
В
Стр.4-6
Глава 1. Человек в обществе (17 часов)
2
05.09
Что такое общество.
Т
§1 с.17
3
11.09
Практикум по теме «Что такое общество»
Т
Стр. 17-18
4
12.09
Общество как сложная система.
Т
§2 с.27
5
18.09
Практическая работа №1 по теме
«Общество как сложная система»
И
Стр.28
6
19.09
Динамика общественного развития.
Т
§3 с.41
7
25.09
Практикум по теме «Динамика общественного
развития»
Т
Стр.42
8
26.09
Социальная сущность человека.
Т
§4 с.48
9
02.10
Практическая работа №2 по теме:
«Социальная сущность человека»
И
Стр.48
10
03.10
Деятельность – способ существования
человека.
Т
§5 с.57
11
09.10
Практикум по теме: «Деятельность – способ
существования человека»
Т
Стр.57-58
12
10.10
Познавательная и коммуникативная
деятельность.
Т
§6 с.71
13
16.10
Практикум по теме: «Познавательная и
коммуникативная деятельность»
Т
Стр.71
14
17.10
Свобода и необходимость в деятельности
человека.
Т
§7 с.79
15
23.10
Практическая работа №3 по теме: «Свобода
и необходимость в деятельности человека»
И
Стр.79-89
16
24.10
Современное общество.
Т
§8 с.91
17
30.10
Практикум по теме: «Современное общество» Т
Стр.92
2 четверть (16 уроков)
18
06.11
Глобальная угроза международного
терроризма.
Т
§9 с.100
19
07.11
Практическая работа №4 по теме:
«Глобальная угроза международного
терроризма»
И
Стр.100
20
13.11
Контрольная работа по теме: «Человек в
обществе»
И
Глава 2. Общество как мир культуры (14 часов)
21
14.11
Духовная культура общества.
Т
§10 с.109
10
22
20.11
Практикум по теме: «
Духовная культура
общества»
Т
Стр.110
23
21.11
Духовный мир личности.
Т
§11 с.119
24
27.11
Практическая работа №5 по теме:
«Духовный мир личности»
И
Стр.119-
120
25
28.11
Мораль.
Т
§12 с.129-
130
26
04.12
Практическая работа №6 по теме:
«Мораль»
И
Стр. 130
27
05.12
Наука и образование.
Т
§13 с.141
28
11.12
Практикум по теме: «Наука и образование»
Т
Стр.141
29
12.12
Религия и религиозные организации.
Т
§14 с.152
30
18.12
Практикум по теме: «Религия и религиозные
организации»
Т
Стр. 152
31
19.12
Искусство.
Т
§15 с.161
32
25.12
Практикум по теме: «Искусство»
Т
Стр.161-162
33
26.12
Массовая культура.
Т
§16 с.171
2 полугодие – 36 уроков
3 четверть (20 уроков)
34
15.01
Практикум по теме: «Массовая культура»
Т
Стр. 172
35
16.01
Контрольная работа по теме: Общество
как мир культуры»
И
Стр. 173
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (28
часов)
36
22.01
Современные подходы к пониманию права
Т
§17 с.183
37
23.01
Практикум по теме: «Современные подходы к
пониманию права»
Т
Стр.183-184
38
29.01
Право в системе социальных норм.
Т
§18 с.192
39
30.01
Практическая работа №7 по теме: «Право
в системе социальных норм»
И
Стр.193
40
05.02
Источники права.
Т
§19 с.206
41
06.02
Практикум по теме: «Источники права»
Т
Стр.206
42
12.02
Правоотношения и правонарушения.
Т
§20 с.216
43
13.02
Практикум по теме: «
Правоотношения и
правонарушения»
Т
Стр.216-217
44
19.02
Предпосылки правомерного поведения.
Т
§21 с.228
45
20.02
Практическая работа №8 по теме:
«Предпосылки правомерного поведения»
И
Стр.228
46
26.02
Гражданин РФ.
Т
§22 с.239
47
27.02
Практикум по теме: «Гражданин РФ»
Т
Стр.239-240
48
04.03
Гражданское право.
Т
§23 с.252
49
05.03
Практикум по теме: «Гражданское право»
Т
Стр.252-253
50
11.03
Семейное право.
Т
§24 с.264
51
12.03
Практическая работа №9 по теме:
«Семейное право»
И
Стр.264
11
52
18.03
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства.
Т
§25 с.276
53
19.03
Практикум по теме: «
Правовое
регулирование занятости и
трудоустройства»
Т
Стр.276
4 четверть (16 уроков)
54
08.04
Экологическое право.
Т
§26 с.286
55
09.04
Практикум по теме: «Экологическое право»
Т
Стр.286-287
56
15.04
Процессуальные отрасли права.
Т
§27 с. 303
57
16.04
Практикум по теме: «
Процессуальные
отрасли права»
Т
Стр.303
58
22.04
Конституционное судопроизводство.
Т
§28с. 311
59
23.04
Практикум по теме: «
Конституционное
судопроизводство»
Т
Стр.312
60
29.04
Международная защита прав человека.
Т
§29 с.321
61
30.04
Практическая работа №10 по теме:
«Международная защита прав человека»
И
Стр. 322
62
06.05
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства.
Т
§30 с.330
63
07.05
Практикум по теме: «
Правовые основы
антитеррористической политики
Российского государства»
Т
Стр.331
64
13.05
Контрольная работа по теме: «
Правовое
регулирование общественных отношений»
И
Стр.332-
333
65
14.05
Заключение. Человек в 21 веке
Т
Стр.334-
342
66
20.05
Практикум по разделу «Человек в 21 веке».
Т
Стр.343
67
21.05
Обобщающее повторение
И
Стр.345
68
27.05
Итоговая контрольная работа
И
69
28.05
Итоговое обобщение по курсу
И
Итого: 69 часов
12