"Приемы формирования ууд на уроках обучения грамоте".

Автор: Бельгер Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Знаменская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: город Славгород Алтайский край
Наименование материала: мастер- класс
Тема: "Приемы формирования ууд на уроках обучения грамоте".
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер – класс «Приемы формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» учитель начальных классов Бельгер Светлана Анатольевна 
Цель мастер-класса
: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий в 1 классе. 
Практическая значимость
: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в 1 классе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС. 
Задачи:
 • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках. 
Материально-техническое и методическое обеспечение:
помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран. 
Продолжительность проведения
: 5-7минут 
Целевая аудитория
: учителя начальных классов 
Продолжительность проведения
: 5-7минут 
Целевая аудитория
: учителя начальных классов Ход проведения мастер-класса
 .
Постановка проблемы
 В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.  В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. II. Презентация педагогического опыта В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми компетенциями. Но как?
Первым шагом в моей работе было детальное ознакомление с универсальными учебными действиями и выбор тех УУД, которые должны быть сформированы у учащихся к концу первого года обучения. Все УУД я распределила по таблицам, которые находятся в портфолио учащихся: Уровень сформированности коммуникативных УУД учени 1 класса Диагностируемый период Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). январь март май Диагностируемый период Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты Преобразовывать информацию из одной формы в другую
Диагностируемый период Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты Преобразовывать информацию из одной формы в другую январь март май Диагностируемый период Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать Последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверного. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем) январь март май Уровни сформированности УУД: • Высокий (В)– наблюдается постоянно
• Средний (С) – наблюдается периодически • Низкий (Н) – не наблюдается Этапы урока Формируемые УУД личностные коммуникативные познавательные регулятивные
Актуализация

имеющихся

знаний
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения выделять и формулировать познавательную цель формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность.

Постановка учебной

проблемы. Открытие

нового знания.
формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формирование умения работать в паре, группе; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; слушать и понимать речь других. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формирование умение представлять информацию в виде схемы; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Применение нового

знания. Развитие

умений
. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; читать и пересказывать текст перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание от неверного.

Итог урока. Рефлексия.
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности донести свою позицию до других ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем)  Как вы думаете, зачем мы все это вспоминали? (
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л))