Напоминание

"Общая характеристика ЭГП Зарубежной Азии"

Автор: Крехтунова Любовь Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 60
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка урока географии по ФГОС
Тема: "Общая характеристика ЭГП Зарубежной Азии"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (МАОУ ДПО ИПК) Урок «Общая характеристика ЭГП Зарубежной Азии» Выполнил: Крехтунова Л.Н., учитель географии, МОУ СОШ №60 Новокузнецк, 2015

Модель

Проблемно-диалогического урока географии в Образовательной системе «Школа 2100»

Тема урока: «Общая характеристика ЭГП Зарубежной Азии», 11 класс

Цели урока

Деятельностная цель урока (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока:

(обязательный минимум содержания)
Формировать умение давать характеристику ЭГП Зарубежной Азии. Формировать представления об особенностях ЭГП Зарубежной Азии.
Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД

Актуализаци

я знаний
5–7 минут Добрый день Ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Сегодня нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим. - Ребята, весь мир разделен на части и регионы. - Скажите, в каких частях света расположена наша страна? - Какая из этих частей большая по площади? - Какую часть света вы уже изучили? - А какую часть света должны изучить? Выскажите ваши предположения. - Ребята, обратите внимание на Слайд №1. Что на нем изображено? На что похоже? -Правильно, мозаика, состоящяя из пазл. В этой мозайке зашифрована тема нашего урока. Попробуйте разгадать данную мозаику. За каждым пазлом спрянана буква или слово, чтобы узнать отгадайте загадки и сложите первые буквы отгаданных слов в тему урока . «Мозаика» Загадки: Здравствуйте! Россия расположена в 2 –х частях света Европе и Азии. Азия занимает большую площадь, чем Европа. На прошлом занятии мы изучали Европу. Разгадывание «Мозаики» 1. Зарубежная 2. Армения. 3. Земля 4. Индия 5. Япония Слайд №1 «Мозаика» Личностные УУД - действие смыслообразовани я, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
З А Р У Б Е Ж Н А Я

Я

И

З

А


Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
1. Как мы называем страны, расположенные за пределами России? (Расположенные за рубежом?) 2. Столица этого государтва город Ереван? (
А
рмения?) 3.Третья планета солнечной системы на которой проживает около 7,1 миллиарда человек (
З
емля). 4. Родина великого будды и женского костюма «Сари» (
И
ндия) 5. Страна занимает первое место в мире по производству роботов? (
Я
пония) - Сложите пазл, какое слово у вас получилось? ( Зарубежная
Азия)
Сложив пазл получилась словосочетание Зарубежная Азия.
Создание

проблемной

ситуации
1-3 минуты - Ребята, а что вы уже знаете о Зарубежной Азии? - Азия это часть света или материк? Почему, докажите вашу точку зрения? - Скажите, а все ли вы знаете о Зарубежной Азии? - А чем отличается ЭГП Зарубежной Азии от ЭГП Зарубежной Европы? - Можете ли вы сразу ответить на данный вопрос? - Каких знаний не хватает? Зарубежная Азия это страны граничащие с Россией. А Азия это одна из самых больших частей света. Азия это часть света, так как «Частями света» называют регионы суши, включающие и материки, и их крупные части вместе с близлежащими островами. Учащиеся затрудняются назвать отличия ЭГП Зарубежной Европы от ЭГП Зарубежной Азии, в связи с недостаточностью учебного материала. Слайд №2. Зарубежная Азия и ее границы. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные УУД: -умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД

Формулиров

ание

проблемы
(темы и целей урока) 1–2 минуты - Ребята, на прошлом уроке мы изучили ЭГП Зарубежной Европы, скажите, а зная план характеристики ЭГП Зарубежной Европы, можем ли мы дать характеристику особенностям ЭГП Зарубежной Азии? - Итак, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? - Какова цель нашего урока? Что нам сегодня необходимо узнать, чему научиться? - Запишем тему нашего урока. «Мозговой штурм» - Давайте определим круг вопросов, которые помогут нам найти ответ на вопрос
«Особенности ЭГП Зарубежной

Азии?»
Учитель фиксирует все предположения ребят на доске в виде плана. - Ребята, вы правильно определили круг вопросов, ответив на которые, вы сможете выделить и назвать особенности ЭГП Зарубежной Азии. Зная план характеристики ЭГП Европы, мы можем дать характеристику ЭГП Азии. Тема нашего урока Зарубежная Азия. Научиться определить особенности ЭГП Зарубежной Азии, пользуясь планом. «Мозговой штурм» - Где расположена данная часть света? - Какова площадь и протяженность региона? - Сколько стран входят в З.А? - Каковы особенности ЭГП? - Какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии? - Природные условия и ресурсы данного региона? - Население Зарубежной Азии? - «Самое – самое..» о Зарубежной Азии. Слайд №3. Азия как мозаика. Тема урока: « ЭГП Зарубежной Азии» Учитель фиксирует все предположения ребят на доске в виде плана. Примерный круг вопросов: - Где расположена данная часть света? - Какова площадь и протяженность региона? - Какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии? - Природные условия и ресурсы данного региона? - Население Зарубежной Азии? - «Самое - самое..» о Зарубежной Азии. Коммуникативные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков; - поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: - планирование – определение последовательност и промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательност и действий;
Открытие

нового

знания
- Ребята, а по какому плану мы характеризуем любой регион мира? (ЭГП) - Что вы понимаете под ЭГП? - Ребята, для определения особенностей Для характеристики любого региона мы используем план ЭГП. ЭГП – это положение региона или страны на экономической карте по отношению к хозяйству других Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков;

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
ЭГП Зарубежной Европы разделимся на группы. Работа в группах Деление класса на 6 групп по методике «Миксер». Каждая группа получает индивидуальную карточку с заданием и планом характеристики, пользуясь которой, группа выполняет задание в течение 5 -7 минут. Далее выступление каждой группы, фиксация основных положений.
Задание для групп

1 группа
Задание: пользуясь картой атласа и раздаточным материалом, определите..
2 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом определите, какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии? Их форму государственного устройства и правления, приведите примеры.
3 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику особенностям природных условий Зарубежной Азии:
4 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику природных ресурсов Зарубежной Азии:
5 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику населению Зарубежной стран. Работа в группах, выполнение заданий.
Карточки

1 группа
Задание: пользуясь картой атласа и раздаточным материалом, определите: .А. - площадь и протяженность с … на … - соседние страны - приморское положение большинства стран (обеспечивает выход к морям трех океанов, каких); - глубинное положение некоторых стран (затрудняет связи с другими странами). - выводы по ЭГП
2 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом определите, какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии? Их форму государственного устройства и правления, приведите примеры. Сделайте вывод о разнообразии форм государственного устройства и правления субрегионов З.А. Можно ли сказать, что Зарубежная Азия похожа на мозаику? Аргументируйте вашу точку зрения. (Восточная и Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная, - структурирование знаний. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; -планирование – составление плана и последовательност и действий; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
Азии:
6 группа
Задание: пользуясь раздаточным материалом и дополнительной справочной литературой расскажите о «Самом – самом» Зарубежной Азии. - Выступление групп. Обобщение полученной информации, фиксация особенностей ЭГП в тетрадях. - Ребята, так какие особенности ЭГП Зарубежной Азии вы выделили, работая в группах? - Сравните данные по З.А и З.Е. Особенности ЭГП Зарубежной Азии по сравнению с ЭГП Зарубежной Европы: 1. В составе З.Е. выделяют около 20 государств, а в З.А. более 40. 2. Площадь З.А – 27 млн. км, а З.Е – 10 млн. км. 3. Площадь стран различна по размерам. (З.А. - Китай самая большая страна - 9,6 млн. км. З.Е. – Франция – 552 тыс. км.) 4. Население относятся к разным языковым семьям (японцы и индийцы) 5. Численностью населения ( Китай - 1млрд. 400млн. / чел, а ФРГ -83 млн. / ч) 6. Культурой и традициями. 7. Формой государственного правления ( А. М.; К.М.; Р) Азия Средняя Азия).
3 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику особенностям природных условий Зарубежной Азии: -климатические пояса - природные зоны - вывод о влиянии климатических условий на хозяйственную деятельность населения.
4 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику природных ресурсов Зарубежной Азии: - минеральные полезные ископаемые -земельные полезные ископаемые -водные ресурсы -лесные ресурсы -агроклиматические и рекреационные ресурсы - вывод об обеспеченности и размещении природных ресурсов.
5 группа
Задание: пользуясь картами атласа и раздаточным материалом, дайте характеристику населению обнаружения отклонений и отличий от эталона; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
Зарубежной Азии: - численность - естественный прирост - размещение - урбанизация - религиозный состав
6 группа
Задание: пользуясь раздаточным материалом и дополнительной справочной литературой расскажите о «Самом – самом» Зарубежной Азии.
Формулиров

ание нового

знания
1–2 минуты - Ребята, скажите, какие особенности ЭГП Зарубежной Азии вы выделили? Что интересного заметили? Почему Зарубежную Азию сравнивают с «мозаикой»? Приведите аргументы. 1.Зарубежная Азия это одна из самых больших частей света, ее площадь составляет 27,7 млн. км. 2.Самая большая по численности населения часть света, здесь проживает до 4 млрд. / ч. 4.В состав З.А. входят самые многонациональные страны мира (Индия – 600 народов и народностей; Пакистан и т.д.) 4.Это одна из самых богатых частей света по запасам природных ресурсов, таких как уголь, железная руда, нефть, золото и т.д. 5.З.А. имеет выход к трем океанам. 6.Страны, входящие в состав З.А. различны по площади и форме государственного устройства, традициям и культуре. 7.Зарубежная Азия также как и мозаика состоит из отдельных различных частей, непохожих друг на друга, своим ЭГП, но образует Познавательные УУД: - структурирование знаний. Коммуникативные УУД: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
одно единое целое.
Первичное

применение

нового

знания
2–3 минуты - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с особенностями ЭГП Зарубежной Азии. -Пользуясь текстом учебника и картой атласа, заполните схему «
Общая

характеристика Зарубежной Азии».
Составление схемы Зарубежная Азия. - Возникают ли у вас трудности с заполнением схемы? Давайте проверим правильность заполнения. - Какова площадь? - Количество государств, входящих в Зарубежную Азию? - Численность населения? - Какие субрегионы входят в состав Зарубежной Азии. Кратко охарактеризуйте каждый субрегион. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Общая характеристика Зарубежной Азии» и сверяют с образцом на слайде. Мы правильно заполнили схему. Площадь 27,7 млн кв. км. 38 суверенных государств( многие из них относятся к древнейшим в мире) 3,75 млрд. человек около 4 млрд (превосходит все другие регионы) В составе Зарубежной Азии выделяют четыре субрегиона: Центральная и Восточная Азия Юго-Восточная Азия Южная Азия Юго-Западная Азия. Слайд №4,5 Составление и заполнение Познавательные УУД: - структурирование знаний. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция – внесение необходимых дополнений - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. S региона
Общая характеристика

Зарубежной Азии

Субрегионы
Кол –во государств Численност ь населения

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД

Самостоятел

ьная работа
7–10 минут - Ребята, пользуясь полученными знаниями, выполните самостоятельную работу на к/к. На выполнение отводится 7 минут.
Задание 1
. На контурную карту нанесите границу З.А., разным цветом обозначьте субрегионы З.А., обозначьте буквой М- монархии; Ф – федерации; КМ – конституционные монархии; АМ – Абсолютные монархии и Р – республики.
Задание№2.
Определите принцип объединения стран З.А. в группы, ответы занесите в тетрадь: 1. Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Иордания 2. Киргизия, Монголия, Непал, Ирак 3. Монголия, Япония, Бангладеш 4. Пакистан, Индонезия, Саудовская Аравия, Йемен 5. ОАЭ, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия 6. Япония, Малайзия, Бахрейн 7. Китай, Индия, Шри-Ланка 8. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Лаос Объясните, по какому принципу объединены страны? - Ребята, по окончанию работы сдайте тетради и к/к на проверку.
Дополнительно ( при резерве времени)

Задание 3. Узнайте страну по описанию:
1. Эту страну называют «страна наоборот», так как пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, кошки бесхвостые, а белый цвет является траурным. Нам она известна Работа на к/к. Работа в тетради. Ключ: 1. Страны Юго-Западной Азии 2. Внутриконтинентальные страны 3. Однонациональные страны 4. Страны, где основная религия – мусульманство 5. Нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны 6. Страны с конституционной монархией 7. Страны – экспортёры чая 8. Страны - члены АСЕАН Познавательные УУД: - структурирование знаний. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция – внесение необходимых дополнений -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
как «страна восходящего солнца». (Япония) 2. Страна богата минеральными ресурсами, выпускает тепловозы, станки, телевизоры, ЭВМ, лекарства мирового качества, выполняет космическую программу, по числу научно- технических специалистов занимает 2-е место в мире. При этом низкий национальный доход на душу населения, в большинстве деревень нет электричества. Развивающаяся аграрно- индустриальная, самая многонациональная страна мира. (Индия) 3. Крупнейшая страна Юго-Западной Азии. Её часто называют «Страной двух мечетей», имея в виду два главных города ислама. Страна занимает первое место в мире по запасам и добыче нефти. (Саудовская Аравия)
Рефлексия

Итог урока
1–2 минуты - Наш урок подошёл к концу, что интересного вы узнали о Зарубежной Азии? - Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? -Выберите ту фигуру, и зарисуйте ее на к/к (на полях) которая указывает на то задание, которое было интересно выполнять. Учащиеся делятся впечатлениями. Выбирают и зарисовывают понравившуюся фигуру. Слайд №8 Познавательные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: -смысло- образование; -умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что Работа на к/к Мозаика Закрепление Работа в группах

Этапы

урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные

фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)

Доска и оборудование

Формируемые

УУД
уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Домашнее

задание
1–2 минуты 1. Учебник В.П. Максаковский «География», стр. 223-270 2. Ответить на вопросы в тетради: - Как изменялась политическая карта мира во времени. -В чем заключаются различия субрегионов Зарубежной Азии. Запись и обсуждение домашнего задания. Слайд №8 Домашнее задание Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи.