"Формирование навыков подбора по слуху и импровизации"
Автор: Баташова Людмила Фёдоровна Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Тема: "Формирование навыков подбора по слуху и импровизации"
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО
«Тульский педагогический колледж»
Методические рекомендации
к самостоятельной работе студентов
по ПМ 03 «Музыкально-педагогическая исполнительская деятельность»
МДК 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»
Раздел ПМ 9 «Формирование навыков подбора по слуху и импровизации»
Преподаватель:
Баташова Л. Ф.
Тула 2015
2
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов составлены в соответствии с программой ПМ 03 «Музыкально-
педагогическая исполнительская деятельность» ( МДК 03.03 «Музыкально-
инструментальный класс», раздел 9 «Формирование навыков подбора по слуху и
импровизации») с пояснениями по всем видам самостоятельных работ.
Методические рекомендации предназначены для студентов музыкального
отделения педагогического колледжа.
Автор
Рецензент
Баташова Л.Ф.-преподаватель
музыкальных дисциплин,
Почетный работник СПО РФ
Крючкова В. В, зав.муз.
отделением, Заслуженный
учитель РФ
:
.
Пояснительная записка.
3
В методических рекомендациях предлагаются виды самостоятельных работ
для студентов по МДК 03.03.« Музыкально - инструментальный класс» (раздел
ПМ9 «Формирование навыков подбора по слуху и импровизации»). В них изложены
формы, средства, методы обучения применительно к темам самостоятельных работ.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности
учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой
студент становится активным субъектом обучения.
Задачи самостоятельной работы:
- овладеть принципами подбора по слуху и импровизации;
- изучить типичные гармонические модели и обороты, исполнить их в
различных тональностях;
- овладеть принципами гармонизации мелодии в соответствии с правилами
гармонии и теории музыки;
- развить умение импровизировать простейшую форму (период, куплет) в
различных жанрах;
- изучить принципы драматургического развития в песне;
- развить интерес к творческому музицированию;
- накопить современный репертуар для педагогической практики, будущей
работы с детьми.
Данные методические рекомендации предусматривают развитие навыков
профессионального подхода к подбору аккомпанемента по слуху и импровизации.
Основной принцип – интеграция умений и знаний различных музыкальных
дисциплин. Процесс интеграции на занятиях приобретает особую значимость,
помогая на практике реализовать теоретические знания студентов.
В основе занятий лежит использование метода гармонизации мелодии путём
повышения практической направленности музыкально-теоретических познаний,
приобретённых на уроках сольфеджио, гармонии, индивидуальных дисциплин.
Придавая основное значение принципам развивающего обучения и
музыкального воспитания, таким как развитие музыкального слуха, логики
4
гармонического мышления, необходимо уделять внимание анализу и фактору
запоминания гармонических моделей и оборотов, наиболее часто встречающихся в
произведениях. Целесообразно предлагаемые гармонические модели и обороты
запоминать наизусть. Достигается это их многократным повторением в виде
последовательности и в произведениях. В результате вырабатывается «автоматизм»
исполнения, а также слуховые представления данной модели.
В рекомендациях уделяется время работе над фактурой аккомпанемента, её
ритмической организацией, а также над выбором линии баса, драматургическому
построению.
Методы работы над развитием навыков подбора по слуху :
1.
Метод анализа мелодической линии;
2.
Метод логики рассуждения при гармонизации мелодии;
5
3.
Метод запоминания гармонических моделей и оборотов, изучаемых на
занятиях;
4.
Метод «забегания вперёд» (по вопросам гармонии);
5.
Метод достижения «автоматизма» исполнения гармонических моделей и
оборотов;
6.
Метод развития и использования слуховых представлений;
7.
Метод интеграции музыкально-теоретических и исполнительских умений
и навыков.
Задание для самостоятельной работы
студента
Методические рекомендации
1. Исполнение подготовительных
упражнений – типичных
гармонических моделей в различных
тональностях
- исполнение гармонических моделей
и оборотов в заданных тональностях,
доводя до автоматизма;
- при исполнении гармонических
моделей и оборотов подключить
слуховой контроль, стараясь
запомнить на слух;
- для лучшего и эффективного
запоминания гармоническую модель
необходимо проанализировать с
точки зрения гармонии и теории
музыки
Примеры типичных гармонических моделей и оборотов .
Использование в песенном материале.
1.Основные функции гармонии - T-S-D-T
Пример: 1) русская народная песня «Во поле береза стояла»
2) Р. Паулс «Колыбельная»
2. Отклонение из минора в параллельный мажор - D7>III
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (III), которая
строится на 7 ступени.
Пример: 1) В. Шаинский «Чунга-чанга»
2) А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из мюзикла «Юнона и Авось»
3) Ю.Антонов «Под крышей дома твоего»
4) Ю.Антонов «Для меня нет тебя прекрасней»
3. Отклонение из минора в тональность субдоминанты - D7>S
6
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (S), которая
строится на 1 ступени.
Пример: 1) Б.Савельев «Настоящий друг»
2) Б.Савельев «Если добрый ты»
3) Д.Тухманов «Чистые пруды»
4) Р. Паулс «Вернисаж»
5) из реп-ра Алексы «Где же ты» (Фабрика звёзд)
4. «Золотая секвенция» - t-D7>S-S-D7>III-III-VI7-II-D7-t
Образование секвенционной последовательности, состоящей из 4 звеньев
Пример: 1) из реп-ра группы «Город 312» «Останусь пеплом»
2) Р.Паулс «Двое»
3) В.Шаинский «Улыбка»
4) из реп-ра Алсу «Экзамены»
5) из реп-ра группы «УмаТурман» «Проститься»
6) из реп-ра Алсу «Лунная тропа»
7) И. Билык «Снег»
8) из реп-ра Ф. Киркорова «Немного жаль»
9) Р. Коччанте «Настало время» из мюзикла «Нотр-Дам»
5. Отклонение из мажора в параллельный минор - D7>VI
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (VI), которая
строится на III ступени
Пример: 1) Д. Леннон «Yesterday»
2) И. Крутой «Ангел-хранитель»
3) А Пахмутова «Беловежская пуща»
4) Ю.Чичков «Песня добряков»
6. Отклонение из мажора в тональность II ступени - D7>II
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (II), которая
строитcя на VI ступени.
Пример: 1) А. Макаревич «Свеча»
2) А. Макаревич «Поворот»
7. Гармоническая модель - T-VI-S-D7-T.
Чаще встречается в мажорных тональностях
Пример: 1) А. Бабаджанян «Лучший город земли»
2) К. Кельми «Замыкая круг»
8. Гармоническая модель - T-S-II-D7-T
Характерна для мажорных тональностей
7
Пример: 1) Л. Зарицкая «Земля полна чудес»
2) Г. Гладков «Песня львёнка и черепахи»
3) Р. Паулс «Кашалот»
4) И. Крутой «Ангел-хранитель»
5) А. Макаревич «За тех, кто в море»
9. Плавная нисходящая линия баса
Гармонические модели:
1) t-VII7-D2>S6-D7-DDVII7-K64-D7-t
Пример: А. Пугачёва «Ты на свете есть»
2) t-VII7-D2-S6(dur)-S6-k64-D7-t
Пример: М. Минков «Не отрекаются, любя»
3) t-VII7-D2>S6(dur)-S6-k64-DDVII7-D7-t
Пример: А. Зацепин «Куда уходит детство»
Отличительной особенностью данных гармонических моделей является
плавная нисходящая линия баса со сменой гармонических функций.
10. Плавная нисходящая линия баса в рамках одной гармонической
функции
Пример:1) А. Вильямс «Fillings»
2) Ш. Азнавур «Вечная любовь»
11. Выдержанный бас
Пример: 1) И. Крутой «Музыка»
2) К. Кельми «Замыкая круг»
2. Подбор по слуху аккомпанемента к
песне.
- определить тональность песни;
- определить размер, ритм;
- определить основные
гармонические функции данной
тональности;
- найти характерные отклонения для
данной тональности;
- проанализировать мелодию,
выявить особенности;
- гармонизовать мелодию, используя
метод логики рассуждения при
8
нахождении той или иной гармонии;
- при гармонизации мелодии
применять принципы и правила
гармонии.
3. Импровизация простейших форм в
различных жанрах
- для исполнения мелодии в
определённом жанре (марш, танец,
песня и т.д.) необходимо выбрать
соответствующую данному жанру
фактуру изложения аккомпанемента
(аккордовая, арпеджио, бас-аккорд,
пунктирный ритм, синкопированный
ритм);
- использовать ритмо-модели,
пройденные на уроке;
- обратить внимание на
использование правильной
аппликатуры для данной ритмо-
модели;
- проанализировать применение
педали, характерной для данной
фактуры;
- при исполнении обратить внимание
на соотношение звучания мелодии и
аккомпанемента, а также на
соотношение звучания баса, аккордов
и арпеджио.
4. Исполнение песни в
драматургическом развитии
- проанализировать
драматургический план произведения
и каждого куплета (завязка,
кульминация, развязка);
- выбрать фактуру изложения
аккомпанемента в соответствии с
9
характером и жанром музыки;
- создать динамический план
произведения и исполнить;
- продумать возможность модуляции
(как правило, в кульминации);
- сочинить вступление, проигрыш,
заключение;
- продумать использование штрихов
и других средств выразительности.
Учебная литература
1.
Баташова, Л.Ф. Организационно-методические условия формирования
навыков творческого музицирования будущих педагогов-музыкантов//
Традиции бытового музицирования в русской культуре XIX века.-
Тула, 2009
2.
Баташова, Л.Ф. Организационно-методические условия формирования
навыков творческого музицирования будущих учителей музыки//
Актуальные проблемымузыкальной педагогики: сборник научных
трудов.- Саратов.: Наука, 2009
3.
Ядова, И.В. Пособие по развитию навыков подбора по слуху в классе
фортепиано/ И.В.Ядова.- Санкт-петербург: Композитор, 2005
4.
Чугунов, Ю.П. Учитесь подбирать по слуху// Литературно-
музыкальный альманах «Молодёжная эстрада».-2008, №7
5.
Баташова, Л. Ф. Из опыта работы над подбором и гармонизацией
мелодии// Материалы всероссийской научно-практической
конференции.- Смоленск.: 2004