"Формирование навыков подбора по слуху и импровизации"

Автор: Баташова Людмила Фёдоровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Тема: "Формирование навыков подбора по слуху и импровизации"
Дата публикации: 13.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования Тульской области ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж» Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по ПМ 03 «Музыкально-педагогическая исполнительская деятельность» МДК 03.03 «Музыкально-инструментальный класс» Раздел ПМ 9 «Формирование навыков подбора по слуху и импровизации» Преподаватель: Баташова Л. Ф. Тула 2015
2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с программой ПМ 03 «Музыкально- педагогическая исполнительская деятельность» ( МДК 03.03 «Музыкально- инструментальный класс», раздел 9 «Формирование навыков подбора по слуху и импровизации») с пояснениями по всем видам самостоятельных работ. Методические рекомендации предназначены для студентов музыкального отделения педагогического колледжа.
Автор

Рецензент
Баташова Л.Ф.-преподаватель музыкальных дисциплин, Почетный работник СПО РФ Крючкова В. В, зав.муз. отделением, Заслуженный учитель РФ : .
Пояснительная записка.

3 В методических рекомендациях предлагаются виды самостоятельных работ для студентов по МДК 03.03.« Музыкально - инструментальный класс» (раздел ПМ9 «Формирование навыков подбора по слуху и импровизации»). В них изложены формы, средства, методы обучения применительно к темам самостоятельных работ.
Целью методических рекомендаций
является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения.
Задачи самостоятельной работы:
- овладеть принципами подбора по слуху и импровизации; - изучить типичные гармонические модели и обороты, исполнить их в различных тональностях; - овладеть принципами гармонизации мелодии в соответствии с правилами гармонии и теории музыки; - развить умение импровизировать простейшую форму (период, куплет) в различных жанрах; - изучить принципы драматургического развития в песне; - развить интерес к творческому музицированию; - накопить современный репертуар для педагогической практики, будущей работы с детьми. Данные методические рекомендации предусматривают развитие навыков профессионального подхода к подбору аккомпанемента по слуху и импровизации. Основной принцип – интеграция умений и знаний различных музыкальных дисциплин. Процесс интеграции на занятиях приобретает особую значимость, помогая на практике реализовать теоретические знания студентов. В основе занятий лежит использование метода гармонизации мелодии путём повышения практической направленности музыкально-теоретических познаний, приобретённых на уроках сольфеджио, гармонии, индивидуальных дисциплин. Придавая основное значение принципам развивающего обучения и музыкального воспитания, таким как развитие музыкального слуха, логики
4 гармонического мышления, необходимо уделять внимание анализу и фактору запоминания гармонических моделей и оборотов, наиболее часто встречающихся в произведениях. Целесообразно предлагаемые гармонические модели и обороты запоминать наизусть. Достигается это их многократным повторением в виде последовательности и в произведениях. В результате вырабатывается «автоматизм» исполнения, а также слуховые представления данной модели. В рекомендациях уделяется время работе над фактурой аккомпанемента, её ритмической организацией, а также над выбором линии баса, драматургическому построению.
Методы работы над развитием навыков подбора по слуху
: 1. Метод анализа мелодической линии; 2. Метод логики рассуждения при гармонизации мелодии;
5 3. Метод запоминания гармонических моделей и оборотов, изучаемых на занятиях; 4. Метод «забегания вперёд» (по вопросам гармонии); 5. Метод достижения «автоматизма» исполнения гармонических моделей и оборотов; 6. Метод развития и использования слуховых представлений; 7. Метод интеграции музыкально-теоретических и исполнительских умений и навыков. Задание для самостоятельной работы студента Методические рекомендации 1. Исполнение подготовительных упражнений – типичных гармонических моделей в различных тональностях - исполнение гармонических моделей и оборотов в заданных тональностях, доводя до автоматизма; - при исполнении гармонических моделей и оборотов подключить слуховой контроль, стараясь запомнить на слух; - для лучшего и эффективного запоминания гармоническую модель необходимо проанализировать с точки зрения гармонии и теории музыки
Примеры типичных гармонических моделей и оборотов .

Использование в песенном материале.

1.Основные функции гармонии - T-S-D-T
Пример: 1) русская народная песня «Во поле береза стояла» 2) Р. Паулс «Колыбельная»
2. Отклонение из минора в параллельный мажор - D7>III
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (III), которая строится на 7 ступени. Пример: 1) В. Шаинский «Чунга-чанга» 2) А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из мюзикла «Юнона и Авось» 3) Ю.Антонов «Под крышей дома твоего» 4) Ю.Антонов «Для меня нет тебя прекрасней»
3. Отклонение из минора в тональность субдоминанты - D7>S

6 Отклонение происходит через доминанту новой тональности (S), которая строится на 1 ступени. Пример: 1) Б.Савельев «Настоящий друг» 2) Б.Савельев «Если добрый ты» 3) Д.Тухманов «Чистые пруды» 4) Р. Паулс «Вернисаж» 5) из реп-ра Алексы «Где же ты» (Фабрика звёзд)
4. «Золотая секвенция» - t-D7>S-S-D7>III-III-VI7-II-D7-t
Образование секвенционной последовательности, состоящей из 4 звеньев Пример: 1) из реп-ра группы «Город 312» «Останусь пеплом» 2) Р.Паулс «Двое» 3) В.Шаинский «Улыбка» 4) из реп-ра Алсу «Экзамены» 5) из реп-ра группы «УмаТурман» «Проститься» 6) из реп-ра Алсу «Лунная тропа» 7) И. Билык «Снег» 8) из реп-ра Ф. Киркорова «Немного жаль» 9) Р. Коччанте «Настало время» из мюзикла «Нотр-Дам»
5. Отклонение из мажора в параллельный минор - D7>VI
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (VI), которая строится на III ступени Пример: 1) Д. Леннон «Yesterday» 2) И. Крутой «Ангел-хранитель» 3) А Пахмутова «Беловежская пуща» 4) Ю.Чичков «Песня добряков»
6. Отклонение из мажора в тональность II ступени - D7>II
Отклонение происходит через доминанту новой тональности (II), которая строитcя на VI ступени. Пример: 1) А. Макаревич «Свеча» 2) А. Макаревич «Поворот»
7. Гармоническая модель - T-VI-S-D7-T.
Чаще встречается в мажорных тональностях Пример: 1) А. Бабаджанян «Лучший город земли» 2) К. Кельми «Замыкая круг»
8. Гармоническая модель - T-S-II-D7-T
Характерна для мажорных тональностей
7 Пример: 1) Л. Зарицкая «Земля полна чудес» 2) Г. Гладков «Песня львёнка и черепахи» 3) Р. Паулс «Кашалот» 4) И. Крутой «Ангел-хранитель» 5) А. Макаревич «За тех, кто в море»
9. Плавная нисходящая линия баса

Гармонические модели:

1) t-VII7-D2>S6-D7-DDVII7-K64-D7-t
Пример: А. Пугачёва «Ты на свете есть»
2) t-VII7-D2-S6(dur)-S6-k64-D7-t
Пример: М. Минков «Не отрекаются, любя»
3) t-VII7-D2>S6(dur)-S6-k64-DDVII7-D7-t
Пример: А. Зацепин «Куда уходит детство» Отличительной особенностью данных гармонических моделей является плавная нисходящая линия баса со сменой гармонических функций.
10. Плавная нисходящая линия баса в рамках одной гармонической

функции
Пример:1) А. Вильямс «Fillings» 2) Ш. Азнавур «Вечная любовь»
11. Выдержанный бас
Пример: 1) И. Крутой «Музыка» 2) К. Кельми «Замыкая круг» 2. Подбор по слуху аккомпанемента к песне. - определить тональность песни; - определить размер, ритм; - определить основные гармонические функции данной тональности; - найти характерные отклонения для данной тональности; - проанализировать мелодию, выявить особенности; - гармонизовать мелодию, используя метод логики рассуждения при
8 нахождении той или иной гармонии; - при гармонизации мелодии применять принципы и правила гармонии. 3. Импровизация простейших форм в различных жанрах - для исполнения мелодии в определённом жанре (марш, танец, песня и т.д.) необходимо выбрать соответствующую данному жанру фактуру изложения аккомпанемента (аккордовая, арпеджио, бас-аккорд, пунктирный ритм, синкопированный ритм); - использовать ритмо-модели, пройденные на уроке; - обратить внимание на использование правильной аппликатуры для данной ритмо- модели; - проанализировать применение педали, характерной для данной фактуры; - при исполнении обратить внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, а также на соотношение звучания баса, аккордов и арпеджио. 4. Исполнение песни в драматургическом развитии - проанализировать драматургический план произведения и каждого куплета (завязка, кульминация, развязка); - выбрать фактуру изложения аккомпанемента в соответствии с
9 характером и жанром музыки; - создать динамический план произведения и исполнить; - продумать возможность модуляции (как правило, в кульминации); - сочинить вступление, проигрыш, заключение; - продумать использование штрихов и других средств выразительности.
Учебная литература
1. Баташова, Л.Ф. Организационно-методические условия формирования навыков творческого музицирования будущих педагогов-музыкантов// Традиции бытового музицирования в русской культуре XIX века.- Тула, 2009 2. Баташова, Л.Ф. Организационно-методические условия формирования навыков творческого музицирования будущих учителей музыки// Актуальные проблемымузыкальной педагогики: сборник научных трудов.- Саратов.: Наука, 2009 3. Ядова, И.В. Пособие по развитию навыков подбора по слуху в классе фортепиано/ И.В.Ядова.- Санкт-петербург: Композитор, 2005 4. Чугунов, Ю.П. Учитесь подбирать по слуху// Литературно- музыкальный альманах «Молодёжная эстрада».-2008, №7 5. Баташова, Л. Ф. Из опыта работы над подбором и гармонизацией мелодии// Материалы всероссийской научно-практической конференции.- Смоленск.: 2004