"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения посредством организации групповой работы"

Автор: Лобачева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №43"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения посредством организации групповой работы"
Дата публикации: 14.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Школа №43» г. Рязань

Технология

«Формирование коммуникативных УУД на уроках

литературного чтения в начальной школе посредством

организации групповой работы»
УМК «Гармония» учитель начальных классов МБОУ «Школа №43» г. Рязани Лобачева С.Н. 2015 г 1

Пояснительная записка

Актуальность
. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В настоящее время важнейшим показателем является наличие у ребенка внутренней мотивации, которое оказывает наибольшее влияние на его образование, поэтому в образовательном процессе необходимо формировать у него потребность учиться и вести коммуникацию. В связи с этим, 1 сентября 2011 года все образовательные учреж дения России перешли на новый Федеральный государ ственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). ФГОС нового поколения ориентирует нас на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, а также за самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме, являются коммуникативные УУД. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения. Мы живем в такое время, ког да современные дети ограничены в общении; игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство младших школьников не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи. Между тем на уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: учени ки на уроке не взаимодействуют между собой непосред ственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Поэтому нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Личностный эффект совместной деятельности акцен тируется В.Я. Ляудис. По ее мнению, общей осо бенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смыс ловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения
.
Между тем, обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются 2
редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получает ся, что в учении - в их главном на данном возрастном эта пе деле - они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе. Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание в стандарте второго поколения. Отсюда следует, что необходимо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, является групповая форма обучения. Как показал анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из важнейших средств достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, по моему мнению, является организация групповой творческой работы.
Цель
: Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках литературного чтения посредством групповой работы. В соответствии с целью сформированы следующие
задачи
: 1) определить теоретические основы формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения, возможности их формирования посредством групповой работы. 2) раскрыть педагогические условия, способствующие эффективному применению групповой работы в процессе формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Глава 1.

Теоретические основы формирования коммуникативных

универсальных учебных действий младших школьников на уроках

литературного чтения посредством организации групповой работы.

1.1.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на

уроках литературного чтения
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции: 1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать 3
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить 4 блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный. К коммуникативным УУД относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых результатов: - ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…). Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ. - ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета. - ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение. - ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций 4
и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Коммуникативные УУД, которые формируются на уроках литературного чтения. 1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; -сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче; -анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения; -составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
1.2.

Групповая творческая работа как форма организации обучения и

особенности её влияния на формирование коммуникативных

универсальных учебных действий.
Раскрою понятие «групповая форма» организации обучения на основе анализа определений и характеристик этого феномена, данных различными исследователями. В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что подавляющее большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповая деятельность обучающихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных детей. 5
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение обучающихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Традиционно выделяют 3 вида групповой работы:
парную работу
(когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
единую групповую
(учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
дифференцированную групповую
(у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. Оно подразумевает, что в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений обучающихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх
».
Учителю следует учитывать то, что нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Но в любом случае учитель должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, например, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Что касается количественного состава группы, то группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех обучающихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной. При организации групповой работы между обучающимися происходит распределение ролей
.
Возможны следующие ролевые функции:1) Писарь - записывает решение;2) Спикер - защита решения, ответ от имени группы; 6
3) Организатор - распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы. Позднее: 4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу; 5) исполнитель – осуществляет попытки решения; 6) критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы. В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга. Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом: 1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. 2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений. 3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными. Задания для групп: 1) Все группы выполняют одинаковое задание; 2) Группы отличаются по типу работы, т.е. 1-ая группа – проектирует, 2-ая группа – проводит исследование; 3-я группа – решает проблему. 3) По теме работы. 4) По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей. 5) По интересам. Важный процесс групповой работы -
обсуждение
, на котором также происходит формирование коммуникативных УУД. Он состоит из нескольких этапов:
1 этап
: заключается в выдвижении каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.
2 этап:
обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
3 этап:
выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.
4 этап
: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. 7

5 этап:
обсуждение процесса работы (этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?» Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах. Учителю нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, выражать своё отношение к работе товарища, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда, а также нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Бороться надо лишь с возбуждёнными.
Преимущества групповой работы в формировании

коммуникативных УУД:
 формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;  учит правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания, столь необходимое для развития личности;  учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;  открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков);  меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;  у каждого ребенка есть возможность выдвинуть и реализовать идею;  улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, т.е. учит понимать друг друга и самих себя, относится друг к другу и к себе с большим уважением.
Рефлексия групповой работы.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей. 8
Рефлексия проходит по двум направлениям: - ход исследования решения проблемы; - деятельность членов группы. Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие
этапы:

1 этап
– анализ своего настроения и анализ своих успехов
2 этап
– ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап
– анализ работы одноклассников
4 этап
– анализ работы группы как своей, так и других.
Критерии групповой работы:
 тихо – шумно  дружно (нет ссор)  правильный ответ  активность  слушание  выбор ролей  интересно  спор я-я  понимание задания  нет повторяющихся мыслей  все ли работали. 9
 Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения (потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).  Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке, а именно использование групповой работы.  Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.  
Критерии оценки групповой работы
 
1. Начальный этап групповой работы.




Баллы.   1  Индивидуальный анализ условий задачи.  0  2  Взаимная проверка понимания условий задачи членами группы.  0  3  Групповое уяснение цели задания .  0  4  Обсуждение условий задания.  0  5  Выдвижение предложений о порядке и ходе работы над заданием.  0
 6  Обсуждение хода работы.  0  7  Принятие решения о ходе работы.  0 
2.

Стадия работы над заданием.
 8  Индивидуальная работа по поиску способов решения.  0  9  Выдвижение предложений по способам решения.  0  1  Четкость высказывания предлагаемого способа решения.  0  1  Выслушивание предложений (версий) другими членами группы.  0  1  Обсуждение (размышление, спор) версий.  0  1  Аргументированная критика предлагаемого способа решения.  0  1  Принятие версии без критики  -  1  Проверка понимания версии.  0  1  Принятие версии без анализа понимания.  -  1  Участие в выдвижении версий всех членов группы.  0  1  Принятие версии (согласие) всеми членами группы.  0  3.
Стадия рефлексии способа решения.

 1  Остановка потока непродуктивных решений.  0  2  Исследование целей задания и условий задачи.  0  2  Работа над анализом способа решения.  0  2  Выделение способа решения.  0  2  Обсуждение (понимание, критика) способа решения.  0  4.
Общие организационные критерии.
 2  Умение слушать других.  0  2  Быстрота переключения внимания с индивидуальной работы на групповое обсуждение.  0  2  Эмоциональное принятие членами группы друг друга.  0  2  Эмоциональная устойчивость на реакцию членов группы.  0  2  Соблюдение процедуры.  0  2  Наличие четко выраженной позиции организатора.  0  3  Оформление результатов работы группы.  0   
Список литература

1. Александрова Э.И., Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. - М., 2010 2. Агафонова И.Н . Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. – 2011. – № 2. 3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 4. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11. 5. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005. 6. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. 7. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. 8. Технология группового взаимодействия: из опыта работы учителей начальных классов Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга. – СПб., 2004. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 10.Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. 