"Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Автор: Остроумова Мария Сергеевна Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 125" города Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 7, кв.748
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Остроумова Мария Сергеевна,
МБДОУ «Детский сад №125» г. Чебоксары,
воспитатель,
«Развитие навыков общения детей дошкольного возраста в сюжетно-
ролевой игре»
2016
Современный период развития человеческого общества характеризуется более
пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его
личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и
физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять
свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С
самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.
Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем
одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития
в онтогенезе.
Данная тема является актуальной, так как развитие общения является
фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка. Исследования Л. И.
Божович, А. Д. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других показали, что потребность в
общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей. Не
сформированность способности к общению в детстве негативно влияет на
дальнейшую социализацию взрослого человека.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей
деятельностью, а общение становится ее частью и условием.
В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и
функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия.
Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими
сверстниками - это подтверждает проведенный мною обзор исследований по
данной проблеме.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности
дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную
область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение
направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим
фактором развития личности является социальная среда. И именно она
обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех
людей.
Наблюдения показали, что режиссерская игра типична для детей,
ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих или вообще не
посещающих детский сад. Они склонны к уединению, неохотно отвечают на
вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним
подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень
тихая, шепотная. Репертуар игр разнообразием не отличается.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка
знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о
событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети
должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с
предметами, об их отношениях.
Свою работу мы начали с того, что провели с детьми беседу на выявление у
детей интереса к игре.
Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей знаниями,
впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и соответствует теме
нашего исследования. Нами использовались следующие основные методы
обогащения знаний детей об окружающем мире:
- Экскурсии;
- Встречи с людьми разных профессий;
- Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
- Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
- Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных
фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
- Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с
наблюдением окружающей жизни;
- Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления
дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
- Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек,
персонажей кукольного театра;
- Этические беседы.
Была подобрана и оформлена картотека сюжетно-ролевых игр для детей
дошкольного возраста.
В ходе развития сюжета давали совет, направленный на развитие игры:
«маме» советовали пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что
можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащали содержание
игры. В некоторых случаях сама так же была участником игры и выполняла
ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять
воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению,
руководить в игровой форме их поведением.
Игровые интересы дошкольников характеризовались значительным
увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным:
«детский сад», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».
В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит
отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
«...Оля провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте
быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривали
детей.
Оля: «У Алены есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».
«Воспитательница» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее
надо забрать из детского сада».
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через
некоторое время к играющим подошел Рома и спросил у «воспитателя»: «Можно
мне поиграть в детский сад с вами?»
Оля: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все
время течет вода».
Рома направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал
«чинить» кран».
Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении
детям сведений о деятельности и взаимоотношениях людей различных профессий.
С детьми организовали экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, в
прачечную. Проведение экскурсии способствовало обогащению знаний детей,
пробуждало у них любознательность.
Читали художественную литературу, вели беседы. После чтения,
рассматривания иллюстраций, дети отвечали на вопросы о профессиях,
рассказывали о своих играх.
Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также
способствовали ее обогащению и развитию.
В ходе игры перед детьми ставились задачи дальнейшего обогащения ее
сюжета, применения тех знаний, которые они приобрели при знакомстве с трудом
людей. Рядом с «детским садом» дети строили больницу, где лечили детей,
столовую, магазин, библиотеку. Таким образом, познания труда и отношений
взрослых служило примером совместных действий в игре.
Перед каждой игрой, с детьми проводился разговор-обсуждение: кто какую
роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Руководство
взрослого, который передавал детям свой нравственный опыт, приобщая к
социальной жизни взрослых, в этих играх играло особую роль.
Новыми играми среди дошкольников стали такие как «Салон красоты»,
«Хлебопекарня», «Школа», «Супермаркет» и др. С целью обучения детей
устанавливать взаимоотношения и действия в процессе этих игр, развивать сюжет
были разработаны схемы построения ролевого диалога.
С целью поддержание состояния удовольствия и радости у детей, улучшение
их психоэмоционального самочувствия и раскрепощения, разностороннего
развития детей в игровой деятельности была проведена игра по мотивам любимого
детям мультфильма «Человек-паук».
Не оставили мы без внимания работу с родителями и педагогами ДОУ.
С целью выработки системы формирования сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте с педагогами ДОУ была проведена деловая игра на тему
«Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста».
Подготовила для родителей информацию по развитию общения детей через
сюжетно ролевые игры, оформила папки-передвижки по данной проблеме. Участие
родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим
обеспечивало непрерывность этого процесса, и в большей мере формировало опыт
эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и
детей.
С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было
проведено родительское собрание «Игра – не забава». Для выявления игровых
интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей.
Итак, проведенная работа, позволила сделать следующий вывод: расширение
и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили
интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития
сюжета игр.