Напоминание

"Методические рекомендации по организации и проведению физкультурных праздников для детей с ОВЗ"

Автор: Абдряшитов Линар Джиганшевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ "Средняя школа№28"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации по организации и проведению физкультурных праздников для детей с ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Абдряшитов Линар Джиганшевич МБОУ «Средняя школа№28» города Ульяновска Учитель физической культуры
«Методические рекомендации по организации и проведению

физкультурных праздников для детей с ОВЗ»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитывалось нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является спортивный праздник. Задачи: - создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми; - помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации. Основные этапы праздника. Подготовка и проведение праздника для детей с ограниченными физическими возможностями – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы. Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником: I этап – предварительное планирование. II этап – работа над сценарием. III этап – предварительное знакомство детей с праздником. IV этап – проведение праздника. V этап – подведение итогов. Подготовка праздника.
В силу специфики, в подготовке праздничных мероприятий для детей с ограниченными возможностями должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы и др., а также квалифицированный обслуживающий персонал, медперсонал. Организация мероприятия должна проходить так, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Значение физкультурных праздников для детей с ОВЗ Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, праздники должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с когнитивными нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» детей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных детей. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются. Недели здоровья, «Веселые старты». Такие виды соревнований, как - дартс, баскетбол, армреслинг, гиревой спорт, терапевтических хороводов, танцев, благотворительные акции и другие праздничные мероприятия дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл «чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Они способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а также формированию чувства ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность. Физкультурные праздники позволяют специалисту, не снижая общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам другого. При проведении физкультурных праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети
ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели. Хорошо, когда физкультурные праздники сопровождается музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального сопровождения, развивает музыкальный слух, память. Многолетняя практика работы с детьми показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского учреждения в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. Физкультурные праздники в нашей школе являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. Спортивные праздники, мероприятия значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают участие в разнообразной двигательной деятельности: упражнениях, подвижных играх, эстафетах. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников способствуют активному применению ранее развитых двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки в пространстве и др. Участие наших детей в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижений желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. Включение в социальную среду дает возможность «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала, как правило, дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.