Автор: Золотарёва Ирина Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Детский сад №123
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Тема: "Оздоровительная работа в ДОУ".
Оздоровительная работа в ДОУ
На современном этапе развития общества основной задачей
дошкольного учреждения выступает воспитание здоровых, гармонично
развитых детей обладающих высокой умственной и физической
работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь
здоровье с раннего возраста».
Наш детский сад работает по программе « Воспитания и обучения в
детском саду» под ред. М. А Васильевой, «От рождения до школы» авт. Н. Е.
Вераксы. Приобщение ребенка к физической культуре как к фундаменту
общечеловеческой культуры — ведущее направление программы.
Так как 80% детей рождаются с ослабленным иммунитетом,
содержание программы предусматривает дальнейшее укрепление здоровья
ребенка, содействие его правильному физическому развитию и закаливанию,
совершенствованию функций организма, повышению его работоспособности,
предупреждению утомляемости, поддержке развития ребёнка в условиях
свободного двигательного режима.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:
• укрепление здоровья детей;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня
физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием
здоровья ребенка;
• создание условий для реализации потребности в двигательной
активности в повседневной жизни;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в
двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-
оздоровительной работы;
• приобщение детей к традициям большого спорта.
Для решения этих задач была разработаны следующие мероприятия:
• Диагностика.
• Планирование и организация физкультурных мероприятий.
• Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
• Организация двигательной деятельности.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Диагностика физического развития проводится в начале и в конце года.
В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости,
группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей,
воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков,
уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость).
Исходные данные определяются и отмечаются инструктором по физкультуре,
медсестрой. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
• Систематический анализ результатов показывает, что ежегодно
отмечается 3 периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее
межсезонье и грипп зимой. Поэтому особенно в это время усиливаем
оздоровительные мероприятия: обязательно соблюдается питьевой режим;
• система проветривания;
• кварцевание помещений;
• прогулки с включением подвижных игровых упражнений;
• гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж ушных раковин;
дыхательная гимнастика;
• оздоровительный бег;
• вакцинация детей и сотрудников;
• беседы с детьми о здоровье;
• фито терапия;
• чесночно-луковые закуски;
• ароматерапия;
• воздушные ванны;
• закаливающие процедуры после сна в виде хождения босиком по
«дорожкам здоровья»;
• игры с водой;
• полоскание зева кипячёной охлаждённой водой;
• витаминотерапия;
• витаминизация третьего блюда;
• ионизация воздуха аппаратом «Ион»;
• обследование здоровья детей на аппарате «Аспон» в поликлинике;
• обследование на плантографе;
• корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и
правильной осанки.
Самостоятельная двигательная активность является одним из
показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности
к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в
окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных
двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В
нашем детском саду созданы условия, способствующие развитию
самостоятельной двигательной активности:
- интегрирование двигательной деятельности с другими видами
деятельности;
— насыщение двигательной деятельности народными подвижными
играми;
— обеспечение взаимосвязи между организованными и
самостоятельными видами деятельности.
Даже расстановка столов на занятия в виде буквы «П» и подлезание под
ними за материалом для занятия туда и обратно дает лишний раз ребёнку
проявить свою двигательную активность.
Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием
дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных
движениях. Для этого в каждой группе есть спортивные уголки .
Насыщение двигательной деятельности народными подвижными
играми такими как: «Метание аркана», «Пирог», «Кувшинчик», «Баба Яга» и
другими способствует накоплению их двигательного опыта, развитию
способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности
происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством
движений, осознание ценности своего здоровья, самоконтроль здоровья.
Совместная работа инструктора и воспитателя на физкультурных
занятиях, вне занятий, при обследовании двигательной деятельности, на
спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу.
Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении
праздников:
-со спортивными играми;
-«Веселые старты» с элементами эстафет,
-соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость,
-«Папа, мама, я — дружная семья», которые обеспечивают возможность
каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на
творчество.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по
следующим основным направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— развитие представлений о строении человечески тела, назначении
органов;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказание элементарной
помощи;
— формирование представлений о том, что полезно, что вредно для
организма;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки к ежедневным физкультурным
упражнениям.
— развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе
жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Каждое направление реализуется серией систематических
мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие
действия детей переходят в привычку и выполняются автоматически.
По каждому направлению определяется минимум- норма - максимум.
Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть остается
неизменной для детей любого возраста.
На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей
находятся занятия, которые помогают выработать у ребенка сознательное
отношение к своему здоровью и определять свое состояние и ощущения.
1 раз в месяц проводятся уроки здоровья, на которых закладываются
навыки соблюдения правильного режима дня, рационального питания,
негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки,
знакомство со своим телом.
Физкультурная работа проводится в форме разнообразных занятий:
классических, игровых, сюжетно-игровых, тематических, познавательных,
занятия зачёты, круговая тренировка, тренировочные, с модулями,
танцевально-ритмические; эстафеты; подвижные игры; малоподвижные
игры; 1раз в 2недели проводим физкультурные досуги; спортивных
праздники и развлечения; 1раз в квартал День здоровья.
Вначале учебного года с родителями проводится анкетирование по
вопросу: «Оздоровление детей дома » на основе которого мы корректируем
спортивно – оздоровительные мероприятия с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей и здоровья детей.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей-
одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, поэтому в
реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает
участие весь персонал детского сада и родители. Благодаря такому
сотрудничеству наши дети бодры, и здоровы, и с удовольствием посещают
детский сад.