"Оздоровительная работа в ДОУ".

Автор: Золотарёва Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Детский сад №123
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Тема: "Оздоровительная работа в ДОУ".
Дата публикации: 14.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Оздоровительная работа в ДОУ На современном этапе развития общества основной задачей дошкольного учреждения выступает воспитание здоровых, гармонично развитых детей обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье с раннего возраста». Наш детский сад работает по программе « Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, «От рождения до школы» авт. Н. Е. Вераксы. Приобщение ребенка к физической культуре как к фундаменту общечеловеческой культуры — ведущее направление программы. Так как 80% детей рождаются с ослабленным иммунитетом, содержание программы предусматривает дальнейшее укрепление здоровья ребенка, содействие его правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствованию функций организма, повышению его работоспособности, предупреждению утомляемости, поддержке развития ребёнка в условиях свободного двигательного режима. Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются: • укрепление здоровья детей; • воспитание потребности в здоровом образе жизни; • развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы; • приобщение детей к традициям большого спорта. Для решения этих задач была разработаны следующие мероприятия: • Диагностика. • Планирование и организация физкультурных мероприятий. • Лечебно-профилактическая работа, закаливание. • Организация двигательной деятельности. • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Диагностика физического развития проводится в начале и в конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость). Исходные данные определяются и отмечаются инструктором по физкультуре, медсестрой. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей. • Систематический анализ результатов показывает, что ежегодно отмечается 3 периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. Поэтому особенно в это время усиливаем оздоровительные мероприятия: обязательно соблюдается питьевой режим; • система проветривания; • кварцевание помещений; • прогулки с включением подвижных игровых упражнений; • гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж ушных раковин; дыхательная гимнастика; • оздоровительный бег; • вакцинация детей и сотрудников; • беседы с детьми о здоровье; • фито терапия; • чесночно-луковые закуски; • ароматерапия; • воздушные ванны; • закаливающие процедуры после сна в виде хождения босиком по «дорожкам здоровья»; • игры с водой; • полоскание зева кипячёной охлаждённой водой; • витаминотерапия; • витаминизация третьего блюда; • ионизация воздуха аппаратом «Ион»; • обследование здоровья детей на аппарате «Аспон» в поликлинике; • обследование на плантографе; • корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и правильной осанки.
Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В нашем детском саду созданы условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности: - интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности; — насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми; — обеспечение взаимосвязи между организованными и самостоятельными видами деятельности. Даже расстановка столов на занятия в виде буквы «П» и подлезание под ними за материалом для занятия туда и обратно дает лишний раз ребёнку проявить свою двигательную активность. Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. Для этого в каждой группе есть спортивные уголки . Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми такими как: «Метание аркана», «Пирог», «Кувшинчик», «Баба Яга» и другими способствует накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, самоконтроль здоровья. Совместная работа инструктора и воспитателя на физкультурных занятиях, вне занятий, при обследовании двигательной деятельности, на спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу. Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: -со спортивными играми; -«Веселые старты» с элементами эстафет, -соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость,
-«Папа, мама, я — дружная семья», которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество. Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям: — привитие стойких культурно-гигиенических навыков; — развитие представлений о строении человечески тела, назначении органов; — обучение уходу за своим телом, навыкам оказание элементарной помощи; — формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма; — формирование элементарных представлений об окружающей среде; — формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. — развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья. Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей переходят в привычку и выполняются автоматически. По каждому направлению определяется минимум- норма - максимум. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть остается неизменной для детей любого возраста. На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей находятся занятия, которые помогают выработать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и определять свое состояние и ощущения. 1 раз в месяц проводятся уроки здоровья, на которых закладываются навыки соблюдения правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки, знакомство со своим телом. Физкультурная работа проводится в форме разнообразных занятий: классических, игровых, сюжетно-игровых, тематических, познавательных, занятия зачёты, круговая тренировка, тренировочные, с модулями, танцевально-ритмические; эстафеты; подвижные игры; малоподвижные
игры; 1раз в 2недели проводим физкультурные досуги; спортивных праздники и развлечения; 1раз в квартал День здоровья. Вначале учебного года с родителями проводится анкетирование по вопросу: «Оздоровление детей дома » на основе которого мы корректируем спортивно – оздоровительные мероприятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей- одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада и родители. Благодаря такому сотрудничеству наши дети бодры, и здоровы, и с удовольствием посещают детский сад.