Автор: Сорвилова Ольга Валентиновна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №92 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: " Первый год обучения в школе"
Работа Сорвиловой
Ольги Валентиновны ,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 92
с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. КЕМЕРОВО 2016г.
Содержание
1. Проблема кризиса семилетнего возраста.
2. Двухнедельный курс « Введение в школьную жизнь»
3.Роль педагога в адаптации младшего школьника к школе.
Процесс становления личности наиболее сложно протекает в кризисные
периоды, когда школьник, с одной стороны, отличается повышенной
сопротивляемостью сложившимся нормам воспитания, а с другой -
повышенной ранимостью и обидчивостью. С приходом школу изменяется весь
образ жизни и деятельности ребенка.
Первый год обучения является одним из существенных периодов в его
жизни, ведь от того, как пойдет адаптация, привыкание к школе, во многом
зависит эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья,
успешность учебы в начальной школе и последующие годы.
В психолого-педагогической литературе основное внимание уделяется
проблемам подросткового возраста, в то время как кризис семи лет остается
без должного внимания. Вместе с тем, известный психолог А.Н. Леонтьев
выделяет этот возраст в числе главных кризисов, так как он связан с
освоением новой социальной роли ученика [1]. В. И. Гарбузов, детский врач-
невропатолог, констатирует, что этот возраст опасен невротическими
осложнениями, так как поступление в школу - всегда эмоциональный стресс
[5]. Таким образом, актуальность рассмотрения возрастного кризиса семи лет
не вызывает сомнений.
Удовлетворение ведущей потребности младшего школьника «быть
хорошим учеником» обеспечивается в результате успешной деятельности. Все
дети хотят хорошо учиться.
Психологическая неготовность к овладению новой ролью ученика
свидетельствует о неудовлетворении или подавлении актуальных для млад
-
шего школьника потребностей, что приводит к усложнению жизни ребенка, к
усилению негативных внешних проявлений, к неуспешной адаптации.
Неразрешенные внутренние конфликты порождают негативные
проявления в развитии, которые начинают выполнять защитную роль, приводя
к ситуации «закрытия «я»», к ограниченному развитию личностных качеств:
неожиданно на спокойное замечание педагога школьник начинает плакать, его
трудно потом успокоить или неожиданно начинает грубить, швыряет тетрадь и
выбегает из класса.
Дисциплинированные, ответственные, предельно внимательные ученики
обычно воспринимаются как педагогически благополучные, но именно у этих
детей кризис может протекать очень импульсивно, так как они болезненно
переживают ситуацию неуспеха. Например: при выполнении упражнения в
классе мальчик заплакал. Он хорошо учится, но часто волнуется при ответах,
начинает от этого заикаться. Девочка любит чистоту в тетради настолько, что
если у нее ошибка или исправление, бросает тетрадь и плачет. Может
просидеть так целый урок, не реагируя на уговоры учительницы. Ребёнок
плачет по любому поводу: из-за ошибки, из-за того, что не успел написать
слово и т. д.
Л. С. Выготский основными симптомами считал непослушание,
негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие [2]. Д. Б.
Эльконин выделял в качестве основных следующие три: упрямство,
негативизм, обесценивание требований взрослых [4].
Анализ моей практики показывает, что учителя начальных классов
испытывают затруднения, сталкиваясь с типичными негативными
проявлениями кризиса семи лет: кривлянием, передразниванием. Часто дети
кривляются при чтении художественных произведений, мимикой и жестами
воспроизводя эмоциональное состояние действующих лиц, что нередко
вызывает смех одноклассников.
Негативные симптомы являются приходящими, если взрослые не
воспринимают такие ситуации, как унижение собственного достоинства, не
замечают их или реагируют с юмором. Например, во время моего объяс нения,
ученик меня передразнивает. Я делаю вид, что не вижу, а когда об этом говорят
дети, спрашиваю: «И, похоже?» Дети отвечают: «Нет». «Жаль. Мне бы так
хотелось увидеть себя со стороны».
Или, например, использую парадигму «Видимо, он пока не знает...», я
реагирую на поведение школьника, который отличается постоянным
употреблением грубых слов: «Видимо, Петя пока не знает, что такие слова
унижают другого человека». В данном случае я показываю ребенку то
отношение, которое ребенок не усвоил в семье.
Итак, выделенные показатели позволяют учителю диагностировать
начало кризиса, а отсутствие этих показателей свидетельствует о завершении
его.
Проблему семилетнего кризиса помогает решить двухнедельный курс
«Введение в школьную жизнь», который проводится для будущих
первоклассников в июне месяце на базе средней школы № 92, где я занимаюсь
педагогической деятельностью. Благодаря курсу существенно улучшается
процесс адаптации детей к процессу обучения. Кроме того, предварительная
профилактическая подготовка детей к школьной жизни снижает стресс
начального воздействия учебных нагрузок, положительно влияет на
успеваемость детей.
Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге
школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь
ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это
своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему
отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение» по манере
общения, по форме строится, как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Совместно с психологами нашей школы, нами было проведено
исследование учащихся, посещающих и не посещающих курс «Введение в
школьную жизнь». В данном эксперименте были рассмотрены
психофизиологические показатели, такие как состояние центральной нервной
системы, внимание, психоэмоциональное состояние.
Анализ полученных результатов исследований психофизиологических
параметров показал, что у учащихся, прошедших курс «Введение в школьную
жизнь», наблюдается стабильное функциональное состояние организма,
благоприятное эмоциональное состояние.
У учащихся, не прошедших вышеназванный курс, наблюдается не
уравновешенность нервных процессов, высокий уровень возбудимости
центральной нервной системы, выраженное функциональное напряжение.
В период адаптации, важно, чтобы педагог владел не только знаниями
учебного процесса, но и знаниями психофизиологических особенностей
ребенка. Наша задача, задача педагога, помочь детям.
Профессионализм педагога в работе со школьниками в кризисный
период семи лет заключается в овладении стратегией и тактикой
конструктивного выхода школьника на новую систему отношений.
Как же это сделать? Главное, чтобы ребенок вошел в школьную жизнь с
наименьшими потерями для своего здоровья.
Необходимо, регулировать собственное психическое состояние и
состояние школьника, формировать его стрессоустойчивость. Как известно,
существует много способов профилактики преодоления стресса. В
педагогической деятельности учитель должен использовать их элементы на
фоне традиционных приемов, связанных с воздействием природы, музыки,
произведений искусства.
Только соблюдая условия - терпение, доброжелательность, помощь,
-учитель может организовать субъект - субъектное взаимодействие со
школьником в кризисе семи лет, необходимое для конструктивного
преодоления негативных проявлений этого возрастного периода.
Список литературы.
1. Леонтьев, А.Н. Основы общей психологии. [Текст]: психологический
журнал № 4 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1993.- С. 4-6.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст]: учеб. пособие / Л.С.
Выготский. - М.: Педагогика, 1987.-72 с.
3. Начальная школа: плюс-минус, 2009 г. Научи ребенка заботиться о
своем здоровье.
4.
Давыдов, В.В. Помощь учителя первокласснику. [Текст]: учеб.
пособие / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1989. - С. 83-86.
5.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]: учеб.
пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - С. 47-53.
6.
Начальная школа: плюс-минус, 2010 г. Здоровьесберегающие
технологии в формировании личности ребенка.
7.
Гарбузов, В.И. Медицина о психологии детей. [Текст] / В. И. Гарбузов //
Медицинские осложнения детского возраста: научная статья. -М.: Изд-во
«Терра», 1983. - 3 с.