" Первый год обучения в школе"

Автор: Сорвилова Ольга Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №92 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: " Первый год обучения в школе"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Первый год обучения в школе.


Работа Сорвиловой Ольги Валентиновны , учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. КЕМЕРОВО 2016г.

Содержание
1. Проблема кризиса семилетнего возраста. 2. Двухнедельный курс « Введение в школьную жизнь» 3.Роль педагога в адаптации младшего школьника к школе.
Процесс становления личности наиболее сложно протекает в кризисные периоды, когда школьник, с одной стороны, отличается повышенной сопротивляемостью сложившимся нормам воспитания, а с другой - повышенной ранимостью и обидчивостью. С приходом школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных периодов в его жизни, ведь от того, как пойдет адаптация, привыкание к школе, во многом зависит эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и последующие годы. В психолого-педагогической литературе основное внимание уделяется проблемам подросткового возраста, в то время как кризис семи лет остается без должного внимания. Вместе с тем, известный психолог А.Н. Леонтьев выделяет этот возраст в числе главных кризисов, так как он связан с освоением новой социальной роли ученика [1]. В. И. Гарбузов, детский врач- невропатолог, констатирует, что этот возраст опасен невротическими осложнениями, так как поступление в школу - всегда эмоциональный стресс [5]. Таким образом, актуальность рассмотрения возрастного кризиса семи лет не вызывает сомнений. Удовлетворение ведущей потребности младшего школьника «быть хорошим учеником» обеспечивается в результате успешной деятельности. Все дети хотят хорошо учиться. Психологическая неготовность к овладению новой ролью ученика свидетельствует о неудовлетворении или подавлении актуальных для млад - шего школьника потребностей, что приводит к усложнению жизни ребенка, к усилению негативных внешних проявлений, к неуспешной адаптации. Неразрешенные внутренние конфликты порождают негативные проявления в развитии, которые начинают выполнять защитную роль, приводя к ситуации «закрытия «я»», к ограниченному развитию личностных качеств: неожиданно на спокойное замечание педагога школьник начинает плакать, его
трудно потом успокоить или неожиданно начинает грубить, швыряет тетрадь и выбегает из класса. Дисциплинированные, ответственные, предельно внимательные ученики обычно воспринимаются как педагогически благополучные, но именно у этих детей кризис может протекать очень импульсивно, так как они болезненно переживают ситуацию неуспеха. Например: при выполнении упражнения в классе мальчик заплакал. Он хорошо учится, но часто волнуется при ответах, начинает от этого заикаться. Девочка любит чистоту в тетради настолько, что если у нее ошибка или исправление, бросает тетрадь и плачет. Может просидеть так целый урок, не реагируя на уговоры учительницы. Ребёнок плачет по любому поводу: из-за ошибки, из-за того, что не успел написать слово и т. д. Л. С. Выготский основными симптомами считал непослушание, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, своенравие [2]. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных следующие три: упрямство, негативизм, обесценивание требований взрослых [4]. Анализ моей практики показывает, что учителя начальных классов испытывают затруднения, сталкиваясь с типичными негативными проявлениями кризиса семи лет: кривлянием, передразниванием. Часто дети кривляются при чтении художественных произведений, мимикой и жестами воспроизводя эмоциональное состояние действующих лиц, что нередко вызывает смех одноклассников. Негативные симптомы являются приходящими, если взрослые не воспринимают такие ситуации, как унижение собственного достоинства, не замечают их или реагируют с юмором. Например, во время моего объяс нения, ученик меня передразнивает. Я делаю вид, что не вижу, а когда об этом говорят дети, спрашиваю: «И, похоже?» Дети отвечают: «Нет». «Жаль. Мне бы так хотелось увидеть себя со стороны». Или, например, использую парадигму «Видимо, он пока не знает...», я реагирую на поведение школьника, который отличается постоянным
употреблением грубых слов: «Видимо, Петя пока не знает, что такие слова унижают другого человека». В данном случае я показываю ребенку то отношение, которое ребенок не усвоил в семье. Итак, выделенные показатели позволяют учителю диагностировать начало кризиса, а отсутствие этих показателей свидетельствует о завершении его. Проблему семилетнего кризиса помогает решить двухнедельный курс «Введение в школьную жизнь», который проводится для будущих первоклассников в июне месяце на базе средней школы № 92, где я занимаюсь педагогической деятельностью. Благодаря курсу существенно улучшается процесс адаптации детей к процессу обучения. Кроме того, предварительная профилактическая подготовка детей к школьной жизни снижает стресс начального воздействия учебных нагрузок, положительно влияет на успеваемость детей. Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение» по манере общения, по форме строится, как обучение навыкам учебного сотрудничества. Совместно с психологами нашей школы, нами было проведено исследование учащихся, посещающих и не посещающих курс «Введение в школьную жизнь». В данном эксперименте были рассмотрены психофизиологические показатели, такие как состояние центральной нервной системы, внимание, психоэмоциональное состояние. Анализ полученных результатов исследований психофизиологических параметров показал, что у учащихся, прошедших курс «Введение в школьную жизнь», наблюдается стабильное функциональное состояние организма, благоприятное эмоциональное состояние.
У учащихся, не прошедших вышеназванный курс, наблюдается не уравновешенность нервных процессов, высокий уровень возбудимости центральной нервной системы, выраженное функциональное напряжение. В период адаптации, важно, чтобы педагог владел не только знаниями учебного процесса, но и знаниями психофизиологических особенностей ребенка. Наша задача, задача педагога, помочь детям. Профессионализм педагога в работе со школьниками в кризисный период семи лет заключается в овладении стратегией и тактикой конструктивного выхода школьника на новую систему отношений. Как же это сделать? Главное, чтобы ребенок вошел в школьную жизнь с наименьшими потерями для своего здоровья. Необходимо, регулировать собственное психическое состояние и состояние школьника, формировать его стрессоустойчивость. Как известно, существует много способов профилактики преодоления стресса. В педагогической деятельности учитель должен использовать их элементы на фоне традиционных приемов, связанных с воздействием природы, музыки, произведений искусства. Только соблюдая условия - терпение, доброжелательность, помощь, -учитель может организовать субъект - субъектное взаимодействие со школьником в кризисе семи лет, необходимое для конструктивного преодоления негативных проявлений этого возрастного периода.

Список литературы.
1. Леонтьев, А.Н. Основы общей психологии. [Текст]: психологический журнал № 4 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1993.- С. 4-6. 2. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987.-72 с. 3. Начальная школа: плюс-минус, 2009 г. Научи ребенка заботиться о своем здоровье. 4. Давыдов, В.В. Помощь учителя первокласснику. [Текст]: учеб. пособие / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1989. - С. 83-86. 5. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]: учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - С. 47-53. 6. Начальная школа: плюс-минус, 2010 г. Здоровьесберегающие технологии в формировании личности ребенка. 7. Гарбузов, В.И. Медицина о психологии детей. [Текст] / В. И. Гарбузов // Медицинские осложнения детского возраста: научная статья. -М.: Изд-во «Терра», 1983. - 3 с.