Напоминание

"Проблемы смыслового чтения"

Автор: Бабкина Надежда Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Центрально-Любинская СОШ"
Населённый пункт: поселок Центрально-Любинский
Наименование материала: презентация
Тема: "Проблемы смыслового чтения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

linda6035.ucoz Стратегии смыслового чтения на уроках географии учитель географии Н.А. Бабкина МБОУ «Центрально_ Любинская СОШ»
linda6035.ucoz Работа посвящена одной из важнейших проблем в образовании – проблеме обучения обучающихся пониманию учебного текста. Одним из путей решения проблемы является организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на основе различных методов и приемов работы с текстом
linda6035.ucoz Базовая модель урока, основанная на использо- вании данной технологии, представляет собой по- следовательное прохождение трёх стадий:
вызов (до чтения),

Осмысление (во время чтения),

рефлексия (после чтения).
Эти стадии могут присутствовать как на всём уроке, так и на отдельных его частях
linda6035.ucoz
Вызов
На этой стадии происходит выявление перво- начального представления обучающихся о теме обсуждения. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по теме обсуждения, привести имеющиеся знания в определённую систему. Кроме этого, происходит настраивание учащихся на тему урока, развитие интереса к ней, что является своеобразным мотивационным моментом.
linda6035.ucoz
Осмысление
Эта стадия начинается вместе со вводом новой информации. Здесь обучающиеся знакомятся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста или отдельных его частей: лекции учителя, видеофильма. На этом этапе происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали обучающиеся. Во время этой стадии урока учащиеся самостоятельно и активно участвуют в работе. Задачей учителя является поддержание активности обучающихся, которая была достигнута на стадии вызова.
linda6035.ucoz
Рефлексия
Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, присвоение новой информации, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может стать стадией вызова к следующему уроку.
linda6035.ucoz
Приёмы, используемые на каждой стадии

урока
Вызов Глоссарий, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, игра «Верю — не верю», определение терминов и понятий, заполнение первой колонки таблиц «Знаю, узнал, хочу узнать больше» Осмыслен ие Чтение с остановками и пометками, «Зигзаг», «Собери текст», «Попеременное чтение», «Чтение с остановками», «Преобразование информации», просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи, конспект- лекция, вопрос-лекция, заполнение второй колонки таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать больше», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка),карта познания, кластер, поиск ответов на вопросы, поставленных на стадии вызова, уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек . Рефлек сия Кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать больше», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, синквейн, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке
linda6035.ucoz Приемы работы до чтения «Вызов» Стратегия «Глоссарий» Цель: Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста Суть стратегии: обучающиеся знакомятся с темой текста и списком слов которые могут относиться к этой теме. Их задача: До чтения – отметить те слова, которые, с их точки зрения, встретятся в тексте; ПОСЛЕ чтения – вернуться к списку и переосмыслить тему.
Пример:

География 5 класс

Тема: Внутреннее строение Земли

Список слов:
земная кора, осадочные, гранитный, базальтовый, ядро, мантия, литосфера, панцирь, океан, материк.
Текст:
В разрезе Земля напоминает русскую матрешку, где три оболочки- ядро, мантия, земная кора – вложены одна в другую. Самый верхний слой Земли , твердый панцирь нашей планеты, назвали
земной

корой.
Она очень тоненькая, примерно в 150 раз меньше земного радиуса. Толщина земной коры не одинакова: меньше под океанами и больше под материками.
linda6035.ucoz Приемы работы ( до чтения «Вызов» )
Стратегия «Ориентиры предвосхищения»

Цель:
актуализация имеющих знаний, связанных с темой текста.
Суть стратегии: обучающиеся знакомятся с темой текста и списков суждений, и

отмечают знаком «+» те с которыми они согласны. ПОСЛЕ чтения текста –

возвращаются к списку и, если мнение об истинности суждений

изменилось, фиксируют и объясняют свое решение.

Пример:

5 класс география

Тема: Атмосфера Земли

До

чтения

Суждения

После

чтения
1.Воздух – это смесь газов 2.Воздушную пленку нашей планеты ученые Древней Греции назвали –
атмосферой.
3.Воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
linda6035.ucoz Приемы работы ( до чтения «Вызов» )
Стратегия «Мозговой штурм»

Цель: выявление До чтения текста предположений о его возможном

содержании (по заголовку)

Суть стратегии: обучающимся предлагается высказать предположения о

возможном содержании текста. Фиксируются все гипотезы. Форма

фиксации может быть различной – в виде списка вопросов, кластера и т.п.

Пример:

География 5 класс

Тема: «Землетрясение»

Гипотезы учеников в форме списка вопросов:

1.

Что такое землетрясение?

2.

Причины землетрясения?

3.

Последствия землетрясения?

4.

Какое, может быть землетрясения?

5.

Можно ли предсказать землетрясение?

linda6035.ucoz Приемы работы ( Во время чтения «Осмысление» ) Стратегия «Граф-Схема» Цель: систематизация и структуризация информации. Суть стратегии: Во время чтения текста выписываются существенные понятия, факты, примеры и т.п. Относящиеся к теме, и соединяются стрелками с центральным понятием. Пример: География 6 класс Тема: Горы горы Низкие Средние Высокие до 1000м. От 2000-3000м. Более 3000м П-р. Урал п.р Карпаты п-р.Кавказ
linda6035.ucoz Приемы работы ( Во время чтения «Осмысление» ) Стратегия «Попеременное чтение» Цель: своевременная проверка и коррекция понимания Во ВРЕМЯ чтения. Суть стратегии: текст читается по абзацам / законченным смысловым отрывком . Слушатели задают чтецу вопросы на понимание. Потом текст переходит к следующему ученику. Пример: география 6 класс Тема: Погода и климат. Фрагмент№1 (абзац «Географическая широта» стр. 216) Географическая широта местности влияет на количество поступающего к ней солнечного тепла. Неравномерный нагрев земной поверхности – это главная причина разницы в атмосферном давлении. Примерные вопросы: 1. От чего зависит количество солнечного тепла? 2. Причина разницы в атмосферном давлении? 3. На что может повлиять неравномерный нагрев земной поверхности?
linda6035.ucoz Приемы работы ( Во время чтения «Осмысление» ) Стратегия « Собери текст» Цель: выявление ВО ВРЕМЯ чтения смысловых связей между отдельными высказываниями и языковых средств выражения этих связей. Суть приема: обучающимся предлагается либо восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст, либо внести в текст те или иные коррективы. Пример: География 5 класс Задание: Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее.
linda6035.ucoz Пример • 1. При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли. • 2. Своим авторитетом Аристотель на много веков закрепил ложное мнение, что Земля неподвижный центр Вселенной. • 3. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. • 4. Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по – видимому, все небесные тела • 5. И сама луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму. • 6.На диске луны мы видим край земной тени всегда круглым.
linda6035.ucoz Правильная последовательность предложений- 1,3,6,5.4 Лишнее предложение-2
linda6035.ucoz Приемы работы (После чтения «Рефлексия») • Решаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий. Самостоятельное смысловое чтение текста • Тундра - очень интересная природная зона, хотя на первый взгляд и неприветливая. Зимой все обитатели где-то прячутся - сразу и не заметишь. Конечно, если долго не шевелиться, то можно заметить песца: на фоне ослепительно белого снега он в своей тёмной шубе хорошо виден. Как только взойдёт холодное декабрьское солнце, так и начинает эта полярная лисичка охотиться на леммингов - грызунов, живущих в своих норах под снегом. Очень старается песец: есть на морозе хочется и нужно успеть до темноты, потому что ночью леммингами займётся полярная сова, а она не любит конкурентов. • Все в тундре зимой хотят есть и добывают корм, как умеют. Северные олени роют копытами снег, чтобы достать «олений мох» - карликовый кустарник с маленькими листочками. Полярный волк ходит вокруг стада оленей, чтобы утащить кого-нибудь. Безопасней всего - оленёнка ,или олениху: у них нет рогов, не то, что у самца! • Но вот наступает весна, а затем и лето, и тундра оттаивает, зацветает под яркими красками северного сияния. • Появляются шмели. В воздухе толкутся мириады комаров. Вслед за насекомыми прилетают стаи летучих мышей. Им сейчас раздолье! • Только леммингам опять не везёт: мало того, что и песцы, и совы, и горностаи, и даже волки их преследуют, так вот теперь ещё и гадюки проснулись... А если вдруг лось нечаянно наступит своим тяжёлым копытом! Как тут уберечься! • Но быстротечно арктическое лето... Глядь, а уже потянулись на юг, в Антарктику, гагары и чистики: там зима как раз кончается.
linda6035.ucoz Правильные утверждения • Подавляющее большинство песцов зимой имеет белую окраску. Встречаются и слегка окрашенные формы, но это, скорее, исключение. • В декабре в северной тундре полярная ночь и солнце над горизонтом не появляется вообще. • Полярная, или белая, сова - строго дневная птица, ночью не охотится. • «Олений мох», или ягель, не кустарник, а лишайник. • У северного оленя, в отличие от всех других оленей, рога есть не только у самцов, но и у самок. • Северное сияние в полярных широтах наблюдается только зимой. • Рукокрылых вообще и летучих мышей в частности в тундре не бывает никогда. • В тундре нет вообще пресмыкающихся, и гадюк в том числе. • Лось в тундру не заходит, это лесной зверь. • Гагары и чистики живут только в Арктике. В Южном полушарии, а значит и в Антарктике, их не бывает.
linda6035.ucoz


Спасибо за внимание