Автор: Мкртычян Анна Араратовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 25
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарского края
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Подготовка к обучению грамоте"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Утверждаю Принято
Заведующая МАДОУ № 25 на Педагогическом совете
____________ И.Г. Дидурик протокол № 1
от «01» сентября 2014 года от «30» августа 2014 года
Ступень обучения: дети 5-7 лет
Программа рассчитана: 2 года
Автор: воспитатель А.А. Мкртычян
г. Курганинск
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
2014 год
2
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Содержание
I.
Пояснительная записка -------------------------------------------- стр. 3
II.
Цель программы----------------------------------------------------- стр. 4
III.
Задачи программы--------------------------------------------------- стр. 4
IV.
Структура программы----------------------------------------------- стр. 5
V.
Учебный план -------------------------------------------------------- стр. 6
VI.
Структура программы----------------------------------------------- стр. 7
VII.
Ожидаемые результаты--------------------------------------------- стр. 8
VIII.
Учебно – тематический план------------------------------------ --стр. 9
IX.
Список литературы------------------------------------------------- стр. 15
X.
Приложение---------------------------------------------------------- стр. 17
3
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Пояснительная записка
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего
необходимо достаточное развитии
фонематического слуха произносительной стороны
речи, что служит основой овладения навыками
звукобуквенного анализа.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в
школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Поэтому
остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного
детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в
детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в
школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в
подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике
умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Известно,
что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения знаний, так как у
маленького ребенка прекрасно развита долговременная память.
Основной задачей данной программы является выработка у детей умения
ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка и на этой основе -
развитие интереса и способностей к чтению.
Программа является парциальной программой и решает одну из задач
речевого развития ребенка - подготовить дошкольников к обучению грамоте.
Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод
обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой
применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению
читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное
средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.
В программе широко представлено моделирование, с помощью которого
осуществляется звуковой анализ слова. Работа с моделями слов развивает
логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными
обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок,
которые присутствуют в программе в достаточном объеме.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу.
Предмет изучения - звуки и буквы русского алфавита по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие и глухие гласные, твердые и мягкие,
одиночные согласные, Ь и Ъ).
Программа опирается на традиционную методику обучения чтению - от звука
к букве, т.е. звуковой аналитико – синтетический метод.
4
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Цель программы:
1. Подготовка детей к школе, способствуя формированию запаса знаний, умений и
навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.
2. Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению,
введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».
Задачи
Воспитывающие:
Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание
содержания произведений искусств, художественных произведений.
Совершенствование навыков общения.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать звуковую культуру речи.
Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и
различием звукового фона.
Развивать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Обучающие:
Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой
структуры, качественно характеризовать выделяемый звук.
Учить детей первоначальному чтению.
Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение».
Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву,
сопоставлять ее графический образ.
Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву,
сопоставлять ее графический образ.
Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.
Основные методы построения программы
-Метод наглядности
-Метод игровой
-Метод практический
-Словесный метод
5
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Структура программы:
Срок реализации данной программы рассчитан на два года. Программа имеет
в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его
конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания
информации.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, пятого-
седьмого года жизни.
Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста.
Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя
развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного
языка. Первый этап рассчитан на 1 год (1 занятие в неделю).
Второй этап обучения решает задачи развития звуко - буквенного анализа,
фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан
на работу с детьми 6-7 лет (2 занятия в неделю).
Основные условия организации образовательного процесса :
Проведение занятий фронтально (в подгруппе).
Непосредственно образовательная деятельность, продолжительностью 30
минут.
Оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Взаимодействие с семьей ребенка по вопросам обучения.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности - подгрупповая
6
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения 5-6 лет
итого
Количество
занятий в неделю
Количество
учебных
недель
Длительность
занятия
1
32
25 мин.
32
16 ч.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения 6 – 7 лет
итого
Количество
занятий в неделю
Количество
учебных
недель
Длительность
занятия
2
32
30 мин.
64
32 ч.
7
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.
Артикуляционная гимнастика или разминка.
2.
Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
формата и магнитной азбукой.
3.
Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
4.
Физкультминутка.
5.
Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и
пр.).
6.
Всевозможные игры и упражнения.
7.
Итоги.
Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.
2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в
занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности
только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на
следующем занятии.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых
игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом
наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал
подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать,
анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать
правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом
формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на
основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и
формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
8
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
В конце года дети должны
Первый год обучения:
хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
знать порядок букв и их названия (алфавит);
различать гласные и согласные звуки;
правильно ставить ударение в знакомых словах;
уметь составлять предложения с заданными словами;
уметь проводить звуковой анализ слов;
Второй год обучения
Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; пра вильно, плавно читать
по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова
простой структуры;
Уметь составлять простые предложения и интонационно пра
вильно
проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).
Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Готовая рука ребенка к письму.
9
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)
№
Тема непосредственно
образовательной деятельности
№ карточки
Дата
плановая
Дата
фактическая
1.
Введение понятия «слово».
Знакомство с линейностью и
протяжностью слов. Знакомство с
тетрадью в клетку.
№____
2.
Слова как выражение мыслей.
Составление из слов
предложений. Введение в понятие
«предложение»
№____
3.
«Осенние деньки». Составление
предложений и деление их на
части. Правила штриховки.
№____
4.
Составление рассказа из
небольших предложений.
Штриховка геометрических
фигур.
№____
5.
Составление предложений по
«живой модели». Многозначность
слов.
№____
6.
Деление слов на слоги.
Составление рассказа с
использованием опорных слов.
№____
7.
Введение термина «слоги».
Знакомство с односложными
словами.
№____
8.
Итоговое. Деление слов на слоги
и составление слов из слогов.
№____
9.
Ознакомление со звучащим
словом. Введение термина «звук»
№____
10.
Определение количества слогов в
словах. Нахождение в словах
стихотворного текста и
выделением голосом
определенного звука.
№____
11.
Нахождение местоположения
звука в слове. Составление узора
из вертикальных и
горизонтальных линий.
№____
12.
Деление слов на слоги.
Составление предложений из
словосочетаний. Выделение
голосом определенного звука в
№____
10
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
слове.
13.
Деление на слоги двух-,
трехсложных слов. Определение
местоположения звука в словах.
Выделение предложений из
текста.
№____
14.
Определение заданного звука в
любой части слова. Составление
предложений по заданию.
№____
15.
Знакомство со схемой звукового
состава слова. Звуковой анализ
слова «АУ»
№____
16.
Звуковой анализ слова «МАК»
№____
17.
Звуковой анализ слова «ДОМ».
Сравнение слов по звуковому
составу. Составление
предложений по заданию.
№____
18.
Звуковой анализ слова «дым».
Составление предложений с
соединительным союзом «и»
№____
19.
Звуковой анализ слова «сыр».
Введение понятия «гласный звук»
№____
20.
Беседа о зиме. Звуковой анализ
слова «шар». Составление
предложений из двух, трех,
четырех слов.
№____
21.
Звуковой анализ слова «жук» и
«лук». Словоизменение.
№____
22.
Подбор определений к именам
существительным. Пересказ
текста по графической схеме.
Составление графической схемы
предложений с предлогами.
№____
23.
Развитие пространственной
ориентировки. Введение понятия
«согласный звук».
№____
24.
Звуковой анализ слов «нос» и
«рот». Закрепление понятия
«согласный звук».
№____
25.
Введение понятия «мягкий
согласный звук». Звуковой анализ
слов «кот» и «кит».
№____
26.
Закрепление понятия «мягкий
согласный звук». Деление на
№____
11
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
слоги двух-, трехсложных слов.
27.
Звуковой анализ слова «осы».
№____
28.
Звуковой анализ слова «роза».
Знакомство со слогообразующей
ролью гласных звуков.
№____
29.
«Весенние деньки». Звуковой
анализ слова «луна».
№____
30.
Звуковой анализ слова «лиса».
Сравнительный анализ звуковой
схемы слов «луна» и «лиса».
№____
31.
Звуковой анализ слова «муха».
Поисковая деятельность в
области грамматики.
№____
32.
Звуковой анализ слова «сани».
Поисковая деятельность в
области грамматики.
№____
Итого: 32 занятия
12
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(второй год обучения)
№
Тема непосредственно
образовательной деятельности
№ карточки
Дата
плановая
Дата
фактическая
1.
«Азбука – к мудрости
ступенька». Гласный звук «А»,
буква «А»
№
2.
Закрепление звук и буква «А»
№
3.
Гласный звук «У», буква «У».
место звука в словах «утка»,
«арбуз», «кенгуру».
№
4.
«Ученье – путь к уменью».
Закрепление звук и буква «У»
№
5.
Закрепление звуков А,У, букв и
слогов.
№
6.
Гласный звук «О», буква «О»
№
7.
«Аз да буки – вот и все науки».
Закрепление звук и буква «О».
№
8.
Согласный звук «М», «Мь»,
буква «М». Определение места
звука в словах.
№
9.
Закрепление звук «М», «Мь»,
буква «М». Звуковой анализ
слова «малыш»
№
10.
Закрепление звуков А,У,О,М.
чтение и составление слогов.
№
11.
Согласный звук С (С), буква С.
определение места звука в трех
позициях.
№
12.
Звук Х (Х), буква Х.
определение слоговой
структуры слов.
№
13.
Закрепление звуков и букв
А,У,О,М,С,Х.
№
14.
Звук Ш, буква Ш.
№
15.
Анализ слогов ША,
ШО,СА,СО,СУ.
№
16.
Сопоставление звуков С и Ш.
Узнавание согласных звуков.
№
17.
Согласный звук Л (Л), буква Л.
№
18.
Обобщение изученного. Гласные
А,У,О, согласные С,М,Х,Ш,Л.
№
19.
Гласный звук Ы, буква Ы.Место
звука в двух позициях.
№
13
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
20.
Согласный звук Н (Н), буква Н.
№
21.
Закрепление звука Н (Н), буква
Н. Восклицательный и
вопросительный знаки в конце
предложения.
№
22.
Звук Р (Р), буква Р,р
№
23.
Закрепление звук Р (Р), буква
Р,р. Написание большой буквы в
именах людей.
№
24.
Сопоставление звуков Р и Л.
№
25.
Обобщение пройденного.
№
26.
Звук К (К), буква К.
№
27.
Продолжение работы по звуку
К, букве К. закрепление знаний
об ударном звуке.
№
28.
Закрепление звука К (К), Буквы
К. Работа над предложением.
№
29.
Звук П (П), буква П.
№
30.
Закрепление звук П (П), буква
П.
№
31.
Согласный звук Т (Т), буква Т.
№
32.
Закрепление звук Т (Т), буква Т.
№
33.
Гласный звук И, буква И.
№
34.
Закрепление гласный звук И,
буква И.
№
35.
Согласный звук З (З), буква З.
№
36.
Сопоставление звука З и С.
№
37.
Звук В (В), буква В.
№
38.
Закрепление согласного звука В
(В), буквы В.
№
39.
Согласный звук Ж, буква Ж.
№
40.
Закрепление звук Ж, буква Ж.
сопоставление Ж – Ш, ЖИ-
ШИ.
№
41.
Звонкий согласный звук Б (Б),
буква Б,б.
№
42.
Закрепление звука Б (Б).
Сопоставление Б-П.
№
43.
Звук Г (Г), буква Г.
№
44.
Закрепление звук Г (Г), буква Г.
Сопоставление Г и К.
№
14
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
45.
Звук Д (Д), буква Д.
№
46.
Сопоставление звуков Т и Д.
Орфография и орфоэпическое
чтение.
№
47.
Звук Й, буква Й.
№
48.
Сопоставление звуков И и Й.
№
49.
Буква Ь – показатель мягкости в
конце слога или слова.
№
50.
Ь (мягкий знак) в середине слова
как знак мягкости. Ь никогда не
пишется в начале слова.
№
51.
Закрепление звуков Д,Т,И,Й и
букв Т,Д,И,Й,Ь в конце и
середине слова.
№
52.
Звук Е, буква Е,е.
№
53.
Закрепление звук Е, буква Е,е.
№
54.
Гласный звук Я, буква Я.
№
55.
Закрепление гласный звук Я,
буква Я.
№
56.
Гласный звук Ю, буква Ю.
№
57.
Закрепление гласный звук Ю,
буква Ю.
№
58.
Гласный звук Ё, буква Ё,ё.
№
59.
Закрепление гласный звук Ё,
буква Ё,ё. Ударный слог
(повторение)
№
60.
Глухой гласный звук Ц, буква Ц.
№
61.
Глухой гласный звук Ч, буква Ч.
№
62.
Сопоставление звуков Ч и Ц.
№
63.
Звук Щ, буква Щ.
№
64.
Двойные согласные. Алфавит.
№
Итого: 64 занятия
15
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Перечень литературы использованной при составлении программы.
1.
Богданова Q.A. Скороговорки. Л., 1989.
2.
Баранников И. В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках.
В двух частях. Изд. 5-е. М., 1987.
3.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А, Чтение без принуждения.
М., 1993.
4.
Буре Р. С. Готовим детей к школе. М., 1987.
5.
Баренцева Я. С, Старжинская Н.С. Подготовка к обучению гра
моте в детском саду. Минск, 1992.
6.
Горецкип В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973.
7.
Волина В.В. Праздник числа. М., 1993.
8.
Джежелеи О.В. Помогайка. М., 1994.
9.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 3-е.
М., 1966.
10. Кирюшин В. А. Методическое руководство к пособию «Схемы для
слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов при обучении детей
грамоте». М., 1990.
11. Кларина Л.М, Дети и знаки. М., 1993.
12. Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения.
Методические рекомендации. М., 1975.
13. Климанова Л.Ф. Чнталочка. М., 1994.
14. Логинова В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педа
гогике и методикам. М., 1981.
15. Логинова Б.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и
воспитания детей в детском саду. С.-Пб, 1995.
16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М„ 1983.
17. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного
творчества. Методические рекомендации. М., 1994.
18. Агеева И. Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки
для всех школьных праздников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
19. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического
общения: Методическое пособие для воспита
теля детского сада.— 2-е
изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
20. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Форми
рование
грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.—
2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребен ка, готовим ее к
рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по
развитию мелкой моторики и гра фических навыков у детей 5—7 лет. М.:
ГНОМ и Д, 2003
22. Безруких М. М. Чему и как учить ребенка до школы. М.:
Вентана-Граф, 2004.
16
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
23. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме:
17
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Подвижная» азбука или наборное полотно с ячейками для
тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота
букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слого вых таблиц на
фланелеграфе. С обратной стороны, каждой кар
точки-буквы надо приклеить
кусочек бархатной или наждачной бумаги.
Фланелеграф размером 80x100 см. Изготавливается из одноцветной
фланели, натянутой на плотный картон.
Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовую «Кассу
букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142). Желательно из плотного
полиэтилена сшить дне кассы с ячейка ми: одну — для букв (размером 14x21
см, 5 ячеек по горизонтали, 7 — по вертикали), другую — для слогов
(размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе
заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в
работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек.
Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной
стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а
затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.
Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается инди видуальное задание:
вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить
на картон по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале,
в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.)
ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ
Гласные А, V, О.
Согласный звук М (М'), буква М. Закрепление.
Согласные С (С), X (X'). Закрепление А, У, О, М, С, X.
Звук Ш, буква Ш; анализ слогов ЩА, ШО, ШУ, СА, СО,
СУ. Сопоставление С и Ш.
Согласный звук Л (Л'), буква Л. Обобщение предыдущего.
Гласный Ы.
Согласные Н (Н'), Р (Р'). Сопоставление звуков Р и Л.
Обобщение.
Звуки К (К*), П (П')т Т (Г). Закрепление.
Гласный И.
Согласные В (В1), 3 (3'). Сопоставление 3 и С.
Звуки Ж, Б (Б1), Г (Г), Д (Д'). Сопоставление Д и Т.
Звук Й. Сопоставление И и Й.
Ь — показатель мягкости.
Закрепление Д, Т, И, Й, Ь.
Гласные Я, Ю, Ё,
Согласные Ц, Ч. Сопоставление.
18
г. Курганинск
А.А. Мкртычян
Звуки Щ, Ф (Ф1).
Гласный Э.
Ъ, Ь — разделительные знаки.
Удвоенные согласные.
Закрепление пройденного.
19