Напоминание

"Подготовка к обучению грамоте"

Автор: Мкртычян Анна Араратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 25
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарского края
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Подготовка к обучению грамоте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район Утверждаю Принято Заведующая МАДОУ № 25 на Педагогическом совете ____________ И.Г. Дидурик протокол № 1 от «01» сентября 2014 года от «30» августа 2014 года Ступень обучения: дети 5-7 лет Программа рассчитана: 2 года Автор: воспитатель А.А. Мкртычян г. Курганинск
г. Курганинск А.А. Мкртычян 2014 год 2
г. Курганинск А.А. Мкртычян Содержание I. Пояснительная записка -------------------------------------------- стр. 3 II. Цель программы----------------------------------------------------- стр. 4 III. Задачи программы--------------------------------------------------- стр. 4 IV. Структура программы----------------------------------------------- стр. 5 V. Учебный план -------------------------------------------------------- стр. 6 VI. Структура программы----------------------------------------------- стр. 7 VII. Ожидаемые результаты--------------------------------------------- стр. 8 VIII. Учебно – тематический план------------------------------------ --стр. 9 IX. Список литературы------------------------------------------------- стр. 15 X. Приложение---------------------------------------------------------- стр. 17 3
г. Курганинск А.А. Мкртычян
Пояснительная записка
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитии фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Поэтому остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения знаний, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению. Программа является парциальной программой и решает одну из задач речевого развития ребенка - подготовить дошкольников к обучению грамоте. Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста. Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка. В программе широко представлено моделирование, с помощью которого осуществляется звуковой анализ слова. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений. Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые присутствуют в программе в достаточном объеме. Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу. Предмет изучения - звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие гласные, твердые и мягкие, одиночные согласные, Ь и Ъ). Программа опирается на традиционную методику обучения чтению - от звука к букве, т.е. звуковой аналитико – синтетический метод. 4
г. Курганинск А.А. Мкртычян
Цель программы:
1. Подготовка детей к школе, способствуя формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе. 2. Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению, введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».
Задачи

Воспитывающие:
Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений. Совершенствование навыков общения.
Развивающие:
Развивать связную речь. Развивать звуковую культуру речи. Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и различием звукового фона. Развивать интонационную выразительность речи. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Обучающие:
Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, качественно характеризовать выделяемый звук. Учить детей первоначальному чтению. Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение». Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ. Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ. Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.
Основные методы построения программы
-Метод наглядности -Метод игровой -Метод практический -Словесный метод 5
г. Курганинск А.А. Мкртычян
Структура программы:
Срок реализации данной программы рассчитан на два года. Программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, пятого- седьмого года жизни. Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год (1 занятие в неделю). Второй этап обучения решает задачи развития звуко - буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет (2 занятия в неделю).
Основные условия организации образовательного процесса
:  Проведение занятий фронтально (в подгруппе).  Непосредственно образовательная деятельность, продолжительностью 30 минут.  Оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.  Взаимодействие с семьей ребенка по вопросам обучения. Форма организации непосредственно образовательной деятельности - подгрупповая 6
г. Курганинск А.А. Мкртычян
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения 5-6 лет

итого

Количество

занятий в неделю

Количество

учебных

недель

Длительность

занятия
1 32 25 мин.
32

16 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения 6 – 7 лет

итого

Количество

занятий в неделю

Количество

учебных

недель

Длительность

занятия
2 32 30 мин.
64

32 ч.
7
г. Курганинск А.А. Мкртычян
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

1.
Артикуляционная гимнастика или разминка.
2.
Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого формата и магнитной азбукой.
3.
Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
4.
Физкультминутка.
5.
Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.).
6.
Всевозможные игры и упражнения.
7.
Итоги.
Примечания:
1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала. 2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. 8
г. Курганинск А.А. Мкртычян
В конце года дети должны

Первый год обучения:
 хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит);  различать гласные и согласные звуки;  правильно ставить ударение в знакомых словах;  уметь составлять предложения с заданными словами;  уметь проводить звуковой анализ слов;
Второй год обучения
 Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; пра вильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.  Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;  Уметь составлять простые предложения и интонационно пра вильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).  Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.  Готовая рука ребенка к письму. 9
г. Курганинск А.А. Мкртычян
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первый год обучения)


Тема непосредственно

образовательной деятельности

№ карточки

Дата

плановая

Дата

фактическая

1.
Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяжностью слов. Знакомство с тетрадью в клетку. №____
2.
Слова как выражение мыслей. Составление из слов предложений. Введение в понятие «предложение» №____
3.
«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки. №____
4.
Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур. №____
5.
Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов. №____
6.
Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов. №____
7.
Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами. №____
8.
Итоговое. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. №____
9.
Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук» №____
10.
Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделением голосом определенного звука. №____
11.
Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий. №____
12.
Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в №____ 10
г. Курганинск А.А. Мкртычян слове.
13.
Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение предложений из текста. №____
14.
Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию. №____
15.
Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «АУ» №____
16.
Звуковой анализ слова «МАК» №____
17.
Звуковой анализ слова «ДОМ». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию. №____
18.
Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и» №____
19.
Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» №____
20.
Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов. №____
21.
Звуковой анализ слова «жук» и «лук». Словоизменение. №____
22.
Подбор определений к именам существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами. №____
23.
Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». №____
24.
Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук». №____
25.
Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит». №____
26.
Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на №____ 11
г. Курганинск А.А. Мкртычян слоги двух-, трехсложных слов.
27.
Звуковой анализ слова «осы». №____
28.
Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. №____
29.
«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна». №____
30.
Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса». №____
31.
Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики. №____
32.
Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. №____
Итого: 32 занятия
12
г. Курганинск А.А. Мкртычян
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(второй год обучения)


Тема непосредственно

образовательной деятельности

№ карточки

Дата

плановая

Дата

фактическая

1.
«Азбука – к мудрости ступенька». Гласный звук «А», буква «А» №
2.
Закрепление звук и буква «А» №
3.
Гласный звук «У», буква «У». место звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру». №
4.
«Ученье – путь к уменью». Закрепление звук и буква «У» №
5.
Закрепление звуков А,У, букв и слогов. №
6.
Гласный звук «О», буква «О» №
7.
«Аз да буки – вот и все науки». Закрепление звук и буква «О». №
8.
Согласный звук «М», «Мь», буква «М». Определение места звука в словах. №
9.
Закрепление звук «М», «Мь», буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» №
10.
Закрепление звуков А,У,О,М. чтение и составление слогов. №
11.
Согласный звук С (С), буква С. определение места звука в трех позициях. №
12.
Звук Х (Х), буква Х. определение слоговой структуры слов. №
13.
Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С,Х. №
14.
Звук Ш, буква Ш. №
15.
Анализ слогов ША, ШО,СА,СО,СУ. №
16.
Сопоставление звуков С и Ш. Узнавание согласных звуков. №
17.
Согласный звук Л (Л), буква Л. №
18.
Обобщение изученного. Гласные А,У,О, согласные С,М,Х,Ш,Л. №
19.
Гласный звук Ы, буква Ы.Место звука в двух позициях. № 13
г. Курганинск А.А. Мкртычян
20.
Согласный звук Н (Н), буква Н. №
21.
Закрепление звука Н (Н), буква Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения. №
22.
Звук Р (Р), буква Р,р №
23.
Закрепление звук Р (Р), буква Р,р. Написание большой буквы в именах людей. №
24.
Сопоставление звуков Р и Л. №
25.
Обобщение пройденного. №
26.
Звук К (К), буква К. №
27.
Продолжение работы по звуку К, букве К. закрепление знаний об ударном звуке. №
28.
Закрепление звука К (К), Буквы К. Работа над предложением. №
29.
Звук П (П), буква П. №
30.
Закрепление звук П (П), буква П. №
31.
Согласный звук Т (Т), буква Т. №
32.
Закрепление звук Т (Т), буква Т. №
33.
Гласный звук И, буква И. №
34.
Закрепление гласный звук И, буква И. №
35.
Согласный звук З (З), буква З. №
36.
Сопоставление звука З и С. №
37.
Звук В (В), буква В. №
38.
Закрепление согласного звука В (В), буквы В. №
39.
Согласный звук Ж, буква Ж. №
40.
Закрепление звук Ж, буква Ж. сопоставление Ж – Ш, ЖИ- ШИ. №
41.
Звонкий согласный звук Б (Б), буква Б,б. №
42.
Закрепление звука Б (Б). Сопоставление Б-П. №
43.
Звук Г (Г), буква Г. №
44.
Закрепление звук Г (Г), буква Г. Сопоставление Г и К. № 14
г. Курганинск А.А. Мкртычян
45.
Звук Д (Д), буква Д. №
46.
Сопоставление звуков Т и Д. Орфография и орфоэпическое чтение. №
47.
Звук Й, буква Й. №
48.
Сопоставление звуков И и Й. №
49.
Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. №
50.
Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. Ь никогда не пишется в начале слова. №
51.
Закрепление звуков Д,Т,И,Й и букв Т,Д,И,Й,Ь в конце и середине слова. №
52.
Звук Е, буква Е,е. №
53.
Закрепление звук Е, буква Е,е. №
54.
Гласный звук Я, буква Я. №
55.
Закрепление гласный звук Я, буква Я. №
56.
Гласный звук Ю, буква Ю. №
57.
Закрепление гласный звук Ю, буква Ю. №
58.
Гласный звук Ё, буква Ё,ё. №
59.
Закрепление гласный звук Ё, буква Ё,ё. Ударный слог (повторение) №
60.
Глухой гласный звук Ц, буква Ц. №
61.
Глухой гласный звук Ч, буква Ч. №
62.
Сопоставление звуков Ч и Ц. №
63.
Звук Щ, буква Щ. №
64.
Двойные согласные. Алфавит. №
Итого: 64 занятия
15
г. Курганинск А.А. Мкртычян
Перечень литературы использованной при составлении программы.

1.
Богданова Q.A. Скороговорки. Л., 1989.
2.
Баранников И. В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. В двух частях. Изд. 5-е. М., 1987.
3.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А, Чтение без принуждения. М., 1993.
4.
Буре Р. С. Готовим детей к школе. М., 1987.
5.
Баренцева Я. С, Старжинская Н.С. Подготовка к обучению гра моте в детском саду. Минск, 1992.
6.
Горецкип В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973.
7.
Волина В.В. Праздник числа. М., 1993.
8.
Джежелеи О.В. Помогайка. М., 1994.
9.
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 3-е. М., 1966.
10.
Кирюшин В. А. Методическое руководство к пособию «Схемы для слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов при обучении детей грамоте». М., 1990.
11.
Кларина Л.М, Дети и знаки. М., 1993.
12.
Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения. Методические рекомендации. М., 1975.
13.
Климанова Л.Ф. Чнталочка. М., 1994.
14.
Логинова В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педа гогике и методикам. М., 1981.
15.
Логинова Б.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. С.-Пб, 1995.
16.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М„ 1983.
17.
Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., 1994.
18.
Агеева И. Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
19.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспита теля детского сада.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
20.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Форми рование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21.
Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребен ка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и гра фических навыков у детей 5—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003
22.
Безруких М. М. Чему и как учить ребенка до школы. М.: Вентана-Граф, 2004. 16
г. Курганинск А.А. Мкртычян
23.
Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: 17
г. Курганинск А.А. Мкртычян
ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ
 Подвижная» азбука или наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слого вых таблиц на фланелеграфе. С обратной стороны, каждой кар точки-буквы надо приклеить кусочек бархатной или наждачной бумаги.  Фланелеграф размером 80x100 см. Изготавливается из одноцветной фланели, натянутой на плотный картон.  Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовую «Кассу букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142). Желательно из плотного полиэтилена сшить дне кассы с ячейка ми: одну — для букв (размером 14x21 см, 5 ячеек по горизонтали, 7 — по вертикали), другую — для слогов (размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек.  Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.  Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается инди видуальное задание: вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить на картон по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале, в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.)
ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ
 Гласные А, V, О.  Согласный звук М (М'), буква М. Закрепление.  Согласные С (С), X (X'). Закрепление А, У, О, М, С, X.  Звук Ш, буква Ш; анализ слогов ЩА, ШО, ШУ, СА, СО, СУ. Сопоставление С и Ш.  Согласный звук Л (Л'), буква Л. Обобщение предыдущего.  Гласный Ы.  Согласные Н (Н'), Р (Р'). Сопоставление звуков Р и Л. Обобщение.  Звуки К (К*), П (П')т Т (Г). Закрепление.  Гласный И.  Согласные В (В1), 3 (3'). Сопоставление 3 и С.  Звуки Ж, Б (Б1), Г (Г), Д (Д'). Сопоставление Д и Т.  Звук Й. Сопоставление И и Й.  Ь — показатель мягкости.  Закрепление Д, Т, И, Й, Ь.  Гласные Я, Ю, Ё,  Согласные Ц, Ч. Сопоставление. 18
г. Курганинск А.А. Мкртычян  Звуки Щ, Ф (Ф1).  Гласный Э.  Ъ, Ь — разделительные знаки.  Удвоенные согласные.  Закрепление пройденного. 19