"Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии"

Автор: Пермякова Людмила Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии"
Дата публикации: 08.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование смыслового чтения для развития устной речи

учащихся на уроках биологии
. Л.Н.Пермякова, учитель биологии МАОУ СОШ № 18 г Кунгура Пермского края «Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? » Платон Школа на современном этапе переживает период реформирования содержания образования, получения метапредметных результатов обучения в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Преподаватели разных дисциплин озабочены поиском новых, более эффективных технологий, методов и приемов обучения, формирующих универсальные учебные действия и надпредметные умения. Объединяет различные по областям знаний и приемам обучения предметы использование текстовой информации. На первый план выдвигается смысловое чтение. Оно предполагает цепочку взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение (использование в новых условиях). Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками: научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение анализировать и оценивать полученную информацию. Приоритетом при подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно, логично и доступно ее изложить. В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.
Прием «незнакомцы».
При изучении текста учебника прошу выделить в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем мы выписываем в рабочую тетрадь и даем пояснения. Например: впервые встречаются термины «органические вещества», «белок», «углеводы». Затем мы вместе стараемся подобрать к ним признак (прилагательное), отвечающий на вопрос «какой? какая?», для облегчения включению в разговорную речь. «Белок куриный - белок животный, белок соевый - белок растительный».
Прием «Утраченное словечко».
Жалуюсь ученикам, что с написанного на доске текса какие-то злоумышленники стерли часть текста. Прошу помочь восстановить текст с помощью учебника. Ученики должны в тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. В дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием выполняют их с использованием различных текстов. Это можно использовать и для проверки знаний, когда пробелы на карточке нужно заполнить по
памяти. Например: «Растения имеют вегетативные органы: корень, ________, лист. Генеративными органами называются _______ и плод с семенами».
Прием «Чтение наугад».
В тексте или подписях к рисунку заменяю слова из текста химическими формулами, а детям говорю, что их задание случайно сменилось заданием для 9-11 класса. Задача учеников найти с помощью текста учебника или дополнительной литературы русские слова, которые нужно вписать в предложенную карточку. Например: « Все живые организмы при дыхании поглощают О 2 (кислород), а выделяют СО 2 (углекислый газ)».
Прием «Шпаргалка».
На первых уроках изучения систематических групп живых организмов, где материал излагается по одному и тому же плану, составляем схему краткого изложения основного материала, используя только глаголы, которые предлагают дети: «растут, состоят из, размножаются, бывают, используются». Затем подбираем из текста необходимые понятия и составляем «шпаргалку». Когда дети научатся составлять конспект, используя каркас из глаголов, прошу их по этому плану рассказать об изучаемых растениях и показать на схеме или доске. Записываем информацию в «шпаргалке» с помощью пентаграмм, а потом по ней составляем рассказ. Например: «КС О (замкнутого типа), 1с – Класс Однодольные, 2с – Класс Двудольные».
Прием «Литературный пикник».
По изучаемым темам прошу дома найти крылатые слова и выражения, афоризмы, или стихи. Очень приветствую собственное литературное творчество. Обсуждается смысл крылатых выражений и значение литературного произведения.
Конкурс «Самый лучший».
- сочинения «Лучшее растение», «Лучшее семейство растений моего огорода», - проекты «Отряды животных», где презентуются достоинства группы животных, значение и представляется художественный образ: стих, песня, сценка; - инструкции и памятки «Как сохранить фигуру красивой», «Как избежать заражения клещевым энцефалитом», «Как сохранить зрение». Особенно любимые
приемы «Сказочные»:
- сказка «
Как появилось семя.
В растительной зеленой стране Цветок жили Принцессы Яйцеклетка и Центральная клетка и Принцы Спермии. Принцессы жили в женском тереме Пестик на нижних этажах в спальне Завязь. Принцы Спермии занимали самые верхние покои мужского замка Тычинка. Вот пришло время принцам отправляться в дальнее путешествие за невестами. Полетели они на волшебном корабле Пыльце и приземлились прямо на крышу – рыльце женского терема Пестик. Спустились Принцы вниз по пыльцевой трубке в покои Завязи. Из союза первого Принца с принцессой Яйцеклеткой образовался зародыш – будущее маленькое растение. А союз второго Спермия с Центральной клеткой образовал
эндосперм – запасную питательную ткань семени. Вот так образовалось семя в царстве Цветок». - сочинения «Если бы я был амебой (инфузорией, лягушкой)», «Один день из жизни божьей коровки (летучей мыши, и тд), - репортаж с места происшествия «Эритроциты в беде», «В бой идут тромбоциты», «Путешествие внутрь клетки»; - самым уникальным стал проект создания мультфильма с пластилиновыми героями по сценарию, написанному самими учениками «Путешествие в клетку». Это лучший результат использования целого комплекса метапредметных УУД выпускниками 11 класса при получении исследовательского и творческого продукта – мультфильма. Фильм создан и озвучен учениками без помощи педагогов и по собственной инициативе. «Скажи мне так, чтоб я тебя увидел» - говорил Аристотель. Мои выпускники сказали своим творчеством так выразительно, что я увидела их с другой стороны – это ученики, которыми можно гордиться!