"Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии"
Автор: Пермякова Людмила Николаевна Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №18
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование смыслового чтения для развития устной речи учащихся на уроках биологии"
Формирование смыслового чтения для развития устной речи
учащихся на уроках биологии .
Л.Н.Пермякова, учитель биологии
МАОУ СОШ № 18 г Кунгура Пермского края
«Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,
разве разум оратора не должен постичь
истину того, о чем он собирается говорить? »
Платон
Школа на современном этапе переживает период реформирования
содержания образования, получения метапредметных результатов обучения в
связи с введением
Федерального государственного образовательного
стандарта. Преподаватели разных дисциплин озабочены поиском новых,
более эффективных технологий, методов и приемов обучения,
формирующих универсальные учебные действия и надпредметные умения.
Объединяет различные по областям знаний и приемам обучения
предметы использование текстовой информации. На первый план
выдвигается смысловое чтение. Оно предполагает цепочку взаимосвязанных
универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие –
осмысление – применение (использование в новых условиях).
Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели
и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками:
научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение
анализировать и оценивать полученную информацию. Приоритетом при
подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью,
способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно,
логично и доступно ее изложить.
В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере
усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения
устной речью.
Прием «незнакомцы». При изучении текста учебника прошу выделить
в тексте слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем
мы выписываем в рабочую тетрадь и даем пояснения. Например:
впервые
встречаются термины «органические вещества», «белок», «углеводы».
Затем мы вместе стараемся подобрать к ним признак (прилагательное),
отвечающий на вопрос «какой? какая?», для облегчения включению в
разговорную речь. «Белок куриный - белок животный, белок соевый - белок
растительный».
Прием «Утраченное словечко».
Жалуюсь ученикам, что с
написанного на доске текса какие-то злоумышленники стерли часть текста.
Прошу помочь восстановить текст с помощью учебника. Ученики должны в
тексте найти смысловые фрагменты или слова и вписать их в пробелы. В
дальнейшем такие задания раздаю на карточках, и дети с удовольствием
выполняют их с использованием различных текстов. Это можно использовать
и для проверки знаний, когда пробелы на карточке нужно заполнить по
памяти. Например:
«Растения имеют вегетативные органы: корень,
________, лист. Генеративными органами называются _______ и плод с
семенами».
Прием «Чтение наугад».
В тексте или подписях к рисунку заменяю
слова из текста химическими формулами, а детям говорю, что их задание
случайно сменилось заданием для 9-11 класса. Задача учеников найти с
помощью текста учебника или дополнительной литературы русские слова,
которые нужно вписать в предложенную карточку.
Например: « Все живые
организмы при дыхании поглощают О
2
(кислород), а выделяют СО
2
(углекислый газ)».
Прием «Шпаргалка». На первых уроках изучения систематических
групп живых организмов, где материал излагается по одному и тому же
плану, составляем схему краткого изложения основного материала, используя
только глаголы, которые предлагают дети:
«растут, состоят из,
размножаются, бывают, используются».
Затем подбираем из текста
необходимые понятия и составляем «шпаргалку». Когда дети научатся
составлять конспект, используя каркас из глаголов, прошу их по этому плану
рассказать об изучаемых растениях и показать на схеме или доске.
Записываем информацию в «шпаргалке» с помощью пентаграмм, а потом по
ней составляем рассказ.
Например: «КС
О
(замкнутого типа), 1с – Класс
Однодольные, 2с – Класс Двудольные».
Прием «Литературный пикник».
По изучаемым темам прошу дома
найти крылатые слова и выражения, афоризмы, или стихи. Очень
приветствую собственное литературное творчество. Обсуждается смысл
крылатых выражений и значение литературного произведения.
Конкурс «Самый лучший».
- сочинения «Лучшее растение», «Лучшее семейство растений моего
огорода»,
- проекты «Отряды животных», где презентуются достоинства группы
животных, значение и представляется художественный образ: стих, песня,
сценка;
- инструкции и памятки «Как сохранить фигуру красивой», «Как
избежать заражения клещевым энцефалитом», «Как сохранить зрение».
Особенно любимые приемы «Сказочные»:
- сказка « Как появилось семя. В растительной зеленой стране Цветок
жили Принцессы Яйцеклетка и Центральная клетка и Принцы Спермии.
Принцессы жили в женском тереме Пестик на нижних этажах в спальне
Завязь. Принцы Спермии занимали самые верхние покои мужского замка
Тычинка. Вот пришло время принцам отправляться в дальнее путешествие
за невестами. Полетели они на волшебном корабле Пыльце и приземлились
прямо на крышу – рыльце женского терема Пестик. Спустились Принцы
вниз по пыльцевой трубке в покои Завязи. Из союза первого Принца с
принцессой Яйцеклеткой образовался зародыш – будущее маленькое
растение. А союз второго Спермия с Центральной клеткой образовал
эндосперм – запасную питательную ткань семени. Вот так образовалось
семя в царстве Цветок».
- сочинения «Если бы я был амебой (инфузорией, лягушкой)»,
«Один день из жизни божьей коровки (летучей мыши, и тд),
- репортаж с места происшествия «Эритроциты в беде», «В бой идут
тромбоциты», «Путешествие внутрь клетки»;
- самым уникальным стал проект создания мультфильма с пластилиновыми
героями по сценарию, написанному самими учениками «Путешествие в
клетку». Это лучший результат использования целого комплекса
метапредметных УУД выпускниками 11 класса при получении
исследовательского и творческого продукта – мультфильма. Фильм создан и
озвучен учениками без помощи педагогов и по собственной инициативе.
«Скажи мне так, чтоб я тебя увидел»
- говорил Аристотель. Мои
выпускники сказали своим творчеством так выразительно, что я увидела их с
другой стороны – это ученики, которыми можно гордиться!