"Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности"

Автор: Лукьянова Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад№7 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск,Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Волшебное стекло. Цели и задачи: развивать представление детей об основных физических явлениях, познакомить детей с термином «оптика», систематизировать знание детей о разновидностях увеличительного стекла, т.е. лупой, пенсне, очками, микроскопом; научить понимать назначение микроскопа, рассмотрение и изучение невидимых глазу предметов; дать понятие о клеточном строении живой материи; поднести к пониманию того, что человек- творец и создатель; познакомить с историей увеличительного стекла. Оборудование: лупа; очки с увеличительными стеклами; макеты лорнета и пенсне; бинокль, микроскоп предметным стеклом и готовым препаратом из кожицы лука; картинки с изображением телескопа и перископа; фильмоскоп. Ход занятия. В-ль: Ребята, отгадайте загадку: Два кольца, два крючка, посереди сиделка, На носу они сидят и все людям говорят. - Что это? Правильно, очки. Сегодня мы с вами поговорим об очках, о том, как они появились, об их родственниках. Во всех очках есть увеличительные стекла и наука, которая изучает свойства увеличительных стекол, называется « оптика». О развитии оптика, ее достижениях я вам сегодня расскажу. Давным - давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак. Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так, случайно, посмотрел сквозь него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть. Так люди стали пользоваться лупой. (Дети рассматривают лупу, смотрят на друг друга через нее). - Потом из двух таких стеклышек сделали очки, чтобы можно было можно смотреть обоими глазами и не щуриться. Первые очки были похожи на современные. Только не было креплений за ушами. Такие очки называли пенсне. Знатные господа считали, что с пенсне на носу стыдно ходить на балы, ведь все сразу догадаются, что ты плохо видишь. К пенсне приделали ручку, и получился лорнет. Его прикладывали к глазам, когда было нужно. (Дети рассматривают макеты лорнета и пенсне, примеряют их, экспериментально делают выводы, что удобнее). Игра на развитие мышления: «Что лучше?» Воспитатель предлагает детям объяснить, что удобнее при пользовании лупа, пенсне, лорнет или очки. (Лупа не удобна, потому что при ее использовании
один глаз щурится; пенсне непрочно сидит на носу и все время соскакивает; при использовании лорнета занята одна рука; самые удобные очки - свободны руки, хорошо сидят на носу и оба глаза смотрят через увеличительное стекло). В-ль: Людям стало недостаточно очков. Они хотели увидеть очень отдаленные предметы. Так у моряков появилась подзорная труба. Моряки смогли увидеть далекие корабли и берега, находясь далеко от них. Подзорная труба была не очень удобной. Нашелся человек, который превратил подзорную тубу в бинокль. (Воспитатель показывает бинокль и вместе с детьми сравнивает, что общего у бинокля и подзорной трубы, и чем они отличаются. Дети рассматривают в бинокль из окна деревья, дома, людей. На основе этого делают выводы). ( Воспитатель показывает пленку с диафильмом. Предлагает детям рассмотреть картинки и описать их. Дети не могут точно описать увиденное, т.к. изображение слишком мало). В-ль: Чтобы увидеть, что изображено на таких маленьких кадрах, придумали фильмоскоп. Мы с вами сейчас посмотрим диафильм, и вы сами увидите, как увеличились картинки. (Дети садятся на ковер и вместо физкультминутки просматривают отрывок из диафильма). В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать, рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она? (похожа на прозрачную пленку). Все растения и животные, люди состоят из маленьких частичек, между собой образуют живой организм. Эти частички называют клетками. Из клеток состоит ваша кровь, все тело; из клеток состоят все растения и кожица лука тоже. Сейчас мы убедимся в этом. (Дети подходят к микроскопу. Рассматривают препарат кожицы лука, убеждаются, что кожица состоит из клеток. Делятся впечатлениями об увиденном). В-ль: ребята, ученых интересует не только то, что происходит на Земле, но и на других планетах. А как это можно узнать? Только с помощью телескопа. У телескопа очень большие и толстые увеличительные стекла, он сам очень большой и тяжелый. Увеличительные стекла используются и в перископах на подводных лодках. С их помощью из глубины можно увидеть, что происходит на поверхности воды. (Дети рассматривают рисунки телескопа и перископа). В конце занятие детям предлагается разложить картинки, макеты, оптические
приборы в последовательности их изобретения, т.е. от простой лупы до телескопа.