"Использование коррекционно - педагогических технологий в комплексной реабилитации детей и подростков"
Автор: Спода Елена Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: Областное государственное учреждение социального обслуживания "Братский детский дом-интернат"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование коррекционно - педагогических технологий в комплексной реабилитации детей и подростков"
тема: «Использование коррекционно - педагогических технологий в
комплексной реабилитации детей и подростков»
г. Братск, 2012
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности применяются
особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие
добиваться положительной динамики в обучении
и воспитании .В нашем
интернате созданы условия специального пространства, включающего в себя
наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров,
владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и
воспитания .Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных
технологий обеспечивает развитие у
обучающихся, воспитанников
познавательной активности, творческих
способностей, школьной мотивации
в
учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии
обучения
В
коррекционной
работе
основным методом является применение
традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном
взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся,
вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным
опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
В общей педагогике существует несколько классификаций методов и приемов
обучения. Наиболее распространенная классификация в олигофренопедагогике –
по источнику знаний.
МЕТОДЫ
Словесные Наглядные Практические
- беседа,
- наблюдение
- упражнения
- работа с книгой,
- иллюстрация
- практические работа
- изложение учителем учебных материалов
- ТСО
Единой классификации приемов не существует и вряд ли возможно ее
создать. В каждой методике есть свои особые приемы, способствующих
формированию предметных знаний, умений, навыков. Однако есть и общие
группы приемов. Они выделяются по назначению приема: приемы создания
ситуативного интереса: прием удивления, показ необычного наглядного пособия,
создание игровой ситуации и т.
д. Приемы, помогающие детям осмысливать
материал: использование наглядности, наводящие вопросы, подчеркивание
голосом главной мысли в рассказе, выделение главных слов.
Объяснительно – иллюстративные
технологии применяются
в
классно-урочной системе и во внеклассной
работе. Результатом применения
является
экономия
времени, сохранение
сил
учителей
и
учащихся,
облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии - единство развивающих
возможностей игровых
технологий
для
формирования личности обучающихсят осуществляется
средствами разумной организации разносторонней игровой
деятельности,
доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем
осуществления специальных
игровых
программ, имеющих
как
общеразвивающий, так и
специализированный
характер. В отечественной
педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д.
Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные
технологии
Применение
данной технологии позволяет формировать адаптивные,
социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества,
уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные
технологии
Использование информационных технологий в коррекционном образований в
России еще не носит систематического характера, но актуальность этой
проблемы возрастает с каждым днем.
Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями
необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Учиться работать
в компьютерных программах Word, Excel, Paint, PowerPoint, организовывать
поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из
множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное,
систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
- Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и
внеклассных мероприятиях.
В учебно-воспитательном процессе нашего учреждения используются:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для
реализации индивидуализированного обучения;
- использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных
мероприятиях
- аудиовизуальные технологии;
В ходе наблюдений было выявлено, что достоинствами компьютерных
технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация
самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие
познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
В настоящее время широко применяются технологии Арттерапии .
(
музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия,
оригамитерапия). Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое
состояние звуком , движением, мелодией, рисунком.
Эффективность
использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей
работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в
частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на
обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих
проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из
наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и
диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их
действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой
действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает
выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои
отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми
пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать
творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени
соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении,
активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение
ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.
Коррекционно - развивающие
технологии, применяемые
в
нашем
учреждении
содержат в себе сочетание инновационных
технологий
с
традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в
совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная
деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Список используемой литературы
1.
Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии:
обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
2.
Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление
индивидуализированным обучением в коррекционной школе. –
Воронеж: Издательство «Научная книга»
3.
Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М.,
2009.- №4(34)
4.
Войтенко Т.П.- «Игра как метод обучения и личностного развития:
метод.пос. для педагогов начальной и средней школы»- Калуга:
АДЕЛЬ . 1997 г.
5.
Якиманская И.С. М. Педагогика,1979 г.«Развивающее обучение»
6.
Головей Л.А. ,ГрищенкоН.А. «Психологическая служба в школе»
Л.1987г.