"Использование коррекционно - педагогических технологий в комплексной реабилитации детей и подростков"

Автор: Спода Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Областное государственное учреждение социального обслуживания "Братский детский дом-интернат"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование коррекционно - педагогических технологий в комплексной реабилитации детей и подростков"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОГБУСО «БРАТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ — ИНТЕРНАТ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

ДОКЛАД

тема: «Использование коррекционно - педагогических технологий в

комплексной реабилитации детей и подростков»

г. Братск, 2012

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании .В нашем интернате созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания .Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии

обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. В общей педагогике существует несколько классификаций методов и приемов обучения. Наиболее распространенная классификация в олигофренопедагогике – по источнику знаний.
МЕТОДЫ

Словесные Наглядные Практические
- беседа, - наблюдение - упражнения - работа с книгой, - иллюстрация - практические работа - изложение учителем учебных материалов - ТСО
Единой классификации приемов не существует и вряд ли возможно ее создать. В каждой методике есть свои особые приемы, способствующих формированию предметных знаний, умений, навыков. Однако есть и общие группы приемов. Они выделяются по назначению приема: приемы создания ситуативного интереса: прием удивления, показ необычного наглядного пособия, создание игровой ситуации и т. д. Приемы, помогающие детям осмысливать материал: использование наглядности, наводящие вопросы, подчеркивание голосом главной мысли в рассказе, выделение главных слов.
Объяснительно – иллюстративные

технологии
применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.


Игровые технологии
- единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихсят осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные

технологии
Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные

технологии
Использование информационных технологий в коррекционном образований в России еще не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днем. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств. - Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.

В учебно-воспитательном процессе нашего учреждения используются:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения; - использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях - аудиовизуальные технологии; В ходе наблюдений было выявлено, что достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
В настоящее время широко применяются технологии Арттерапии
. ( музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние звуком , движением, мелодией, рисунком. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны. Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.
Коррекционно - развивающие

технологии, применяемые

в

нашем

учреждении

содержат в себе сочетание инновационных

технологий

с

традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в

совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная

деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.


Список используемой литературы
1. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3 2. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга» 3. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34) 4. Войтенко Т.П.- «Игра как метод обучения и личностного развития: метод.пос. для педагогов начальной и средней школы»- Калуга: АДЕЛЬ . 1997 г. 5. Якиманская И.С. М. Педагогика,1979 г.«Развивающее обучение» 6. Головей Л.А. ,ГрищенкоН.А. «Психологическая служба в школе» Л.1987г.