"Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях профессионального образования"
Автор: Хаймина Наталия Сергеевна Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ВМТ" филиал с.Лая
Населённый пункт: село Большая Лая, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка по истории и английскому языку
Тема: "Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях профессионального образования"
Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях
профессионального образования
Преподаватель Хаймина Наталия Сергеевна
Современное профессиональное образование переживает значительные изменения, которые
идут уже длительный период. Современный профессионал должен обладать как общими
компетенциями, так и профессиональными [10].
Работая в сфере профессионального образования, более десяти лет, я пришла к выводу:
предметы общеобразовательного характера, современному студенту по большому счету не
интересны. Я часто слышу фразу: «А зачем мне история и обществознание, я учусь на механика, и
буду только с машинами работать», с такими вопросами, наверное, сталкиваются большинство
педагогов дисциплин общеобразовательного цикла, и математики, и биологии и т.д. Студенты
первокурсники, по проведенному мною анкетированию, не считают важными и нужными такие
предметы, как история, обществознание, английский, физика, математика, география и т.д. ходят на
эти предметы, для того, чтобы не было прогулов и академических задолженностей. А научиться
чему-либо для них не является самоцелью, поэтому я в своей педагогической деятельности
применяю игровые технологии, с использованием информационных технологии на уроках истории и
английского языка. Игровая технология универсальна, она может быть использована на разных
этапах урока и контроля.
Игра является эффективным методом обучения и обладает уникальной особенностью
воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности,
осуществляется выбор способа и выполнения действия.
Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработали
в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком либо новом
организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях
проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения
(Бирштейн М.М.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с
тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма
серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
А.С. Макаренко утверждал «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет» [5].
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких
областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше
внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес
и др.) [6] и младших школьников (Ф.К.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.).
Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно
дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой
деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский,
Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в
общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым,
О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел
резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров,
С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой
деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное
напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
В своей педагогической деятельности, я делаю ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровую деятельность использую в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела
учебного предмета (применение тематических филвордов);
как элемент более общей технологии (игра-соревнование);
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы (интеллектуально-познавательные игры на
тематических неделях).
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий я провожу по
следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в. качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые
во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.
Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.
Основные принципы организации игры:
– отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
– принцип развития игровой динамики;
– принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
– принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос
основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
– принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от
простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых
заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой
инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным».
Таким образом – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от
участия в них педагогов.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.
– Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны
быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
– Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля,
соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет
способствовать повышению эмоционального фона урока.
– Обязательная констатация результата игры.
– Компетентное жюри.
– Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне
и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать
его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на
освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять
инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в обучении форм и методов
деятельности студентов, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление,
возможность самостоятельного применения знаний. А игровые технологии позволяют это
формировать и развивать.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
– Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН и д.р.;
– ролевые игры, (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или
дидактические игры, конструкторские, компьютерные);
– сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно- коммуникативные;
– комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность и др.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в
практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных
подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии,
рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям
среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
• мотивационный;
• ориентационно-целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице. [2]
Таблица
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой
Задачи игры
Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой
Игровое состояние
Оценочный
Результат игры
Во время игры у студента возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры.
Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников,
эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации,
элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием
юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени
от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к
научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это:
– эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности
учащихся;
– тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
– стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету;
– способствует преодолению пассивности студентов;
– способствует усилению работоспособности студентов.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь
преподавателю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [9]
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у студентов бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в
усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это
дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре
студентов с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок
объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и
т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле
деятельности в применении игр и игровых моментов именно в профессиональных организациях.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
1. Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию
мышления;
2. Несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
3. Способствует использованию знаний в новой ситуации;
4. Является естественной формой труда студента, приготовлением к будущей
профессиональной жизни;
5. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
2. Подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
3. Увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
4. Невозможность использовать на любом материале;
5. Сложность в оценки студентов.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: актуальность игры в
настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного студента информацией. Во
всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.
Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на студентов
огромный объем информации. Актуальной задачей профессиональной деятельности становится
развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в
различных сферах деятельности человечества, в том числе и в подготовке студентов
сельскохозяйственной направленности. В педагогическом процессе игра выступает как метод
обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого
общества по пути своего развития.
В своей педагогической деятельности я использую огромное количество разнообразных игр:
это и тематические филворды, уроки-соревнования (историческая мозаика, мозаика по английскому
языку), деловые игры («Эпоха Петра Первого»), игры-экскурсии («Путешествие по Лувру») и многие
другие, за годы педагогической деятельности накопилась целая картотека игр, которая с каждым
годом пополняется и применяется на уроках истории и обществознания. Своим опытом я поделилась
с коллегами и постепенно игровые технологии стали применять и они. Несмотря на существующие
«минусы» применения игровых технологий, игра по-прежнему остается одним из основных видов
деятельности человека, удивительным феноменом нашего существования.
Список литературы
1. Карева Е. В. Игровые технологии в образовательном процессе. М. 2012
2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ.-
2012.
3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
4. Карпюк Г.А. Реализация права ребёнка на игру.// Старший воспитатель. – 2007.
5. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.
6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] //
Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011
г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное
образование, 1998.
8. Слонова А.В. Сборник материалов по образовательным технологиям. Современные
образовательные технологии. 2012.
9. Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982
10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) Нового поколения. Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 №632.