"Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях профессионального образования"

Автор: Хаймина Наталия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ВМТ" филиал с.Лая
Населённый пункт: село Большая Лая, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка по истории и английскому языку
Тема: "Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях профессионального образования"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Применение игровых технологий на уроках истории в учебных организациях

профессионального образования
Преподаватель Хаймина Наталия Сергеевна Современное профессиональное образование переживает значительные изменения, которые идут уже длительный период. Современный профессионал должен обладать как общими компетенциями, так и профессиональными [10]. Работая в сфере профессионального образования, более десяти лет, я пришла к выводу: предметы общеобразовательного характера, современному студенту по большому счету не интересны. Я часто слышу фразу: «А зачем мне история и обществознание, я учусь на механика, и буду только с машинами работать», с такими вопросами, наверное, сталкиваются большинство педагогов дисциплин общеобразовательного цикла, и математики, и биологии и т.д. Студенты первокурсники, по проведенному мною анкетированию, не считают важными и нужными такие предметы, как история, обществознание, английский, физика, математика, география и т.д. ходят на эти предметы, для того, чтобы не было прогулов и академических задолженностей. А научиться чему-либо для них не является самоцелью, поэтому я в своей педагогической деятельности применяю игровые технологии, с использованием информационных технологии на уроках истории и английского языка. Игровая технология универсальна, она может быть использована на разных этапах урока и контроля. Игра является эффективным методом обучения и обладает уникальной особенностью воспроизводить реальную жизнедеятельность в той или иной ее модели. В игре, как и в реальности, осуществляется выбор способа и выполнения действия. Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработали в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком либо новом организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения (Бирштейн М.М.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
А.С. Макаренко утверждал «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» [5]. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) [6] и младших школьников (Ф.К.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.). Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):  свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);  эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);  наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. В своей педагогической деятельности, я делаю ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность использую в следующих случаях:  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (применение тематических филвордов);  как элемент более общей технологии (игра-соревнование);  в качестве урока или его части (введение, контроль);  как технология внеклассной работы (интеллектуально-познавательные игры на тематических неделях). Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий я провожу по следующим основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед студентами в форме игровой задачи;  учебная деятельность подчиняется правилам игры;
 учебный материал используется в. качестве ее средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Основные принципы организации игры: – отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру; – принцип развития игровой динамики; – принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); – принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей; – принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным». Таким образом – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов. Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. – Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. – Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока. – Обязательная констатация результата игры. – Компетентное жюри. – Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения. Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в обучении форм и методов деятельности студентов, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. А игровые технологии позволяют это формировать и развивать.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. – Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН и д.р.; – ролевые игры, (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные); – сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно- коммуникативные; – комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность и др. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия. При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: • мотивационный; • ориентационно-целевой; • содержательно-операционный; • ценностно-волевой; • оценочный. Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице. [2] Таблица Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии Структурные элементы игры
Мотивационный Установочный момент, игровая ситуация Ориентационно-целевой Задачи игры Содержательно-операционный Правила игры, игровое действие Ценностно-волевой Игровое состояние Оценочный Результат игры
Во время игры у студента возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это: – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; – тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; – стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; – способствует преодолению пассивности студентов; – способствует усилению работоспособности студентов. Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь преподавателю приходит замечательное средство – игра. В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [9] Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре студентов с разным уровнем знаний. Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в профессиональных организациях. Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий: 1. Игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; 2. Несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; 3. Способствует использованию знаний в новой ситуации; 4. Является естественной формой труда студента, приготовлением к будущей профессиональной жизни;
5. Способствует объединению коллектива и формированию ответственности. «Минусы» при использовании игровых технологий следующие: 1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной; 2. Подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; 3. Увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; 4. Невозможность использовать на любом материале; 5. Сложность в оценки студентов. Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного студента информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на студентов огромный объем информации. Актуальной задачей профессиональной деятельности становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в подготовке студентов сельскохозяйственной направленности. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В своей педагогической деятельности я использую огромное количество разнообразных игр: это и тематические филворды, уроки-соревнования (историческая мозаика, мозаика по английскому языку), деловые игры («Эпоха Петра Первого»), игры-экскурсии («Путешествие по Лувру») и многие другие, за годы педагогической деятельности накопилась целая картотека игр, которая с каждым годом пополняется и применяется на уроках истории и обществознания. Своим опытом я поделилась с коллегами и постепенно игровые технологии стали применять и они. Несмотря на существующие «минусы» применения игровых технологий, игра по-прежнему остается одним из основных видов деятельности человека, удивительным феноменом нашего существования. Список литературы 1. Карева Е. В. Игровые технологии в образовательном процессе. М. 2012 2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ.- 2012. 3. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010. 4. Карпюк Г.А. Реализация права ребёнка на игру.// Старший воспитатель. – 2007. 5. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958. 6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. 8. Слонова А.В. Сборник материалов по образовательным технологиям. Современные образовательные технологии. 2012. 9. Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982 10. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) Нового поколения. Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 №632.