"Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии проектирования в ДОУ"

Автор: Зайнуллина Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад №5 "Солнышко"
Населённый пункт: пгт Алексеевское, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии проектирования в ДОУ"
Дата публикации: 15.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии проектирования в ДОУ На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Наше дошкольное учреждение, выполняя социальный заказ, несет полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Поэтому, стараемся правильно организовать воспитательно-образовательную работу в ДОУ, что нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях. Ведение здорового образа жизни в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У своих воспитанников мы часто наблюдаем недостаточную готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Поэтому возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Задача педагогов и родителей состоит в создании у ребенка с ранних лет мотивации к самосовершенствованию личности, в осознании им ценности своей жизни и ответственности за свое здоровье. Это осуществляем через передачу детям знаний, навыков и опыта, соответствующих их возрасту и уровню развития по принятию благоприятных для здоровья действий. Системная работа реализуется при соблюдении следующих организационно- педагогических условий:  Повышение квалификации педагогов в области физической культуры и формирования основ ведения здорового образа жизни. Создание благоприятных условий для полноценного психофизического развития детей.  Изучение индивидуальных особенностей детей.  Умение работать в щадящем, тренирующем, гибком режимах.  Использование инновационных форм и методов.  Обеспечение преемственности работы в ДОУ и семье.
Наша цель: воспитать физически и нравственно здорового человека; побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия. С помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми определяются их интересы, представления. Составляется и систематизируется перспективный план работы, разрабатываются занятия, развлекательный игровые упражнения, этюды, подготавливается дидактический, демонстрационный и развивающий материал. Создаются фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, физминуток, формируется развивающая среда:  В группах создается уголок здоровья.  Центр двигательной активности оборудуется физкультурным инвентарем, игрушками-двигателями, спортивными игрушками.  Оборудование используется по своему назначению и периодически меняться с учетом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. На каждого ребенка заводится индивидуальный паспорт здоровья, где отражены данные антропометрии, дыхательные , двигательные , психические качества, показатели соматического здоровья. Во время подготовительного этапа проводится анкетирование родителей, опрос об их видении пребывания ребенка в группе, их отношении к валеологическому воспитанию. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их валеологической компетентности. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (валеологическая литература для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями о том, что выработанные в детском саду навыки и сформированные понятия необходимо закреплять в семье и в обыденной жизни. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, понимать и принимать активное участие в реализации проектов. Помнить, что их личный пример является наиболее эффективным и ведущим методом обучения. Обучение и развитие детей проходит в рамках долгосрочных педагогических проектов. Соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста. Учитывается наглядно- действенный и наглядно-образный характер мышления воспитанников. Основной материал дается с помощью наглядных и практических методов обучения. Широко используются наблюдения, обследование, самообследование, эксперимент и продуктивная деятельность детей. В процессе реализации проекта «Я здоровье берегу», дети получили первоначальные знания о здоровом образе жизни, представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей сформировалась
привычка к аккуратности и чистоте, культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания. В ходе опытов «Чистые ли у нас руки», «Для чего нам глаза и уши», «Измеряем пульс», «Как запахи лечат», «Наши помощники – органы чувств» дети поняли, что к своему здоровью нужно относиться бережно. В рамках проекта «Королева Зубная щетка» дети узнали историю происхождения современной зубной щётки, её разновидностях. Сформировали осознанное отношение к процессу ухода за зубами. Повысилась заинтересованность родителей в профилактике заболеваний полости рта и регулярном посещении с ребёнком детского стоматолога. Проект «Витаминная корзинка» познакомил детей с понятием «витамины», их роли в жизни человека. Позволил установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной). Способствовал созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты. Наши воспитанники работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. На заключительном этапе провели итоговую диагностику, которая позволяет выявить уровень валеологических знаний детей. Диагностирование проводится не в форме опрос, а в виде игры, наблюдения за деятельностью детей. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами и т.д. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и др. Старшие дошкольники имеют представление об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна, кожи. Зайнуллина В.А., воспитатель МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко»