"Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии проектирования в ДОУ"
Автор: Зайнуллина Валентина Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад №5 "Солнышко"
Населённый пункт: пгт Алексеевское, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии проектирования в ДОУ"
Валеологическое воспитание дошкольников посредством технологии
проектирования в ДОУ
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является
одной из самых актуальных. Наше дошкольное учреждение, выполняя
социальный заказ, несет полную ответственность за воспитание человека
XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека
всесторонне и гармонично развитого.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического
воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества,
необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Поэтому,
стараемся правильно организовать воспитательно-образовательную работу в
ДОУ, что нередко в большей степени, чем медико-гигиенические
мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие
заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
Ведение здорового образа жизни в современном мире является одной
из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и
ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации,
столкнуться с опасностью.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его
жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей.
Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную
личность.
У своих воспитанников мы часто наблюдаем недостаточную
готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение
анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
Поэтому возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив
при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к
миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Задача педагогов и родителей состоит в создании у ребенка с ранних
лет мотивации к самосовершенствованию личности, в осознании им
ценности своей жизни и ответственности за свое здоровье. Это осуществляем
через передачу детям знаний, навыков и опыта, соответствующих их возрасту
и уровню развития по принятию благоприятных для здоровья действий.
Системная работа реализуется при соблюдении следующих организационно-
педагогических условий:
Повышение квалификации педагогов в области физической культуры и
формирования основ ведения здорового образа жизни. Создание
благоприятных условий для полноценного психофизического развития
детей.
Изучение индивидуальных особенностей детей.
Умение работать в щадящем, тренирующем, гибком режимах.
Использование инновационных форм и методов.
Обеспечение преемственности работы в ДОУ и семье.
Наша цель: воспитать физически и нравственно здорового человека;
побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в
согласии с законами природы и бытия.
С помощью отработанных диагностических процедур, наблюдений за детьми
определяются их интересы, представления. Составляется и
систематизируется перспективный план работы, разрабатываются занятия,
развлекательный игровые упражнения, этюды, подготавливается
дидактический, демонстрационный и развивающий материал. Создаются
фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, физминуток,
формируется развивающая среда:
В группах создается уголок здоровья.
Центр двигательной активности оборудуется физкультурным
инвентарем, игрушками-двигателями, спортивными игрушками.
Оборудование используется по своему назначению и периодически
меняться с учетом выполнения программы, интересов детей и
результатов индивидуальной работы.
На каждого ребенка заводится индивидуальный паспорт здоровья, где
отражены данные антропометрии, дыхательные , двигательные , психические
качества, показатели соматического здоровья.
Во время подготовительного этапа проводится анкетирование родителей,
опрос об их видении пребывания ребенка в группе, их отношении к
валеологическому воспитанию. Анкеты анализируются с целью выявления
уровня грамотности родителей, их валеологической компетентности. По
результатам анализа разрабатываются план совместной работы,
консультации, оформляются тематические и образовательные стенды,
оформляется «Родительский абонемент» (валеологическая литература для
домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят
индивидуальные беседы и занятия с родителями о том, что выработанные в
детском саду навыки и сформированные понятия необходимо закреплять в
семье и в обыденной жизни. Родители должны быть хорошо осведомлены о
содержании работы, понимать и принимать активное участие в реализации
проектов. Помнить, что их личный пример является наиболее эффективным и
ведущим методом обучения.
Обучение и развитие детей проходит в рамках долгосрочных педагогических
проектов. Соответствует возрастным физиологическим и психологическим
особенностям детей дошкольного возраста. Учитывается наглядно-
действенный и наглядно-образный характер мышления воспитанников.
Основной материал дается с помощью наглядных и практических методов
обучения. Широко используются наблюдения, обследование,
самообследование, эксперимент и продуктивная деятельность детей.
В процессе реализации проекта «Я здоровье берегу», дети получили
первоначальные знания о здоровом образе жизни, представления о себе, как
отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для
нормальной жизнедеятельности человека. У детей сформировалась
привычка к аккуратности и чистоте, культурно-гигиенические навыки и
простейшие навыки самообслуживания.
В ходе опытов «Чистые ли у нас руки», «Для чего нам глаза и уши»,
«Измеряем пульс», «Как запахи лечат», «Наши помощники – органы чувств»
дети поняли, что к своему здоровью нужно относиться бережно.
В рамках проекта «Королева Зубная щетка» дети узнали историю
происхождения современной зубной щётки, её разновидностях.
Сформировали осознанное отношение к процессу ухода за зубами.
Повысилась заинтересованность родителей в профилактике заболеваний
полости рта и регулярном посещении с ребёнком детского стоматолога.
Проект «Витаминная корзинка» познакомил детей с понятием «витамины»,
их роли в жизни человека. Позволил установить взаимосвязь, что здоровье
зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и
полезной). Способствовал созданию активной позиции родителей в желании
употреблять в пищу полезные продукты.
Наши воспитанники работали над творческими проектами и
исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над
проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия,
разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт
общения. Мы учились и учили друг друга.
На заключительном этапе провели итоговую диагностику, которая позволяет
выявить уровень валеологических знаний детей. Диагностирование
проводится не в форме опрос, а в виде игры, наблюдения за деятельностью
детей.
Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья,
связанных с отравлениями, электроприборами и т.д. Дети физически развиты
и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья.
Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся валеологически
грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как
действовать в экстремальных ситуациях и др. Старшие дошкольники имеют
представление об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна,
кожи.
Зайнуллина В.А., воспитатель
МБДОУ Алексеевский детский сад №5 «Солнышко»