Напоминание

"Использование нестандартных форм работы на уроках литературы с использованием инновационных технологий".

Автор: Русанова Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа№5"
Населённый пункт: Московская область Сергиево-Посадский район г.Хотьково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нестандартных форм работы на уроках литературы с использованием инновационных технологий".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Открытый урок По литературе в 6 классе Тема урока: «Правда, вековечной, суровой борьбы людей за любовь» (по сказке–были М. М. Пришвина) Учитель; Русанова Н. В. МБОУ СОШ №5 г. Хотьково 16. 03. 2015
Цель: – На основе обобщения подвести к размышлению над нравственными и жизненными проблемами. Задачи: – Вырабатывать умения применять знания теории литературы, выражать свои мысли; способствовать саморазвитию учащихся; работать в группе. Планируемые результаты – нравственно-этическая ориентация: учащиеся должны задуматься над проблемами дружбы, любви, ответственности: – получение опыта поведения в трудной ситуации; – умение вести диалог. Оборудование: презентация о Пришвине; на доске эпиграф: «Я пишу о природе, сам же только о человеке и думаю» Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Дома вы заполняли таблицу о внешнем и внутреннем портрете главных героев – Насти и Митраши. (Спросить двух учащихся: одного – о Насте, другого – о Митраше. Третий учащийся должен составить обобщенный словесный портрет Насти, четвертый – Митраши.) ? Что вы знаете об имени Настя (Анастасия)? («Воскрешенная к жизни»). ? Как это связано с Настей из «Кладовой солнца»? (Нет родителей, но Настя продолжает жизнь и поддерживает брата.) ? Что значит имя Митраша (Дмитрий)? (Посвященный Деметре, богине плодородия.) ? Как это связано с Митрашей? (Он любит крестьянский труд, работает на земле.) ? Какие отношения были между детьми? (Дружеские.) ? Когда и почему они поссорились? (
Текст
.) Давайте продолжим нашу таблицу, добавим черты характера детей. ? Что у них было общего? (Внешность – золотые веснушки, носики – попугайчиком. Характер – умные, трудолюбивые, заботливые. Очень милые.) ? А какое отличие в характере было у них? (Митраша – строптивый, упрямый. Настя – уступчивая, благоразумная.) Запишем это в таблицу. У нас получился литературный портрет героев. ? Зачем он нам нужен? (Понять характеры и почему они поссорились.) ? Какие ошибки совершили дети? (Главная ошибка – поссорились и пошли разными тропами, забыв о волке, о Слепой елани.) (Мотив дороги.) 2
? Только ли общие ошибки совершили дети? (Нет, каждый из детей совершает свои ошибки.) ? Какие ошибки совершил Митраша? (Забыл о корзине для клюквы, сошел от тропы с травой-белоусом.) ? Как этот поступок можно назвать с точки зрения характера? (Самонадеянность, желание любой ценой идти коротким путем.) ? В чем ошибка Насти? (Жадность при сборе клюквы.) ? Как Пришвин дает нам понять, что ему не нравится Настина жадность? (Он показывает ее глазами животного (лося, который принимает ее за животное.).) ф и з м и н у т к а Контрольные вопросы ? Почему автор называет Митрашу в эпизоде «в болоте» не по имени, а «маленьким человеком»? (Он заставляет нас задуматься, как это страшно, когда гибнет
человек
, да еще маленький.) Одновременно писатель готовит встречу Травки и Митраши, ведь для собаки это встреча именно с
человеком
. ? Что отрезвило Настю после того, как она целый день проползала по болоту, собирая клюкву? (Змея и лось. Воплощение раздувшейся жадности.
Текст
.) ? Что является кульминацией произведения? (
На доске
записано:
кульминация –
точка высшего напряжения, развития чего-либо.) (Кульминация – спасение Митраши.) ? Кто играет главную роль в его спасении? Чьими глазами это показано? (
Текст
. Сцена спасения показано с точки зрения Травки.) ? Что сыграло главную роль в этом спасении (любовь к человеку, которую Антипыч завещал Травке.) ? А Травке угрожала опасность? Какая? (Серый помещик.) ? Кто ее спас от Серого помещика? (Митраша.) Сюжетные линии ? Сколько сюжетных линий мы отметили в произведении? Н. и М. Травка Серый помещик 3
Давайте рассмотрим
развязку
. ? В чем заключается развязка для Митраши, Травки, Серого помещика, Насти? (Рисуем в схеме.) ? Почему Настя отдала так трудно добытую клюкву? (Она сделала очень глубокие выводы из случившегося.
Текст
.) ? Почему в селе Митрашу стали называть не «мужичок в мешочке», а «герой»? (Никому, даже опытным охотникам, не удавалось убить Серого помещика, а он смог.) Задание (
рефлексия
) Составить синквейн о Насте (девочки), о Митраше (мальчики). Проверка двух-трех синквейнов, остальные собрать. Вот мы и подошли к итогу урока. ? В чем же состоит «правда вековечной, суровой борьбы людей за любовь»? (Любить может только тот, кто обладает лучшими человеческими качествами: добротой, заботой о людях и животных. Чтобы любить, надо побороть собственные дурные качества.
Какие
? Себялюбие, жадность.) Это трудно, но только тот сможет любить, кто их победит. ? Какова же
идея
«Кладовой солнца»? (Человек должен любить все живое – людей, животных, природу.) ? Чему, нужному в жизни, вас научил рассказ Пришвина? ? Какой смысл вложил Пришвин в название повести, которую сначала назвал друг человека? (Главная идея – природа, кладовая, человек должен разумно относиться к ней.) Что подразумевается под
кладовой солнца
? Сказочное место, Торф, клюква, птицы, Страшное болото звери, природа. Спасибо всем за работу! 4