"Использование нестандартных форм работы на уроках литературы с использованием инновационных технологий".
Автор: Русанова Наталья Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа№5"
Населённый пункт: Московская область Сергиево-Посадский район г.Хотьково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нестандартных форм работы на уроках литературы с использованием инновационных технологий".
Открытый урок
По литературе в 6 классе
Тема урока: «Правда,
вековечной, суровой борьбы
людей за любовь»
(по сказке–были М. М. Пришвина)
Учитель; Русанова Н. В.
МБОУ СОШ №5
г. Хотьково
16. 03. 2015
Цель: – На основе обобщения подвести к размышлению над
нравственными и жизненными проблемами.
Задачи: – Вырабатывать умения применять знания теории
литературы, выражать свои мысли; способствовать саморазвитию учащихся;
работать в группе.
Планируемые результаты – нравственно-этическая ориентация:
учащиеся должны задуматься над проблемами дружбы, любви,
ответственности:
– получение опыта поведения в трудной ситуации;
– умение вести диалог.
Оборудование: презентация о Пришвине; на доске эпиграф: «Я пишу о
природе, сам же только о человеке и думаю»
Ход урока:
I.
Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина
«Кладовая солнца». Дома вы заполняли таблицу о внешнем и внутреннем
портрете главных героев – Насти и Митраши.
(Спросить двух учащихся: одного – о Насте, другого – о Митраше.
Третий учащийся должен составить обобщенный словесный портрет Насти,
четвертый – Митраши.)
? Что вы знаете об имени Настя (Анастасия)? («Воскрешенная к
жизни»).
? Как это связано с Настей из «Кладовой солнца»? (Нет родителей, но
Настя продолжает жизнь и поддерживает брата.)
? Что значит имя Митраша (Дмитрий)? (Посвященный Деметре,
богине плодородия.)
? Как это связано с Митрашей? (Он любит крестьянский труд,
работает на земле.)
? Какие отношения были между детьми? (Дружеские.)
? Когда и почему они поссорились? ( Текст .)
Давайте продолжим нашу таблицу, добавим черты характера детей.
? Что у них было общего? (Внешность – золотые веснушки, носики –
попугайчиком. Характер – умные, трудолюбивые, заботливые. Очень милые.)
? А какое отличие в характере было у них? (Митраша – строптивый,
упрямый. Настя – уступчивая, благоразумная.) Запишем это в таблицу. У нас
получился литературный портрет героев.
? Зачем он нам нужен? (Понять характеры и почему они
поссорились.)
? Какие ошибки совершили дети? (Главная ошибка – поссорились и
пошли разными тропами, забыв о волке, о Слепой елани.) (Мотив дороги.)
2
? Только ли общие ошибки совершили дети? (Нет, каждый из детей
совершает свои ошибки.)
? Какие ошибки совершил Митраша? (Забыл о корзине для клюквы,
сошел от тропы с травой-белоусом.)
? Как этот поступок можно назвать с точки зрения характера?
(Самонадеянность, желание любой ценой идти коротким путем.)
? В чем ошибка Насти? (Жадность при сборе клюквы.)
? Как Пришвин дает нам понять, что ему не нравится Настина
жадность? (Он показывает ее глазами животного (лося, который принимает ее
за животное.).)
ф и з м и н у т к а
Контрольные вопросы
? Почему автор называет Митрашу в эпизоде «в болоте» не по имени,
а «маленьким человеком»? (Он заставляет нас задуматься, как это страшно,
когда гибнет человек , да еще маленький.)
Одновременно писатель готовит встречу Травки и Митраши, ведь для
собаки это встреча именно с человеком .
? Что отрезвило Настю после того, как она целый день проползала по
болоту, собирая клюкву? (Змея и лось. Воплощение раздувшейся жадности.
Текст .)
? Что является кульминацией произведения?
( На доске записано: кульминация – точка высшего напряжения,
развития чего-либо.)
(Кульминация – спасение Митраши.)
? Кто играет главную роль в его спасении? Чьими глазами это
показано? ( Текст . Сцена спасения показано с точки зрения Травки.)
? Что сыграло главную роль в этом спасении (любовь к человеку,
которую Антипыч завещал Травке.)
? А Травке угрожала опасность? Какая? (Серый помещик.)
? Кто ее спас от Серого помещика? (Митраша.)
Сюжетные линии
? Сколько сюжетных линий мы отметили в произведении?
Н. и М. Травка Серый
помещик
3
Давайте рассмотрим развязку .
? В чем заключается развязка для Митраши, Травки, Серого
помещика, Насти? (Рисуем в схеме.)
? Почему Настя отдала так трудно добытую клюкву? (Она сделала
очень глубокие выводы из случившегося. Текст .)
? Почему в селе Митрашу стали называть не «мужичок в мешочке», а
«герой»? (Никому, даже опытным охотникам, не удавалось убить Серого
помещика, а он смог.)
Задание ( рефлексия )
Составить синквейн о Насте (девочки), о Митраше (мальчики).
Проверка двух-трех синквейнов, остальные собрать.
Вот мы и подошли к итогу урока.
? В чем же состоит «правда вековечной, суровой борьбы людей за
любовь»? (Любить может только тот, кто обладает лучшими человеческими
качествами: добротой, заботой о людях и животных. Чтобы любить, надо
побороть собственные дурные качества. Какие ? Себялюбие, жадность.)
Это трудно, но только тот сможет любить, кто их победит.
? Какова же идея «Кладовой солнца»? (Человек должен любить все
живое – людей, животных, природу.)
? Чему, нужному в жизни, вас научил рассказ Пришвина?
? Какой смысл вложил Пришвин в название повести, которую
сначала назвал друг человека? (Главная идея – природа, кладовая, человек
должен разумно относиться к ней.)
Что подразумевается под кладовой солнца ?
Сказочное место, Торф, клюква, птицы,
Страшное болото звери, природа.
Спасибо всем за работу!
4