"Мир забытых вещей"

Автор: Чирикова Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №145"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Мир забытых вещей"
Дата публикации: 09.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

на тему: «Мир забытых вещей»

автор Чирикова Екатерина Евгеньевна
Программное содержание Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Продолжать знакомить детей с изделиями народного искусства(вышивка, кружева, резьба по дереву, роспись изделий из дерева) со сказками, пословицами, поговорками. Учить детей передавать свое отношение к произведениям народного искусства. Закрепить правильное произношение звуков, воспитывать ясную дикцию. Расширять запас слов новыми словами: кирпичная, здорова, ядрена, валенки, шерсть, коромысло, расписное, деревянное, ведра, речка – матушка, водица, лапти, липовые, резец, резьба, символ, украшение, вышивка, конва, чугун, ухват, гречневая каша, сбитень, махотка. Подготовка к занятию: чтение русских народных сказок, заучивание потешек, пение русских народных песен. Ход занятия Детушки мои дорогие, вам не раз приходилось путешествовать в удивительную «страну сказок»: В мире много сказок, Грустных и смешных, Но прожит на свете, Нам нельзя без них. Каких только чудес здесь нет вера сами домой ходят, лепестки исполняют все желания, Василиса прекрасная печет, ткет дивные ковры. Трудолюбие и доброта всегда совершают чудеса. Детушки, давайте и мы сегодня с вами совершим совершим путешествие в сказку, где все забытое нам дорого и близко. Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в деревне, в старинной русской избе. Вы мои гости, а я хозяйка этой избы. Хозяйка: Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. В нашей избе для каждого найдется и местечко, и словечко. В темноте, да не в обиде. Посидим рядком, да поговорим ладком. Детушки, уютно, удобно вам в нашей избе. Это от того, что нас окружают удивительные вещи. А вот и Матрена: Здорова, ядрена Пасть открывает, Все, что дают глотает. (печь) Что это? Для чего нужна печка в избе? Обогревать, варить, сушить. У кого ребятушки есть печь? А в нашей печурочки золотые чурочки. Что же за чурочки в нашей печи? Вот и валенки посушились в нашей печи. Валенки, да валенки Прячет моя маменька Все равно я их найду На свидание пойду. Почему дочка просит у мамы валенки? Да потому что раньше кроме валенок, да лаптей ничего не было. Валенки – от слова валять, валять шерсть (показ шерсти: черной, белой, дать потрогать, понюхать). Обратить внимание на то, какая мягкая, воздушная эта шерсть. Валяют шерсть, пока ворсинка к ворсинке крепко не присоединяется, специальной скалкой, смоченной водой, надевают на колодку. Вот почему валенки такие прочные. А вот и лапти: Лапти, да лапти, Да лапти мои. Лапти липовые
Вы не бойтесь ходите Тятька новые сплетет. Загадки про лапти: 1.Два котика, а четыре хвостика. 2.Летели две сороки, а у них четыре хвоста. Рассмотреть лапти. Рассказ воспитателя – из чего плелись лапти. Да, были времена: рано вставали, а вставши низко кланялись матушке – земле, солнцу красному с запада на восток, умывались утренней росой. Принимались за работу. Девицы красные шли за водой. Вспомнить песню «Пошла млада за водой»: Пошла млада за водой – Коромысел золотой. Ой – ли, ой лю – ли Коромысел золотой. Проходят девицы красные к реке – матушке: «Здравствуй, река – матушка ай водички нам набрать ». И идут домой с полными ведрами, а помогало им всегда коромысло, про которое народ загадки сложил: Три братца пошли купаться. Два купаются – Третий на берегу валяется. Искупались, вышли – На третьем повисли. Горбатый кот Маше плечи трет. С самого утра пошел со двора, На берегу валялся, а сухим остался. Деревянное расписное коромысло – славную службу оно послужило человеку. У кого в дереве есть коромысло? Кто ходил к колодцу за водой? Славный, добрый народ жил в те времена. Славился он своим умением, рукоделием, на все находил время. Обратить внимание детей на деревянную резную доску, кружку. Обратить внимание на геометрические фигуры, каждая из которых имеет свой символ, название. Чтобы сделать такую красивую вещь, надо очень любить и чувствовать дерево. Делают эту резьбу с помощью резца. Применяют в работе твердые благородные породы яблони, груши. Показать детям шкатулку. Обратить внимание детей на ее украшение. В таких шкатулках девушки хранили свои украшения, драгоценности, весточки от любимого. А что хранится в нашей шкатулке, догадайтесь? - Скачет свинка, золота щетинка, Льняной хвосток, острый носок, Где бывает – весь мир одевает. Что же это? Что лежит в нашей шкатулке? Иголка – символ трудолюбия. Чудеса дивные с помощью иголки да нитки творили рукодельницы. Предложить детям подойти и посмотреть вышивку, потрогать руками. Петухами, курами, разными фигурами расшиты наши полотенца. Они служили украшением в избе, создавали уют, от них идет тепло, потому что в каждую работу рукодельница вложила частицу своей доброты, теплоты, частицу своего сердца. Показать детям канву, объяснить способ вышивки.
А и само слово, какое красивое – рукодельница – руками делается. К празднику на стол стелиться скатерть – столешница (стелить на стол). На пол стелили домотканую дорожку. Как вы думаете, почему домотканую? Потому что ее ткали дома, на домашнем станке. Заговорилась с вами и про кашу забыла. Чем же мне достать чугун из печи? Добиться, чтобы дети сами догадались (ухват, рогач): Рогат, а не бык. Кашу достает, а не сыт … Достать кашу из печи в чугуне. Вкусные щи, да каши варили в чугунах, а теперь хозяйки совсем забыли о них. Подавай всем кастрюли расписные. А у кого – то дома сохранился чугун? Вот и гречневая каша – кормилица наша. Накладываем кашу в хохломскую миску. Дети как в старину из одной чашки деревянными ложками едим кашу. Небольшой рассказ о том, почему назвали гречневую кашу гречневой, и почему она так любима. … В честь греческой принцессы, дочери короля. А вот и сбитень – сбитенек Кушай девка, паренек. Кушайте и пейте – Денег не жалейте. Сбитень подается в махотке. На этом и закончится занятие «В мире забытых вещей».