"Окружающий мир"

Автор: Пантюхина Надежда Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"
Населённый пункт: Новосибирская область, Тогучинский район, село Завьялово
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Окружающий мир"
Дата публикации: 16.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя школа» ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО решением методического объединения Зам. директора по УВР учителей Л.В.Куликова протокол № от Рабочая программа предмета (курса) «Окружающий мир» начального общего образования Составитель: Пантюхина Н.И., учитель начальных классов 2015 г.
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» обязательной предметной области «Окружающий мир» начального общего образования разработана на основе нормативных документов: 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. 3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010г. № 1241. 4. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357. 5. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060. 6. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г.Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. 7. Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014\2015 учебный год" . 8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 01 ноября 2011г. №03-776. 9. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Тогучинского района Завьяловской СОШ. информационно-методических материалов: примерные программы по учебным предметам. Нач. школа. В 2ч. Ч. 1.-5-е изд., перераб., .-М.., Просвещение, 2011 год

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на

достижение цели:

-
предоставить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся : экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Основными
задачами
реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой , раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке. музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа- определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
3.Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс —33часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34часа (1 час в неделю,34 учебные недели)
4.Ценностные ориентиры содержания курса
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие
ценностные ориентиры
содержания «Окружающего мира»: • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. •Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Результаты изучения учебного предмета

1 КЛАСС 2 КЛАСС 3 КЛАСС 4 КЛАСС
Личностные универсальные действия:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности; - представление о причинах успеха в учёбе. - интерес к учебному материалу; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям «Окружающий мир», школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и учащихся; - понимание причин успеха в учёбе; - оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - представление о гражданской идентичности (осознание себя гражданином России- представление о своей этнической принадлежности. - интерес к познанию окружающего мира; - ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - осознание ответственности человека на обще благополучие, осознание своей этнической принадлежности; - осознание своей гражданской идентичности (осознание себя гражданином России,), развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, - понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - сопереживание другим людям, в том числе и историческим лицам; - понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способах решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
осознание своей гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; - этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и
- принятие ценностей природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; - понимание красоты природы России и на основе знакомства с окружающим миром. сопереживание им; - принятие установки на здоровый образ жизни; - принятие ценности природного мира; - готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой, отечественной культуры, - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - представления о гражданской идентичности (осознание себя гражданином России, - пред-я о природоохране, здоровьесберегающе м поведении. - интереса к познанию окружающего мира; - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы; - понимания чувств одноклассников, учителей; - представления о красоте природы России и на основе знакомства с окружающим миром. - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно- познавательных мотивов; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; - реализации своей гражданской идентичности в поступках; - следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни; - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности /неуспешности учебной деятельности; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. - осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующу ю этапу обучения; - проговаривать последовательно сть действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками оценивать результат своих действий, вносить соответствующи е коррективы. - принимать и сохранять учебную задачу; - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
-
принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно- образным и словесно- логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - в сотрудничестве с учителем, - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях; - самостоятельно адекватно - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном и словесно-логическом уровнях; - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенную учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату по способу действия, актуальный контроль в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; - делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»); - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - проводить сравнение, - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - преобразовывать - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково- символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; - строить сообщения в устной и письменной форме; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятии разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - строить логические рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; - обобщать на основе выделения существенной связи; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятии разного уровня обобщения; на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии. - умению смыслового восприятия познавательного текста; - подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиа- ресурсах, рекомендуемых авторами УМК; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; - проводить сравнение
,
классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указаний количества групп; - обобщать. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа- ресурсов; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); - строить рассуждение, включая установление причинно- следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные действия:
- принимать участие в работе парами и группами; - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; - использовать в общении правила вежливости. - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; - воспринимать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать её в процессе общения. - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); - учиться уважительно относиться к позиции другого, договариваться. - строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ; - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - контролировать действии партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия. - принимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания; - задавать вопросы; - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач - строить монологические высказывания; - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе); - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;- навыкам взаимоконтроля.
-
строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ; - допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - стремиться к координации различных позиций в - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целеё коммуникации достаточно точно, последовательно и
сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания; - использовать речь для регуляции своего действия.; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - использовать речь для планирования своей деятельности. полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; - различать предметы и выделять их признаки; - проводить групповые исследования; (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств; - объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их признаки; - сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные - характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли; - различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.); - объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года; - демонстрировать связь между сменой дня и ночи, времён года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях; - сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; - группировать - характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения; - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия, - определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; - сравнивать и различать формы земной поверхности; - находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название; - моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина; - называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото); - находить на физической - находить на карте природные зоны России, - читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых); - использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года; - находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу); - понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла); - называть системы органов человека
отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений; - назвать условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года; - называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы; - описывать сезонные изменения в природе; - наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; - приводить примеры домашних и диких животных; (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы– земноводные– пресмыкающиеся– млекопитающие (животные); - сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве; - называть признаки, отличающие домашних животных от диких; - характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники; - группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние– двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные– папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия; - характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; - ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; - наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха; - на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; - выращивать растения в карте разные водоемы и определять их название; - ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий; - приводить примеры веществ; - сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы; - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника; - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - сравнивать свойства воды и воздуха; - следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; - характеризовать кругооборот воды в природе; (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система); - характеризовать основные функции систем органов человека; - измерять температуру тела, вес и рост человека; - понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; - извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях. - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде); - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; - понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; - понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).
группе (из семян, клубней, листа, побегов); - использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматий, Интернет для поиска необходимой информации; - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, занесенных в Красную книгу России; - понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания); находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника. - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе. - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы; - обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема) - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматий, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - опытным путем выявлять условия, необходимые для
жизни растений; - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ; - называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России; - понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг; - использовать готовые модели (глобус, карта, план, план- карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; - использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет- адреса для поиска необходимой информации. -понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства; - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
- различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки; - называть органы чувств человека и их основные функции; - называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; - оказывать помощь птицам в зимнее время года; - рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы. - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию; - осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным); - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела); - выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. - использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе на основе изученных правил безопасности; - выбирать оптимальные формы поведения на природе; - выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; - соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т.д.); - соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; - заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье. - проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и свое место в классе; - различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или - оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах; - называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них; - различать государственную символику России (на пограничных знаках, - описывать достопримечательности Московского Кремля; - различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обо- значении - рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных источников о государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага), - самостоятельно работать с текстом,
недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; - оценивать необходимость подготовки к уроку; - называть столицу России - узнавать государственную символику России; - знать первый куплет и припев гимна России; - выполнять правила поведения при прослушивании Государственног о гимна; - называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы; - использовать мобильный телефон для связи с родителями; - называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице; - называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул. денежных знаках и пр). - ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка) - описывать достопримечательности Московского Кремля; - использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматий по окружающему миру); - работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях г. Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России); - соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту. века римские цифры; - находить место изученного события на ленте времени; - находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт - Петербург; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца» - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; - находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка). иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы; - обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – Президент Российской Федерации; - готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья); - работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией; - пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества; - называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох; - определять последовательность исторических событий на ленте времени; - находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт- Петербурга, - рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев- космонавтов;
фонтан «Дружба народов»); - обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности); - выполнять правила поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; -подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам; - составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике; - научиться определять часовой пояс своего края;
6.Основное содержание учебного предмета

1 класс (33 ч)

Введение. Этот удивительный мир(1ч.)

Мы — школьники (5 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность. ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Универсальные учебные действия: определять время по часам с точностью до часа; анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений; конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке; реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (3 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Универсальные учебные действия: демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Я и другие люди(1ч.)

Труд людей (3 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. Универсальные учебные действия: классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.); ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (11ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). Универсальные учебные действия: описывать сезонные изменения в природе; создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы; определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Семья (1ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Наша страна – Россия. Родной край (8 ч)

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о своей семье; взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос; различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы; реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей). Практические работы. Уход за комнатными растениями.
2 класс (34 ч)

Введение. Что тебя окружает (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (5 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (5ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в
семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия — твоя Родина (10 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения) . Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы — жители Земли (3 ч.)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа.
Природные сообщества(9ч.)
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители
растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек(1ч)
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения) . Как человек одомашнил животных.
Экскурсии
. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
3 класс (34 ч)

Земля — наш общий дом (5 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Человек изучает Землю (5 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников . Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Царства природы (6 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Наша Родина : от Руси до России (4 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Как люди жили в старину (4 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились в старину (10 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников . Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения.
Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии.
В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты.
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы.
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
4 класс (34ч)
.
Человек — живое существо (организм) (8ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость.
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы(1ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей(2ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Родная страна: от края до края(5ч)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия и ее соседи . Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек — творец культурных ценностей(6ч)
Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров. Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры.
Современный театр.
Человек – защитник своего Отечества(3ч)
Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Гражданин и государство(3ч)
Россия – наша Родина. Символы государства.
Экскурсии.
В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы.
Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
7.Тематическое планирование

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

Введение. Этот

удивительный

мир
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради
Мы —

школьники
Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
(интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
Родная природа
Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы
Семья
Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста
Труд людей
Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»
Наша страна —

Россия.

Родной край
Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы
Твоё здоровье
Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Я и другие люди
Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год
2 класс

Введение.

Что окружает

человека
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение:

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
прошлое — настоящее — будущее
Кто ты такой
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина). Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом

с тобой
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия — твоя

Родина
Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы — жители

Земли
Солнечная «семья». Земля как планета жизни Характеристика планет Солнечной системы
Природные

сообщества
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения
Природа и

человек
Человек — часть природы. Правила поведения в природе Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
3 класс

Земля — наш

общий дом
Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
Человек изучает

Землю
Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом
Царства

природы.

Бактерии.

Грибы.

Растения.

Животные
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность:

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
животные описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм».
Наша Родина: от

Руси до России
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена Различение названий российского государства в разные исторические времена
Как люди жили

в старину
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Как трудились

в

старину
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты»,

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
«Как создали первый автомобиль»
4 класс

Человек — живое

существо

(организм)
Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного
Твоё здоровье
Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»
Человек — часть

природы
Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»
Человек среди

людей
Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей
Родная страна:

от края до

края
Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение

Название

раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)
города. Кремлёвские города России. Россия и соседи учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности
Человек —

творец

культурных

ценностей
Культура в разные исторические времена Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений
Человек —

защитник своего

Отечества
Человек — воин. Героические страницы истории Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России».
Гражданин и

государство
Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства Характеристика прав и обязанностей гражданина России
8. Материально-техническое обеспечение

Основная литература 1.Окружающий мир: программа: 1-4 классы/ Виноградова. Н. Ф..-М: Вентана – Граф, 2011.-128 с. :ил.- (Начальная школа XXI века). 2.Виноградова Н.Ф . Окружающий мир. 1 класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2011.. Для ученика: 1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 1,2,3,4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.
Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1- 4 классов (программа «Начальная школа XXI века») Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованиями программы обучения. 1 комплект Многоразового использования
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.) При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт
Демонстрационные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты ; 3) коллекции горных пород, минералов, 2 комплекта 2 комплекта 1 комплект С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде).
полезных ископаемых ; 4) изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи и др.; 5) географические и исторические карты ; 6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. 1 комплект С возможностью демонстрации (специальные крепления, магниты) на доске (подставке, стенде).
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», отражающие основные темы курса математики 1 комплект При наличии технических средств