"Развитие эмпатии"

Авторы: Житникова Ирина Альфредовна, Алексеева Ольга Викторовна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Луга, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие эмпатии"
Дата публикации: 16.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие эмпатии

В
настоящее время проблемы толерантности широко освещаются в средствах массовой информации. Это связано, прежде всего, с участившимися случаями конфликтов людей на почве расхождений по определенным признакам (религия, взгляды, национальность и пр.), что в ряде случаев привело к открытым столкновениям и гибели множества людей. Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений……. ЮНЕСКО провозгласила 16 ноября ежегодным отмечаемым международным днем, посвященным толерантности. Понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ многозначно и разнообразно на ведущих языках мира. Tolerance- (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным. (фр.) - убежденность в том. Что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной. Tolerancia- (исп.) –способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. Kian nong –(кит.) –принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим. Tasamul-(фраб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать. Толерантность, терпимость (русск.)- умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо). Принимать, признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо (чему-либо, быть снисходительным к чему-либо) кому-либо. Каждое из определений имеет свои особенности, связанные с культурными традициями народов мира. Так английская снисходительность, Китайское - великодушие, Русское - умение терпеть. Одним из первых общую характеристику толерантной личности дал в своих трудах Г.Оллпорт. Способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях) –один из выделенных им параметров. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: « Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков….» На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней воспитания и обучения. Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».
В связи с увиденными в жизни или с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей дошкольного возраста, особенно детей с ЗПР, воспитательно-образовательная работа педагогов должна быть направлена на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность. Детская агрессивность- признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний. Один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т.е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим. Согласно обстоятельствам, уместно использовать психотерапевтические игры и упражнения, этюды, методы художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии:
Игры:
«Смешинки и злючки», «Волшебный мешочек», «Тух-тиби-дух», «Разговор с руками» «Ласковые лапки», «История про Ванечку и Танечку», «Три характера», «Встреча настроений», «Тренируем эмоции», «Веселый хоровод», «Волшебный стул».
Этюды и упражнения:
«Король боровик», «Коврик злости», « Доброе животное», «Разрывание бумаги», «Дракончик, поймай свой хвостик», «Сердитый дед», «Хмурый орел», «Гневная гиена», «Разъяренная медведица», «Два сердитых мальчика», «Мойдодыр» , «Зеркало», «Нарисуй свой гнев» ,»Шарики», «Волна» «Здравствуй», «Паровозики», «Комплименты» и т.д. С учетом актуальности проблемы формирования эмпатии и профилактики агрессивности у детей нашей группы мы поставили перед собой следующие задачи: * расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; * развитие способности понимать и выражать основные эмоции; * способствовать стремлению к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается ; * формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; * воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным. В своей работе в качестве основных методов и приемов мы используем: * беседы на моральные темы, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными. Близкими, друзьями, животными; * чтение и последующий анализ художественных произведений; * упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики; * решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии; * игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания, желания помочь; * просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов, сказок русских народных и произведений других национальностей; * слушание и пение детских песен;
* игры, в которых дети упражняются в проявлении радости. Характеризующей общий настрой группы. * рисование на заданную тему. Задача нас, педагогов, на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей и героев литературных произведений и сказок, учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку, а так же побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Эффективным в развитии эмпатии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, например, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил…?» помогает ребенку связать услышанное с собственным нравственным опытом, переживаниями. На некоторых занятиях предусматриваем выполнение домашних заданий, связанных с проявлением сопереживания и сочувствия родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, или животным. При выполнении таких заданий мы заботимся о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме, бабушке, пожалел младшую сестренку или братишку, сделал вместе с папой кормушку, скворечник, покормил зимующих птиц или голодного котенка или щенка и т.д. Наша работа проводится по трем разделам:  Я и мои родные.  Я учусь сочувствовать и сопереживать друзьям.  Мы и наши друзья – животные. В разделе « Я и мои родные» мы используем следующие темы занятий: «Самый дорогой на свете человек» «Почему мы иногда обижаем близких нам людей?» «Братишки и сестренки» «Ссоры братьев и сестер» «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» «Наши бабушки и дедушки» и т.д. В разделе «Я учусь сочувствовать и переживать друзьям»: «Что такое настоящий друг» « Друг в беде не бросит» «Если друг заболел…» «Как помочь больному другу?» «Цветик - семицветик» (Учимся понимать боль другого человека) «Друг и в радости и в горе всегда рядом» «День рождения друга» «Дружат дети на планете» и др. В разделе «Мы и наши друзья – животные»: «Собака – верный друг человека» «Учимся заботиться о детенышах животных» «Почему грустит котенок?» «Не мучайте животных!!!» «Мы – друзья птиц!!!» «Праздник для друзей – животных» и т.д.
При отборе материала по теме использовали игры, игровые упражнения, этюды, опубликованные на страницах современных методических разработок и сборников «В мире детских эмоций» Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина «Театр настроений» Г.П. Иванова «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» С.И. Семенака «Развитие эмоциональной сферы дошкольника» под редакцией И,Н. Агафоновой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Е.А. Алябьева «Коррекция поведенчиских нарушений у детей» Ю.В. Царева и другие публикации.