Автор: Хохолкова Ирина Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАС(К)ОУ "Карасульская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: Тюменская область Ишимский район посёлок Октябрьский
Наименование материала: воспитательный час
Тема: "Дружбой дорожить умейте"
Тема: «Воспитание духовно нравственной культуры обучающихся»
Воспитатель: Хохолкова И. В.
2016г
Тема занятия:
«Дружбой дорожить умейте»
Цели занятия:
Учебная: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “дружба”, “друг”,
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях.
Научить находить в людях и самом себе то, что заставляет людей быть друзьями.
Коррекционная :Развивать коммуникативные, способности воспитанников; осознанные доброжелательные отношения,
мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательная :Воспитывать культуру общения, желание поддерживать друзей, заботиться о них
Оборудование: Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук, колонки, флэшка), презентация,выставка книг о дружбе,
снежинки, снежинки с пословицами, конверты с заданием,микрофон, блюдце с яблоком, памятка «Основные законы дружбы»,
«солнышко – дружбы», клей- карандаш..
Опорные термины: Дружба, друг.
Технологическая карта:
№
п\
п
Этапы занятия
Дидактические
задачи
Деятельность воспитателя
Деятельность
обучающихся
1
Организационный
Подготовка
обучающихся к
работе на
занятии, создание
доброжелательно
й рабочей
обстановки
Ребята приглашаются в круг.
Игра: «Магнитики»
Цель игры:
Создание положительного эмоционального фона
Слайд 1
Под музыкальное сопровождение дети свободно
Встают в круг.
По сигналу воспитателя
все воспитанники
выполняют следующие
действия:
а) на один хлопок в
ладоши - приседают и
закрывают руками
передвигаются по комнате.
Воспитатель раздаёт снежинки
голову;
б) на два хлопка –
объединяются по двое;
в) на три хлопка – по
трое;
г) на четыре – образуют
один тесный круг
Дети делятся на группы.
2
Подготовка
к основному этапу
занятия
Мотивация на
усвоение знаний
Чтение сказки (анализ)
Слайд 2
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная
тема воспитательного часа.
Мы будем говорить,… а вот о чём, вы узнаете, когда
послушаете сказку
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно
ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась
она к старому, седому, прожившему сто лет
волшебнику:- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку,
чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне
Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы
запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла
Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят
пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник – одну зовут
Слушают воспитателя
На фоне музыкального
сопровождения слушают
сказку, отвечают на
вопросы воспитателя,
формируют тему
занятия.
Радость, другую – Доброта, третью – Красота,
четвертую – Печаль, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого
и выбрать…
- Твоя правда – ответил волшебник, они все хороши, и
ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить
будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе
подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в
глаза каждой. Задумалась…
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и
протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу?
(ответы детей).
Как вы думаете, ребята,о чём пойдёт речь на занятии?
(ответы детей)
Прочтите тему нашего занятия:
Слайд 3
«Дружбой дорожить умейте»
Зачитывают тему
воспитательного часа
Целеполагание
Сегодня на занятии:
Поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть
настоящий друг. Познакомимся с «секретами дружбы»
(как дружбу сохранить, по каким законам жить...)
Знакомятся с целью
занятия.
Актуализация
опорных знаний.
Слайд 4
- О дружбе ребята, говорили и писали во все времена….
Например, философ Цицерон писал:
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы,
исключить из жизни дружбу всё равно, что лишить мир
солнечного света»
Слушают воспитателя,
рассуждают,
высказывают своё
мнение на заданный
вопрос
Ребята, как вы думаете, почему дружба сравнивается с
солнечным светом?
(ответыдетей)
Чтение стихотворения и его анализ.
(Лена Л)
Слайд 5
Посмотри на эти лица!
С кем ты хочешь подружиться?
Это - Лидочка – дружок,
Это – Саша – огонек,
это – Танечка – подружка,
Это – Аня – хохотушка,
это – Светочка – краса,
Катя – длинная коса,
Петенька – смекалочка,
Сережа – выручалочка.
Почему детей называют словами: огонек,
смекалочка, выручалочка?
(ответы детей)
Вывод:
Потому что дети так поступают, их сравнивают то с
огоньком, то выручалочкой т.к. всех выручает и т.д.
Мини – инсценировка «Друзья»
(Максим К, Илья Б)
мальчики пытаются сесть на один стул, при этом толкая
друг друга
1 –й – Подвинься!
2- й – Нет, ты подвинься!
1-й - я не хочу!
В сопровождении слайда
слушают стихотворение,
рассуждают,
высказывают своё
мнение на заданный
вопрос
Смотрят мини-
инсценировку ребят,
участвуют в обсуждении
2-й – и я не хочу!
1 - й – Иван вредный, голос вредный!!
2 - й – Сам с кувшин, голова с аршин!!
Воспитатель:
- Ребята, не ссорьтесь, а ответьте мне на вопрос, кого
можно назвать друзьями?
Мальчики – ну,конечно же, нас!
Обсуждение ситуации
«Разве настоящие друзья так себя ведут?»
(ответы детей)
-Зачем нужна дружба?
(ответ:Помогать в трудную минуту; радоваться, когда
людям хорошо)
Какая же должна быть дружба?
Ответ: Та, которая делает человека добрее, умнее,
потому что добра на Земле больше, чем зла.
ситуации, отвечают на
вопросы воспитателя
3
Усвоение новых
знаний
Обеспечение
восприятия и
первичного
запоминания
знаний.
«Монолог о дружбе».
(Лена Х)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает.
Это слово? Значит что оно?
Как вы думаете, ребята, что такое дружба?
(ответы детей)
Работа со словарём Ожегова
Слайд 6
Дружба
–
близкие отношения, основанные на взаимном
доверии, привязанности, общности интересов.
Во все времена и у всех народов очень высоко
Слушают монолог,
высказывают своё
мнение, что значит
слово «дружба»
Находят в словаре и
зачитывают значение
слова - дружба
ценилась дружба, верность и преданность.
Нет народа, у которого не было бы легенд,
пословиц и поговорок о дружбе.
Вот и мы с вами попробуем вспомнить
пословицы о дружбе
Игра: «Берег левый, берег правый»
На снежинках пословицы о дружбе.
Друг лучше старый, (а платье новое)
Старый друг- (лучше новых двух)
Доброе братство, (лучше богатства)
Дерево живёт корнями, (а человек друзьями)
Друга ищи, (а найдёшь, береги)
Друг за друга стой, (выиграешь бой)
Мы сегодня говорим о дружбе
А кто мне скажет, с кем можно дружить?
(ответы детей)
-Ребята, ещё можно дружить с книгой.
Книг о дружбе очень много.
Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и
литературных друзей.
Воспитатель обращает внимание на выставку книг
с рекомендацией прочитать их:
Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в
школу»)
А. Гайдар «Тимур и его команда»;
В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
В. Осеева «Три товарища», «Дождь»,
Работают в парах.
Каждой паре выдаётся
начало пословицы -
найти продолжение
(прочитать)
Знакомятся с перечнем
книг о дружбе
«Васек Трубачев и его товарищи».
Физкультминутка
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
Игра: «Продолжи предложение»
Друг - это тот, кто….
(ответы детей)
Работа со словарём Ожегова
Слайд 7
Друг – это тотчеловек, который связан с кем-нибудь
дружбой.
Интересно, ребята, а как вы считаете - какими
нравственными качествами должен обладать друг?
(ответы детей)
Каждой группе выдаётся конверт.
(«друг» и карточки с качествами человека)
Песня: «Друг это тот, кто рядом идет»
Проводит физорг
Ольга Х
Выполняют
предложенные физоргом
упражнения
Объясняют кто, по их
мнению, считается
другом
Находят в словаре и
зачитывают значение
слова - друг
Работают в группах
доброжелательность
жадность
бескорыстность
нетерпимость
зависть
тактичность
ответственность
льстивость
подлость
эгоизм
хвастовство
вежливость
грубость
лживость
терпеливость
уступчивость
отзывчивость
равнодушие
заботливость
вредность
скупость
честность
щедрость
драчливость
бескорыстностьнетерпимость
Где проявляются все эти качества?
(в поступках)
Иногда мы по глупости теряем друзей.
Может быть, мы просто не умеем дружить и не знаем
законов дружбы? А как вы думаете, существуют ли они?
(ответы детей)
Сюрпризный момент «Катись яблочко»
(На блюдце прикреплены звёзды с законами дружбы,
яблочко)
Воспитатель:
Катись, катись яблочко по блюдечку – подскажи нам
яблочко как дружбу сохранить, по каким законам жить?
Слушают музыкальное
сопровождение,
выбирают, по окончании
работы зачитывают
нравственные качества
друга.
Выбирают, зачитывают
закон дружбы
4
Первичная
проверка
понимания
Установление
правильности и
осознанности
Моделирование ситуации.
На карточках ситуации:
- Если мой друг добился в чём то успеха, то я…
Выбирают карточки и
усвоения нового
учебного
материала.
Если я обидел своего друга, то я…
-Если я думаю, что мой друг предал меня, то я..
- Если друг ошибается и может совершить опасный
поступок, то я…
Игра: «Интервью»
- Что такое дружба?
- Может ли другом быть кошка, собака?
-Могут ли дружить девочка с мальчиком?
-Защитишь ли ты друга, если о нем плохо говорят в
твоем присутствии?
-Если друг подвел, можно ли дать ему еще шанс?
-Чем можно испортить дружбу? (словом, поступком)
рассказывают, как будут
действовать
Участвуют в игре,
отвечают на вопросы
«корреспондента»
5
Закрепление
знаний и способов
действий.
Обеспечение
усвоения новых
знаний и
способов
действий на
уровне
применения в
измененной
ситуации.
Чтение и обсуждение притчи о дружбе.
(Наталья Ш)
Слайд 8
Как-то два друга несколько дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал
пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но
ничего не сказал. Молча, он написал на песке:
“Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”.
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли
оазис с озером, в котором они решили искупаться.
Тот, который получил пощечину, едва не утонул и друг
его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне:
“Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты
пишешь на камне. Почему?
И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы
должны написать это на песке, чтобы ветры могли
Под музыкальное
сопровождение слушают
притчу, рассуждают по
содержанию,
высказывают своё
мнение, делают вывод
стереть это.
Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны
высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы
стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на
камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть
тебе будет легко и светло...
– О чем эта притча, чему она учит нас?
(ответы детей)
Вывод:
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать
обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой,
когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
6
Подведение
итогов занятия.
Рефлексия.
Учить
анализировать и
оценивать
успешность.
Слайд 9 Практическая работа:
«Солнышко дружбы».
Формирование дружного коллектива
В честь настоящей дружбы, предлагаю сделать
«салют»
Итак:
На слово «красный» - хлопают девочки,
На слово «жёлтый» - хлопают мальчики,
И на слово «зелёный» - хлопаем все дружно.
(Ксения П)
Друзья, они всегда друзья!
Мне с ними связь терять нельзя,
Они мне дарят радость встреч,
На ладошки наклеивают
те качества, которые
помогутбыть дружными,
прикрепляют к
солнышку
Участвуют в создании
«салюта»
Слушают
стихотворение,
заключительное слово
воспитателя
Их дружбу буду я беречь!
Заключительное слово воспитателя:
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Приложение: Занятие - презентация
Литература.
1.
Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону:Феникс,2002.
2.
Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
3.
Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
4.
Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.
5.
Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
6.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
7.
Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
8.
Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.