"Мотивация самообразования подростков в детском доме"

Автор: Ворошилова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБ СУСО Центр №53 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья на коллегиальный семинар
Тема: "Мотивация самообразования подростков в детском доме"
Дата публикации: 16.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мотивация



самообразования

подростков



в

детском

доме
Воспитатель Детского центра № 53 Ворошилова Е . А .
Презентационная

статья

для

коллегиального

семинара

на

тему

:


Мотивация

самообразова

ния

подростков

в

детском

доме
Страшная это опасность - безделье за партой ; безделье шесть часов ежедневно , безделье месяцы и годы . Это развращает , морально калечит человека , и ничто не может возместить того , что упущено в самой главной сфере , где человек должен быть тружеником , - в сфере мысли . ( В . А . Сухомлинский .)
Как воспитатель, я могу показать направление, но обучение и развитие состоит в том, что ребенок самостоятельно делает шаг, осваивая все новые и новые жизненно-необходимые навыки и знания. Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными , если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя . ( Сухомлинский В . А .)
Ученик - это не сосуд , который надо наполнить , а факел , который надо зажечь . ( Плутарх )
Самостоятельная работа детей в школе
, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она
имеет не только учебное
, но и
личностное
и
общественное

значение
. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологически точно не определена, хотя ее содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении
самостоятельная работа — это организуемая самим учащимся

(школьником, студентом) в силу его внутренних познавательных мотивов
, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе школьного опосредованного системного управления ею со стороны учителя (образовательной программы).
Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью , чем позволяют ваши способности , вы будете глубоко несчастной личностью . ( А . Маслоу ) Общество развивается с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы. Абрахам Маслоу называл такие личности
самоактуализирующимися
, т.е. применяющие свои таланты, способности и потенциал полностью. Это постоянный процесс, который так же связан с самообразованием и реализуется, в частности, в учебе.

Существуют аспекты, характеризующие

процесс самоактуализаци:

САМОСТЬ
- для самоактуализации очень важно понять собственную природу и действовать в соответствии с ней.
ВОЛЯ
- проявляется в том, что самоактуализирующиеся люди упорно идут к намеченной цели.
ЭМОЦИИ
- проявляется в том, что без положительных эмоций, в состоянии внутренней напряженности исчезает энергия индивида, так же отрицательные эмоции препятствуют эффективному функционированию.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- без удовлетворения этих потребностей в любви и уважении самоактуализация не возможна.
« Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия , но и само путешествие , и движущая сила его . Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей» ( А . Маслоу ) Каждый из этих аспектов самоактуализации – неотъемлемая часть длительного процесса самосовершенствования. Их прорабатывание поможет более эффективно смотивировать подростков на активный обучающий процесс. Мотивации к самообучению, повышению ответственности более эффективны, если направлены на вышеуказаные аспекты. Для детей с непростыми судьбами, какими являются воспитанники детского дома, это приобретает
особо важное значение
.

Значение

неформального

общения

в

мотивации
Поэтому часть общения с воспитанниками я перевела в социальную сеть Вконтакте. Таким образом, предоставляя воспитанниками поддержку и мотивацию в любое удобное время. Кроме того, это дает детям возможность обращаться с решением своих вопросов в приватном режиме, вызывая более доверительные отношения, снимая комплекс непонимания, которые появляются при обсуждении домашних заданий в группе. Современные дети в социальных сетях общаются легче, чем в реальной жизни. Убеждать в необходимости и пользе знания английского языка в будущем, для получения более престижной работы, для путешествий за границу, для чтения интересной литературы уже сейчас – бесполезное занятие. Трудоустройство представляется им слишком отдаленным будущим, чтобы думать о нем сейчас, в путешествиях они полностью под опекой родителей, чтение книг даже на родном языке – тем более не стимул.