"Мотивация самообразования подростков в детском доме"
Автор: Ворошилова Екатерина Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБ СУСО Центр №53 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья на коллегиальный семинар
Тема: "Мотивация самообразования подростков в детском доме"
доме
Воспитатель
Детского
центра
№
53
Ворошилова
Е
.
А
.
Презентационная
статья
для
коллегиального
семинара
на
тему
:
Мотивация
самообразова
ния
подростков
в
детском
доме
Страшная
это
опасность
-
безделье
за
партой
;
безделье
шесть
часов
ежедневно
,
безделье
месяцы
и
годы
.
Это
развращает
,
морально
калечит
человека
,
и
ничто
не
может
возместить
того
,
что
упущено
в
самой
главной
сфере
,
где
человек
должен
быть
тружеником
, -
в
сфере
мысли
.
(
В
.
А
.
Сухомлинский
.)
Как воспитатель, я могу
показать направление, но
обучение и развитие состоит в
том, что ребенок
самостоятельно делает шаг,
осваивая все новые и новые
жизненно-необходимые
навыки и знания.
Поставь
над
собой
сто
учителей
—
они
окажутся
бессильными
,
если
ты
не
сможешь
сам
заставлять
себя
и
сам
требовать
от
себя
.
(
Сухомлинский
В
.
А
.)
Ученик
-
это
не
сосуд
,
который
надо
наполнить
,
а
факел
,
который
надо
зажечь
.
(
Плутарх
)
Самостоятельная работа детей в школе , рассматриваемая в целом как
деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное
явление. Она имеет не только учебное , но и личностное и общественное
значение . Являясь по общему признанию сложной и многозначной,
самостоятельная работа терминологически точно не определена, хотя ее
содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и
практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно
свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении
самостоятельная работа — это организуемая самим учащимся
(школьником, студентом) в силу его внутренних познавательных мотивов , в
наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая
им самим в процессе и по результату деятельность на основе школьного
опосредованного системного управления ею со стороны учителя
(образовательной программы).
Если
вы
намерено
собираетесь
стать
менее
значительной
личностью
,
чем
позволяют
ваши
способности
,
вы
будете
глубоко
несчастной
личностью
.
(
А
.
Маслоу
)
Общество развивается с огромной скоростью. Основными опорами этого
развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои
способности и потенциалы.
Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися , т.е.
применяющие свои таланты, способности и потенциал полностью. Это
постоянный процесс, который так же связан с самообразованием и
реализуется, в частности, в учебе.
Существуют аспекты, характеризующие
процесс самоактуализаци:
САМОСТЬ - для самоактуализации очень важно понять собственную
природу и действовать в соответствии с ней.
ВОЛЯ - проявляется в том, что самоактуализирующиеся люди упорно идут к
намеченной цели.
ЭМОЦИИ - проявляется в том, что без положительных эмоций, в состоянии
внутренней напряженности исчезает энергия индивида, так же
отрицательные эмоции препятствуют эффективному функционированию.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - без удовлетворения этих потребностей в
любви и уважении самоактуализация не возможна.
«
Самоактуализация
–
это
не
только
конечная
станция
нашего
путешествия
,
но
и
само
путешествие
,
и
движущая
сила
его
.
Это
ежеминутная
актуализация
всех
наших
чувствуемых
и
даже
лишь
предощущаемых
возможностей»
(
А
.
Маслоу
)
Каждый из этих аспектов самоактуализации – неотъемлемая часть
длительного процесса самосовершенствования. Их прорабатывание поможет
более эффективно смотивировать подростков на активный обучающий
процесс.
Мотивации к самообучению, повышению ответственности более
эффективны, если направлены на вышеуказаные аспекты. Для детей с
непростыми судьбами, какими являются воспитанники детского дома, это
приобретает особо важное значение .
Значение
неформального
общения
в
мотивации
Поэтому часть общения с воспитанниками я перевела в социальную сеть
Вконтакте. Таким образом, предоставляя воспитанниками поддержку и
мотивацию в любое удобное время. Кроме того, это дает детям
возможность обращаться с решением своих вопросов в приватном режиме,
вызывая более доверительные отношения, снимая комплекс непонимания,
которые появляются при обсуждении домашних заданий в группе.
Современные дети в социальных сетях
общаются легче, чем в реальной жизни.
Убеждать в необходимости и пользе знания
английского языка в будущем, для
получения более престижной работы, для
путешествий за границу, для чтения
интересной литературы уже сейчас –
бесполезное занятие. Трудоустройство
представляется им слишком отдаленным
будущим, чтобы думать о нем сейчас, в
путешествиях они полностью под опекой
родителей, чтение книг даже на родном
языке – тем более не стимул.