"Влаголюбивые и засухоустойчивые растения"

Автор: Скворцова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №145"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения"
Дата публикации: 09.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Тема: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»

Автор Скворцова Надежда Ивановна

Цели:
 формировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений: засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто – через день);  учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым;  закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы тепло, свет, вода, земля, закрепить правила ухода за растением;  закрепить знания детей о комнатных лекарственных растениях;  учить детей правильно готовить место для посадки растения, аккуратно работать с землей, использовать полученные знания на практике;  воспитывать у детей желание создавать для растения благоприятные условия.
Словарная работа
: традесканция, алоэ, колючий, гладкий, тонкий, влаголюбивый, засухоустойчивый.
Наглядный материал и оборудование
: игрушка Лунтик, два растения (традесканция и алоэ), глобус, растение в горшочках материал для ухода за растениями, земля.
Место проведения занятия
: уголок природы.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в природный уголок. Там сидит Лунтик (посадить заранее). - Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях. Лунтик, лунная пчелка. - Как же получилось, что он попал в наш детский сад. Наверное не случайно. - Ребята, спросите, что ему понравилось у нас в д/с. (Спросить Лунтика). Он говорит, что вы ему понравились, ваши игрушки, ваши растения. Он хочет познакомиться с вами. (Дети называют свои имена). - А теперь он хочет познакомиться с цветами. (Лунтик подходит к цветам). Но цветы не умеют говорить, поэтому я предлагаю вам познакомить Лунтика с растениями. - Назовите растения, которые вы знаете (роза, фикус, герань, бегония, щучий хвост…). - Лунтик спрашивает, какие условия нужны для того, чтобы растения так хорошо выглядели. - Назовите, ребята, условия необходимые для роста. Можно использовать схему подсказку. (Показать схему – свет, тепло, почва, вода). - Лунтику хочется растение полить. Он говорит, что ему не жалко воды, он будет поливать растение много-много. -Ребята, а разве все растения требуют одинакового количества воды? - Нет, растениям необходимо разное количество воды: одним нужно ее много, другим – поменьше, третьим – совсем мало. - Правильно, это потому что все растения из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там вода всегда влажные почвы и воздух. Такие растения привыкли, что вода всегда в достатке, ее не нужно запасать впрок. У них чаще всего тонкие мелкие листья и их много. Подходит растение традесканция под это описание? Потрогайте аккуратно листочки пальчиками (листочки нежные, мягкие)
- Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах, на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду – накапливать ее в стеблях, листьях – а потом понемногу ее расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо них – колючки. Подходит растение алоэ под это описание? - Ребята, Лунтику хочется узнать, где Родина этих цветов. Мы воспользуемся глобусом и покажем Лунтику место, откуда эти растения к нам прибыли, где они родились. Хотите там побывать? Полетим мы туда на необыкновенной ракете. Итак, летим на родину алоэ – Южную Америку (показать на глобусе). Всем ребятам на потеху Пустим мы ракету смеха Поднимается ракета (руки медленно через стороны вверх) Ш-ш-ш Полетела на планету (круговые движения рук) Ж-ж-ж Чертит небо ярким светом (перед собой перекресты, движения рук) З-з-з Приземлилась ракета (подпрыгнуть и присесть) Бум-тарам. Вот мы оказались в Южной Америке, где много сухих степей. Здесь жарко и сухо. Но для алоэ это хорошо. Местное население ценит это растение. Из листьев этого растения изготавливают ковры, морские канаты. В комнатных условиях алоэ цветет редко. Его еще называют столетником, потому что цветет 1 раз в сто лет. А еще ценят его лекарственные свойства: сок алоэ помогает при заживлении ран, лечит насморк, настойка алоэ помогает при заболевании легких. А теперь летим в Северную Америку на родину традесканций (показать на глобусе). Физкультминутка. Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки. Свое название растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта. Он очень любил это растение, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С тех пор традесканция распространилась по всему миру как комнатное растение. Оно растет быстро, легко, только нужно много его поливать, так как оно родом из болотистых мест и привыкло к влаге. Традесканция, как и многие растения обладает лекарственными свойствами. Традесканцию называют кудрявым ковром здоровья. А теперь вернемся в сад и покажем Лунтику как нужно ухаживать за растениями. Физкультминутка. Д/и «Засухоустойчивые, влаголюбивые». Рассаживайтесь на стулья. Как мы ухаживаем за растениями? - Поливаем, рыхлим почву, подкармливаем, пересаживаем, моем, опрыскиваем, вытираем пыль. - Давайте на примере этих растений по очереди покажем все способы ухода за растениями (одеть фартуки) Дети по очереди по 2 выходят показывают и рассказывают. 1-2. Поливают цветок: а) как надо поливать растение? (поднести лейку к горшку, положить носик лейки на край горшка, поливать аккуратно, следить чтобы вода не попадала на листья). б) когда надо поливать растение? (когда земля в горшке сухая, определять нужно постучав по горшку рукой или палочкой - звук глухой) 3-4. Рыхлить землю: а) как надо рыхлить землю? (острой палочкой)
б) откуда нужно начинать рыхлить землю? (от горшка к стеблю. У стебля неглубоко) 5-6. Традесканцию опрыскивают: а) почему традесканцию опрыскивают, а не моют? (лепестки мягкие, нежные) б) покажите как надо опрыскивать 7-8. Алоэ мыть влажной кисточкой: а) почему нельзя мыть салфеткой? (неудобно, можно повредить) б) покажите как надо мыть кисточкой. Лунтик все запомнил. Он хочет вырастить у себя такие же растения. - Мы ему сейчас покажем, как надо правильно посадить растение. (Земля в стаканчиках, отростки растения заранее приготовлены). - Палочкой для рыхления сделать небольшое углубление. Аккуратно положить растение корнями в ямку, несильно прижать пальчиками, полить. (Дети выполняют. При необходимости помочь). Пословица: «Дружно потрудиться, есть чему погордиться». (Повторить всем вместе). Вытереть руки влажной салфеткой, снять фартуки, палочки для рыхления в стаканчик. - А теперь, ребята, подарим растения подарим Лунтику.