Автор: Скворцова Надежда Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №145"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Влаголюбивые и засухоустойчивые растения"
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе
Тема: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения»
Автор Скворцова Надежда Ивановна
Цели:
формировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях
(разная потребность во влаге связана с разным строением растений:
засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их
следует поливать редко; растения с тонкими листьями не запасают влагу, их
надо поливать часто – через день);
учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на
основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым;
закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимы
тепло, свет, вода, земля, закрепить правила ухода за растением;
закрепить знания детей о комнатных лекарственных растениях;
учить детей правильно готовить место для посадки растения, аккуратно
работать с землей, использовать полученные знания на практике;
воспитывать у детей желание создавать для растения благоприятные условия.
Словарная работа : традесканция, алоэ, колючий, гладкий, тонкий, влаголюбивый,
засухоустойчивый.
Наглядный материал и оборудование : игрушка Лунтик, два растения (традесканция
и алоэ), глобус, растение в горшочках материал для ухода за растениями, земля.
Место проведения занятия : уголок природы.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят в природный уголок. Там сидит Лунтик (посадить заранее).
- Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях. Лунтик, лунная пчелка.
- Как же получилось, что он попал в наш детский сад. Наверное не случайно.
- Ребята, спросите, что ему понравилось у нас в д/с. (Спросить Лунтика).
Он говорит, что вы ему понравились, ваши игрушки, ваши растения. Он хочет
познакомиться с вами. (Дети называют свои имена).
- А теперь он хочет познакомиться с цветами. (Лунтик подходит к цветам). Но цветы не
умеют говорить, поэтому я предлагаю вам познакомить Лунтика с растениями.
- Назовите растения, которые вы знаете (роза, фикус, герань, бегония, щучий хвост…).
-
Лунтик спрашивает, какие условия нужны для того, чтобы растения так хорошо
выглядели.
-
Назовите, ребята, условия необходимые для роста. Можно использовать схему
подсказку. (Показать схему – свет, тепло, почва, вода).
-
Лунтику хочется растение полить. Он говорит, что ему не жалко воды, он будет
поливать растение много-много.
-Ребята, а разве все растения требуют одинакового количества воды?
- Нет, растениям необходимо разное количество воды: одним нужно ее много, другим –
поменьше, третьим – совсем мало.
- Правильно, это потому что все растения из разных мест: одни у себя на родине растут
в сырых, заболоченных местах, там вода всегда влажные почвы и воздух. Такие растения
привыкли, что вода всегда в достатке, ее не нужно запасать впрок. У них чаще всего тонкие
мелкие листья и их много.
Подходит растение традесканция под это описание?
Потрогайте аккуратно листочки пальчиками (листочки нежные, мягкие)
- Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда
очень жарких местах, на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди
идут редко, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и
приспособились запасать воду – накапливать ее в стеблях, листьях – а потом понемногу ее
расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые
тонкой кожицей. Тонких листьев, которые испаряют много влаги, у них нет. Есть даже такие
растения, которые совсем не имеют листьев, вместо них – колючки. Подходит растение алоэ
под это описание?
- Ребята, Лунтику хочется узнать, где Родина этих цветов.
Мы воспользуемся глобусом и покажем Лунтику место, откуда эти растения к нам
прибыли, где они родились. Хотите там побывать? Полетим мы туда на необыкновенной
ракете. Итак, летим на родину алоэ – Южную Америку (показать на глобусе).
Всем ребятам на потеху
Пустим мы ракету смеха
Поднимается ракета (руки медленно через стороны вверх) Ш-ш-ш
Полетела на планету (круговые движения рук) Ж-ж-ж
Чертит небо ярким светом (перед собой перекресты, движения рук) З-з-з
Приземлилась ракета (подпрыгнуть и присесть) Бум-тарам.
Вот мы оказались в Южной Америке, где много сухих степей. Здесь жарко и сухо. Но
для алоэ это хорошо. Местное население ценит это растение. Из листьев этого растения
изготавливают ковры, морские канаты. В комнатных условиях алоэ цветет редко. Его еще
называют столетником, потому что цветет 1 раз в сто лет. А еще ценят его лекарственные
свойства: сок алоэ помогает при заживлении ран, лечит насморк, настойка алоэ помогает при
заболевании легких.
А теперь летим в Северную Америку на родину традесканций (показать на глобусе).
Физкультминутка.
Традесканция растет в болотистых местах южной части Северной Америки. Свое
название растение получило по фамилии английского садовода Джона Традесканта. Он очень
любил это растение, ездил по разным странам, собирал их, затем выращивал в своих садах. С
тех пор традесканция распространилась по всему миру как комнатное растение. Оно растет
быстро, легко, только нужно много его поливать, так как оно родом из болотистых мест и
привыкло к влаге. Традесканция, как и многие растения обладает лекарственными
свойствами. Традесканцию называют кудрявым ковром здоровья.
А теперь вернемся в сад и покажем Лунтику как нужно ухаживать за растениями.
Физкультминутка.
Д/и «Засухоустойчивые, влаголюбивые».
Рассаживайтесь на стулья. Как мы ухаживаем за растениями?
-
Поливаем, рыхлим почву, подкармливаем, пересаживаем, моем, опрыскиваем,
вытираем пыль.
-
Давайте на примере этих растений по очереди покажем все способы ухода за
растениями (одеть фартуки)
Дети по очереди по 2 выходят показывают и рассказывают.
1-2. Поливают цветок:
а) как надо поливать растение? (поднести лейку к горшку, положить носик лейки на
край горшка, поливать аккуратно, следить чтобы вода не попадала на листья).
б) когда надо поливать растение? (когда земля в горшке сухая, определять нужно
постучав по горшку рукой или палочкой - звук глухой)
3-4. Рыхлить землю:
а) как надо рыхлить землю? (острой палочкой)
б) откуда нужно начинать рыхлить землю? (от горшка к стеблю. У стебля неглубоко)
5-6. Традесканцию опрыскивают:
а) почему традесканцию опрыскивают, а не моют? (лепестки мягкие, нежные)
б) покажите как надо опрыскивать
7-8. Алоэ мыть влажной кисточкой:
а) почему нельзя мыть салфеткой? (неудобно, можно повредить)
б) покажите как надо мыть кисточкой.
Лунтик все запомнил. Он хочет вырастить у себя такие же растения.
- Мы ему сейчас покажем, как надо правильно посадить растение. (Земля в стаканчиках,
отростки растения заранее приготовлены).
- Палочкой для рыхления сделать небольшое углубление. Аккуратно положить растение
корнями в ямку, несильно прижать пальчиками, полить.
(Дети выполняют. При необходимости помочь).
Пословица: «Дружно потрудиться, есть чему погордиться». (Повторить всем вместе).
Вытереть руки влажной салфеткой, снять фартуки, палочки для рыхления в стаканчик.
- А теперь, ребята, подарим растения подарим Лунтику.