Напоминание

"Богатыри земли русской"

Автор: Стефанцева Маргарита Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №145"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Богатыри земли русской"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План-конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

на тему «Богатыри земли русской»

автор Стефанцева Маргарита Сергеевна
Цель: знакомство с историческим прошлым нашей Родины, с защитниками земли русской - богатырями; закрепить понятие «былина»; воспитывать патриотизм, чувство уважения к русским воинам, желания им подражать. Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок о Родине , чтение былин, чтение книги «Лучшие сказки о богатырях» И. Карнауховой . Организация книжной выставки на тему: «Богатыри» Ой, вы добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад и согласие. Посмотрите, какой клубочек у меня непростой, узелки навязаны. Это, ребята, письмо. Давным - давно на территории нашей страны жили наши предки. Называли их «славянами», что означало «владеющие словом» за то , что предки наши умели читать и писать. Но как же они писали, ведь бумаги не было? А писали они узелками, каждый узелок означал слово, например огонь, род, солнце, дерево. Давайте и мы попробуем написать слово солнце, дерево. (Дети пробуют связать узелки по образцу) звучит музыка. __-Славяне очень любили водить хороводы, давайте и мы станцуем хоровод. А теперь садитесь на свои места. -Посмотрите на карту. Что изображено на карте? (река, лес ,горы) Да, правильно или какие краски мы видим на карте? -кто знает что означает зеленый, коричневый ,голубой цвет на карте? -посмотрите, как много рек, озер, морей в нашей стране. В древности река называлась «русой», а людей живущих на берегах рек «русскими». Может оттуда пошло название «Русь»-речная страна? А как сейчас называется наша страна? Да Россия – это наша Родина, место где мы родились и живем. Назовите пословицы ,поговорки, какие вы знаете о любви к Родине? (Тот герой, кто за Родину горой; Любовь к Родине сильнее смерти; Береги землю родимую, как мать любимую; Жить – Родине служить; Нет земли краше, чем страна наша; Бей не трусь- за нами Русь; Кто смел- тот на коня сел.) Во всех поговорках говорится о том, как сильно мы любим свою Родину и готовы ее защищать. Кого мы называем защитниками Родины?
Кто же защищал нашу Родину, когда она называлась Русью? Да ,это были богатыри. Что же это за слово такое «богатырь»? Малышей на Руси называли дите -не девочка и не мальчик, и одежда у мальчиков и девочек была одинаковая – длинные рубахи.. Ребенок рос, из младенца получался ребенок, вернее « робя » . «Робя» от слова раб. Вот какие ребятишки должны быть при старших - робкие, послушные. Как только исполнялось мальчику 3 года, отец сразу сажал его на коня, . удержится сын- богатырем будет. Всем хотелось удержаться. Ведь мальчику после такого испытания можно было носить штаны. Но даже в штанах ты еще не богатырь, а «отрок» - тот кому нельзя говорить. Говорить , конечно дети умели, но полезнее было слушать. Только в 11- 13 лет мальчик уходил из дома. Уходил в лес вместе со сверстниками .Опасностей в лесу было много, но если не испугался , то никто ребенком тебя считать не будет. После испытания лесом мальчиков начинали обучать военному делу. Так воспитывались на русской земле богатыри , всегда готовые за Родину постоять. (картина с изображением русских просторов, где за холмами прячутся враги, в кустах сидят зайцы, вдали видны знамена врагов, в небе парит коршун.) Какими качествами обладали богатыри? Какие они были? Да, но еще они были умные, терпеливые и внимательные. Поиграем в игру «Кто внимательный?» Вы должны внимательно посмотреть на картину и найти: « Каких животных или врагов должны увидеть богатыри?» Заметив, вы должны поднять руку и тихонечко мне сказать на ушко. И сразу можно будет определить ,кто из вас терпеливый. _Так кто же такие богатыри? Дети: «защитники отечества» -Как мы с вами узнали о русских богатырях? ( из былин, из сказок) _-Что такое былина? Слово «былина» произошло от слов «быль», «было».Были раньше сказители, которые ходили из селения в селение и рассказывали нараспев о героях- богатырях, об их подвигах. Выходит ребенок, одетый в одежду сказителя. Звучит отрывок из былины об Илье Муромце -Ребята, посмотрите на картину В.Васнецова «Три богатыря» -Кто изображен на картине, назовите их имена. -Какими изобразил художник богатырей? (могучими, мужественными, храбрыми, сильными) Чем богатыри отличаются друг от друга? ( одежда, возраст, оружие). А знаете ли вы, чьим сыном был Илья Муромец?.......
. Илья Муромец- крестьянский сын, Добрыня Никитич -знатного происхождения, из рода князей, Алеша Попович- сын попа. -Но их всех объединяет одно - в трудную минуту помочь Родине, защищать Русь. Поиграем в игру «Угадай богатыря» -Этот богатырь самой сильный и мудрый. Он сидит на вороном коне и всматривается в даль в поисках врагов. В одной руке у него палица, в другой - острое копье. Одет он в простую кольчугу, на голове- шлем, на ногах- кожаные сапоги. Он из простой крестьянской семьи. --Этот богатырь восседает на белом коне. Коня звали Белюшка. Он из Рязани, из знатного рода, из рода купцов. Он самый образованный. Щит и ножны у него богато украшены. На голове – шлем, кольчуга богаче , чем у других. _А теперь вы загадайте загадку о третьем богатыре. (-Этот богатырь - на коне золотой масти. Он самый молодой . Врага он побеждает не силой, а хитростью. Родом из Ростова. Он веселый и удалой. В одной руке у него – лук , в другой – гусли. Очень любит петь песни. Одет он в шлем, кольчугу, красные сапоги.) Итак, как правило, богатыри носили кольчугу, шлем, сапоги. А вооружены они были мечом, луком и стрелами, копьем, палицей. Но кто же был верным помощником, а иногда и спасителем богатыря в бою? Каков же должен быть богатырский конь? (сильным, умным, смелым, преданным, верным, готовым умереть за хозяина) Верный конь всегда рядом с богатырем и в бою и в дальней дороге. - Я предлагаю собрать богатыря в дорогу. ( игра «Собери богатыря в дорогу») -Потрудились мы на славу , отдохнуть теперь нам надо. Физкульт минутка: 1, 2, 3-Мы теперь богатыри Руки вверх мы поднимаем На заставу мы шагаем Богатырская застава Смотрит влево, смотрит вправо. Ни в морях, Ни в небесах
Не пропущен будет враг. Мы шагаем дружно в ногу Пусть уходит враг с дороги… Как вы думаете, какое дерево русского леса похоже на богатыря? Правильно дуб. В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть , жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям .Собираясь в поход ,богатыри подходили к дубу, брали с собой дубовый листок и горсть родной землицы .Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков. Как вы думаете, кого из вас можно назвать богатырем? Сегодня вы были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали .И я вам приготовила небольшой сюрприз. Подарю вам листочек дуба на память. Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри-защитники земли русской .И еще я вам предлагаю листы –раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили. -Наше занятие хочу закончить словами : Век стоит Русь- не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны! Слава русской старине! Слава русской стороне!