"Технологическая карта к уроку литературы".

Автор: Каренко Наталья Аатольевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий №41
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технологическая карта к уроку литературы".
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта учебного занятия по дисциплине “Литература” (для обучающихся)

Тема занятия: Три мира в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Этапы занятия Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала Организационный момент Постановка целей урока:
Сегодня нам на уроке предстоит:
Цели урока: Понять замысел писателя при создании нескольких планов; Развивать навыки анализа эпизода; Систематизировать и закрепить полученные знания; Сопоставить три мира в романе;
Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.
Запишите тему и эпиграф урока Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы (устно): - Какие трудности возникли при подготовке домашнего задания? - Какой материал использовали в этой работе? Представьте ваши презентации; перечислите эпизоды для анализа. Введение нового материала Изучение теоретического материала по новой теме. 1. Прослушайте вступительное слово учителя и ответьте на вопрос: - В чем смысл эпиграфа и как он соотносится с героями произведения и темой нашего занятия? 2. Отражение религиозного мира в романе “Мастер и Маргарита” Просмотрите и прослушайте монолог и разговор Понтия Пилата и Иешуа. (Приложение №1, Приложение №2) Участвуйте в обсуждении поставленной проблемы. - О чем говорят Иешуа и Понтий Пилат? - Как в этом разговоре раскрываются взгляды героев на жизнь, мир и человека? - Почему Понтий Пилат пытается спасти жизнь Иешуа? - Какие мысли и чувства толкают Пилата на утверждение смертного приговора? - Какое бессмертие предчувствует прокуратор? После просмотра кадра из фильма ответьте на вопросы: - Почему Пилат испытывает муки совести?
Подсказка: Атрибутивно-персонажная зона Пилата (позитив)
Прослушайте выступление Иешуа, просмотрите презентацию работы “Библейские страницы” сделайте вывод о связи религиозного и фантастического миров. Приложение №3 3. Фантастический мир в романе Участвуйте в аналитической беседе нравственного характера: - Как история Понтия Пилата и Иешуа связана с Воландом? - Что для себя пытается выяснить Воланд в разговоре с Берлиозом? - Какие нравственные вопросы раскрываются в споре между Воландом, Берлиозом и Иваном Бездомным? - За что так страшно наказан Берлиоз? - От какого недуга излечивается Иван Бездомный?
Обратите внимание на связь между героями:
Запишите вывод в тетрадь: Трусость Пилата, преданная любовь Маргариты, отступничество Мастера, справедливый суд Волонда. Внимательно перечитайте страницы романа Запишите вывод: запишите цитаты из романа выведенные на экран. Одновременно записывайте выводы из беседы



ВОЛАНД
БЕРЛИОЗ ИВАН БЕЗДОМНЫЙ Рассудочность; тема безверия, нет ничего, кроме обыденной стремление противоречить, реальности; не безграничная, осознание собственной но реальная власть бездарности творчества; желание продолжить историю Иешуа и Понтия Пилата Прослушайте монолог Воланда, просмотрите презентацию «Проделки «нечистой» силы в романе» и поразмышляйте над вопросами: Приложение №4, Приложение №5 - Над чем потешается и издевается «нечистая» сила? - За что, кого и как наказывают помощники Воланда? - Для чего проводятся сеансы «черной» магии? - Что лежит в основе человеческого поведения?
Запомните!

Зло, по мнению автора, не от дьявола, а от человека, забывшего

Бога, смешавшего понятия Добра и Зла.
Определите отношение Воланда к Мастеру и Маргарите, ответив на вопросы: Приложение №6 - Почему в романе Воланду верят и видят его только Мастер и Маргарита? - Какие чувства испытывает князь тьмы к поступкам и словам Маргариты? - Почему он помогает воссоединению влюбленных? Прослушав разговор Воланда с Мастером, сделайте вывод о том, какую философскую и нравственно – историческую проблему затрагивает автор?
Подсказку
смотрите по схеме «Эмоционально – ментальный мир Мастера» негатив Приложение №7 4. Отражение реального мира в романе Прочитав страницы романа, ответьте на вопросы: Приложение №8 - Кто поселился в квартире №50? - Как отреагировали жильцы на смерть Берлиоза? - Почему Никанор Иванович, категорически открещиваясь от иностранной валюты, легко признается следователям, что берет взятки? - Какие названия дает Булгаков организациям и объединениям, руководившим творческими учреждениями? Приложения №9
Обратите внимание на заключительные слова преподавателя и

кадры на экране!
Сделайте вывод по наблюдениям Самостоятельно сформулируйте вывод Процитируйте высказывания героев и автора Выпишите цитаты, выведенные на экране Вывод запишите в тетрадь! Запишите общий вывод, подведя итоги урока
Связь

религиозного,

фантастического

и реального миров
Подведение итогов
Подводим итоги!

Надеюсь, что вам урок понравился, ответьте письменно на вопрос
На стороне каких героев романа ваши симпатии?