Автор: Каренко Наталья Аатольевна Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий №41
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технологическая карта к уроку литературы".
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине “Литература” (для обучающихся)
Тема занятия: Три мира в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Этапы занятия
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
Организационный
момент
Постановка целей урока:
Сегодня нам на уроке предстоит:
Цели урока:
Понять замысел писателя при создании нескольких планов;
Развивать навыки анализа эпизода;
Систематизировать и закрепить полученные знания;
Сопоставить три мира в романе;
Я надеюсь на ваш успех в изучении темы.
Запишите тему и
эпиграф урока
Проверка
домашнего
задания
Ответьте на вопросы (устно):
- Какие трудности возникли при подготовке домашнего задания?
- Какой материал использовали в этой работе?
Представьте ваши
презентации;
перечислите
эпизоды для
анализа.
Введение нового
материала
Изучение теоретического материала по новой теме.
1.
Прослушайте вступительное слово учителя и ответьте на вопрос:
- В чем смысл эпиграфа и как он соотносится с героями
произведения и темой нашего занятия?
2. Отражение религиозного мира в романе “Мастер и Маргарита”
Просмотрите и прослушайте монолог и разговор Понтия Пилата и Иешуа.
(Приложение №1, Приложение №2)
Участвуйте в обсуждении поставленной проблемы.
- О чем говорят Иешуа и Понтий Пилат?
- Как в этом разговоре раскрываются взгляды героев на жизнь, мир
и человека?
- Почему Понтий Пилат пытается спасти жизнь Иешуа?
- Какие мысли и чувства толкают Пилата на утверждение смертного
приговора?
- Какое бессмертие предчувствует прокуратор?
После просмотра кадра из фильма ответьте на вопросы:
- Почему Пилат испытывает муки совести?
Подсказка: Атрибутивно-персонажная зона Пилата (позитив)
Прослушайте выступление Иешуа, просмотрите презентацию
работы “Библейские страницы” сделайте вывод о связи религиозного и
фантастического миров.
Приложение №3
3.
Фантастический мир в романе
Участвуйте в аналитической беседе нравственного характера:
- Как история Понтия Пилата и Иешуа связана с Воландом?
- Что для себя пытается выяснить Воланд в разговоре с
Берлиозом?
- Какие нравственные вопросы раскрываются в споре между
Воландом, Берлиозом и Иваном Бездомным?
- За что так страшно наказан Берлиоз?
- От какого недуга излечивается Иван Бездомный?
Обратите внимание на связь между героями:
Запишите вывод в
тетрадь:
Трусость Пилата,
преданная любовь
Маргариты,
отступничество
Мастера,
справедливый суд
Волонда.
Внимательно
перечитайте
страницы романа
Запишите вывод:
запишите цитаты из
романа
выведенные на
экран.
Одновременно
записывайте
выводы из беседы
ВОЛАНД
БЕРЛИОЗ ИВАН БЕЗДОМНЫЙ
Рассудочность; тема безверия,
нет ничего, кроме обыденной стремление противоречить,
реальности; не безграничная, осознание собственной
но реальная власть бездарности творчества;
желание продолжить
историю Иешуа и Понтия
Пилата
Прослушайте монолог Воланда, просмотрите презентацию
«Проделки «нечистой» силы в романе» и поразмышляйте над
вопросами:
Приложение №4, Приложение №5
- Над чем потешается и издевается «нечистая» сила?
- За что, кого и как наказывают помощники Воланда?
- Для чего проводятся сеансы «черной» магии?
- Что лежит в основе человеческого поведения?
Запомните!
Зло, по мнению автора, не от дьявола, а от человека, забывшего
Бога, смешавшего понятия Добра и Зла.
Определите отношение Воланда к Мастеру и Маргарите, ответив
на вопросы:
Приложение №6
- Почему в романе Воланду верят и видят его только Мастер и
Маргарита?
- Какие чувства испытывает князь тьмы к поступкам и словам
Маргариты?
- Почему он помогает воссоединению влюбленных?
Прослушав разговор Воланда с Мастером, сделайте вывод о том,
какую философскую и нравственно – историческую проблему
затрагивает автор?
Подсказку смотрите по схеме «Эмоционально – ментальный мир
Мастера» негатив
Приложение №7
4.
Отражение реального мира в романе
Прочитав страницы романа, ответьте на вопросы:
Приложение №8
- Кто поселился в квартире №50?
- Как отреагировали жильцы на смерть Берлиоза?
- Почему Никанор Иванович, категорически открещиваясь от
иностранной валюты, легко признается следователям, что берет
взятки?
- Какие названия дает Булгаков организациям и объединениям,
руководившим творческими учреждениями?
Приложения №9
Обратите внимание на заключительные слова преподавателя и
кадры на экране!
Сделайте вывод по
наблюдениям
Самостоятельно
сформулируйте
вывод
Процитируйте
высказывания
героев и автора
Выпишите цитаты,
выведенные на
экране
Вывод запишите в
тетрадь!
Запишите общий
вывод, подведя
итоги урока
Связь
религиозного,
фантастического
и реального миров
Подведение
итогов
Подводим итоги!
Надеюсь, что вам урок понравился, ответьте письменно на вопрос
На стороне каких
героев романа
ваши симпатии?