"Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с правилами дорожного движения"

Автор: Афанасьеа Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка
Населённый пункт: С.Алтайское, Алтайский р-н,Алтайский край
Наименование материала: методичекая разработка, проект "Светофорик"
Тема: "Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с правилами дорожного движения"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское. Тема по самообразованию: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». ПРОЕКТ «Светофорик» для детей дошкольного возраста Автор: воспитатель Афанасьева Светлана Анатольевна с. Алтайское 2014 г
2 1. Паспорт проекта Наименование проекта Проект муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» Тип проекта По содержанию Практико-ориентированный, игровой. Интегративный. Основания для разработки проекта 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17.09.2013 г. N 1155. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 27.10.2011 г. №2562. 5. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 7. Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09. 2013 г. N 513 "О законе Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае» 8 Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка».. " 9. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка». Назначение проекта: Проект определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи; направлен на формирование Сроки реализации проекта Сентябрь 2014 - май 2015 г. Объект проекта МБДОУ детский сад «Сказка» Субъекты проекта Дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра, Разработчики проекта Воспитатель Афанасьева Светлана Анатольевна Орган, ответственный за контроль реализации проекта Старший воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Вера Александровна
3 2. Актуальность. В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. В группе накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно- исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных
4 педагогических технологий, поэтому мною, в тесном сотрудничестве с родителями, был создан проект по теме. 3. Цель: -создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения. . Задачи: • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их. • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе. • Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. • Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
5 4. Этапы реализации проекта. Этапы Срок Участники Содержание 1 этап Организационно- подготовительный Сентябрь – октябрь 2014 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - определение темы; - формирование цели, задач; - сбор информации, литературы, дополнительного материала; - анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по данной теме; - определение сроков реализации проекта; - составление плана-схемы проекта; - обсуждение проекта с воспитателем группы, специалистами ДОУ. - формирование мотивационной готовности родителей и детей к участию в проектной деятельности. - создание условий для реализации проекта; - организация предметно- пространственной развивающей среды для детей. 2 этап Практический Ноябрь 2014- Апрель 2015 Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - реализация проекта. 3 этап Аналитический Май 2015г. Дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ. - самоанализ педагогом своей деятельности. - творческие отчёты в различных формах (проведение НОД, фото выставки, презентации). - систематизация информации; - создание методических рекомендаций для использования данной технологии в практике работы дошкольного учреждения; - презентация результатов проектной деятельности для
6 родителей; - презентация результатов проектной деятельности для педагогов ДОУ на педагогическом совете. 5. Содержание, формы и методы. Основой содержания работы с детьми по проекту в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка: Познавательное Речевое. Социально-личностное. Художественно-эстетическое. Физическое. Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций. Формы и методы обучения дошкольников ПДД. Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький) С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.
7 Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Планирование образовательной работы в рамках проекта осуществляется: в организованной детской деятельности; в ходе режимных моментов; в самостоятельной детской деятельности; при взаимодействии с семьями воспитанников и социальным окружением. Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Совместная деятельность взрослого и ребенка Групповая Индивидуальная Подгруппами Формы и методы - Художественное творчество - Познание - Физическая культура - Музыка - Социализация - Коммуникация - Безопасность - Здоровье - Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы Игры Тренинги Рассматривание иллюстраций Практические упражнения Досуги Игры Праздники Развлечения Игротренинги и пр. 6. Реализации проекта Непосредственно- образовательную деятельность: - «Осторожно, дорога!»; - «Правила для пассажиров»; - «Машина у светофора», - «Правила дорожного движения», - «Дорога для автомобиля». - «Светофор».. - «Правила безопасности на дорогах»; - Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живет».
8 Рассматривание иллюстраций, картинок. Художественное творчество: - рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы села»; - лепка: «Веселый светофор», «Постовой»; - аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток». Чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток» и другие. Целевые прогулки и экскурсии - знакомство с дорогой; - наблюдение за транспортом; - пешеходный переход; - сравнение легкового и грузового автомобилей; - правила перехода проезжей части по пешеходному переходу; - наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д. Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!». Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие. ТРИЗ «Хорошо – плохо» «Можно – нельзя» «Разрешается – запрещается» «Да – нет» Индивидуальные практические упражнения «А это здесь лишнее» «Всё имеет свой цвет»
9 «Три цвета светофора» «Какого цвета» «Машины специального назначения» «Каждой машине своя дорога» Игры-тренинги «Наша улица» «Пешеходы» «Водители» «Загадай загадку, покажи отгадку» Сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице». Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?». Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых. 7. Ожидаемые результаты проекта: Результат деятельности педагогов: 1.Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей; 2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; 3.Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ; 4.Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации; 5.Появление интереса у родителей к совместному обучению безопасному поведению на дорогах. Результат продуктивной деятельности детей: • макет перекрёстка с дорожными знаками, • модели машин из бросового материала, • организация выставки моделей машин, книг об автомобилях. Дети должны: • Знать и строго соблюдать правило: без взрослых нельзя выходить на улицу. • Иметь представление о строении улицы (проезжая часть, перекрёсток, обочина, тротуар и т.д.) уметь ориентироваться на ней.
10 • Знать и соблюдать правила передвижения по улице. • Знать и различать виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный). • Знать и различать некоторые дорожные знаки (запрещающие, разрешающие, предупреждающие, знаки сервиса). • Знать и выполнять правила поведения в общественном и личном транспорте. 8. Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников. 1. Привлечение родителей к реализации проекта. 2. Консультации и рекомендации для родителей: • «Внимание дорога». • «Ребенок и улица». • «Как сформировать у дошкольников безопасного поведения на дороге». • «Уроки дорожной безопасности». 3. Консультации для педагогов: • «Что должен знать воспитатель о ПДД». 4. Индивидуальные беседы. 5. Привлечение родителей к изготовлению игр и упражнений по теме (шнуровки, вкладыши, трафареты, ксерокопирование и т.д.). 6. Совместные выставки детского творчества. 7. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, занятиям. 9. Взаимодействие с социальным окружением. 1. Организация встречи с инспектором ГИБДД Встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД. Беседа, наблюдение, вопросы и ответы. 10. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ Методический кабинет • Библиотека педагогической, методической и детской литературы; Библиотека периодических изданий; Комната ОБЖ «Островок безопасности» • План-схема безопасного движения воспитанников
11 • Макет микрорайона нашего села с игровым оборудованием (деревья, дома, знаки, дороги и т.д.) • Плакаты из серии «Дошкольникам о ПДД». • Набор иллюстраций «Правила поведения на дороге» • Набор дорожных знаков. • Домино «Дорожные знаки» • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. • Дидактические игры, индивидуально-практические упражнения • Детская познавательная и художественная литература (пословицы, стихи, поговорки, загадки). • Игровая коллекция транспорта. • Мультимедийные презентации, видеофильмы, слайды. Групповая комната • Уголок «Островок безопасности» • Художественная и познавательная литература • Плакаты, сюжетные картинки, иллюстрации • Макет светофора • Коллекция машин для игр • Дорожные знаки Приемная комната (раздевалка) • Информационно-просветительская работа с родителями • Информационные стенды для родителей. • Выставки детского творчества. Музыкально-физкультурный зал -Мероприятия по теме. 11 Литература. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр.РФ 2014 г. 2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. (текст) М.А.Васильева, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М Издательский дом «Воспитание дошкольника» 3. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 2012 4. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 5. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 6. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
12 7. Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 8. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005. 9. Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей», 2009. 10. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007 11. Ф.С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005