"Чтение нот с листа на уроках сольфеджио и хора"

Автор: Орлова Наталья Васильевна
Должность: преподаватель хора и сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Федоровка"
Населённый пункт: с. Федоровка, Федоровский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Чтение нот с листа на уроках сольфеджио и хора"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Чтение с листа на уроках хора, сольфеджио и конечно же инструмента предполагает способность ученика петь или играть по нотам незнакомую мелодию. Такая способность может появиться только на основе музыкально-слухового опыта. Этот опыт легче накапливается и прочнее закрепляется, если приобретается в практике. На мой взгляд, чтение с листа незнакомой мелодии – это прежде всего знание нот, умение их пропевать или проигрывать в метро-ритмической структуре. Читая с листа, основное внимание необходимо уделять точной передачи интонации и ритма мелодии, без чего нельзя выявить смысл исполняемой мелодии. В пении чтение с листа воспитывается, прежде всего, на уроках сольфеджио. Правильное музыкально-слуховое воспитание неотъемлемо от работы над чистым интонированием. В практике часто встречаются дети, которые даже при наличии хорошего звуковысотного слуха интонируют фальшиво. У детей 6-7 лет грязная интонация часто является результатом недостаточно развитого ладового слуха. Они могут повторить за голосом учителя или вслед за фортепиано отдельные звуки, но не в состоянии спеть простейшую мелодию. Даже у детей с абсолютным слухом иногда отсутствует координация между слухом и голосом. Музыкально развитые дети, играющие на музыкальном инструменте, знающие много музыки, могут плохо интонировать из-за отсутствия вокальных навыков, которые приобретаются на уроках хора. Внимательной, последовательной работой можно добиться чистой интонации у всех учеников. Чтение с листа является одним из способов развития музыкального слуха учащихся. Оно представляет собой навык, который должен совершенствоваться в течение всех занятий сольфеджио. Чтобы успешно читать с листа, недостаточно обладать хорошими музыкальными данными, надо иметь следующие навыки:  умение чувствовать тональность, удерживать ее строй.  умение видеть, понимать и представлять мысленно звучание мелодии и логику развития.  умение петь без поддержки инструмента и владеть своим голосом. В работе над чтением с листа необходимо использовать разные приёмы и формы работы, так как индивидуальные особенности ученика создают для каждого свои трудности: одному трудно даётся ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, третий не владеет голосом и т.д. Но прежде, чем приступить к пению с листа в различных формах, учащиеся должны развить в себе необходимые вокальные навыки. На уроках сольфеджио учащийся должен усвоить первый вокальный навык - это
медленное, распевное, связное пение
. Этот навык вырабатывается на медленных, кантиленных песнях. Развивая чистоту интонации, необходимо развивать у ребёнка внутренние музыкальные представления, т.е. насколько он ясно представляет себе мелодию, насколько ясны представления, которые вызывают у него незнакомый нотный текст. Поэтому, начиная с первого класса, необходимо с учениками наиболее часто использовать форму работы над внутренним слухом: пение знакомой песни частично вслух, частично «про себя», «по цепочке». Когда ученики научатся разграничивать на слух музыкальные фразы, им можно предложить чередовать таким же образом пение фраз. Пение "цепочкой", по группам или по 2-3человека. Смена групп должна проводиться по фразам, не нарушая формы мелодии. Не поющие, в данный момент, ученики все равно мысленно воспроизводят мелодию, что активизирует работу класса, собирает их внимание. Эти способы вырабатывают у ученика внутреннее музыкальное представление мелодии и ритма. Задания нужно усложнять по мере развития слуховых навыков: с помощью внутреннего слуха переключиться с мажора на минор и наоборот, в одноименных и параллельных тональностях спеть мелодию пройдённого интервала или аккорда, не называя звуков, после выучить по нотам мелодию и спеть её, не называя
звуков; спеть выученную по внутреннему представлению песню со словами. Перед каждым заданием даётся соответственная установка и время на обдумывание, и внутреннее слушание. Пение с гармонической поддержкой или с аккомпанементом помогает детям сохранять ладотональную перспективу при пении. Этот приём хорошо развивает творческую инициативу, организует процесс пения во времени. Творческое воображение при чтении с листа воспитывает способность предслышать развитие мелодии. Такова предварительная, подготовительная работа перед чтением с листа. Прежде чем начать петь с листа, ученики должны бегло знать ноты в пределах первой октавы, ощущать разницу длительностей, пульсацию-долю в исполняемых номерах и песнях. В исполняемых или прослушанных инструментальных пьесах, слышать тонику и уметь завершить тоникой незнакомую мелодию. Нужно дать представление о нотном тексте, как о записи конкретной мелодии. Многие ученики часто нарушают темп, мелодическую линию, ритмический рисунок, поют нотами с нечистой интонацией даже знакомую песню. Чтобы преодолеть это, необходимо исполнять знакомую песню, чередуя пение со словами и сольфеджио, но соблюдая ту же выразительность.
Подготовительные формы работы над чтением с листа.
Их основная задача фиксировать внимание детей и отрабатывать процесс не весь сразу, а по частям. а) Чтение нот в ритме. Этот приём помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно проводить его, меняя темп. При чтении нот обязательно дирижировать. Необходимо так же и уделять здесь внимание на то, чтобы учащийся не повторял ноты (ошибки), а шёл вперёд. Желательно этот этап начинать с очень медленного темпа и обязательно с метро-ритмом. б) Отстукивание ритма примера. Этот приём лучше использовать, исполняя тот или иной номер с одновременно отстукиванием метра и ритма. Чётко фиксировать и обращать внимание на то, сколько в одной доле (если одна доля равна четверти) четвертей, восьмых, шестнадцатых и сколько долей (ударов) в половинной и целой ноте. в) Разучивание отдельных оборотов, попевок. С первых уроков вводятся короткие мотивчики, попевки, каждая попевка должна заканчиваться тоникой. Полезно разучивать эти обороты с соответствующей гармонической поддержкой. В распевании и настройке можно давать непривычные обороты и трудные места, которые встретятся в примере. Причем играть их, чтобы учеников ознакомить с новой интонацией, а они разучивают, запоминают их. г) Сольмизация. Точное интонирование названных нот в медленном темпе. Петь необходимо только вокально. Особое внимание необходимо уделять фразам и правильному использованию дыхания. Большое значение для чтения с листа имеет
предварительный анализ
. Анализ должен быть простым, общим: тональность, размер, темп. Обязательно структура мелодии - членение на фразы, наличие повторности, варьирование. В отдельных случаях - секвенции, ходов по звукам аккордов. Важно научить детей хорошо настраиваться в тональности: спеть гамму, трезвучие, отдельные ступени и т.д. Обычно настройка поётся всей группой. Хорошо включить в неё интонации из последующего примера. Полезно мелодию, прочитанную с листа в классе, дать ученикам выучить дома, чтобы добиться хорошего выразительного исполнения. Разученные примеры полезно петь не только нотами, но и на слоги "ле", "та", и другие, с текстом, в другой тональности, что учит детей быстро ориентироваться в данной настройке.
При чтении с листа продолжается развитие внутреннего слуха при помощи
мысленного

пения
. Следующие приёмы способствуют воспитанию этого важнейшего навыка: а) На доске пишется мелодия в 2-4 такта. Задача учеников пропеть её и узнать. (Чтобы дети не узнали её зрительно, мелодию следует записать в другой тональности.) б) На доске пишется небольшой по объёму пример(2-4 тактов), дети мысленно пропевают его. Затем пример стирается с доски, и дети поют его по памяти, с названием нот, или на слог "та", "ля". В первом случае, названия нот помогут детям спеть пример, то пение со слогами помогает проверить именно
запоминание мелодии.
в) На доске записана короткая попевка в 2-4 такта, незнакомая детям. Видя нотный текст, они должны мысленно представить её звучание; затем нужно сыграть записанное, и дети проверяют свои представления. Иногда можно умышленно сделать ошибки, чтобы дети заметили их. Важно в чтении с листа научить детей
слушать себя
и
все время смотреть вперёд
. Трудность чтения с листа в том, что дети должны выполнить одновременно несколько задач: интонировать мелодию, соблюдать ритмический рисунок, сохранять темп, слушать своё пение. И при этом все время смотреть вперёд. Эта работа исполняется не сразу. От лёгкого к трудному нужно идти постепенно. Необходимо обращать особое внимание на равномерность пульсации, на соблюдение начального темпа. На ошибки при пении можно указать после исполнения мелодии, так как частые остановки, поправки приводят к искажению темпа, нарушению цельности исполнения мелодии. Не следует слишком много заниматься индивидуальным чтением с листа. Очень полезно беглое чтение проводить хором, группой. При этом слабые ученики будут тянуться за более сильными, точнее будет интонация. Пение в разных темпах необходимо для развития техники сольфеджирования. Конечно, для чтения с листа в быстром темпе следует использовать более легкие примеры. Для слабых учеников полезнее работать и добиваться нужного качества в других формах чтения с листа, которые были указаны ранее. Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названием нот, т.е.
сольфеджирование
. Приёмы сольфеджирования могут быть разнообразными. Кроме сольфеджирования очень полезно пение на слоги "та", "ле" и другие. Этот приём помогает проверить внутренние представления детей о звучании написанной мелодии, непосредственно связывая зрительные впечатления со звуковыми. Работая над чтением с листа, необходимо увлечь детей этой интересной формой работы. Показать учащимся, как, глядя в ноты, озвучить и услышать написанную мелодию или песню, не прибегая к инструменту. Это очень важно - приучить детей к тому, что во время пения нельзя подыгрывать себе. На каждом уроке следует отводить 20-25 минут работе над чтением с листа, используя разные приёмы и формы. Петь, в основном, группой, а для контроля спросить несколько учеников индивидуально. В оценке музыкальных данных и успеваемости ученика уровень чтения с листа должен быть одним из основных критериев.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Г.Фридкин "Чтение с листа на уроках сольфеджио" Москва 1982, изд. "Музыка" 2. В.Вахромеев "Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ" Москва 1978, изд. "Музыка" 3. В.Серединская "Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио" Москва 1962, изд. "Музыка" 4. И.Русяева "Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио" Москва 1989, изд. "Музыка"