Напоминание

"Живопись"

Автор: Чапурина Наталья Ивановна
Должность: преподаватель специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Учебное заведение: КГБПОУ "Минусинский колледж культуры и искусства"
Населённый пункт: город Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: рабочая программа учебной дисциплины
Тема: "Живопись"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Красноярский краевой колледж культуры и искусства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. Живопись
Минусинск, 2015 1
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» Протокол № _________ «____» __________ 20____г. Председатель ПЦК ________________ Ю.Б. Антуфьева Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы
(по видам) углубленной подготовки Зам. директора по учебной работе ________________ Ю.Е.Булатова Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по

видам)
углубленной подготовки (ФГОС СПО утв. 27 октября 2014 г. № 1389), входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств в области образования Искусство и культура
Организация-разработчик:
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский краевой колледж культуры и искусства»
Разработчик:
Чапурина Н.И., преподаватель специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы первой квалификационной категории
Рецензенты:

Киштеева О.В.
доцент кафедры ДПИ Института Искусств ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, кандидат культурологии
Сафронова Н.И.
преподаватель специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
2
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
21 3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02. Живопись

1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО
54.02.02

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
углубленной подготовки, входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств в области образования Искусство и культура
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов

среднего звена:
Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной

дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
– использовать основные изобразительные материалы и техники; – применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности; – осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами живописи должен
знать:
 основы изобразительной грамоты, методы и способы графического, живописного и пластического изображения геометрических тел, природных объектов, пейзажа, человек.
Дополнительное умение в
соответствии с требованиями работодателя
:
– применять учебно-методические материалы по обучению живописи.
Дополнительное знание в
соответствии с требованиями работодателя
:
 содержание, методы и способы обучения художественно-творческим приемам применяемым в живописи. 4
Изучение дисциплины
Живопись
способствует формированию следующих
компетенций
:
Код

Наименование результата обучения
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ПК 1.1 Изображать человека и окружающую предметно - пространственную среду средствами академического рисунка и живописи ПК 1.6 Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства ПК 1.7 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
599
часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
401
час; самостоятельной работы обучающегося
198
часов. 5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

599

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

401
в том числе: практические занятия 330
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

198
в том числе: выполнение упражнений по нахождению локальных цветов, рефлексов, изменения цвета под воздействие окружающей среды, отработки техник акварельной и гуашевой живописи, оформление работ, подготовка рабочего материала 11 выполнение живописных зарисовок (набросков) предметов быта, интерьера 24 написание этюдов с заданной задачей; 97 выполнение творческих постановок различными материалами 17 анализ живописных произведений и копирование с образца 8 изучение источников и теоретических работ по живописи 15 выполнение творческих декоративных работ, поиска композиции и стилизации натюрмортов, пейзажей, портретов 24 выполнение наглядного пособия к уроку по заданной теме 2 Формы промежуточной аттестации: 1 семестр – не предусмотрена; 2 семестр -
дифференцированный зачет;
3 семестр - не предусмотрена; 4 семестр –
дифференцированный зачет;
5 семестр
- дифференцированный зачет;
6 семестр
– экзамен
7 семестр
- дифференцированный зачет;
8 семестр
– экзамен
6

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Живопись

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I. Основы

изобразительной

грамоты

51

Тема 1.1.

Техника и

технология

живописных средств

Содержание учебного материала
2 1 Инструктаж по технике безопасности. Содержание и специфика дисциплины «Живопись». Оборудование кабинета. Материалы, инструменты, способы работы живописными средствами. Роль и значение живописи в процессе обучения. Основные законы колористической живописи (свет, цвет, тон, колорит). Способы соединения красок. Изучение приѐмов работы живописными средствами с натуры. Акварель. Свойства, особенности и возможности материала. Методика работы акварельными красками (алла-прима, лессировка, комбинированный, отмывка). Техника гуашевой живописи 1
Практическое занятие № 1
2 1. Растяжка цвета в тѐплой, холодной цветовой гамме. Акварель, гуашь
Самостоятельная работа обучающихся
3 1. Приобрести инструменты и материалы. 2. Выполнить упражнения на различные приемы акварельного письма: алла-прима, лессировка, комбинированный, отмывка. 3. Изучить лессировочный метод смешения акварельных красок. Выполнить схему смешения цветов (красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). 4. Изучить механический метод смешения гуашевых красок. Выполнить растяжки цветов (красный-желтый, синий-желтый, красный синий, красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, красный-черный, красный, белый, красный серый)
Тема 1.2. Методика

работы над

живописным

изображением

Содержание учебного материала
2 2 1 Ознакомление с основными правилами построения предметов. Композиция натюрморта. Понятие о тоне в искусстве живописи. Живописная передача форм с выделением света, тени, рефлекса и блика. Сближенные цветовые отношения
Тема 1.3.

Локальный цвет

Содержание учебного материала
0 1 Понятие локального цвета. Технология и техника живописи акварелью. Поиск локальных цветов осенних листьев. Шкала оттенков локального цвета предметов. Техника акварельной живописи «лессировка» 2
Практическое занятие № 2
2 2. Этюд осенних листьев
Самостоятельная работа обучающихся
2 Выполнить упражнения на нахождения локальных цветов
Тема 1.4.

Живописный

рефлекс

Содержание учебного материала
0 1 Ознакомление с основными правилами построения предметов. Живописная передача форм с выделением света, тени, рефлекса и блика. Изучение приемов работы живописным средствами с натуры в технике «алла-прима». Понятие живописного рефлекса. Изучение изменения цвета предмета под воздействием окружающей среды. Создание живописных отношений ведущих цветов натуры на основе цветовой рефлексной взаимосвязи 2
Практические занятия № 3, 4
4 7
3. Этюд фруктов 4. Живописное изображение отдельных предметов (кувшина, чашки, фруктов)
Самостоятельная работа обучающихся
4 1. Выполнить упражнение на выявления рефлекса: изобразить один предмет (фрукт, кружку) на драпировках разного цвета (4 шт.) 2. Выполнить зарисовку двух предметов быта с использованием объѐмной лепки цветом
Тема 1.5. Техника

гризайль

Содержание учебного материала
0 1 Техника «гризайль» (белила, умбра натуральная, или жженая, или марс темный). Изучение светотени (блик, свет, полутон, тень, рефлекс). Распределение тональных контрастов по планам в работе. Виды драпировок. Методика живописного изображения драпировок. Метод акварельной живописи «по – сырому» 2
Практическое занятие № 5
2 5. Живописное изображение драпировки
Тема 1.6. Влияние

света на цвет

Содержание учебного материала
2 1 Мультимедийная презентация «Влияние света на цвет»: Факторы, учитывающиеся при освещении натюрморта. Виды освещения. Анализ освещения в постановках знаменитых художников различных эпох (натюрморты голландских художников реалистов, французских импрессионистов, русских художников 19-20 веков). Анализ учебных работ с целью определения вида освещения, который использовался при постановке того или иного натюрморта. Анализ влияния освещения на форму и цвет предмета в пространстве при естественном освещении 2
Практические занятия № 6,7
4 6. Этюд натюрморта в условиях искусственного освещения 7. Этюд натюрморта при боковом естественном освещении
Самостоятельная работа обучающихся
3 1. Изучить и проанализировать влияние освещения на форму и цвет предмета в пространстве при различных видах освещения. Составить таблицу изменения цвета на свету и в тени при влиянии различных видов освещения 2. Написать этюд натюрморта при контражурном освещении
Тема 1.7. Натюрморт

на сближенные

цветовые

отношения

Содержание учебного материала
0 1 Выявление различия сближенных цветов путем сравнения цветовых отношений и их гармонизации 2
Практические занятия № 8, 9
8 8. Этюд натюрморта в холодной гамме 9. Этюд натюрморта в теплой гамме
Самостоятельная работа обучающихся
4 Написать этюд натюрморта в сближенной цветовой гамме
Тема 1.8. Натюрморт

контрастного цвета

Содержание учебного материала
0 Закон цветового контраста. Основные цветовые контрасты теплых и холодных. Виды контуров: размытый контур, мягкий контур, четкий контур 3
Практическое занятие № 10
6 10. Этюд натюрморта из драпировок и предметов контрастного цвета
Самостоятельная работа обучающихся
1 2. Оформить практические работы к просмотру 8

Раздел 2. Методы и

способы

графического,

живописного и

пластического

изображения

натюрморта,

природных

объектов, пейзажа

основными

изобразительными

материалами и

техниками

66

Тема 2.1 Методика

работы над

природными

объектами и

натюрмортом

акварельными

карандашами

Содержание учебного материала
2 Методика работы акварельными карандашами по сухому, сырому, тонированному фону. Способы смешивания цветов 2
Практические занятия № 11-13
8 11. Этюд природных объектов акварельными карандашами по сухому 12. Этюд натюрморта акварельными карандашами по сырому 13. Этюд натюрморта на фоне пейзажа (вид из окна) акварельными карандашами по тонированному фону
Самостоятельная работа обучающихся
4 Написать творческий натюрморт акварельными карандашами
Тема 2.2 Методика

работы над

природными

объектами и

натюрмортом в

пастельной технике

Содержание учебного материала
2 Особенности пастельной техники. Анализ пастельных работ художников. Методика работы мягкой, твердой, масляной пастелью, пастельными карандашами. Выстраивание слоев пастели. Бумага для пастели. Способы смешивания цветов 3
Практические занятия № 14-16
12 14. Краткосрочные этюды, зарисовки природных объектов (фрукты, овощи, цветы) пастелью по сухой, мокрой (тонированной) поверхности бумаги различной фактуры 15. Этюд пейзажа (вид из окна) 16. Этюд натюрморта пастелью по тонированному акварельному фону
Самостоятельная работа обучающихся
8 1. Выполнить зарисовки деревьев, комнатных цветов, предметов быта (одежда, обувь, посуда и прочее) пастелью 2. Этюд натюрморта из предметов быта пастелью
Тема 2.3

Методика работы

над изображением

стеклянных

предметов в технике

акварельной

живописи –

«лессировка»

Содержание учебного материала
2 Лессировочный метод письма. Техника отмывка. Техника заливка. Лессировочный метод смешения цветов. 2
Практическое занятие № 17
8 17. Этюд со стеклянными предметами при контражурном освещении
Самостоятельная работа обучающихся
8 Выполнить этюд натюрморта со стеклянными предметами в технике акварельной живописи «лессировка» 9

Тема 2.4 Мозаичное

решение

натюрморта

Содержание учебного материала
2 Мозаичный метод письма в живописи. Пуантилизм. Пространственное смешение цветов Основные формы красочного мазка: штриховой красочный («Натюрморт» мазок Визер В.В.); мазки в виде круглых пятен («Солнечный день в лесу» Шик И.И.); мазки в виде бесформенных рваных пятен («Роза» Визер В.В.); мазки в виде мелких точек (картины Ж. Сера, М. Люса, П. Синьяка); мазки прямоугольной формы («Демон сидящий» Врубель М.А.); перистый мазок («Завтрак гребцов» Ренуар П.); гладкая живопись (картины Леонардо да Винчи, Б. Мурильо, Толстого Ф. П.) 2
Практическое занятие № 18
8 18. Натюрморт из бытовых предметов
Самостоятельная работа обучающихся
2 1. Проанализировать форму живописного мазка в рекомендуемых для просмотра художественных произведениях: Серов В.А. «Девочка с персикам»; Васильев Ф.А. «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед грозой»; Зардарян О.И. «Весна»; Моне К. «Лягушатник», «Руанский собор»; Ренуар П. «Завтрак гребцов», Ранцони Д. «Портрет графини Арривабене»; Сера Ж. «Цирк»; Синьяк П. «Папский дворец в Авиньоне» 2. Составить таблицу по различным видам и формам живописного мазка 3. Выбрать для практического написания аудиторного натюрморта одну или несколько форм живописных мазков, и применить в работе
Раздел 3. Методика

работы над

живописным

изображением

натюрморта в

технике акриловой

живописи

45

Тема 3.1 Техника

акриловой

живописи

Содержание учебного материала
2
1
Инструктаж по технике безопасности. Техника акриловой живописи на различных видах основы (холст, картон, бумага), использование различных технических приёмов. Техника «импасто». Ала-прима. Лессировка. Живопись мастихином. Анализ работ художников живописцев. Инструменты и материалы. (Кисти, краски, лак, палитры, холст, картон, бумага, грунт). 1
Практическое занятие № 19
2 19. Подготовка холста (картона) для акриловой живописи
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовить холст (картон) для акриловой живописи
Тема 3.2 Методика

работы над

натюрмортом в

технике акриловой

живописи

Содержание учебного материала
2 1 Методика работы в технике акриловой живописи Прозрачные и непрозрачные акриловые техники. 2
Практические занятия № 20, 21
8 20. Этюд букета цветов 21. Этюд натюрморта из предметов быта различного материала 10

Самостоятельная работа обучающихся
4 Выполнить тематический этюд натюрморта
Тема 3.3 Сложный

натюрморт из

предметов народного

быта разной формы

и фактуры с

элементами

орнамента на

драпировках

Содержание учебного материала
0 1 Характер натюрморта. Определение больших цветовых пятен. Поиск цветотональных отношений в натюрморте. Детализация и обобщение натюрморта 2
Практическое занятие № 22
8 22. Этюд натюрморта из предметов быта разной формы и фактуры с элементами орнамента на драпировках
Самостоятельная работа обучающихся
6 Выполнить этюды предметов разной фактуры
Тема 3.4

Декоративный

натюрморт

Содержание учебного материала
2 Просмотр мультимедийной презентации «Декоративный натюрморт». Основные принципы построения композиции в декоративном натюрморте: способы художественного видения при организации композиции, доминанта – композиционный центр, равновесие, ритмическая организация мотивов, соотношение форм. Способы организации пространства: явление оверлеппинга и его роль в декоративном натюрморте, членение плоскости на части, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом, насыщение орнаментом. Стилизация в орнаменте. Декоративная стилизация в натюрморте: декоративная стилизация в натюрмортах художников, способы трансформации формы, поиск стилизации натюрмортов. Декоративный натюрморт в разных материалах: акрил, гуашь, батик, гобелен, шпон, чий, цветная кожа. 3
Практическое занятие № 23
6 23. Декоративно – плоскостное решение натюрморта
Самостоятельная работа обучающихся
4 Работать над поисковыми набросками, эскизами предметов и драпировок натюрморта работать над композиционными поисками Подготовить презентацию декоративного натюрморта
Раздел. 4 Методика

работы над

живописным

изображением

интерьера

81

Тема 4.1. Интерьер в

истории живописи

Содержание учебного материала
3 1 Интерьер как жанр в живописи. Типы интерьеров. Изображение интерьера разных времен, народов, стилей. Изображение интерьера в творчестве голландских и русских художников 2
Самостоятельная работа обучающихся
2 Подготовить сообщение с иллюстративным материалом (мультимедийной презентацией) по теме: живопись интерьера
Тема 4.2. Натюрморт

в глубоком

пространстве

интерьера

Содержание учебного материала
0 1 Характер натюрморта и интерьера. Концентрация внимания на возможности «перерастания» натюрморта в интерьерную учебную постановку и в масштабное интерьерное пространство 2
Практическое занятие № 24
12 24. Этюд натюрморта в глубоком пространстве интерьера
Самостоятельная работа обучающихся
9 Написать натюрморт в интерьере (пастель) 11

Тема 4. 3. Живопись

интерьера

Содержание учебного материала
3 1 Основные принципы исполнения интерьера. Построение композиции в интерьере. Линейная и воздушная перспектива в интерьере. Методы работы над живописным изображением интерьера. Определение цветотональных отношений планов интерьера (гуашь, акварель). Определение цветовых отношений между предметами и интерьером 3
Практические занятия № 25, 26
21 25.Этюд интерьера мастерской живописи 26. Тематический интерьер (интерьер музея, библиотеки и др.)
Самостоятельная работа обучающихся
10 Подготовить сообщение по теме: Методика изображения интерьера Выполнить этюды предметов интерьера
Тема 4.4.

Декоративный

интерьер

Содержание учебного материала
3 Основные принципы построения композиции в декоративном интерьере: способы художественного видения при организации композиции, доминанта – композиционный центр, равновесие, ритмическая организация мотивов, соотношение форм. Способы организации пространства: явление оверлеппинга и его роль в декоративном натюрморте, членение плоскости на части, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом, насыщение орнаментом. Стилизация в орнаменте. Декоративная стилизация в натюрморте: декоративная стилизация в натюрмортах художников, способы трансформации формы, поиск стилизации натюрмортов. Декоративный натюрморт в разных материалах: гуашь, батик, гобелен, шпон, чий, цветная кожа. 3
Практическое занятие № 27
12 27. Декоративный тематический интерьер
Самостоятельная работа обучающихся
6 Выполнить эскизы в графике и цвете стилизации интерьера с композиционными поисками
Раздел. 5. Методика

работы над

изображением

гипсовых фигур и

слепков в

натюрморте

96

Тема 5.1

Живописное

изображение

гипсовых фигур

Содержание учебного материала

4
1 Методика живописного изображения гипсовых фигур. Пастозная техника гуашевой живописи. 2
Практическое занятие № 28
8 28. Этюд натюрморта с гипсовой плакеткой
Самостоятельная работа обучающихся
3 Написать этюд натюрморта с белым предметом
Тема 5.2 Живопись

гипсовых слепков

фигуры человека

Содержание учебного материала
0 1 Повторение пропорций фигуры человека, анатомическое строение верхних и нижних конечностей 2
Практические занятия № 29, 30
8 29. Этюды слепков руки в разных ракурсах 30. Этюды слепков ноги в разных ракурсах
Самостоятельная работа обучающихся
6 12
1. Повторить основные пропорции и анатомическое строение фигуры человека 2. Написать этюды ног и рук в разных ракурсах с живой натуры
Тема 5.3 Живопись

гипсовых слепков

частей головы

человека

Содержание учебного материала
4 Анатомическое строение головы человека 2
Практические занятия № 31-33
16 31. Этюд черепа 32. Этюды слепков частей головы 33. Этюд натюрморта с гипсовыми слепками
Самостоятельная работа обучающихся
8 1. Повторить анатомию головы человека 2. Выполнить этюды частей головы в разных ракурсах (уши, глаза, губы, нос) с живой натуры
Тема 5.4 Живопись

гипсового барельефа

головы человека

Содержание учебного материала
0 1 Передача характера освещения, условий окружения, пространственного положения предметов и барельефа головы 2
Практическое занятие № 34
8 34. Этюд натюрморта с гипсовым барельефом головы человека
Самостоятельная работа обучающихся
7 Выполнить этюды гипсовых барельефов головы человека в разных ракурсах
Тема 5.5 Живопись

гипсовой головой

человека

Содержание учебного материала
0 1 Повторение анатомического построения головы человека 2
Практическое занятие № 35
16 35. Этюд натюрморта с гипсовой головой человека
Самостоятельная работа обучающихся
8 Выполнить этюд античной гипсовой головы человека
Раздел. 6. Живопись

головы человека

114

Тема 6.1 Методика

живописного

изображения головы

человека

Содержание учебного материала
4 1 Место жанра изображения человека в истории изобразительного искусства Методическая последовательность и технические приемы исполнения живописного этюда головы Изучение анатомических особенностей головы, лепки объемной формы цветом и связи головы с окружающей средой и освещением 1
Практические занятия № 36, 37
8 36. Копирование этюда головы человека с образца (гризайль) 37. Копирование этюда головы человека с образца в цвете
Самостоятельная работа обучающихся
6 Выполнить копии портретов людей разного пола и возраста с образца, отличающихся лаконичными характеристиками тонов (в цвете и в технике «гризайль»)
Тема 6.2 Живопись

головы человека с

Содержание учебного материала
4 1 Изучение и анализ живой формы: пропорций, анатомического строения, пластики, движения, освещения. изучения натуры 2 13

натуры в технике

гризайль

Практическое занятие № 38
12 38. Этюд головы человека с натуры в технике гризайль
Самостоятельная работа обучающихся
6 Выполнить этюд головы человека в технике гризайль
Тема 6.3

Живописное

исполнение

краткосрочных

этюдов головы

Содержание учебного материала
4 1 Методика работы над краткосрочным изображением этюда головы человека Цветовое взаимоотношение формы головы человека и окружающей среды Объемно-пластическое и тонально-цветовое настроение формы головы Передача средствами живописи характера модели 2
Практические занятия № 39-41
12 39. Этюды головы при естественном освещении 40. Этюды головы при искусственном освещении 41. Этюды головы при контражурном освещении
Самостоятельная работа обучающихся
10 Написать краткосрочные этюды головы человека при различных освещениях
Тема 6.4 Живопись

головы натурщика

Содержание учебного материала
0 1 Построение общей формы головы и ее положения в пространстве
.
Прокладка локального цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений. Прорисовка деталей лица, выявление объема. Обобщение и завершение работы, достижение портретного сходства, образная характеристика натуры. Нахождение методом сравнения цветового звучания светлых мест, теней, полутонов и отношения головы к фону 3
Практическое занятие № 42
16 42. Этюд головы натурщика
Самостоятельная работа обучающихся
10 Написать краткосрочные этюды головы людей разного пола и возраста
Тема 6.5

Декоративный

портрет

Содержание учебного материала
4 1 Просмотр мультимедийной презентации «Декоративный портрет». Выявление характерных черт эмоционально- эстетического образа натурщика через творческую интерпретацию портрета. Поиск стиля. Разработка эскизов компоновки фигуры в заданном формате. Поиск колорита головы и фона. Разработка декора на одежде, складках, окружающей среды 3
Практическое занятие № 43
12 43. Декоративное решение портрета человека в определенном стиле (эпохи, художника, этническом, национальном)
Самостоятельная работа обучающихся
6 Вести работу над стилизацией головы человека, композиционными поисками
Раздел 7. Живопись

фигуры человека

94

Тема 7.1 Методика

преподавания

живописи

Содержание учебного материала

4
1 Методы и способы обучение живописи. Ознакомление с учебно-методическими материалами. Разработка плана урока живописи по заданной теме . 2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить наглядное пособие к уроку по заданной теме
2

Содержание учебного материала
4 14

Тема 7.2 Методика

живописного

изображения

фигуры человека
1 Методическая последовательность и технические приемы исполнения живописного этюда человека. Изучение анатомических особенностей фигуры человека, лепки объемной формы цветом и связи фигуры с окружающей средой и освещением 2
Практическое занятие № 44
4 44. Копирование этюда обнаженной фигуры человека с образца (в цвете)
Самостоятельная работа обучающихся
4 Выполнить копию этюда одетой фигуры человека с образца (в цвете)
Тема 7. 3

Живописные

наброски фигуры

человека

Содержание учебного материала
4 1 Анализ конструкции, движения, пропорций фигуры человека 2
Практические занятия № 45, 46
12 45. Наброски фигуры человека со статичной натуры 46. Наброски фигуры человека с движущейся натуры
Самостоятельная работа обучающихся
6 Выполнить наброски фигуры человека с натуры
Тема 7.4 Живопись

полуфигуры

человека

Содержание учебного материала
0 1 Изучение и анализ живой формы: пропорций, анатомического строения, пластики, движения, освещения. Цветовое взаимоотношение формы фигуры человека и окружающей среды. Объемно-пластическое и тонально-цветовое настроение формы фигуры человека. Передача средствами живописи характера модели изучения натуры 2
Практическое занятие № 48
16 48. Этюд полуфигуры человека
Самостоятельная работа
6 Выполнить этюд полуфигуры человека
Тема 7.5 Живопись

фигуры человека

Содержание учебного материала
4 1 Методика работы над живописным изображением фигуры человека. Конструктивное построение формы головы и фигуры с учетом перспективных сокращений, пропорций и характера движения всей фигуры. Определение цветотональных отношений между освещенными и затененными частями фигуры; фигуры и фона. Образная характеристика натуры 2
Практическое занятие № 49
16 49. Этюд одетой фигуры человека
Самостоятельная работа
12 Выполнить краткосрочные этюды фигуры человека в разных ракурсах
Раздел 8.

Живописное

изображение

фигуры человека в

интерьере

52

Тема 8.1 Живопись

фигуры человека в

интерьере

Содержание учебного материала
2 1 Творческий метод работы выдающихся живописцев над изображением фигуры человека в пространственно-воздушной среде интерьера. Конструктивное построение фигуры. Анатомическое строение фигуры. Определение тональных отношений между освещенными и затененными частями фигуры и фона. Прорисовка деталей фигуры 2
Практическое занятие № 50
18 15
50. Этюд фигуры человека в интерьере
Самостоятельная работа
9 Выполнить этюды фигуры человека в среде
Тема 8.2

Декоративное

решение фигуры

человека

в окружающей среде

Содержание учебного материала
0
1
Декоративное решение фигуры человека в окружающей среде. Творческая интерпретация натуры. Пространство и силуэт в декоративной живописи. Поиск формата. Разработка эскизов компоновки фигуры в заданном формате. Трансформация форм. Цветональное решение фигуры человека. Разработка декора на одежде, складках, окружающей среды 3
Практическое занятие № 51
15 51. Декоративный портрет человека в интерьере
Самостоятельная работа обучающихся
8 Выполнить эскизы в графике и цвете фигуры человека в интерьере с композиционными поисками. Запечатлеть основные характерные черты натурщика
Всего:

401
16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: - мастерской; - библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет Оборудование учебного кабинета:  мольберты по количеству обучающихся;  посадочные места по количеству обучающихся;  табуретки для воды и палитры по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  натюрмортный фонд;  натюрмортные столики;  софиты;  комплект учебно-наглядных пособий. (Гуднина, C.И. «Введение в цветоведение» [Альбом учебный из 16 листов] С.И. Гуднина Спектр. Комплексный проект средств обучения ЗАО «Интерсигнал СП», 1997);  материалы: акварель, гуашь, акварельные карандаши, пастель, масло; ватман, акварельная бумага, пастельная бумага, картон, холст;  инструменты: беличьи кисти №3-20, синтетические круглые, плоские и косые кисти № 3-30.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы *
1. Акварель. Основные техники и приемы [Текст]. — М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2005. 2. Баммес, Г. Пластическая анатомия [Текст] / Г. Баммес. – М., 1997. 3. Беда, Г.В. Живопись: учеб. для студентов пединститутов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд» [Текст] / Г.В. Беда.- М.: Просвещение, 1986. 4. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов [Текст] / Г.В. Беда.- М.: Просвещение, 1986. 5. Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта [Текст]: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2008. 6. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа [Текст]: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2005. 7. Бесчастнов, Н.П. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. 8. Блейк, В. Как начать рисовать [Текст] / В. Блейк. – Минск: Попурри, 2005. 9. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения [Текст]/ В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. 10. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст]/ В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2007. 11. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы портрета [Текст]/ В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2006. 12. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве [Текст]/ В.В. Визер. – СПб.: Питер, 2007. 13. Воловик, А.Ф. Все о рисовании [Текст] /А.Ф. Воловик. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 14. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись. Полный курс [Текст] / Пер. Зайцевой. - М.: Эксмо, 2012. 17
15. Гелб, М.Дж. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи [Текст] / М. Дж. Гелб. - Минск: ООО «Попурри», 2000. 16. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования головы человека [Текст] / Л. Гордон. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. 17. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении [Текст] / Л. Гордон. – М.: ЭКСМО, 2001. 18. Дали, С. 50 магических секретов мастерства [Текст] / С.Дали. – М., 2002. 19. Джонсон, К. Наброски и рисунок [Текст] / К.Джонсон. - Минск: «Попурри», 2001. 20. Додсон, Б. Ключи к искусству рисунка [Текст] / Б. Додсон. - Минск: ООО «Попурри», 2000. 21. Зорин, Л.Н. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам [Текст] / Л.Н. Зорин. – М.: АСТ, Астрель, 2004. 22. Кале, П. Карандаш [Текст] / П. Кале. – Минск: Попурри, 2003. 23. Кимон, Н. Естественный путь к рисованию [Текст] / Н. Кимон. – М., 2003. 24. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю.М. Кирцер. - 6-е изд., стер. — М.: высш. шк., 2005. 25. Клебер, Г. Полный курс рисунка обнаженной натуры [Текст]: Для начинающих и студентов художественных вузов / Г. Клебер. - М.: Внешсигма, 2000. 26. Колышлев, Ю. Б. Рисунок архитектурных форм и пространства [Текст] / Ю. Б. Колышлев. – Волгоград, 1997. 27. Костерин, Н.Н. Учебное рисование [Текст] / Н.Н. Костерин. – М.: Просвещение, 1980. 28. Кудряшов, К. В. Архитектурная графика [Текст] / К. В. Кудряшов. – М.: Стройиздат, 1990. 29. Кузнецов, А.Ю. Атлас анатомии человека для художников [Текст] / А.Ю. Кузнецов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. 30. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка [Текст] / Н.Г. Ли. – М.: Эксмо, 2004. 31. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись [Текст]: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова. - М.: Астрель; М.: АСТ, 2002. 32. Луковенко, Б.А. Рисунок пером [Текст] / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное искусство, 2000. 33. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет [Текст]: учебное пособие / Б.В. Лушников. – М.: Владос, 2004. 34. Лушников, Б.В., Перцов, В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства [Текст] / Б.В. Лушников, В.В. Перцов. – М.: ВЛАДОС, 2006. 35. Макарова, М.Н. Перспектива [Текст] / М.Н. Макарова. – М.: Просвещение, 1989. 36. Мартин, Б. Рисуем с удовольствием [Текст] / Б. Мартин. – Минск, Попурри, 2003. 37. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве [Текст]: пособие для учителей. — 2- е изд./Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2003. 38. Молцмен, С. Рисуем пейзаж [Текст] / С. Молцмен. – Минск: Попурри, 2001. 39. Найс, К. Рисунок тушью [Текст] / К. Найс. – Минск: Попурри, 2003. 40. Натюрморт. Особенности жанра и композиции [Текст]. - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2005. 41. Николаидис, К. Естественный путь к рисованию [Текст] / К. Николаидис. – Минск, 2003. 42. Паранюшкин, Р.В. Техника рисунка [Текст] / Р.В. Паранюшкин.– Ростов на дону: Феникс, 2002. 43. Паррамон, Хосе М., Фрескет, Гильермо. Как писать акварелью [Текст] / Хосе М. Паррамон, Гильермо Фрескет. — СПб.: Аврора, 1995. 44. Пастель. Подробный практический курс [Текст]. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 96 с.: ил. 18
45. Планирование, проведение и анализ урока: учебно-методический комплекс по дисциплине: методическое пособие/ сост. И.Я. Винтер; под ре. О.В. Евусяк. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2015.- 80 с. 46. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок [Текст] / Н.Н. Ростовцев.– М., 1995. 47. Ростовцев, Н.Н. Рисование головы человека [Текст] / Н.Н. Ростовцев.– М., 1989. 48. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пединститутов по худож.-граф. специальности фак. пединститутов. — 2-е изд. доп. и перераб./ Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1980. 49. Сервер, Ф.А. Пастель для начинающих [Текст] / Ф.А.Сервер. – М.: АСТ, Астрель, 2004. 50. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство [Текст] / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. 51. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи / Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996. - М.: Просвещений, 2001. 52. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип / Н.М. Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 53. Соловьева, Б. А. Искусство рисунка [Текст] / Б.А. Соловьева. - Л., 1989. 54. Уиллис, Ф. Рисуем лица [Текст]/ Фриц Уиллис; пер. с англ. И Бочкова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 32 с.: ил.- (Уроки рисунка и живописи). 55. Фигура человека. Основы техники изображения [Текст]. - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2005. 56. Хейл, Р.Б. Изображение человеческой фигуры [Текст] / Р.Б Хейл. - Минск, 2003. 57. Хогарт, Б. Рисуем голову человека [Текст] / Б. Хогарт. - Минск, 2002. 58. Хогарт, Б. Рисунок человека в движении [Текст] / Б. Хогарт. - Ростов-на-Дону. 2001. 59. Художественный совет: Ежемесячный журнал/ ОАО "Гамма".- М., 2010, 2011, 2012, 2013, 2014. 60. Шашков, Ю.П.Живопись и ее средства [Текст]: Учебное пособие для вузов/Ю.П. Шашков.- М: Академический Проект: Трикста, 2006. 61. Шепард, Д. Обнажённая натура [Текст] / Д. Шепард. - Минск , 2000. 62. Юный художник: Ежемесячный журнал / Рос. акад. художеств.- М., 2010, 2011,2012, 2013, 2014. 63. Яшухин, А.П. Живопись: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства»/ А.П. Яшухин. - М.: Просвещение, 1985.
Электронные ресурсы:
1. Арт Искусство [Электронный ресурс] // Энциклопедия - Режим доступа: yaget -14.04.2015 2. Арт планета Small Bay. Галерея живописи. [Электронный ресурс] // Виртуальный художественно-исторический музей - Режим доступа: smallbaygrafica.html -20.05.2015 3. Арт. галерея [Электронный ресурс] // Каталог - Режим доступа: artnow- 24.06. 2014 4. Википедия: живопись [Электронный ресурс] // Словарь - Режим доступа: s://ru. wikipedia. org/ wiki/Живопись - 23.05.2015 5. Галерея живописи. Шедевры мирового искусства // Энциклопедия искусства [Электронный ресурс]. URL: artprojektgallery/index.html - 15.05.2015 6. Живопись. Пейзажи [Электронный ресурс] // Каталог - Режим доступа: knowledge.allbestculture/3c0a65635a3ac68a4c43b89421316d27_0.html - 12.03. 2015 19
7. Наброски и зарисовки [Электронный ресурс] // Энциклопедия искусства: artprojekt. ru/ school/ sketches/ index. html - 17.05.2015. 8. Основы живописи [Электронный ресурс] // Энциклопедия искусства: artprojekt. ru/ school/ painting/ index. html - 14.06.2015. 9. Пейзажная живопись. Рисованные пейзажи [Электронный ресурс] // Каталог - Режим доступа: art- portrets. ru/5.html - 23.04.2015. 10. Уроки изобразительного искусства [Электронный ресурс] // Видеоальбом - Режим доступа: my.mailmail/t_designer/video/935- - 24.06.2015. 11. Художникам. ру [Электронный ресурс] //Коллекция книг о живописи и искусстве. Для учащихся в художественных учебных заведениях : hudozhnikamindex.html - 10.06.2015.  Деление на основную и дополнительную литературу не целесообразно в связи с отсутствием учебной литературы для СПО 20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ,

САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗАДАНИЙ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

уметь:

У 1.
использовать основные изобразительные материалы и техники
Текущий контроль:
 наблюдение в ходе выполнения практических работ с использованием различных изобразительных материалов и техник;  анализ результатов практических работ;  самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы обучающихся;
Промежуточная аттестация
: дифференцированный зачет, экзамен
У 2.
применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности
Текущий контроль:
 устный контроль - фронтальный на теоретических занятиях, тематический по завершению темы;  тематический устный опрос на практических занятиях, наблюдение за ходом работы при выполнении практических заданий;  наблюдения и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач;
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет, экзамен
У 3.
осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами живописи
Текущий контроль:
 устный контроль - фронтальный на теоретических занятиях, тематический по завершению темы;  тематический устный опрос на практических занятиях, наблюдение за ходом работы при выполнении практических заданий
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет, экзамен
знать:

З 1.
основы изобразительной грамоты, методы и способы графического, живописного и пластического изображения геометрических тел, природных объектов, пейзажа, человека
Текущий контроль:
 устный контроль - фронтальный на теоретических занятиях, тематический по завершению темы;  наблюдения и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач;  тематический устный опрос на теоретических занятиях, программируемый контроль при решении квазипрофессиональных задач;
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет, экзамен
Дополнительные результаты в соответствии с требованиями работодателя

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

У 4.
применять учебно- методические материалы по обучению живописи
Текущий контроль:
наблюдения и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач; тематический самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы
Промежуточная аттестация
: дифференцированный зачет
Знания:

З 2.
содержание, методы и способы обучения художественно-творческим приемам применяемым в
Текущий контроль:
тематический самоконтроль при выполнении и анализе самостоятельной работы
Промежуточная аттестация:
дифференцированный зачет 21
живописи
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2015-2016 учебный год по дисциплине
ОП.02. Живопись
__ В рабочую программу внесены следующие изменения: Изменено наименование образовательного учреждения с КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» на КГБПОУ «Минусинский колледж культуры и искусства» Основание: Приказ Министерства культуры красноярского края от 17 июня 2015 года № 267, с изменениями, внесенными приказом министерства культуры Красноярского края от 30 июля 2015 года № 352. Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании ПЦК ДПИ и НП «__» ____________ 20__г. Протокол № __. Председатель ПЦК ДПИ и НП ___________________________________/ Ю.Б. Антуфьева 22

Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Минусинский колледж культуры и искусства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. Живопись
Минусинск, 2015 23
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» Протокол № _________ «____» __________ 20____г. Председатель ПЦК ________________ Ю.Б. Антуфьева Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
54.02.02 Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы
(по видам) углубленной подготовки Зам. директора по учебной работе ________________ Ю.Е.Булатова Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
54.02.02

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
углубленной подготовки (ФГОС СПО утв. 27 октября 2014 г. № 1389), входящей в укрупненную группу 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств в области образования Искусство и культура
Организация-разработчик:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Минусинский колледж культуры и искусства»
Разработчик:
Чапурина Н.И., преподаватель специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы первой квалификационной категории
Рецензенты:

Киштеева О.В.
доцент кафедры ДПИ Института Искусств ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, кандидат культурологии
Сафронова Н.И.
преподаватель специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы высшей квалификационной категории 24