"Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа"
Автор: Смирнова Екатерина Вячеславовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №64
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа"
Тема: «Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой
казаков, как ветви русского народа»
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления
о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.
Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
Задачи:
1.
Познакомить детей историей жилища людей на Дону.
2.
Познакомить с внутренним убранством куреня, одеждой, предметами быта
казаков.
План занятия:
1.
Рассказ о жилищах людей Дона и рассматривание иллюстраций.
2.
Рассказ об устройстве и внутреннем убранстве куреня и рассматривание
иллюстраций «Устройство казачьего куреня».
3.
Рассказ о предметах домашней утвари, одежды казака, казачки,
демонстрация и рассматривание предметов утвари.
4.
Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
5.
Отгадывание загадок
6.
Итог занятия: сюрпризный момент – угощение детей настоящим казачьим
узваром.
Словарная работа:
Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, нагайка,
кубанка, черкеска, шаровары, парочка, предки, потомки.
Наглядность:
Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации
костюмов казака и казачки; сундук с предметами казачьего быта (кувшин,
скалка, нагайка, кубанка, черкеска); поднос с муляжами (виноград,
подсолнух, колос пшеницы).
Ход занятия:
Воспитатель:
Очень часто с событиями
И с суетою дней,
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину
На прошлой нашей встрече, мы с вами, ребята беседовали о традициях и обычаях
русского народа. А сегодня я хочу вам рассказать кто такие казаки.
1.
Рассказ и рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона.
Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди.
Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из
костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они
стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша.
Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта
степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы.
В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей
земле Донской и стали звать себя казаками донскими.
Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ Русской земли
от врагов. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур,
гусей, ловили рыбу, охотились.
Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы
площадь, церковь, школа.
2.
Рассказ и рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».
Курени – так назывались жилища казаков, строили из местных материалов:
хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть рисунок).
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем,
красном углу находились иконы.
Чтобы курени были еще красивей, казаки возле них сажали сады, яркие цветы.
Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли
границы от врагов.
А теперь посмотрим внутреннее убранство куреня. (Дети рассматривают
иллюстрации с внутренним убранством куреня).
Вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, сундук.
Физминутка:
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо ,и ещё
Через левое плечо
Буквой « Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
3.
Рассказ и показ предметов домашней утвари, одежды казака, казачки.
Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей).
- Что нам думать и гадать, у меня есть похожий сундук, давайте мы его
откроем.
- Ой, чего здесь только нет! (воспитатель достает кувшин).
- Дети, что это? ( кувшин )
- определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать)
- Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то
можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин.
Глину брали у реки.
Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму
кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил
очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду .
Летом в жару в кувшины наливали
квас, молоко,
узвар , так называли казаки компот из фруктов, и опускали в
прохладный погреб.
- А это посуда.
Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами.
Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда
под рукой у хозяйки –
плошки разных размеров, чугунки , сковороды, глиняные
макитры (показываю рисунок макитры). Макитры использовали для хранения
крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно
относились к домашней
утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли
глиняную посуду и расставляли ее на полках.
4.
Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом».
(Воспитатель достает из сундука рубашку)
На хуторе нашем вишневом,
У чистой Криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те стеновые цветочки,
Как щедрого молва,
Шитьем украшают сорочки,
Подолы, рубах рукава
.
Даю ребенку в руки рубашку – «Какая красивая рубашка!».
- Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из
тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы
и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).
Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-
шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из
шелка и бархата, называлась она черкеска.
Головной убор у казака был вот такой – кубанка или папаха (показываем детям).
А вот это нагайка-она служила у казаков для погона коней, а так же последнее
оружие в бою, если другие уже потеряны.
- Что же еще в сундуке? (достаю скалку ).
Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не
только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился
утюг.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей.
- Донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились
возделывать землю, и земля дарила богатые урожаи зерна, овощей и фруктов.
5. Отгадывание загадок
Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская
земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос
пшеницы, подсолнух).
1.
Гроздья белые висят –
Это спелый (виноград)
2.
Вырос в поле дом,
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столе золотом. (колос пшеницы)
3.
Желтый Антошка
Вертится на ножке,
Где солнце стоит,
Туда он и глядит (подсолнух).
3.
Итог занятия
Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. Вам понравилось,
ребята? Что больше всего вам запомнилось? Вот и славно.
И мы хотим вас угостить настоящим казачьим узваром с баранками.