"Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа"

Автор: Смирнова Екатерина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №64
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой

казаков, как ветви русского народа»

Цель:
знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас.
Задачи:
1. Познакомить детей историей жилища людей на Дону. 2. Познакомить с внутренним убранством куреня, одеждой, предметами быта казаков.
План занятия:
1. Рассказ о жилищах людей Дона и рассматривание иллюстраций. 2. Рассказ об устройстве и внутреннем убранстве куреня и рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня». 3. Рассказ о предметах домашней утвари, одежды казака, казачки, демонстрация и рассматривание предметов утвари. 4. Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом». 5. Отгадывание загадок 6. Итог занятия: сюрпризный момент – угощение детей настоящим казачьим узваром.
Словарная работа:
Курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, нагайка, кубанка, черкеска, шаровары, парочка, предки, потомки.
Наглядность:
Иллюстрации внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации костюмов казака и казачки; сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, нагайка, кубанка, черкеска); поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).
Ход занятия:


Воспитатель:
Очень часто с событиями И с суетою дней, Старины своей не помним мы, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним старые обычаи, Вспомним нашу старину На прошлой нашей встрече, мы с вами, ребята беседовали о традициях и обычаях русского народа. А сегодня я хочу вам рассказать кто такие казаки. 1. Рассказ и рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона. Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей земле Донской и стали звать себя казаками донскими. Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ Русской земли от врагов. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур, гусей, ловили рыбу, охотились. Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. 2. Рассказ и рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».
Курени –
так назывались жилища казаков, строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть рисунок). В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы. Чтобы курени были еще красивей, казаки возле них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов. А теперь посмотрим внутреннее убранство куреня. (Дети рассматривают иллюстрации с внутренним убранством куреня).
Вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, сундук.
Физминутка:
Дружно встали! Раз! Два! Три! Мы теперь казаки! Мы ладони к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо ,и ещё Через левое плечо Буквой « Л» расставим ноги. Точно в танце руки в боки, Наклонились влево, вправо. Получается на славу. 3. Рассказ и показ предметов домашней утвари, одежды казака, казачки. Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей).
-
Что нам думать и гадать, у меня есть похожий сундук, давайте мы его откроем. - Ой, чего здесь только нет! (воспитатель достает кувшин).
-
Дети, что это? (
кувшин
) - определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать) - Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду . Летом в жару в кувшины наливали
квас, молоко,
узвар
, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб. - А это посуда. Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки –
плошки
разных размеров,
чугунки
, сковороды, глиняные
макитры
(показываю рисунок макитры). Макитры использовали для хранения крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно относились к домашней
утвари,
после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках. 4. Чтение стихотворения «На хуторе нашем вишневом». (Воспитатель достает из сундука рубашку) На хуторе нашем вишневом, У чистой Криничной воды Девчата справляют обновы, К заре поднимают цветы. И те стеновые цветочки, Как щедрого молва, Шитьем украшают сорочки, Подолы, рубах рукава . Даю ребенку в руки рубашку – «Какая красивая рубашка!». - Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака). Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны- шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата, называлась она
черкеска.
Головной убор у казака был вот такой
– кубанка или папаха
(показываем детям). А вот это нагайка-она служила у казаков для погона коней, а так же последнее оружие в бою, если другие уже потеряны.
-
Что же еще в сундуке? (достаю
скалку
). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.
Воспитатель:
Вот какая история у этих вещей.
- Донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились возделывать землю, и земля дарила богатые урожаи зерна, овощей и фруктов. 5. Отгадывание загадок Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос пшеницы, подсолнух). 1. Гроздья белые висят – Это спелый (виноград) 2. Вырос в поле дом, Полон зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столе золотом. (колос пшеницы) 3. Желтый Антошка Вертится на ножке, Где солнце стоит, Туда он и глядит (подсолнух). 3. Итог занятия Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. Вам понравилось, ребята? Что больше всего вам запомнилось? Вот и славно. И мы хотим вас угостить настоящим казачьим узваром с баранками.