"Всестороннее развитие детей и подростков туристско - краеведческой деятельности"

Автор: Карпеко Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДТ "Прикубанский"
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Всестороннее развитие детей и подростков туристско - краеведческой деятельности"
Дата публикации: 17.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Дополнительная

общеобразовательная программа

объединения
« Эдельвейс » Составитель: Карпеко Людмила Николаевна - педагог дополнительного образования Вид – авторская Срок реализации –3 год Возраст обучающихся – 10- 17 лет Краснодар, 2014 г.
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день проведённый ребёнком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведённых на учебной скамье» К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Программа «Эдельвейс» - туристско-краеведческой направленности. Детско-юношеский туризм - «трёхгранный объект воздействия»: ум, душа и тело растущего человека. Территория Краснодарского края один из примечательных, уникальных регионов России. Здесь за один день можно побывать в различных климатических условиях: внизу – лето, солнце и море, вверху – зима, горы и снежные вершины, Растительный мир края представлен примерно 3 000 видами растений. Край богатый историческим прошлым и новыми традициями современности. Такое разнообразие творений природы и человека не может оставить равнодушным тех, кто родился и вырос в этом удивительном крае. Чем богаче мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность. Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальтно-бетонной ниве. Медики отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов. В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины, края пробуждает желание внести и свою лепту в её развития и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.
Участвуя в походах, экскурсиях, экспедициях учащиеся знакомятся с бытом, обычаями, историей, культурными особенностями разных народов нашего многонационального края, что является действенным средством сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов, с учётом нашего регионального компонента. В туристско-краеведческой деятельности, через участие в походах, экспедициях, соревнованиях устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения. Формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воздействием самого ребёнка, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности. Поскольку для воспитания ума и характера важен собственный опыт. Мир открывается ребёнку во всём многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих собственных знаний, своего жизненного опыта принимать решения и нести за них ответственность. Известный русский деятель народного образования В. П. Вахтеров ещё в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».
Новизна
программы заключается в качественном увеличении программного времени, отводимого в 1-м году обучения разделов «Организация туристского похода» и «Основы общественно-полезной деятельности туристов». На 2-м году обучения введением нового раздела «Топография и спортивное ориентирование» и увеличением количества часов отводимых на раздел «Туристские соревнования», а на 3-м году дополнительных разделов «Спас работы» и «Судейская подготовка».
Актуальность
В исследованиях Нагорного А. Г. и Майорова А. М., содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объёма грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличение статовой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная ёмкость легких увеличилась у юношей на 100 мм, у девушек – на 120 мм. Данная программа социально востребована среди детей и подростков, родителей, что обусловлено:  разнообразием форм и методов туристско-краеведческой деятельности;  прикладным характером ЗУН;  допрофессиональной подготовкой;
 доступностью (в том числе финансовой) для социально- незащищённых категорий и групп детей и подростков. Реализация программы способствует вовлечению детей и подростков в конструктивную социально - досуговую деятельность и решает проблему занятости детей и подростков во внеурочное время. Программа призвана содействовать формированию у детей и подростков установок на здоровый образ жизни, пропагандировать отказ от употребления ПАВ, способствовать улучшению взаимоотношений между родителями и детьми.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в личностно-ориентированном подходе к образованию, развитию, воспитанию подрастающего поколения, основанном на принципах:  гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребёнку как к самоценности;  духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению норм морали;  демократизма, означающего воспитание детей и подростков, способных эффективно работать и жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве;  патриотизма, предполагающего формирование национального самосознания как одного из основных условий, обеспечивающих связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры;  конкурентоспособности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности;  толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;  индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей;  вариативности, включающей многообразие форм туристско- краеведческой деятельности. Основоположник научной системы физического образования в России П. Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж. Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.
Целью программы является
:
 создание условий для гражданского становления личности обучающихся их нравственного и физического развития средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи
 обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание обучающихся;  удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;  создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;  ознакомить с туристско-краеведческой деятельностью в России и на Кубани;  ознакомить с особенностями различных видов туризма и спецификой их деятельности;  ознакомить с историей Кубани, бытом и традициями казачества;  ознакомить и привить навыки естественнонаучной деятельности;  ознакомить и привить навыки самодеятельного туризма по организации путешествия, приёмам ориентирования в путешествии, безопасности в путешествиях и оказании первой помощи и т.д.;  привить обучающимся туристские традиции, основанные на взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества;  развить у обучающихся навыки к краеведческой и поисково- исследовательской деятельности;  способствовать саморазвитию, самоопределению личности ребёнка, укреплению в нем самоуважения, чувства собственного достоинства;  способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;  сформировать социальный опыт межличностных отношений.  сформировать благоприятный социально-психологический климат в детских коллективах;  мотивировать к культуре здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья детей и подростков;  сформировать туристические традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества.
Отличительная особенность программы:
Использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (комплекс физкультурно-спортивных упражнений и туристских игр), технологий разноуровневой психофизической подготовки с учётом возрастных особенностей детей и подростков.
Интеграция различных видов деятельности и различных направленностей: туристско-краеведческой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной.
Возраст воспитанников:
 младшая группа от
10
до
12 лет;
 средняя группа от
13
до
15 лет;
 старшая группа от
16
до
17 лет.

Срок реализации
дополнительной общеобразовательной программы
3

года,
но
ежегодно обновляется
с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Формы проведения занятий
 групповые;  подгрупповые;  малые группы;  индивидуальные
Режим занятий:
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (9 часов). Продолжительность занятия – 40 минут, в соответствии с требованиями СанПиНа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
получены знания:  о туристско-краеведческой деятельности в России и на Кубани;  об особенностях различных видов туризма (горный, водный, пешеходный, авто и другие) и специфики их деятельности;  об истории Кубани, быта и традициях казачества;  о туристских традициях, основанных на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества;  естественнонаучной деятельности. приобретены навыки:  туристско-краеведческой деятельности (разведение костра, установка палатки, наведение переправ и т.д.);  самодеятельного туризма по организации путешествия, приёмам ориентирования в путешествии, безопасности в путешествиях и оказании первой помощи и т.д.;  социализации и адаптации к жизни в обществе. сформировано:  представление о самоуважении, чувстве собственного достоинства;  мотивация к саморазвитию, самоопределению, здоровому образу жизни;  социальный опыт межличностных отношений;
 благоприятный социально-психологический климат в детских коллективах.
Способы проверки:
1. Срезы по образовательной программе (диагностическая карта). 2. Контрольные испытания (практическая деятельность, таблица результатов). 3. Туристские слёты, соревнования, первенства (протоколы, грамоты, дипломы). 4. Итоговые и промежуточные занятия (контрольные испытания в виде лично-командных соревнований).
Формы проведения и подведения промежуточной аттестации:

Темы

Форма проведения
1. История развития туристского движения в стране и на Кубани. Беседы, экскурсии. 1. Виды и формы туризма. Беседы. 2. Туристские возможности Краснодарского края. Беседы, игры, экскурсии. 3. Туристские маршруты по родному краю. Беседы, экскурсии, поход. 5. Туристская группа. Беседа, анкетирование, тренинг, поход. 6. Правила безопасности в туристском походе. Беседа, игра, соревнования. 7. Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка. Беседа, лично-командное соревнование по ОФП, поход. 8. Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста. Беседа, игра, конкурс, тестирование, поход. 9. Личное снаряжение участника пешего похода. Беседа, игра, соревнование, поход. 10. Личное снаряжение участника похода в зимних условиях. Беседа, игра. 11. Групповое снаряжение. Беседа, соревнование, поход. 12. Организация питания в походе. Беседа, игра, поход. 13. Укладка рюкзака. Беседа, игра, поход. 14. Туристский бивак. Беседа, игра, соревнования, поход. 15. Техника преодоления естественных препятствий. Беседа, лично-командное первенство, соревнования, поход.
16. Техническое описание маршрута похода. Беседа, экскурсия, поход. 17. Подведение итогов похода. Тестирование, беседа. 18. Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт. Беседа, игра, экскурсия. 19. Компас, работа с ним. Беседа, игра, экскурсия. 20. Ориентирование карты. Азимут. Беседа, игра, экскурсия. 21. Маршрутная съёмка. Беседа, игра, экскурсия. 22. Краеведческая деятельность. Беседа, экскурсия, конференция. 23. Охрана памятников истории и культуры. Беседа, экскурсия, трудовой десант. 24. Экологическая подготовка туриста. Беседа, экологический десант, дискуссии. 25. Метеорологические наблюдения в походе. Беседы, походы. 26. Туристские соревнования Беседы, лично-командное первенство, соревнования. 27. Соревнования по спортивному ориентированию. Беседы, лично-командное первенство, соревнования.
УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Уровни

Показатели
Низкий Функциональная грамотность – понимание содержания учебного материала, сформированность основных умений и навыков по теории и практике туристско-краеведческой деятельности. Средний Достижение образовательных целей, выполнение задач по конкретной теме, включенность в туристско-краеведческую деятельность. Высокий Активная реализация личностного потенциала воспитанником, туристско-спортивные результаты, социальная активность, способность к передаче опыта младшим.

Учебно-тематический план (324 часа)

I года обучения
№ Тема Всего Количество часов Теория Практика
Раздел 1.

Азбука массового туризма

12

8

4
1. История развития туристского движения в стране и на Кубани. 2 2 - 2. Виды и формы туризма. 2 2 - 3. Туристские возможности Краснодарского края. 3 3 - 4. Туристские маршруты по родному краю. 5 1 4
Раздел 2.

Организация туристского похода

48

20

28
5. Туристская группа. 3 2 1 6. Правила безопасности в туристском походе. 4 2 2 7. Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая подготовка. 11 3 8 8. Характерные заболевания в походе и их профилактика. Гигиена туриста. 3 2 1 9. Личное снаряжение участника пешего похода 3 1 2 10. Личное снаряжение участника похода в зимних условиях. 1 1 - 11. Групповое снаряжение. 4 2 2 12. Организация питания в походе. 3 1 2 13. Укладка рюкзака. 2 1 1 14. Туристский бивак. 3 1 2 15. Техника преодоления естественных препятствий. 8 2 6 16. Техническое описание маршрута похода. 2 1 1 17. Подведение итогов похода. 1 1 -
Раздел 3.

Основы топографии и

ориентирования на местности.

12

5

7
18. Карта, её масштаб. Условные знаки топографических карт. 3 2 1 19. Компас, работа с ним. 4 2 2 20. Ориентирование карты. Азимут. 3 1 2 21. Маршрутная съёмка. 2 - 2
Раздел 4.


Основы общественно-полезной

деятельности туристов.

50

18

32
22. Краеведческая деятельность. 20 8 12 23. Охрана памятников истории и культуры. 12 3 9 24. Экологическая подготовка туриста. 14 5 9 25 Метеорологические наблюдения в походе. 4 2 2
Раздел 5.

Туристские соревнования.

80

22

58
26. Туристские соревнования. 65 15 50 27. Соревнования по спортивному ориентированию. 15 7 8
На занятия, проводимые, в помещении

отводится:

202

73

129

На организацию и проведение ПВД, слётов и

соревнований отводится;

122

-

122

Итого:

324

73

251

Содержание программы

Раздел 1.

Азбука массового туризма (12 ч).
Тема 1.
История развития туристского движения в стране и на Кубани.
Понятие туризма и туристско-краеведческой деятельности. Потребности людей путешествиях. Туризм как один из источников и результатов прогресса цивилизации. История развития туристских обществ и объединений в России в конце XIX – начале XX вв. Зарождение отечественного туризма и экскурсионного движения на Кубани. Учреждение значка «Турист СССР» (1939) и инструкторских званий по туризму (1940). Включение туризма в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Современная организационная структура туризма (туристские союзы и общества, туристские базы, клубы туристов, станции и центры детско- юношеского туризма).
Обучающиеся должны знать:
 основные этапы развития туристско-экскурсионного движения в России и на Кубани;  современную организационную структуру туристского движения. Тема 2.
Виды и формы туризма.

Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Походы массовые (1,2,3,4дня) и многодневные. Туристские слёты, соревнования, лагеря, экскурсии, конференции, выставки. Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный горный, велосипедный, автотуризм, спелеотуризм. Их специфика, состояние и перспективы развития. Комбинированные походы. Походы 1,2,3-й категории сложности. Категорийные походы 1-5-й категории сложности. Походы 6-й категории сложности. Нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Разрядные требования по туризму. Туристские звания (инструкторские, «Заслуженный путешественник России»).
Обучающиеся должны знать:
 специфику самодеятельного, спортивного туризма;  особенности различных видов туризма. Тема 3.
Туристские возможности Краснодарского края.
Географическое положение Краснодарского края. Понятие туристских регионов и туристских ресурсов. История освоения туристского региона Кубани и Кавказа. Обзор основных туристско-экскурсионных районов Краснодарского края. Перспективы развития региона. Современные тенденции развития туристско-экскурсионной деятельности на Кубани.
Обучающиеся должны знать:
 осуществлять экономико-географический обзор туристского региона Краснодарского края. Тема 4.
Туристские маршруты по родному краю.
Экономико-географический обзор и общая характеристика туристских возможностей родного края. Практические занятия: выбрать маршрут относительно задач похода, сезонности, метеоусловий. Предварительное изучение маршрута, фауны и флоры, организация краеведческих наблюдений. Примеры маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в полевых условиях.
Обучающиеся должны знать:
 характеристику туристских возможностей Краснодарского края;  принципы выбора маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в полевых условиях.
Обучающиеся должны уметь:

 выбрать маршрут относительно поставленных задач, целью похода;  организовать естественнонаучную и краеведческую работу на маршруте.
Раздел 2.

Организация туристского похода (48 ч).
Тема 5.
Туристская группа.
Комплектование туристской группы. Подбор участников по состоянию здоровья, возрасту, физической и морально-волевой подготовке, туристскому опыту. Организация самоуправления в группе. Обязанности постоянные и временные. Обязанности в одно- и многодневных походах. Зависимость обязанностей, их перечня от цели и задач, стоящих перед группой. Распределение участников по отделениям и дежурным бригадам. Практическое занятие: анкетирование детей и подростков, психологические тренинги.
Обучающиеся должны знать:
 принципы комплектования туристской группы;  особенности распределения обязанностей между участниками похода. Тема 6.
Правила безопасности в туристском походе.
Безопасность – основное требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность руководителя за безаварийность. Обязанности руководителя и участников по обеспечению безопасности. Основные причины возникновения опасных ситуаций в походе: o Слабая дисциплина участников; o Слабая изученность района и условий предстоящего путешествия; o Неграмотное построение маршрута; o Неумелое преодоление препятствий; o Недооценка сложности препятствий; o Переоценка собственных сил и возможностей; o Ослабление внимания на «легких» участниках; o Переутомление; o Незнание приёмов оказания доврачебной помощи; o Метеоусловия;
o Ядовитые растения, насекомые, пресмыкающиеся; o Неумелое обращение с огнём, кипятком, оружием, колющими и режущими предметами; o Недостаточный опыт руководителя. Профилактическая работа по обеспечению безопасности похода: o Комплектование группы; o Медицинский осмотр; o Пред походный тренировочный процесс; o Смотр готовности; o Инструктаж по правилам безопасности и другие меры контроля. Соблюдение правил безопасности при выборе места для организации купания в походе. Спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Обучающиеся должны знать:
 основные причины возникновения опасных ситуаций в походе;  комплекс профилактических работ по обеспечению безопасности похода. Тема 7.
Предпоходная тренировка. Физическая и маршевая

подготовка.
Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение физической подготовки. Утренняя зарядка, закаливание. Упражнения для развития и укрепления рук, плечевого пояса, пресса, мышц шеи, туловища, ног, на быстроту реакции, расслабление, в равновесии. Систематичность тренировок. Маршевая подготовка, кроссы (с грузом и без него, с преодоление естественных препятствий). Тесты физической готовности к туристским путешествиям различной степени сложности.
Обучающиеся должны знать:
 специфику физической подготовки к туристским походам. Тема 8.
Характерные заболевания в походе и их профилактика.

Гигиена туриста.
Личная гигиена. Обувь туриста. Уход за ногами, обувью во время похода. гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Купание в походе. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при охлаждениях, обморожениях, простудных заболеваниях,
потёртостях, ушибах, переломах, отравлениях, тепловых ударах в туристском походе. Транспортировка пострадавшего. Содержание походной аптечки. Лекарственные растения. Самоконтроль туриста.
Обучающиеся должны знать:
 основные приёмы оказания первой медицинской помощи в условиях туристского похода;  основные способы самоконтроля туриста;  способы транспортировки пострадавшего;  специфику комплектования походной аптечки. Тема 9, 10.
Личное снаряжение участника летнего и зимнего похода.
Перечень снаряжения для однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от сезона и метеоусловий. требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске, ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Специальное видовое личное снаряжение. Уход за снаряжением и его ремонт. Практические занятия: составление списков личного снаряжения для пешего туристского похода (однодневного и с ночлегом в полевых условиях).
Обучающиеся должны знать:
 специфику подбора личного снаряжения для походов в зимних условиях.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять перечень личного снаряжения, необходимого для организации однодневного похода и похода с ночлегом в полевых условиях. Тема 11.
Групповое снаряжение.
Требования к снаряжению. Уход за снаряжением. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Специальное снаряжение (перечень составляется в зависимости от вида туризма, сложности маршрута, набора естественных препятствий, сезона похода). Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Практические занятия: составление списков группового снаряжения для похода.
Обучающиеся должны знать:
 специфику подбора личного снаряжения для походов в период – лета и межсезонья;
Обучающиеся должны уметь:
 составлять перечень группового снаряжения для похода. Тема 12.

Организация питания в походе.
Нормы питания. Походное меню и список продуктов. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. План разгрузки участников. Учёт возможности пополнения продуктов в пути. Простейшие способы очистки воды. Знание ядовитых и съедобных грибов, ягод, растений. Значение правильной организации питания, его режим. Практические занятия: составление меню для одно-двухдневного туристских походов.
Обучающиеся должны знать:
 принципы отбора продуктов для туристских походов;  простейшие способы очистки воды.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять меню для одно-двухдневного туристских походов;  определять на основании меню список необходимых продуктов. Тема 13.
Укладка рюкзака.
Типы рюкзаков (мягкие, жесткие, полужесткие). Преимущества и недостатки. Рюкзаки-самоделки (материалы, конструкция, способы изготовления). Правила размещения предметов в рюкзаке. Практические занятия: укладка рюкзака для похода с ночлегом в полевых условиях.
Обучающиеся должны уметь:
 укладывать рюкзак для однодневного похода и похода с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях. Тема 14.
Туристский бивак.
Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды, экологические, эстетические и гигиенические требования. Специфические требования к месту бивака в зависимости от вида туризма. Планирование и разведка места бивака. Организация бивачных работ: o Планирование территории бивака, учёт направления ветра, освещённости места солнцем, сырости; o Роль командира группы, роль служб; o Последовательность действий членов группы. Место установки палаток. Использование полиэтиленовых плёнок. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей в палатке. Выбора места для костра. Типы костра и их назначение. Топливо, способы заготовки, растопка, укрытие дров от дождя. Техника безопасности при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Ямы для отбросов.
Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свёртывание бивака. Уборка мусора.
Обучающиеся должны знать:
 правила планирования места бивака;  последовательность организации бивачных работ. Тема 15.
Техника преодоления естественных препятствий
. Понятие техники туризма. Естественные препятствия в пешем и лыжном туризме. Движения по мокрому грунту, песку, заболоченным участкам, преодоление завалов, движение по густому подлеску, осыпям, крутым склонам, травянистым склонам, снегу, льду. Положение корпуса, ног. Туристский строй. Темп, шаг, интервал, порядок движения. Использование альпенштока.
Обучающиеся должны знать:
 основные способы преодоления естественных препятствий в пешем походе по родному краю.
Обучающиеся должны уметь:
 уметь передвигаться в различных погодных и природных условиях;  использовать альпеншток. Тема 16.
Техническое описание маршрута похода.
Необходимость технического описания маршрута похода. Определение участков маршрута. Характер местности. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. «Временная лента» маршрута, хронометраж маршрута. Описание основных ориентиров. Специфика ориентирования. Для данного района. Описание удобных мест стоянок ночлегов, наличие медицинских пунктов, узлов связи, магазинов и других учреждений, расписание их работы. Транспорт (расписание движения, стоимость проезда, время в пути). Фото и видео иллюстрации, схемы. Практическое занятие: составление «временной ленты» и технического описания учебного маршрута.
Обучающиеся должны знать:
 организацию хронометрирования на маршруте;  специфику описания основных ориентиров.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание маршрута. Тема 17.

Подведение итогов похода.
Письменный отчёт о походе. Основные разделы отчёта. Отзывы участников о походе. Проведение разбора похода в группе. Проведение с целью пропаганды туризма отчетных выставок, конференций, вечеров. Оформление в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) справок по установленной форме о совершенном путешествии участниками группы. Представление в МКК материалов на присвоение спортивных разрядов и званий.
Обучающиеся должны знать:
 формы подведения итогов туристского похода;  порядок составления отчета о туристском походе.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять отчет о туристском походе.
Раздел 3.

Основы топографии и ориентирования на местности (12 ч).
Тема 18.
Карта, её масштаб.

Условные знаки топографических карт.
Определение понятия «карта». Отличие плана от карты. Виды карт и их классификация. Номенклатура карт. Условные топографические обозначения и условные знаки карт для спортивного ориентирования.
Обучающиеся должны знать:
 отличие плана от карты;  отличия условных топографических знаков и условных знаков карт для спортивного ориентирования;  определение масштаба карты.
Обучающиеся должны уметь:
 составлять план, карту местности. Тема 19.
Компас, работа с ним.
Марки компасов. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Ориентирование по солнцу, звёздам, при помощи местных предметов. Практическое занятие: определение сторон горизонта при помощи компаса; ориентирование по солнцу при помощи местных предметов.
Обучающиеся должны знать:
 устройство компаса Адрианова;  правила пользования компасом.
Обучающиеся должны уметь:

 определять стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам. Тема 20.
Ориентирование карты.

Азимут. Магнитное склонение.
Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюс Земли. Магнитный меридиан, магнитное склонение, магнитные аномалии. Определение понятия «азимут». Азимут прямой и обратный. Принципы прокладки азимута. Практическое занятие: решение топографических задач (определение азимутов).
Обучающиеся должны знать:
 понятие магнитного поля Земли и связанных с ним особенностей ориентирования;  определение понятия «азимут».
Обучающиеся должны уметь:
 ориентировать карту при помощи компаса;  определять азимуты на заданные ориентиры;  выдерживать заданное направление при движении по азимуту. Тема 21.
Маршрутная съёмка.
Маршрутная и площадная съёмка местности. Протяженность маршрута, площадь участка, полевая и камеральная работы. Способы проведения съёмки (прямых и обратных засечек, съёмочного хода). Оборудование и снаряжение. Параметры контроля качества топографической съёмки местности. Практическое занятие: глазомерная съёмка участка местности.
Обучающиеся должны знать:
 перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съёмки;  параметры контроля качества топографической съёмки местности.
Обучающиеся должны уметь:
 осуществлять простейшую глазомерную съёмку участка местности;  измерять расстояния и высоты на местности (для маршрутной съёмки).
Раздел 4.

Основы общественно-полезной, краеведческой деятельности туристов

(50 ч).

Тема 22.
Краеведческая деятельность.
Понятие «краеведение». Краеведческое изучение маршрута. Методы краеведческой деятельности. Предпоходное изучение района путешествия, сбор материалов по истории, экономике, культуре родного края, изучение литературы, отчётов о походах в данном районе. Наблюдения и исследования на маршруте, фиксация результатов (наблюдения за природными явлениями, изучение растительного и животного мира, почв, полезных ископаемых, этнографические экспедиции). Запись воспоминаний старожилов, участников и очевидцев событий. Сбор документов, реликвий. коллекционирование. Музейная деятельность. Правила хранения и использования исторических документов и других документов. Личный и групповой дневники. Фотографирование и зарисовки в походе. Приборы и оборудование.
Обучающиеся должны знать:
 основные методы краеведческой деятельности в туристском походе.
Обучающиеся должны уметь:
 уметь собрать историческую справку района путешествия. Тема 23.
Охрана памятников истории и культуры.
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. Мероприятия: проведение экскурсий, изготовление фотографий, рисунков, макетов, выполнение заданий общественных организаций, музеев. Систематический уход за памятниками.
Обучающиеся должны знать:
 специфику деятельности по охране памятников истории и культуры на туристских маршрутах. Тема 24.
Экологическая подготовка туриста.
Законодательство по охране природы. Замечательные уголки природы, заказники, заповедники, национальные парки Краснодарского края. Красная книга природы. Исчезающие растения и животные родного края. Понятие «экосистемы». Экологические требования к выбору места бивака. Основные формы участия туристов в охране природы: o гидрографические исследования, расчистка родников, описание ис токов рек, легенды; o изготовление скворечников, кормушек для птиц и животных; o охрана муравейников; o охрана и описание редких и лекарственных растений и т. д.
Воспитательно-образовательные экологические тропы.
Обучающиеся должны знать:
 основные правила поведения на природе;  экологические требования к выбору маршрутов, мест привалов и мест для организации ночлегов. Тема 25.
Метеорологические наблюдения в походе.
Приборы и оборудование для наблюдений. Виды наблюдений систематичность наблюдений. Шкала Бофорта, шкала видимости. Признаки измерения погоды. Дневник наблюдений.
Обучающиеся должны знать:
 основные признаки изменения погоды;  способы ведения дневника метеорологических наблюдений.
Раздел 5.

Туристские соревнования (80 ч).
Тема 26.
Туристские соревнования.
Туристские соревнования – форма проверки туристских умений и навыков, смотр результатов туристско-краеведческой, естественнонаучной и физкультурно-спортивной работы. Форма выявления лучших коллективов (групп и связок) и пропаганды туризма. Подготовка спортивного резерва и спортсменов в соответствии федеральными стандартами спортивной подготовки. Правила проведения соревнований. Положение о соревнованиях. Цели и задачи соревнований, время и место проведения, участники похода-соревнования, форма заявки. Руководство соревнованиями (оргкомитет, штаб, судейская коллегия, комендантский взвод службы). Распорядок дня. Виды соревнований (массовость, квалификация, краеведение, туристские навыки, туристская техника, ориентирование, контрольно-туристский маршрут, топография). Зачётные и незачётные виды соревнований, конкурсы. Условия проведения соревнований. Формы протоколов соревнований. Определение результатов, награждение победителей. Порядок проведения слётов – соревнований. Практическое занятие: подготовка к туристским соревнованиям, участие в туристских соревнованиях.
Обучающиеся должны знать:
 основные виды туристских соревнований;  порядок организации соревнований.
Обучающиеся должны уметь:

 уметь выполнять все виды туристской техники (преодоления препятствий);  участвовать во всех видах туристских соревнований (пешеходные, горные, велосипедные и др.) Тема 27.
Соревнования по спортивному ориентированию.
Виды соревнований (маркированная трасса, заданное направление, контрольные пункты по выбору, движение по обозначенному маршруту, легенде, азимуту). Снаряжение спортсмена – ориентировщика.
Обучающиеся должны уметь:
 уметь с помощью карты и компаса пройти маршрут в заданном направлении.
Методическое обеспечение дополнительной

общеобразовательной программы

Литература:

для педагога:
 Закон РФ «Об образовании»;  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008);  Разрядные требования по спортивному туризму, утверждены Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму;  «Туристский клуб школьников» - Ю. В. Козлов, В. В. Ярошенко. Москва 2004  «Справочник туриста» - Ю. А. Штюрмер; Москва 1982 г.,  «В поход с классом» - Ю. В. Козлов, В. В. Ярошенко. Москва 2004 г.,  «Детско-юношеский туризм» - Ю. С. Константинов, Москва 2008 г.

для воспитанников:
 Разрядные требования по спортивному туризму, утверждены;  «Справочник туриста» - Ю. А. Штюрмер; Москва 1982 г.,  «Детско-юношеский туризм» - Ю.С. Константинов