"Мама, папа, я - читающая семья"

Автор: Гарипова Зульфия Варисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26
Населённый пункт: город УФА, республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Мама, папа, я - читающая семья"
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Папа, мама, я - читающая семья"
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам; их поступкам и чувствам. Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но родителям, в силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы. Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и заменяется просмотром телепередач, прослушиванием аудиозаписей. Поэтому надо помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как явлению культуры. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен
компьютер
. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать. Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет
семейное чтение
. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию
этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями постоянно меняются. Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение родителей к образовательному процессу через
проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я – читающая семья». Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития. Задачи: 1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. 2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. 3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. 4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей. 5. Воспитывать бережное отношение к книге. Проводилось анкетирование родителей. Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению. Задачи: Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей. Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам. Воспитывать бережное отношение к книге.
Анализ анкетирования
Родители должны были ответить на 5 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.
На 1 вопрос:
"Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?". Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный
шкаф
. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.
На 2 вопрос:
"Есть ли у Вашего ребёнка уголок с книгами?". 23 семьи (100 %) ответили, что у всех имеется уголок с книгами.
На 3 вопрос:
"Часто ли Вы читаете ребёнку книги?". Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать
играть
на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.
На 4 вопрос:
«Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?» 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) дети делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения. Обсуждают поступки героев и их поведение.
На 5 вопрос:
«Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и

дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо

расширить работу с родителями по данной теме.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы: - выставки книг; - совместные праздники и развлечения; - совместная творческая деятельность родителей и детей; - полезные советы. - консультации для родителей В проект включены следующие мероприятия: - Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку, где всегда бывает очень интересные викторины, конкурсы, познавательные беседы. - Совместные рисунки «Любимый сказочный герой». Рисунки впечатляют творческой изобретательностью, неожиданными решениями в исполнении и, конечно, красотой и необычностью. Активными участниками
таких выставок и иллюстрировании детских произведений являются родители. - Ознакомление с художественной литературой «Путешествие в сказку» - совместно с родителями. - Прошла инсценировка русской народной сказки «Репка». - Выставка семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека». - Конкурс чтецов, к которому готовятся дети всех групп. Это настоящий праздник книги, в котором участвуют все дети.

- Используется такая форма работы как иллюстрирование произведений детских писателей, любимых сказок. Дети «издали» книгу собственных сказок и иллюстраций к ним. Конечно, неоценимую помощь в этом оказывают родители. Как это важно, что дети видят пример собственных мам и пап, читающих и обсуждающих с детьми прочитанные произведения.

- В группе была оформлена выставка «Любимая книга». Дети приносили свои книги и увлечённо рассказывали о них. Любимых книг оказалось очень много. Это были и краеведческие книги, и энциклопедии, красочные книги о разных странах, любимые художественные произведения, сборники стихов. - Введение традиции группы: «Книга в гости» - Акция: «День без телевизора». Вопросы развития детского интереса к чтению книг обсуждались на родительском собрании «Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности ребёнка» Давались консультации для родителей:

«СЕМЬЯ И КНИГА»,

«Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся», «Как организовать домашнее чтение», «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса». В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:  повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;  возродились традиции домашнего чтения;  был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;  повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.