Автор: Гарипова Зульфия Варисовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26
Населённый пункт: город УФА, республика Башкортостан
Наименование материала: проект
Тема: "Мама, папа, я - читающая семья"
"Папа, мама, я - читающая семья"
Мы знаем, что художественная литература служит могучим средством
умственного, нравственного и эстетического восприятия. Она оказывает
огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Дети дошкольного возраста – это слушатели, а не читатели и поэтому на
взрослых лежит большая ответственность – донести до детей каждое
художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел,
зарядить слушателей эмоциональным отношением к литературным
персонажам; их поступкам и чувствам.
Процесс чтения – это совместная работа ума и души. Но родителям, в
силу своей занятости, некогда читать детям, отвечать на их вопросы.
Общение с дошкольниками в семье недооценивается родителями и
заменяется просмотром телепередач, прослушиванием аудиозаписей.
Поэтому надо помочь родителям в литературном развитии ребёнка, в
формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как
явлению культуры.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир
большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и
воспитатели. Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём
мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не
был изобретен компьютер . С развитием электронных носителей информации
и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В
науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только
чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники
информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание
готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его
создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь
представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, –
это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие,
очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с
развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше
читать.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение,
обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для
бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для
читательской судьбы ребёнка имеет
семейное чтение . Слушая чтение
взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок
активно думает, переживает за героев, предвосхищает события,
устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение
сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и
радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и
любящее сердце.
Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в
работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и
родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию
этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:
нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы,
чувство обиды — все это может привести к формированию личных и
профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать
активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям
необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей,
можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей
части семей. Формы работы с родителями постоянно меняются.
Наиболее интересная форма работы с родителями – это привлечение
родителей к образовательному процессу через проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых,
наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в
семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа,
мама, я – читающая семья».
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного
средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального
ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха;
активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения
в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и
развития.
Задачи:
1.
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать
грамотного читателя.
2.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во
взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов,
детей, родителей.
3.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4.
Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Проводилось анкетирование родителей.
Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.
Задачи:
Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.
Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Анализ анкетирования
Родители должны были ответить на 5 вопросов анкеты. В анкетировании
приняло участие 23 родителя.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители
читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.
На 1 вопрос: "Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?".
Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку
– это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф . 5
семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют
другую.
На 2 вопрос: "Есть ли у Вашего ребёнка уголок с книгами?". 23 семьи (100
%) ответили, что у всех имеется уголок с книгами.
На 3 вопрос: "Часто ли Вы читаете ребёнку книги?". Обнаружено
ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и
ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном,
текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя
может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром
мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11
семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %)
читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда
ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу
должное внимание, не считают это важным.
На 4 вопрос: «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?» 18 семей (78 %)
обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то,
что им понравилось. Для 5 семей (22 %) дети делятся своими эмоциями,
приобретенными от чтения. Обсуждают поступки героев и их поведение.
На 5 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой
сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %)
ответили «да».
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и
дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо
расширить работу с родителями по данной теме.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе
по приобщению детей к художественной литературе использовала
следующие формы работы:
- выставки книг;
- совместные праздники и развлечения;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы.
- консультации для родителей
В проект включены следующие мероприятия:
- Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку,
где всегда бывает очень интересные викторины, конкурсы, познавательные
беседы.
-
Совместные рисунки «Любимый сказочный герой». Рисунки
впечатляют творческой изобретательностью, неожиданными решениями в
исполнении и, конечно, красотой и необычностью. Активными участниками
таких выставок и иллюстрировании детских произведений являются
родители.
- Ознакомление с художественной
литературой «Путешествие в
сказку» - совместно с родителями.
- Прошла инсценировка русской народной сказки «Репка».
- Выставка семейных фотографий: «Моя домашняя библиотека».
- Конкурс чтецов, к которому готовятся дети
всех групп. Это
настоящий праздник книги, в котором участвуют все дети.
- Используется такая форма работы как иллюстрирование
произведений детских писателей, любимых сказок. Дети «издали» книгу
собственных сказок и иллюстраций к ним. Конечно, неоценимую помощь в
этом оказывают родители. Как это важно, что дети видят пример
собственных мам и пап, читающих и обсуждающих с детьми прочитанные
произведения.
- В группе была оформлена выставка «Любимая книга». Дети
приносили свои книги и увлечённо рассказывали о них.
Любимых книг
оказалось очень много. Это были и краеведческие книги, и энциклопедии,
красочные книги о разных странах, любимые художественные произведения,
сборники стихов.
- Введение традиции группы: «Книга в гости»
- Акция: «День без телевизора».
Вопросы развития детского интереса к чтению книг обсуждались на
родительском собрании «Семейное чтение как средство духовно-
нравственного становления личности ребёнка»
Давались консультации для родителей:
«СЕМЬЯ И КНИГА»,
«Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся»,
«Как организовать домашнее чтение»,
«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса».
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;
возродились традиции домашнего чтения;
был обобщен и распространен
опыт семейного воспитания по
приобщению детей к художественной литературе;
повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания
грамотного читателя.