"Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста".
Автор: Петрушкина Валентина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дом детского творчества
Населённый пункт: с. Гагино, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста".
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя становится песня. Песня является не
только формой художественного отображения жизни, но и формой
общения людей.
В.А.Сухомлинский в свое время сказал: «Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». И, так как я
являюсь руководителем творческого объединения «Веселые нотки», ставлю
перед собой цель: воспитать в детях чувственность, нравственность, умение
не только слушать, но и слышать музыку. Тогда мир вокруг преображается,
играет новыми красками. С детьми разучиваем песни советских
композиторов, русские народные песни, это песни с глубоким смыслом, на
которых выросло целое поколение богатых душой людей. Обучение музыке с
давних пор занимает немаловажное место в образовании и воспитании детей.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может
ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его
совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного
образования. В процессе занятий в хоровых коллективах у детей повышается
интерес к разножанровой музыке, развивается музыкальный слух, ребенок
учится исполнять сам музыкальные произведения и тем самым расширяет
свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального
искусства.
В Доме детского творчества традиционно обучаются дети, которые любят
музыку и желают научиться петь. К педагогу дополнительного образования
детей приводит социальная и культурная заданность – каждый ребенок
школьного возраста должен участвовать в различных праздниках, концертах,
утренниках, конкурсах, самовыражаться.
Важной формой самовыражения является коллективное пение, где идет
формирование личности ребенка. Пение является действенным методом
эстетического воспитания. В процессе изучения песен дети развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению -
это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих певческих способностей, мог овладеть умениями
и навыками хорового искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и разработана
общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного
образования «Весёлые нотки»», направленная на духовно-нравственное
развитие детей.
В результате освоения общеобразовательной программы происходит
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
ребенка, формируется целостное представление о мире и развивается
образное его восприятие.
У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, мышление,
стремление принимать участие в социально- значимой деятельности:
художественных и социальных проектах, культурных событиях.
Совместно с творческими объединениями «Искусница», «Вокальный»
в 2013
- 2015 г.г. реализованы социальные проекты «Дети детям», «Согреем сердца
добротой и любовью».
Традиционными стали концертные выступления перед воспитанниками
детского сада №1 /в рамках акции «Подарок маленькому другу»/ совместно с
обучающимися творческих объединений «Вокальный» и «Театр кукол
Арлекино».
Ежегодно детьми реализуются учебно – исследовательские проекты, такие
как «Музыка в нашей жизни», «Фольклор – душа народа», «Песни Победы»
и т. д.
Своей основной задачей я ставлю изучение и раскрытие заложенных в
ребенке творческих способностей.
Никому не дано знать, сколько талантов остается нераскрытыми, сколько
потенциала не реализуется только потому, что рядом не оказалось педагога,
способного оказать своевременную поддержку.
В этом я вижу суть успешности педагога.
А успешный педагог воспитывает успешного ученика!
Для меня важно, чтобы ребенок, уходя домой, желал встретиться со мной
вновь.
педагог высшей квалификационной категории В.Н.Петрушкина