"Развитие творческих способностей учащихся через декоративно -прикладное искусство"

Автор: Ермошина Вера Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ основная общеобразовательная школа №14
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся через декоративно -прикладное искусство"
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №14 г. Южно-Сахалинска
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Автор работы: Ермошина Вера Васильевна, учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ ООШ №14 Южно-Сахалинск, 2016г.

Содержание

Введение
.............................................................................................................3
1. Раздел 1 Творчество как необходимый компонент развития личности

1.1.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания.. ………………………………………………………………………….6
1.2
.Структура творческого процесса………………………………………………7
1.3
.Управление творческим процессом……………………………………………8
1.4
.Творческая активность учителя……………………………………………. ..12
2. Раздел 2 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся

2.1
.Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности…………………………………………………………………………….15
2.2
.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии…………………………………………………………………………..18
2.3
.Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях…………......................................................................................................21
Заключение
………………………………………………………………………...26
Список литературы
………………………………………………………………………………29
2
Введение
Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно- прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Что же такое декоративно-прикладное искусство? На сегодняшний день существует множество его определений. Итак, декоративное искусство (от латинского- decoro-«украшаю») - обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек т. д.). Декоративно - прикладное искусство - одна из важнейших областей народного творчества. Ученые считают, что “развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов”. Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью. Педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности. Тема работы: «Развитие творческих способностей учащихся через декоративно- прикладное искусство» интересна и актуальна в настоящее время, посвящена одной
3
из

проблем

школьного (технологического образования) - развитию творческих

способностей учащихся. Это позволяет глубже познать историческое и культурное

наследие страны и мира, воспитывать эстетический вкус, развивать практические

навыки, формировать духовный облик человека и гражданина.
Особенностью системы данной работы является возможность совместной творческой деятельности учителя и учащихся. При этом открывается путь к расширению обозначенных в программе направлений трудовой творческой деятельности, более полному учету интересов школьников, учету особенностей региона.
Актуальность темы

обусловлена тем,

что занятия декоративно-прикладным

творчеством из развлечения переродились в дизайнерский элемент массового

использования. Элемент оригинальный, не всегда на любой вкус, но он вполне

достигает своей цели: делает предметы, окружающие нас, менее индустриальными,

холодными, безликими, идеальными.

Цель работы:

1.
Формировать устойчивый интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству,соединяя прочные теоретические знания с умением применять их на практике, помогая в самоопределении школьников, стремящимися овладеть основами мастерства.
2.
Побуждать учащихся к творчеству в доступной для них форме, выявить их способности.
3.
Разработать технологическое и методическое обеспечение занятий по технологии обработки художественных материалов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.
Формирование умений и навыков самостоятельного анализа предметов декоративно- прикладного творчества, создание благоприятных условий для развития стремления к научному поиску в своей работе.
2.
Обучение разнообразным методам, приемам, формам и средствам декоративно- прикладного творчества и народных ремесел.
3.
Воспитание творческого подхода в выполнении творческих работ по декоративно- прикладному творчеству.
4
.Развитие умения работать с учебной литературой.
5
.Рассмотреть структуру творческого процесса.
6.
Выявить этапы управления творческим процессом.
7.
Разработать план-конспект урока, внеклассное мероприятие.
Объект исследования : познавательная деятельность учащегося в процессе изучения

раздела – «Технология обработки художественных материалов» на уроках и во

внеурочноевремя.
4
Основные методы:

-
личностно-ориентированное обучение - проектная деятельность

Формы организаций и виды уроков:
- лекции - семинар - урок-практикум - урок-консультация
Условия:
- авторские программы элективных курсов «Вышивка», «Ковроделие и аппликация»; -программа дополнительного образования объединения декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» (создана на основе авторских программе элективных курсов); - рабочая учебная программа по проектной деятельности. - дополнительная литература по декоративно-прикладному творчеству.
Прогнозируемые результаты обучения.
В процессе изучения раздела «Художественная обработка материалов» на уроках и внеурочное время учащиеся должны:  знать виды декоративно-прикладного творчества;  уметь различать образцы народного творчества различных центров;  вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного творчества.  Освоить технические и художественные приемы рукоделия.
Метод исследования–теоритический, эмпирический.

Этап исследования
-
3года.
5

Раздел 1 Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик». А.С. Макаренко.
Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и

воспитания
Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны. Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага. Общество заботиться о том, чтобы каждый его гражданин был создателем, творческим мыслящим «хозяином», ответственным за благосостояние и духовное благополучие своей страны. Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества. Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле этого слова, то есть творит, когда он свободен от давления физической потребности. К.Маркс отмечает: «Царство свободы в действительности начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание. Единство красоты и труда, максимальное выявление творческих способностей в процессе производства - необходимые условия научно-технической революции в обществе. Эстетическое и творческое воспитание неразрывны в жизни. Ведь эстетическое воздействие на формирование нашего сознания не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе 6
Структура творческого процесса

Еще в начале нашего столетия отдельные ученые (Рибо, Энгельмейер, Россман) пытались анализировать творческий процесс, проникнуть в его сложный механизм и создать его схему.
Основные стадии творческого процесса:
первая - возникновение идеи (акт творчества); вторая — выработка схемы (акт науки); третья - разработка деталей (акт ремесла). По моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи является сложнейшим творческим процессом. Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими. К этим этапам относятся:  постановка посильной задачи;  теоретическая подготовка к выполнению задачи;  поиск конкретного решения задачи;  материальное осуществление теоретического замысла. Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценкирезультатов решения технической задачи. Несомненно, что предлагаемый этап является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям. Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности. Творчество учащихся может быть выражено тремя уровнями: 1. воспроизводящая деятельность; 2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода; 3. творческая деятельность. Для успешной организации творческого процесса необходимо знание
мотивов,
побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе: 7 1
. мотив будущего
(учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе); 2.
мотив престижа
(учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе); 3
. познавательный интерес
(любознательность);
4.
мотив долга
(готовность работать в области избранной профессии); 5.
мотив влияния уважаемого человека;
6.
мотив принуждения
(выполняют работу, чтобы избежать неприятностей)
Управление творческим процессом
Без сомнения, творческий процесс является одной из составных частей учебно- воспитательной работы в школе.
Основные целевые функции управления творческим

процессом:
 становление, создание управляемой и управляющей систем;  поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;  обеспечение оптимального функционирования системы;  развитие системы. Полагаю, что наиболее важной является оптимальное функционирование системы, что является залогом постоянной иэффективной работы, считаю необходимым выполнение следующихтребований:
1
. механизм управления должен соответствовать целям творчества, уровню знаний и умений учащихся, квалификации педагогических кадров учебного заведения;
2.
для оценки результатов творческого процесса необходимы критерии качества и эффективности этой работы. Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. Высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий: 
первое условие
- компетентность проверяющих; 
второе условие
- своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе; 
третье условие
- научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований; 
четвертое условие
- действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи. 8 Успехи учащихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Учителя технологии в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу. Работа с родителями - сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении.
Классификация родителей по отношению к своим детям:


первая категория родителей
- культурные, образованные, умные, заботливые, ответственные люди, которые могут быть надежными помощниками в учебно- воспитательном процессе; 
вторая категория родителей
- недостаточно образованные, простые люди, но трезвые, работящие, требовательные, дети которых старательны, трудолюбивы, у многих «золотые руки»; 
третья категория родителей
- беспечные люди, отличающиеся порой безразличием к воспитанию своих детей, редко бывают помощниками педагогов; 
четвертая категория родителей
- это несчастные, ущемленные семьи, рассчитывать на сотрудничество с которыми весьма проблематично; 
пятая категория родителей
- это родители с антиобщественным образом жизни, внушающие своим детям порочный образ мысли. Планируя работу с родителями, целесообразно использовать представленную классификацию, проявляя при этом высокую культуру общения, аргументированность предложений и просьб, всячески избегая упреков, выговоров, унижения человеческого достоинства. Для того чтобы раскрыть в учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом назначение такого подхода заключается не только в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого учащегося выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности. Индивидуализация подхода не может быть сведена только к определенной системе воздействий со стороны педагога, ориентированных на особенности того или иного ученика (требования, инструктивные указания, поощрения и т.д.) Она должна стимулировать активность учащегося в овладении профессией. Это предполагает обеспечение его такой системой требований и указаний об усваиваемых действиях, которые позволяли бы проявиться индивидуальным возможностям. 9 Для проявления активности учащихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции учащихся. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к учащимся.
Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально- психологических условий: особенностей взаимоотношений учащихся друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с учащимися. Одним из условий мобилизации индивидуальных возможностей является психологическое просвещение. Оно позволяет учащимся полнее осознать и оценить свои индивидуальные качества и их природу и создает предпосылки для организации работы по самовоспитанию. Хорошее знание индивидуальных особенностей учащихся невозможно без их тщательного изучения. Одна из главных задач изучения индивидуальных особенностей учащихся заключается в том, чтобы выводы о них строились на основе достаточного количества объективных данных. Это требует систематического планомерного изучения учащихся. Существует несколько методов изучения индивидуальных особенностей учащихся: метод эксперимента, метод анкетирования, метод изучения межличностных отношений.
Метод эксперимента
. Эксперимент предполагает преднамеренное создание специальных условий, в которых проявляются определенные специальные способности учащихся. Он может проводиться с помощью различных заданий и поручений, касающихся учебной деятельности, общественной работы, взаимодействия с товарищами. Учащемуся могут быть предложены задания с целью выяснения его скоростных возможностей, уровня развития практического мышления, основательности выполнения трудовых действий и т.д.
Метод анкетирования
. Анкета - это способ получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Положительной стороной этого метода является возможность его массового применения. Использование анкет будет эффективным при соблюдении ряда условий. Очень важно, чтобы вопросы анкеты были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми. Особой задачей является побуждение учащихся к откровенности. Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет тех особенностей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. 10 Ими могут быть различные особенности:
психические
- внимание, воля, способности, мотивация;
социальные
- положение в коллективе, влияние, друзья;
физические
- дефекты здоровья, временные и постоянные.
В практике обучения обычно учитывают уровень знаний, умений, навыков учащихся, их познавательные способности, а также особенности, связанные с уровнем умственного развития. В понятии «умственные способности» выделяются:
обучаемость
(способность к учению) и
обученность
(уровень знаний, умений и навыков). В психологии умственные способности - это свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности, на обучаемость влияет также скорость усвоения, это не столько скорость запоминания, сколько темп обобщения. Кроме умственных способностей в обучении проявляются способности специальные (к наукам, искусству), практические, конструктивно-технические, ораторские. Из вышесказанного можно сделать вывод
, что учащиеся отличаются по уровню,

структуре способностей и потенциальным возможностям их развития

.
Поэтому им необходимо предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, которыепрежде всего определяется способностью самостоятельно приобретать знания и познавательным интересом.
При индивидуализации учебной работы нужно учитывать обученность, обучаемость,

навыки самостоятельной работы, познавательные интересы и здоровье учащихся.
С точки зрения обязательности задания должны быть трех видов:
обязательные,

выборочные, добровольные.
Задания, учитывающие общие и специальные способности учащихся могут быть выражены, преждевсего в различном темпе учения. После выполнения общих заданий учащиеся приступают к более трудным.Именно после выполнения общих заданий, когда учащиеся приступают к более трудным, просыпается их творчество и индивидуальность. Положительный исход творческой деятельности учащихся на прямую зависит от творческой активности учителя.
Творческая активность учителя
Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями. Восхождение к творчеству- нелегкая работа. Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом. 11 Творческая активность учителя - ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.
Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания. Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Учитель трудового обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места . Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся. Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве - психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.). Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки. У каждого учителя свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.
Для творчески активного учителя, владеющего педагогическим мастерством,

характерны:
 высокий уровень организации занятий;  бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся;  целесообразный подбор учебно-производственных работ; 12  высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацеленность на качество результатов труда;  деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;  строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.
Искать, творить новое можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое. Одним из важных критериев педагогического мастерства, определяющих авторитет учителя, нужно считать его умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива. Правильные взаимоотношения между учителем и учащимися - это прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства учителя. Такие отношения, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой - являются условием нормального педагогического процесса. Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие учителя к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношении с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства - умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности. Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом - вот что отличает работу опытного педагога. Нужно уметь выслушивать учащихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов Опытный педагог никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, так как свидетельствуют о тактичности, внимательности, доброжелательности учителя к провинившемуся. Все это учащиеся понимают и по-своему оценивают. Это естественно, нисколько не исключает возможности и необходимости привлечения ученического коллектива к воспитательным воздействиям. 13 Важнейшим критерием педагогического мастерства, влияющим на авторитет учителя у учащихся, является его педагогический такт. Педагогический такт - это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что учитель делает. Педагогический такт основывается прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся,
вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявляется в нравственной чистоте и силе, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Во взаимоотношениях с учащимися творчески активного педагога отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает. Решающее значение для умения учителя устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который учитель обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный педагог обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.
Раздел 2 Развитие и реализация творческого потенциала учащихся
«Истоки творческихспособностей и дарования детей - на кончикахпальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой

личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой 14 деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно- прикладного искусства
.

Занятия художественным творчеством демонстрируют

широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь


ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом,

развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешноразвиваетсятогда,когда ребенокактивно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий. Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни. Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т.п.), но и 16 преобразующим - художественно изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду), т.е. создать вещи так, чтобы онирадовали своей красотой, поэтому
искусство идет по двум путям: образного

воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемаячасть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носит целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, народный мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений. Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и блюда, расписанные Городецкими мастерами. Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся Богородские игрушки-шутки и Загорские точеные изделия. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев. 17 Как уже говорилось, изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое
конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и прелесть окружающего мира. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственного эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей учащихся через декоративно-прикладное искусство». Работая над этой темой я поставила перед собой задачу: Как научить ребенка учиться? Но не просто ,,научить учиться’’, а учиться творчески. Развитию творческой активности способствует проведение уроков в нетрадиционной форме. Во-первых, нетрадиционный урок повышает интерес к предмету, во-вторых помогает раскрыться не только сильным, но и слабым учащимся, и, наконец, нетрадиционный урок- это настоящий праздник для учителя и ученика. Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов». Так, в пятом классе по программе отводится восемь часов на рукоделие и художественные ремесла. На этих уроках я взяла за основную тему «Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства». У пятиклассников еще не сформированы знания, умения, навыки по предмету технология, но, учитывая, что они очень любят рисовать карандашом и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами, я предлагаю выполнить им рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том , что она не требует предварительной подготовки, изделия выполняются быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться . Материалы и инструменты доступны: это игла, ножницы, шило, картон, нитки, карандаш, пенопласт. Практические занятия в технике изонити предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготавливают простые работы, 18 рассматривают образцы, анализируют их структуру и приемы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу и нитки для изделий. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Конечно, можно попробовать сразу воспроизвести по шаблону одно
из сложных изображений, и, возможно попытка окажется удачной, но это будет лишь копирование. Последовательное освоение техники изонити: прошивание углов и окружностей- основ формирования графических изображений- позволит перейти к самостоятельному творчеству и воплощению своих идей. Поскольку, как уже было сказано, эта техника не требует особой предварительной подготовки для выполнения простых изображений, то изонитью могут заниматься дети с раннего возраста. Результат, как правило, виден на первом занятии, что очень важно для самих ребят и неожиданно радостно для их родителей. Графические произведения, выполненные в технике изонити, выглядят очень эффектно. Кажется, это огромный труд, однако самую причудливую композицию можно вышить за один вечер. Занятия ниткографией доставляют радость творчества учащемуся. Основная цель знакомства учащихся с техникой изонити–развитие глазомера, абстрактного мышления, улучшения мелкой моторики и координации движения рук, воспитания усидчивости и аккуратности. Учащиеся 6 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением, как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство. Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему: «Художественной обработке материалов». Я предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни. Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники. Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания. 19 Мой опыт показывает, что эти работы получаются оченьинтересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают надобродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает. В 7 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры»:
На этом году обучения учащиеся знакомятся с вязанием, - одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства,- увлекательным и полезным занятием, которое позволяет рукодельницам оригинально украсить свою квартиру, обогатить и сделать разнообразным семейный гардероб;секретами вязания крючком. Учащиеся видят, глядя на образцы, что волшебный крючок в умелыхруках может превратить нить в изящную салфетку или забавную игрушку, в теплые рукавички или панаму, прихватку для кастрюль или чехол для мобильного телефона. Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей -дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то в последствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте. В 9 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Аппликация». Аппликация - один из видов декоративно-прикладного искусства, материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал. Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении деталей на другом материале, принятом за фон.Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. Возникновение этого вида декоративно-прикладного искусства относят к древнейшим временам. Связывают с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д. Аппликация широко распространена у восточных народов - Китая и Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров. На моих уроках знакомство с народным искусством происходит в основном через практическую деятельность Изготовление поделок требует от учащихся ловких действий. Ручной труд способствует развитию
сенсомоторики
- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий 20 В.А.Сухомлинский писай: «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческих мыслей». Вовлечение учащихся в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества, одно из условий их полноценного эстетического воспитания и развитие художественно-творческих способностей.Народное искусство близко
учащимся, доступно их пониманию и воспроизведению.Занятия декоративно-прикладным искусством увлекательны и вызывают у школьников живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству. Дети участвуют в трудовом процессе по созданию полезных и красивых вещей, что способствует их духовному развитию, формирует эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности. Даже в условиях промышленного производства при создании декоративно-прикладных изделий широко применяется ручной труд, поэтому полученные учащимися при работе над такими изделиями знания и умения обязательно пригодятся им в будущем, помогут в выборе профессии. Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников. Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения. На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.
Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях

«Два мира есть у человека:

Один который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.»
(Н. Заболотский.)
Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и

всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью,

познания детьми окружающего мира и последовательному расширениюих кругозора,

обогащению межпредметных связей, приобщению к миру прекрасного
. Развивать творческие способности учащихся- это значит развивать их воображение. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат- уровень приобретенных знаний, умений и навыков. 21 В тории и практике обучения вопросу развития творческих способностей учащихся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей учащихся не может происходить без постановки задачи.
Задача –это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса,

именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Я занимаюсь с учащимися нашей школы развитием их творческих способностей через декоративно-прикладное искусство. Для этого я разработала программу элективного курса «Вышивка», «Ковроделие и аппликация» в которой подробно изложены умения и навыки учащихся, основные формы контроля,виды деятельности. Программа имеет экспертное заключение департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска (октябрь 2006г. уровень - областной) На протяжении многих лет являюсь руководителем кружка «Рукодельница». На занятиях кружка более углубленно изучаются различные виды декоративно-прикладного творчества, техника их выполнения: вышивка, вязание крючком, бисероплетение, ковроделие, аппликация, изготовление поделок из бросового материала (пластиковые бутылки, стеклянные бутылки и банки), природного материала (песок, ракушки), соленого теста и т. д.. Учащиеся нашей школы, глядя на работы кружковцев, задают вопрос- как это делать? Я их приглашаю на кружок, где подробно объясняю технологию понравившейся работы. Больше всего ребятам нравиться работать в технике ковроткачества. Так как мы для выставки готовили работу в технике ковроткачества размером 100х80см, то попробовать работать ковровой иглой смогли все желающие. Желание работать в технике ковроткачество осталось не у многих, так как нужно обладать колоссальной усидчивостью и эстетическим вкусом. Ручное ковроткачество способствует приобщению учащихся к многовековым народным традициям и ремеслам, осуществлению эстетического (развитию вкуса), физического (тренировка мелкой мускулатуры рук), экономического (дешивизна производства) воспитания; установлению меж и внутрипредметных связей, развитию творческих способностей, профориентации учащихся. В процессе выполнения гобеленов учащиеся должны получать знания по истории возникновения, развития ручного ткачества, составлению рисунка сучетом принципов композиции, основ цветоведения, технологии изготовления гобеленов, о требованиях к качеству готового изделия, сочетании ткачества с другими видами рукоделия, необходимом наборе инструментов и материалов для работы, правилах безопасного труда; научиться самостоятельно выполнять рисунки для гобеленов, подбирать цвета для узоров, выполнять 22 изделия в правильной технологической последовательности, осуществлять окончательную отделку и оформление готовой работы, оценивать качество готовых изделий, организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного труда. Уроки декоративно-прикладного искусства развивают эстетический вкус у детей, еще больше прививают любовь к народному творчеству и развивают их творческие способности, прививают интерес к красивым вещам и манере красиво одеваться.
Не последнюю роль в развитии детского творчества играют уроки декоративно- прикладного искусства при работе с так называемым “бросовым материалом”. Здесь детям предоставляется много возможности для творчества в классе и дома, развивается их фантазия и воображение. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что кажется ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например, из кусочков кожи можно сделать красивые цветы, из пластиковой бутылки - вазу, из яиц “киндер-сюрпризов” кого хотите: матрешку, рыбок, осьминога, инопланетянина, лягушонка и многое-многое другое, из опилок - красивый пейзаж или вазу с цветами. Перечислять можно бесконечно. Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Многие работы моих учеников использовались в оформлении школьных, городских, муниципальных выставок, стали призерами и дипломантами этих выставок. Работа кружка «Рукодельницы» осуществляется попрограмме, которая разработана на основе моих авторских программ элективных курсов «Вышивка» и «Ковроделие и аппликация». Данная программа дополнительного образования учащихся художественно- эстетического направления является модифицированной (адаптированной). Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет освоить отдельные приемы и навыки ремесла с учетом современной технологии. Ориентирует учащихся на конечный результат. Программа включает учебно-тематический план, в котором определен объем содержания учебного материала и последовательность его изучения. Программа теоретического обучения предусматривает технологии производства, устройство оборудования, инструментов и приспособлений, передовых способов труда и организации рабочего места, правил техники безопасности. 23
Основными целями
данной программы являются:  ознакомление учащихся с понятием «Декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов мира, влиянием исторических факторов на традиции искусства и его традиционными видами;  развитие и совершенствование эстетических взглядов учащихся;  формирование бережного отношения к искусству, традициям и культуре народа.
Задачи программы:
 показать разнообразные методы, приемы, формы и средства декоративно - прикладного творчества и народных ремесел;
 обеспечить обстоятельное изучение школьниками учебников и учебных пособий по декоративно-прикладному творчеству;  воспитывать у учащихся творческий подход в выполнении практических работ по декоративно-прикладному творчеству;  формировать умения и навыки самостоятельного анализа предметов декоративно- прикладного творчества;  создать благоприятные условия для развития стремления к научному поиску в своей работе.
Прогнозируемые результаты обучения
по дополнительной образовательной программе «Рукодельницы». В процессе изучения дисциплины «Декоративно-прикладное творчество» школьники должны:  знать виды декоративно-прикладного творчества;  знать художественную систему культурных традиций Дальнего Востока;  уметь различать образцы народного творчества различных центров;  вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного творчества. Освоить технические и художественные приемы рукоделия; На протяжении 3лет я занимаюсь развитием творческих способностей учащихся через проектную деятельность В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Программа по проектной деятельности направлена на повышение интереса к предметам и способствует лучшему усвоению материала. Содержание программы основано на имеющихся знаниях по предмету. 23
В результате обучения проектной деятельности учащиеся умеют:
 выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов;  обосновывать свою точку зрения;  высказывать свои собственные суждения, проводить анализ, оценку и самооценку;  представлять результаты в виде таблиц;  использовать информацию по теме из различных источников; делать чертежи, рисунки и фотографии;  овладевать умением слушать и слышать. Для того чтобы научить ребят работать творчески, необходимо обеспечить процесс материально-техническими средствами, инструментами, материалами. А этого как раз и не хватает. Поэтому чаще всего мы делаем поделки с учетом материала и инструмента которые у нас есть, а не то, что бы мы хотели изготавливать. Это самая большая трудность для нас.
Считаю , что отведенные часы на декоративно-прикладное творчество в курсе «Технология» можно охарактеризовать как своеобразную педагогическую находку. Ценность обучения народным ремеслам понимают многие педагоги, преподающие технологию. Не случайно в последнее время растет число школ, где практикуется изготовление декоративно-прикладных изделий, ориентированных на народное искусство. Это позволяет осмыслить и полюбить художественную культуру своего народа. Только включая ребенка в разнообразную практическую деятельность можно раскрыть и развить его способности, а может, даже и помочь ему в выборе будущей профессии.
Заключение
Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом, у общества не возникало особой, потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства; делали научные открытия изобретатели, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а вся большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что
творческие способности человека следует признать самой существенной частью его
24
интеллекта, и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании

современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развитие личности, творческого мышления, обучение способам самостоятельной деятельности. В работе «Развитие творческих способностей учащихся через декоративно- прикладное искусство» была исследована познавательная деятельность учащегося в процессе изучения раздела –«Технология обработки художественных материалов».
Цель работы:


1.
Формировать устойчивый интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству,соединяя прочные теоретические знания с умением применять их на практике, помогая в самоопределении школьников, стремящимися овладеть основами мастерства.
2.
Побуждать учащихся к творчеству в доступной для них форме, выявить их способности
3.
Разработать технологическое и методическое обеспечение занятий по технологии обработки художественных материалов.
достигнута с помощью решения следующих задач:
- рассмотрена структура творческого процесса; - дана характеристика основным принципам обучения; - выявлены этапы управления творческим процессом; - проанализирована воспитательная работа в процессе изучения темы;
Область применения
. Разработки по данной теме могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования. Ежегодно, с 2014года, учащиеся школы принимают участие в выставках декоративно- прикладного творчества. Работы отмечались департаментом образования администрации г. Южно-Сахалинска, департаментом образования Сахалинской области. 25
Использованная литература
: 1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования). 2. Базик И.Я,- Дары моря – «Просвещение» - 1990г 3. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997. 4.Гусакова А.М. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах - Москва «Просвещение» 1978г. 5.Гульянц Э.К. - Что можно сделать из природного материала – «Просвещение» - 1991г 6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» - М.: Просвещение, 1987. 7. Пантелеева Л.В.– Художественный труд - «Просвещение» - 1987г
8. Пантелеева Л.В., Каменов Е., Станоевич–Кастори М. Художественный труд – Москва «Просвещение» 1987г 9. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №3 2004г. 10. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», №2 2005г. 26