"Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Автор: Пучкова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г. Амурск
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Дата публикации: 18.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Амурска Амурского района Хабаровского края
Обобщение опыта по теме:

«Гражданско-правовое воспитание

младших школьников

через урочную и внеурочную деятельность»

Пучкова Анна Николаевна

учитель начальных классов
2
Содержание Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность…………………………………………………………...4 Классный час «Я – маленький гражданин России»………………………………9 Внеклассное мероприятие «Я – гражданин России»……………………………11 Праздничная программа «Православные традиции русского народа. Рождество»………………………………………………………………………….14 Час общения «Друзья мои! Прекрасен наш союз!», посвященный Дню народного единства………………………………………………………………..17 Классный час «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»………………………..19 Урок открытия новых знаний (фрагмент)………………………………………..23 Литература………………………………………………………………………….27 3
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти Плутарх В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности. В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школь ников, должны решаться следующие задачи: 1. воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость; 2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; 3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; 4. формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; 5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»; 6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно- исторических традиций родного села, города, других народов Основной целью гражданского и право вого воспитания школьников является формирова ние правосознания и правовой культу ры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма. Понятия нравственности и гражданственности в аспекте воспитания детей младшего школьного возраста можно представить в виде взаимосвязи, отражающей основные направления воспитания обучающихся. 4
Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания обучающихся. От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско- правового образования граж дан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отно шений, ростом ответственности человека за свою судьбу. Гражданско-правовое образование предполагает созда ние системы обучения и воспитания, направ ленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки. Однако правовая культура не ограничивает ся лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включа ет в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребе нок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных цен ностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведе ния других людей с позиций добра и зла. Обла дание правовыми знаниями способствует накоп лению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Становление гуманистических ценност ных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:  чувство собственного достоинства, уважение к себе;  требовательность к себе, ответственность;  отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;  протест против любых проявлений наси лия, стремление защитить свою честь;  жизнестойкость, уверенность в себе;  самообладание при промахе, ошибке;  умение не падать духом при неудачах;  умение радоваться жизни; 5
 вера в добро, в справедливость. Нравственные и правовые предписания очень тесно взаимосвязаны, однако правовые нормы обладают своей спецификой, их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие. Знакомство обучающихся с правовыми норма ми позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение систе мы прав, предоставляемых гражданам, спо собствует развитию чувства собственного до стоинства, а изучение обязанностей - форми рованию ответственности. Ознакомление с си стемой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле. Угроза наказания (непосред ственного или обращенного на родителей) мо жет стать немаловажным фактором преду преждения совершения детьми общественно опасных действий. Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практичес кую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. Сегодня школа обязана обучать пра вовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель дол жен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпи мость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индиви дуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов. Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения. Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота. Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста. Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье: В нём и совесть, и честь, И родного народа признанье. Т. Абдрахманова При осуществлении гражданско-правового воспитания необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы при этом будут являться: 1. уроки мужества, 2. классные часы, 3. экскурсии в музеи, 4. анкетирования, 5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества», 6. часы общения, 6
7. внеклассные мероприятия, 8. конкурсы. Эти формы работы направлены на полноценное изуче ние таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен ность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др. В классе могут быть проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России» и другие, викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «История родного села». Интерес у обучающихся и их родителей вызывают и наглядно- информационные формы работы: выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотоальбом «Счастливое мгновенье» Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию необходимо формировать у обучающихся первоначальные представления о родном селе, городе, крае, о России, знакомить с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», «государственные символы: герб, флаг, гимн», «конституция». На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начиная знакомство детей с малой родиной – селом и городом, где они живут, необходимо постепенно подводить их к пониманию того, что их село и город - часть большой страны, а они, дети, – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности. На классном часе «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям разъясняются понятия «права», «обязанности». Школьники, как граждане России, имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе. Отличительной чертой системы работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу обучающихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор. 7
Огромное значение для достижения положительных результатов по воспитанию достойных граждан страны имеет то, что в школе есть Музей боевой и трудовой славы. Дети имеют возможность общаться с ветеранами Великой Отечественной войны, работниками тыла. Понимают, что их с каждым годом становится все меньше и меньше. На уроках и внеклассных мероприятиях у обучающихся формируется уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к взрослым, с которыми они общаются, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга. Работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы: 1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; 2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; 3. способен к сознательному управлению своим поведением; 4. гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества; 5. уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Классный час «Я – маленький гражданин России»

Задачи:
 познакомить обучающихся с понятиями: государство, гражданин, конституция;  формировать у обучающихся понятие о государственных символах России: гербе, флаге, гимне;  развивать у обучающихся интерес к истории России;  создавать условия для формирования у обучающихся чувства гордости за свою страну. 8

Ход классного часа

1. Звучит песня «С чего начинается Родина».
- Действительно, а с чего, по-вашему, начинается родина? - Как вы думаете, что стоит за этим емким словом «Родина»? - Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живешь со своими родственниками, со своими друзьями. - Как называется то место, где вы родились, где вы росли? - В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Из множества таких уголков и состоит наша общая, великая родина.
2. Чтение обучающимися стихотворений о Родине.
- А как называется наша Родина? - Посмотрите на карту, наша Родина велика, так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда на Московских часах 3 часа дня, то на Камчатке полночь. - Какой город является столицей нашей необъятной Родины? - А как вы думаете, почему нашу Родину называют необъятной? - Действительно, если пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и жаркие пустыни, холодную тундру и вольные степи.
3. Чтение стихотворения «Люблю тебя, моя Россия!».

4. Работа над понятиями «Конституция», «права», «обязанности».
- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди, люди разных национальностей. И мы должны уважать людей других национальностей. Об этом записано в самом важном законе нашей страны – в «Конституции Российской Федерации». - А знаете ли вы, что такое Конституция? (основные законы государства, принятые 12 декабря 1993 года). В Конституции записано, что все взрослые имеют права и обязанности. Например: право выбирать главу государства, право на труд и т.д.. - А вы, как маленькие граждане России, какие имеете права и обязанности? (право на образование).
5. Работа над понятиями «символы государства».
- А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к символам государства. А вы, знаете, что такое символы? (условные знаки или изображения) - Они отражают историю государства и его народа. К государственным символам относятся государственный флаг, герб, гимн. - Кто может описать флаг РФ? Герб РФ? Кто из вас знает Гимн РФ? (звучит музыка, желающие исполняют гимн) 9
- Неправда ли, торжественная музыка и красивые слова?
6. Игровые упражнения.

1) Составьте слова из слова (конституция).
КОНСТИТУЦИЯ Кон Нитки Сутки Кости Кино Утки Ток Нос Тик Сок Сон Кит Сито Цинк Стук
2) Запишите ассоциации со словом Россия (
леса, поля реки, родители, Москва, отчизна, родина, Ильинка).
3) Закончите пословицы
а) если народ един, он….(непобедим). б) как аукнется, так и ….(откликнется). в) человек без Родины, что соловей…(без песни, голоса).
7. Чтение стихотворения А.Прокофьева «Нет на свете Родины милее».



8. Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. За каждый правильный ответ – жетон. 1. Как называется наша страна? 2. Как называют людей, живущих в нашей стране? 3. Что такое символы? 4. Какие символы государства вы знаете? 5. Как называют основной закон государства?
Внеклассное мероприятие «Я – гражданин России»

Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся о правах человека в обществе. 2. Создать условия для формирования у обучающихся идеального образа гражданско-правовых отношений. 3. Развивать у обучающихся интерес к истории России. 4. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за свою страну.
Ход внеклассного мероприятия
10
- Н.Некрасов в одном из своих стихотворений писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». - А что значит быть гражданином? (Ощущать свою связь, с каким-то определенным государством, признавать его своим, жить по законам этого государства. Пользоваться его защитой. Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.) - Вы являетесь гражданами большой страны - Российской Федерации. - Ребята, прочитайте слова, записанные на доске. (
Ребята, давайте жить

дружно!)
- Кому из мультипликационных героев принадлежат данные слова? (коту Леопольду) - А как вы понимаете данные слова? - Оказывается, о том, что все люди, независимо от их национальности и вероисповедания, должны жить дружно, в мире и согласии, записано в Конституции РФ. - А кто из вас знает, что такое Конституция? ( Основной закон государства, где записаны права и обязанности всех граждан) - А когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 года) - Ребята, а вы как граждане России какие имеете права и обязанности? (учиться в школе, получать образование, становиться достойными гражданами своей Родины) - Давайте проверим, знаете ли вы права человека и умеете их различать. (демонстрируются картинки с изображением ситуаций, дети, работая в группах, выбирают правильный ответ) - Назовите права, которые нарушены в сказках: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «Приключение Чипполино», «Лягушка-путешественница», «По щучьему велению», «Теремок», «Сказка о мертвой царевне». - Каждый человек должен знать свои права и уметь их отстаивать и защищать. - А кто знает, в каком документе записаны права ребенка? ( Декларация прав человека)
Сценка.
Красная Шапочка идет по лесу, к ней подбегает волк. - Красная шапочка, я тебя съем. Иди сюда поближе (берет ее за шиворот). Красная шапочка испуганно кричит: - Ой, ой, волк! Помогите, спасите! Не ешь меня, пожалуйста, волк! 11
Волк: - Ха, пожалуйста, вот еще чего! Это слово не для меня! Конечно, съем! Учитель: - Нет, ты ее не съешь! Волк: - Это еще почему? Учитель: - Да потому, что она не зайчик, а человек! - Дети, какое самое главное право хотел нарушить волк в сказке? (право на жизнь)
Работа в группах.
- Ребята, давайте определим, какие права еще имеет ребенок. Для этого вам необходимо разделиться на группы, прочитать по ролям указанный отрывок, а затем представить его всему классу. Ребята, послушав фрагмент произведения, должны будут сказать его название и указать, какое право ребенка в нем нарушено. 
Каждая группа читает отрывок из известной сказки:
1. Г-Х. Андерсен «Дюймовочка» (право на свободу и личную неприкосновенность). 2. Ш.Перро «Золушка» (право на свободу и защиту от эксплуатации) 3. А. Толстой «Приключения Буратино» (право на образование) 4. Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок» ( право любого ребенка на достойную жизнь) 5. А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» ( право на регистрацию и имя) - Назовите 7 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок. 1. право на жизнь 2. право на образование 3. право на свободу 4. право на личную неприкосновенность 5. право на неприкосновенность жилища 6. право на защиту от эксплуатации 7. право общаться с обоими родителями - Нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы права человека. Поэтому, прочитав какое-либо произведение или посмотрев какой-либо фильм, поразмышляйте о нарушении или о торжестве прав человека. Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защищать слабого от несправедливости, значит в мире будет больше справедливости и все будут жить дружно. 12

Праздничная программа «Православные традиции русского народа.

Рождество»



Задачи:
1. Формировать у обучающихся понятие о православных традициях русского народа, о смысле праздника «Рождество» и особенностях его празднования. 2. Развивать у обучающихся интерес культуре России, ее традициям и обычаям. 3. Создавать условия для воспитания у обучающихся уважительного отношения к культуре своего народа, его традициям и обычаям.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, родители! Здравствуйте, ребята! 13
Сегодня у нас необычное мероприятие. Почему необычное? Да потому что мы с вами сегодня узнаем о православных традициях русского народа. Вы готовы слушать, смотреть и принимать участие в нашем празднике? Спасибо! Тогда усаживайтесь поудобнее. - Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказывать начну! - В старые времена на Руси люди особо относились к православным праздникам готовились к ним заранее: соблюдали пост, ходили в церковь, добрее становились друг к другу, прощали обиды. - А знаете ли вы, какой праздник отмечает наш народ 7 января? (Рождество Христово) - Кого славит народ в этот светлый праздник?( Иисуса Христа)
Сценка
Внук: - Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым? Бабуля: А потому, душа моя, что явился в этот мир младенец Иисус. Родился он в пещере скромной, Пришел он, чтобы мир спасти. Он и есть спаситель мира. Весь православный люд отмечает этот праздник светлый. Внук: - Бабуленька, ну почему же, я не могу увидеть Бога среди небесного чертога. Бабуля: А он, душа моя, во всем, во всем, что окружает нас: и когда мы молитву читаем, то каждый раз у бога мы бываем. Внук: Ах, бабушка, какой это чудесный праздник Рождество Христово!
Дети читают стихи.
1. Праздник великий настал уже снова, Всюду веселье, пиры, торжество Вспомни, какое поведал он слово Тот, чье празднуем мы рождество. 2. Если в этот день на время Вспомнит, кто-нибудь, из нас про младенца в Вифлееме Чудо – радостный рассказ. 3. И в душе светло и жутко Словно кто-то ходит там, Это сам Христос малютка постучался в сердце к нам. 14
4. Я смотрю на небес высоту И на божью вокруг красоту, Вижу, как просыпается мир, И как будто, в природе пир!
Сценка
Внучка: Бабуля, а почему в этот день принято наряжать елку, а не какое-то другое дерево? Бабушка: Ох, внучка, это целая история, Я поведаю тебе ее, Мне ее рассказала моя бабушка. Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и пронесли подарки. У кого что было. Яблоня – яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орехи – орешник. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась. - Что же ты стоишь в отдалении и не поздравишь младенца? - Я ведь колючая и боюсь уколоть маленького, - ответила она. - Ах ты, добрая, печальная елочка. За это наградил ее младенец и сделал так, что в этот день украшают елку яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками. - В деревне сохранились обычаи, предания и приметы праздника, старинные, а иногда и древние. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережет все, что жизнь накопила, всю мудрость народа. В ночь перед Рождеством, в сочельник, хозяева подворья старались быть особенно добрыми не только друг к другу, но и к домашним животным. Они в эту ночь забирали в дом маленьких животных и старались их обмыть, накормить, приласкать. - А какой веселый обряд празднования Рождества дошел до наших дней? - Что значит колядование? (Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки) - Что такое колядки? (Народные песенки про Рождество) - А вы знаете колядки?
Дети поют колядки.
После колядования, набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу ужинать. После ужина начинались игры, хороводы, частушки.
Дети поют частушки.
- Не забывали крестьяне и о зиме. Это она им несла отдых после всех полевых работ, которые они выполняли с весны до поздней осени. А как радовались ребята первому снегу. 15

Дети читают стихи о зиме.
- Вот и подошел наш праздник к концу. Ребята, несите в ваши семьи огоньки добра и любви и берегите их, старайтесь зажечь их в сердцах окружающих вас людей.
Час общения «Друзья мои! Прекрасен наш союз!»,

посвященный Дню народного единства

Задачи:
1. Формировать у обучающихся понятие о разнообразной союзной деятельности, о том, какие разносторонние интересы могут объединять людей 2. Помочь обучающимся осознать то, что у них есть право на свое видение и понимание мира. 3. Создавать условия для воспитания чувства уважения к мнению и позиции другого человека.
Ход мероприятия
В селе Ильинка, на улице Ковригина, К дороге близ совсем, Стоит любимая школа, Известная в округе всем. 16
Именно сюда уже много лет мы приходим каждый день… Осенью, зимой, весной…. Улыбки ребят, затеи и проказы мальчишек, нежная и легкая радость девочек… И вот.… Стихает шум, звенит звонок веселый, Гул голосов тихонько тает…. Союз друзей передо мной В своей красе сияет… - Союз друзей, отличная мысль! А.С. Пушкин когда-то вдохновенно воскликнул: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!». Но какой смысл вкладывал поэт в короткое слово «союз»? Оно определяется как единение, связь, объединение, соглашение для совместных действий. - Ребята, а зачем нам нужно единение, соглашение друг с другом? (для того, чтобы думать, мечтать, творить, учиться)! - Единение - это еще и поиск направления истины, научное направление, общество по интересам. Например, «Общество защиты природы», «Общество рыболовов», «Общество любителей шахмат». В более широком смысле «общество» - это … (все люди, проживающие на нашей планете, объединенные общими интересами) - Мы живем в 21 веке, нас объединяет общая история развития. Но самое главное, что объединяет всех людей в одно общество сегодня – одна общая цель, один общий интерес: сохранить нашу Землю, сделать жизнь на планете счастливой и безопасной. В конфликте нельзя победить, нужно научиться договариваться друг с другом. - 4 ноября в нашей стране отмечается особый праздник - День народного единства. Как появился этот праздник? Какова история его возникновения?.
Рассказ об ополчении Минина и Пожарского.
- Объединить людей могут разные общие дела – защита Отечества от неприятеля, интерес к спорту или науке, выполнение полезного дела. - Давайте и мы с вами сегодня попробуем объединиться и проведем состязание сообразительных и догадливых. 1. Слово в слове. Съешь сочный плод и познакомься с великаном БУКОДЯЛБО. (яблоко) Сшей красивую старинную одежду, поклонись красавице САБЕРЗНАФАЙА. (сарафан) А здесь спряталось корабельное дерево и хлебный злак СРОСЬЖОНА. (сосна) 2.Свойства растений. Дуб – (могучий, сильный, мужественный, умный) Береза – (белая, верная, ранимая, символичная) Сосна – (мечтательная, высокая, выносливая) 3.Мой выбор. 17
-А с каким деревом ты ассоциируешь себя, почему? 4. Закончи пословицу. Не спеши языком……(торопись делом) Сам пропадай, а ……(товарища выручай) С кем поведешься, от того и….(наберешься) Труд человека кормит, а лень…(портит) Очень много знать надо ….( мало знать) Глаза страшатся, а ….(руки делают) Ученье свет, а неученее ( тьма) Птица красна пеньем а, человек… ( умением) 5.Деформированное слово. КДОИОКРЛ ( крокодил) ВЮЛЕНТ ( тюлень) НЛОС (слон) ТРОК (крот) ЯНЬСИВ (свинья) - Вот видите, какие вы сообразительные, догадливые и мудрые! Всех вас, ребята, можно объединить в одно общество - «Союз мудрецов». Вы согласны с этим решением? - А как вы думаете, что позволило нам объединиться в одно общество? Какие правила необходимо соблюдать людям, представляющим собой какое-то объединение или общество?
Классный час «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»

Задачи:
1. Формировать у обучающихся понятие об основных положениях Конвенции о правах ребенка; правах и обязанностях детей; 2. Способствовать осознанию обучающимися ответственности за свои права; 3. Формировать у обучающихся положительное отношение к правам других.
Ход классного часа
Начинаем классный час, Речь пойдёт сейчас о нас. Постарайтесь всё понять, Что–то новое узнать - Проблема защиты детства чрезвычайно остра в современном мире. Как вы думаете, от кого надо защищать детей? - В США, в городе Нью-Йорке, высится 39-этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие 18
поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180. В 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребёнка. - Почему возникла необходимость в принятии данного документа? - Вот несколько фактов из брошюры ООН №Права человека. Изложение фактов №10»:  покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;  120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;  ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало этот документ. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
На доске записываются слова: Конвенция, права
. - Подумайте и запишите 6 прав, которыми по вашему мнению, должен обладать ребёнок. - В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства всех государств должны издавать такие законы, по которым все дети их стран должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:  Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.  Дети имеют право свободно выражать своё мнение.  Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.  Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.  Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.  Ребёнок имеет право на образование.  Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.  Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.  Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного 19
вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. - Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет. - Обсудите в группах и попробуйте доказать, какие положения Конвенции о правах ребенка не в полном объеме выполняются в нашей стране. (Обсуждение и выступление детей) - Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений взрослых: «Я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых. Давайте поразмышляем и попробуем найти ответы на следующие вопросы: - Можно ли не допускать ссор между взрослыми и детьми? - В чём причины конфликтов между взрослыми и детьми?
Сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает сын Петя. Петя: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Петя: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Петя: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: - Помой посуду, сынок. Петя: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Петя: - Это проявление жестокости, папа. 20
- Найдите ошибки в поведении членов семьи. - Имеет ли право ребёнок 1) от чего-то отказаться, 2) получить то, что хочет?
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»
Право на жизнь Золушка Колобок Кот в сапогах Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок Право на свободный труд Золушка Красная Шапочка Балда Право на свободу вступление в брак Золушка Дюймовочка Алёнушка Право на владение личным имуществом Красная Шапочка Буратино Баба Яга
Игра «Реши анаграммы!»
Н О К Е В Н И Ц Я Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
Игра «Дай ответ!»
Кто является ответственным за обеспечение прав детей? Какие основные права вам известны? В каком международном документе записаны права детей? Назови положения Конвенции о правах ребенка? В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей? - Наше государство провозглашает всех людей равными перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликтов между родителями и детьми. Целью Конвенции о правах ребёнка является защита детей от произвола взрослых. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, с семьи, со школы. 21

Литература
1. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» /[Текст] // - Начальная школа. – 2002. - № 3. 2. Гражданское воспитание/ [Текст] //Начальная школа. – 2002. - № 7. 3. Элиасберг, Н. И. Я и мой мир/ [Текст] //Н. И. Элиасберг. - Начальная школа.- 1999. - №1. 4. Илюхина, Г. Е. Школьная толерантность и правовая культура/[Текст] //Г.Е. Илюхина. - Начальная школа. – 2007 - №5. 5. Яковлев, Ю. Ваши права, дети/ [Текст]/ Ю.Яковлев. – Москва: «Международные отношения», 1992. 6. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание/ [Текст]/ И.А. Пашкович. Волгоград: издательство «Учитель», 2006. 7. Лавренкова, И.Н. Деятельностный подход в системе воспитательной работы/ [Текст] // И. Н. Лавренкова. – Завуч. – 2006. - № 3. 8. Рябинена, И.Г. Организация воспитательной работы в начальной школе / [Текст] // И.Г. Рябинена. – Завуч. – 2006. - № 1. 22