Автор: Гордеева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ "Республиканский дом ребёнка специализированный" филиал "Набережно-Челнинский дом ребёнка специализированный"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение дидактических игр в развитии ребёнка"
Государственное автономное учреждение здравоохранения
«Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно-
Челнинский дом ребёнка специализированный»
Статья:
«Значение дидактических игр в развитии ребёнка»
Подготовила:
Гордеева Татьяна Николаевна -
воспитатель
первой квалификационной категорий
Набережные Челны, 2015
Значение дидактических игр в развитии ребёнка
Начиная, с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя
всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают
важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об
окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные
признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также
устанавливать простейшие взаимосвязи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение
к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира,
систематизирует и углубляет знания. Многие дидактические игры направлены
на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. С помощью дидактических
игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать
полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной
задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально
использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях.
Активность детского мышления является главной предпосылкой
сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний,
установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры
развивают сенсорные способности у детей. Процессы ощущения и восприятия
лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей:
- пополняется и активизируется словарь
- формируется правильное звукопроизношение
- развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли
Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей
составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и
общественной жизни.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в
неразрывной связи.
В игре развивается способность аргументировать свои утверждения,
доводы.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Она тесно связана с программой занятий. Всё остальные элементы подчинены
этой задаче и обеспечивают её выполнение. Большая роль в дидактической игре
принадлежит правилам. Правила помогают развивать у детей способности
торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте).
Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на
занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают
повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более
глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых
развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что так же благоприятно
сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к
письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух
видах:
- игры-занятия;
- дидактические игры.
Игры-занятия – ведущая роль принадлежит воспитателю, который для
повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые
приёмы, создаёт игровую ситуацию.
Дидактические игры – воспитатель одновременно является и учителем, и
участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как
дидактические игры для малышей позволяют не только узнать что-то новое, но
и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут
основой дальнейшего успешного обучения.
Решая, несложные развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться
своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог
успешного развития!
Использованная литература:
1.
А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.
2.
И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009.
3.
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч,
2012.