"Значение дидактических игр в развитии ребёнка"

Автор: Гордеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ "Республиканский дом ребёнка специализированный" филиал "Набережно-Челнинский дом ребёнка специализированный"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение дидактических игр в развитии ребёнка"
Дата публикации: 09.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно- Челнинский дом ребёнка специализированный» Статья:
«Значение дидактических игр в развитии ребёнка»
Подготовила:
Гордеева Татьяна Николаевна -
воспитатель первой квалификационной категорий Набережные Челны, 2015

Значение дидактических игр в развитии ребёнка
Начиная, с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Содержания дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают сенсорные способности у детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Дидактические игры развивают речь детей: - пополняется и активизируется словарь - формируется правильное звукопроизношение - развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Всё остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают
повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что так же благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: - игры-занятия; - дидактические игры. Игры-занятия – ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию. Дидактические игры – воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для малышей позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая, несложные развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития! Использованная литература: 1. А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. 2. И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009. 3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012.