Автор: Прокопьева Надежда Павловна Должность: учитель начальный классов
Учебное заведение: МБОУ "Чуваштимяшская СОШ"Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка праздника
Тема: "Поговорим о дружбе"
" Поговорим о дружбе"
Цель: учить детей ценить дружбу
.
Задачи:
1.Выявить представления детей о том, что такое дружба.
2.Определить, каким должен быть настоящий друг;
3. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе
совместной деятельности учащихся.
4. Развивать умения детей общаться, вести рассуждение.
5. Учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме
классного часа. Ход диспута.
1. Организационный момент.
Кл. руковод: Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Думаю, что к теме
нашего занятия подойдет эта всем известная песня. Давайте вместе споем песню “Настоящий
друг” и подумаем, о чем мы будем говорить на нашем занятии. Слайд 1
(Звучит фонограмма песни “Настоящий друг”. Дети поют. У каждого листок со словами
песни).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Кл. руковод.: О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего занятия?
Правильно, сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Выясним, каким должен быть настоящий
друг, постараемся сформулировать правила дружбы.
Слайд 2
-Как вы думаете, кто такой друг?
Друг - это тот, кто…
( Ребята по очереди высказываются, кто такой, по их мнению, друг, и кого они считают
своими друзьями.) Слайд 3
Друг - это:
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней;
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет
плохо.
Кл. руковод.: О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели,
философы и ученые.
Классный руководитель: Слайд 4
Философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом
Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты
дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его
интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе
друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не
находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно
самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место
пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть
настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Дружба – дело нелегкое. Нужно быть
искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.
2.Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Детям предлагается рассказ).
«Диму пригласил его любимый друг Артём на день рождения. Дима очень обрадовался, но тут же
огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый
лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного.
Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?». (Дети высказывают свою точку
зрения , высказывания анализируются).
Кл руковод.: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба.
3. Чтение стихотворения А. Барто «Требуется друг» Слайд 5
Кл.руковод.:
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”. Подумайте, почему героине
стихотворения было сложно найти друга?
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки и характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки, как сестрички мы почти,
Мы как две голубки из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, буду знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг…
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».
А. Барто
4.Беседа по прочитанному наизусть стихотворению.
Кл.руковод: Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
Дети: Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.
- А сейчас нам девочки споют песню «Три подружки»
5. Чтение рассказа И. Турчина «Дружба».
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.
- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных?
- Давай, согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину.
-Пожар! Пожар! — кричит.
Подбежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Серёжа заслонил машину от ребят.
-Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Серёжа.
- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.
- Давай, - согласился Боря.
Стали они играть. Пришёл Вася.
-И меня примите.
- Не примем, - сказал Серёжа.
- Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
-То - вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори
паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
1. Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю?
2.Умеет ли Серёжа дружить?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то
заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”.
Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это
выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
6. Обсуждение понятий «друг», «приятель», «товарищ». Слайды 6,7,8
Кл. руковод.: Вы часто слышите слова «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Эти понятия
очень близки друг другу, но все же различаются.
Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”.
Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный руководитель: Выслушав ваши ответы, я поняла, что некоторые плохо понимают
смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ»,
«знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы
их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Учитель читает
начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать … знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы
скажете … приятель .
Об однокласснике, с которым за несколько лет съеден пуд соли, скажете … товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.
Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга
найти, но очень легко потерять.
Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Обратите внимание на пословицы:
Каждой группе даётся начало пословицы, а вам надо найти её продолжение. И соединить
стрелочкой начало и конец пословицы. Чья команда выполнила, поднимают руки.
Слайд 11:
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Молодцы ребята, вы сумели договориться и справились с заданием, вы увидели, как хорошо
работать в команде, коллективе.
Но в коллективе можно делать не только учебную работу, но и отдыхать, веселиться проводить
вместе время, ходить в походы. И об этом наша песенка. А сейчас все дружно встали, немножко
отдохнем.
7. Принятие законов дружбы. Слайд 12
Кл. руковод.
:
1
.
Как вы думаете, почему распадается дружба?
2.По каким причинам это происходит чаще всего?
3. Как сохранить дружбу?
Кл. руковод.
:
Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось,
что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том,
что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены 10 законов дружбы.
Слайд 13-15
1. Доверять другу;
2.Делиться успехами или неудачами;
3.Уметь хранить чужие тайны;
4.Радоваться вместе с другом его успехам;
5.Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6.Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
7.Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об
этом наедине);
8.Защищать друга;
9.Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя;
10.Всегда выполнять свои обещания.
- Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
8. Составление портрета настоящего друга из качеств. Слайд 8:
Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где
герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен
обладать настоящий друг? Сейчас мы с вами составим портрет настоящего друга. У вас на столах
лежат слова, указывающие качества характера человека, а вы должны найти положительные
качества настоящего друга , если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы их
оставляете, если не подходят откладываете в сторонку.
1. честность
враньё
2. доброта
3. верность
грубость
4. взаимовыручка
предательство
драчливость
5. справедливость
задиристость;
6. ответственность
7. сострадание.
9. Коллективная работа «Собери цветок дружбы».
На уроках чтения мы с вами говорили о произведении Валентина Катаева «Цветик-семицветик»,
где у девочки был волшебный цветок, каждый лепесток исполнял её желания. Девочка отрывала
лепесток и загадывала желание. И первые 6 лепестков она потратила на выполнение своих
желаний. А вот последним лепестком она помогла вернуть здоровье больному мальчику.
Можно девочку назвать настоящим другом?
Правильно, ребята. В лице мальчика она приобрела друга и пожертвовала своим желанием ради
его здоровья и была счастлива, что смогла помочь ему.
А сейчас мы с вами сделаем свой цветок – цветок дружбы.
- Ребята, а как бы вы поступили, если у вас был такой волшебный цветок. Вот представьте, что у
каждого из вас есть один единственный лепесток, какое желание вы бы загадали. Свои пожелания
напишите на лепесточках.
- Посмотрите, ребята какой красивый и волшебный цветок получился у нас. – Вам нравиться?
10. Вывод
Кл. руковод.: Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на
месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям?
Слайд 19:
Запомните!
Дружба – крепкая верёвка.
И если раз её порвёшь,
Всё равно не свяжешь ловко,
Узел в ней всегда найдёшь.
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал
боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили
искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это.
Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер
не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни!
И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас
ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав,
всякий будет с тобой.
11.Итог мероприятия.
Наше занятие подошло к концу. А дружба между вами пусть живёт вечно!
Литература.
Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко «Внеклассные мероприятия в начальной школе». Москва, Вако. 2004
год.
С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе». ТЦ «Учитель»,
Воронеж. 2004 год.
Л.В. Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков».
Педагогическое общество России, Москва, 2007 год.
Человек без друзей, что дерево
без корней.
Нет друга - ищи, а нашел –
береги.
Дружба как стекло: разобьешь–
не сложишь.
Друзья познаются
в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто
друзей.