Напоминание

"Поговорим о дружбе"

Автор: Прокопьева Надежда Павловна
Должность: учитель начальный классов
Учебное заведение: МБОУ "Чуваштимяшская СОШ"Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка праздника
Тема: "Поговорим о дружбе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

" Поговорим о дружбе"
Цель:
учить детей ценить дружбу .
Задачи:
1.Выявить представления детей о том, что такое дружба. 2.Определить, каким должен быть настоящий друг; 3. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности учащихся. 4. Развивать умения детей общаться, вести рассуждение. 5. Учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Оборудование:
выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление. Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.
Ход диспута.

1. Организационный момент.

Кл. руковод:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Думаю, что к теме нашего занятия подойдет эта всем известная песня. Давайте вместе споем песню “Настоящий друг” и подумаем, о чем мы будем говорить на нашем занятии. Слайд 1 (Звучит фонограмма песни “Настоящий друг”. Дети поют. У каждого листок со словами песни). Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой" - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг. Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Кл. руковод.:
О чем мы будем говорить сегодня? Какова тема нашего занятия?
Правильно, сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Выясним, каким должен быть настоящий друг, постараемся сформулировать правила дружбы. Слайд 2 -Как вы думаете, кто такой друг? Друг - это тот, кто… ( Ребята по очереди высказываются, кто такой, по их мнению, друг, и кого они считают своими друзьями.) Слайд 3 Друг - это: - любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней; - мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; - школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; - старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Кл. руковод.:
О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили поэты и писатели, философы и ученые.
Классный руководитель:
Слайд 4 Философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Дружба – дело нелегкое. Нужно быть искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.
2.Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Детям предлагается рассказ). «Диму пригласил его любимый друг Артём на день рождения. Дима очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?». (Дети высказывают свою точку зрения , высказывания анализируются).
Кл руковод.:
Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба.
3. Чтение стихотворения А. Барто «Требуется друг»
Слайд 5
Кл.руковод.:
Послушайте стихотворение
А. Барто “Требуется друг”.
Подумайте, почему героине стихотворения было сложно найти друга? Все живут, не тужат, а со мной не дружат! Бант у Кати расписной, красные колготки и характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной, мы же одногодки, как сестрички мы почти, Мы как две голубки из одной скорлупки». Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти другу на уступки». Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!» Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер, и девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, буду знаменита. Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать». А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг… Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг». А. Барто
4.Беседа по прочитанному наизусть стихотворению.

Кл.руковод:
Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
Дети:
Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают. - А сейчас нам девочки споют песню «Три подружки»
5. Чтение рассказа И. Турчина «Дружба».
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа. - Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных? - Давай, согласился Вася. Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину. -Пожар! Пожар! — кричит. Подбежали другие ребята. - Мы тоже пожарные! Серёжа заслонил машину от ребят. -Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Серёжа. - Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов. - Давай, - согласился Боря. Стали они играть. Пришёл Вася. -И меня примите. - Не примем, - сказал Серёжа. - Почему? - удивился Вася. - Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил. -То - вчера, - сказал Серёжа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
1. Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю? 2.Умеет ли Серёжа дружить? Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
6. Обсуждение понятий «друг», «приятель», «товарищ».
Слайды 6,7,8
Кл. руковод.:
Вы часто слышите слова «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”.
Возможные ответы:
Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»

Классный руководитель:
Выслушав ваши ответы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг) А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать
… знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете
… приятель
. Об однокласснике, с которым за несколько лет съеден пуд соли, скажете
… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете…
друг.

Классный руководитель:
Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы: Каждой группе даётся начало пословицы, а вам надо найти её продолжение. И соединить стрелочкой начало и конец пословицы. Чья команда выполнила, поднимают руки. Слайд 11: Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь. Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Молодцы ребята, вы сумели договориться и справились с заданием, вы увидели, как хорошо работать в команде, коллективе. Но в коллективе можно делать не только учебную работу, но и отдыхать, веселиться проводить вместе время, ходить в походы. И об этом наша песенка. А сейчас все дружно встали, немножко отдохнем.
7. Принятие законов дружбы.
Слайд 12
Кл. руковод.

:
1
.
Как вы думаете, почему распадается дружба? 2.По каким причинам это происходит чаще всего? 3. Как сохранить дружбу?
Кл. руковод.

:
Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены
10 законов
дружбы. Слайд 13-15 1. Доверять другу; 2.Делиться успехами или неудачами; 3.Уметь хранить чужие тайны; 4.Радоваться вместе с другом его успехам; 5.Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи; 6.Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций; 7.Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине); 8.Защищать друга; 9.Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя; 10.Всегда выполнять свои обещания. - Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении
«Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать… Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда? Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы? Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год... Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных. Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.
8. Составление портрета настоящего друга из качеств.
Слайд 8: Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг? Сейчас мы с вами составим портрет настоящего друга. У вас на столах лежат слова, указывающие качества характера человека, а вы должны найти положительные качества настоящего друга , если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы их оставляете, если не подходят откладываете в сторонку.
1. честность враньё 2. доброта 3. верность грубость 4. взаимовыручка предательство драчливость 5. справедливость задиристость; 6. ответственность 7. сострадание.
9. Коллективная работа «Собери цветок дружбы».
На уроках чтения мы с вами говорили о произведении Валентина Катаева «Цветик-семицветик», где у девочки был волшебный цветок, каждый лепесток исполнял её желания. Девочка отрывала лепесток и загадывала желание. И первые 6 лепестков она потратила на выполнение своих желаний. А вот последним лепестком она помогла вернуть здоровье больному мальчику. Можно девочку назвать настоящим другом? Правильно, ребята. В лице мальчика она приобрела друга и пожертвовала своим желанием ради его здоровья и была счастлива, что смогла помочь ему. А сейчас мы с вами сделаем свой цветок – цветок дружбы. - Ребята, а как бы вы поступили, если у вас был такой волшебный цветок. Вот представьте, что у каждого из вас есть один единственный лепесток, какое желание вы бы загадали. Свои пожелания напишите на лепесточках. - Посмотрите, ребята какой красивый и волшебный цветок получился у нас. – Вам нравиться?
10. Вывод

Кл. руковод.:
Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям? Слайд 19: Запомните! Дружба – крепкая верёвка. И если раз её порвёшь, Всё равно не свяжешь ловко, Узел в ней всегда найдёшь. Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. Послушайте притчу о дружбе: Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. 11.Итог мероприятия. Наше занятие подошло к концу. А дружба между вами пусть живёт вечно! Литература. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко «Внеклассные мероприятия в начальной школе». Москва, Вако. 2004 год. С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе». ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004 год. Л.В. Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». Педагогическое общество России, Москва, 2007 год. Человек без друзей, что дерево
без корней. Нет друга - ищи, а нашел – береги. Дружба как стекло: разобьешь– не сложишь. Друзья познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.