"Притяжательные имена прилагательные"

Автор: Сорокина Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чуваштимяшская СОШ"Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Притяжательные имена прилагательные"
Дата публикации: 19.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока на тему «Притяжательные имена прилагательные»

Русский язык, 6 класс
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Давайте улыбнемся друг другу и с этой приятной нотки начнем наш урок.
Слайд 1.
-Ребята, прочитайте предложение. Какие слова в нем выделены? Назовите их. На какие вопросы они отвечают и что обозначают? Какой частью речи они являются?
Слайд 2.
-Повторим изученное. 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Как изменяется имя прилагательное? 4) Как определить род, число, падеж прилагательного? 5) Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении ? (Ответы учащихся)
Слайд 3.
-Ребята, давайте определим разряд этих прилагательных. Есть в предложении качественное прилагательное? Назовите его (Ответ учащихся) -По каким признакам мы определяем качественные прилагательные? (Ответы учащихся) -Есть ли в предложении относительное прилагательное? Докажите, что это действительно относительное прилагательное.(Обозначают такой признак, который указывает на отношение предмета к чему-нибудь, например к материалу, месту, времени… Не имеет степеней сравнения, не сочетается с наречием, не образует уменьшительно-ласкательную форму) -Назовите оставшееся прилагательное. Подходят ли к нему признаки качественных и относительных прилагательных. -Прилагательное заячьи нового разряда. Произнесите это прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставьте вопрос - Следы (чьи?) заячьи -Подумайте, что обозначает это прилагательное? -Принадлежность. Оно обозначает, что что-то кому-то принадлежит, притягивается к кому-то. -Попробуйте дать название новому разряду прилагательного (Притяжательное) А теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока
Слайд 4.

-Тема урока: Притяжательные имена прилагательные. Исходя из темы урока, какие цели мы должны поставить перед собой? Цели урока: 1. Познакомиться с притяжательными именами прилагательными; 2. Научиться отличать притяжательные, качественные и относительные имена прилагательные; 3. Развивать навыки самостоятельной работы.
Слайд 5.
-Вернемся к словосочетанию заячьи следы. На какой вопрос отвечает прилагательное в словосочетании – чьи? -Значит, притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос –чей? чья? чье? чьи? Не имеют краткую форму, не сочетаются со словом ОЧЕНЬ, не образуют слов с приставкой НЕ, изменяются по падежам, родам и числам и имеют суффиксы: - ОВ-, ЕВ-, ИН-, ЫН-, ИЙ-.
Слайд 6.
Давайте запишем это предложение в тетрадях, разберем его по членам и охарактеризуем имена прилагательные (разряд, род, число, падеж)
Слайд 7.
А теперь давайте посмотрим, как образуются притяжательные имена прилагательные. ( Чьи это кроссовки? Папины. Чьи лапы роют нору? Лисьи. Чья это будет нора? Лисья )
Слайд 8.
-Выполните в тетрадях задание (От существительных образовать притяжательные прилагательные). Заяц - заячий… Лиса - лисий… Медведь - медвежий… Бабушка - бабушкин… Проверяем (Слайд 9) Физкультминутка
Слайд 10.
-Вам раздали карточки с заданиями. Вы должны расставить имена прилагательные в соответствии с разрядом. Теперь поменяйтесь карточками и проверьте упражнение Относительные Притяжательные Качественные заячий тулупчик заячий хвост заячий характер гусиная кормушка гусиное перо гусиная походка волчья стая волчье логово волчий аппетит
лисья шуба лисья нора лисья хитрость
(слайд 11)
-Ребята, какую особенность вы заметили при выполнении этого задания? -Одно и то же прилагательное встречается в разных словосочетаниях и выступает в разных разрядах -Значит, притяжательные имена прилагательные могут переходить в разряд качественных и относительных. (Слайд 12)
Слайд 13
- А теперь давайте обратимся к 496 упражнению в учебнике (Русский язык 6 класс под ред. С.Д.Ашуровой стр. 191). Прочитаем вслух текст «Мерзни, мерзни, волчий хвост!». -Какие незнакомые слова встретились в тексте? Что обозначает выражение «незадачливый волк» (обращение к словарю)
(Слайд 14)
-Ребята, от какой части речи образованы слова волчий, собачий… (ответ учащихся) -Как вы понимаете значение выражения «собачий холод» ( очень сильный холод ), «по щучьему велению» ( неожиданно, чудом, само собой как по волшебству )(ответы учащихся)
Слайд 15
-Теперь давайте подведем итоги урока. Перечислите разряды имен прилагательных: 1. Качественные прилагательные обозначают: (форму – прямой, размер – широкий, цвет – красный, свойство – прочный, вкус – сладкий, вес – тяжелый, запах – ароматный, температуру - горячий). 2.Относительные прилагательные (обозначают такой признак, который указывает на отношение предмета к чему-нибудь, например, к материалу – серебряная (ложка), к месту – пришкольный , ко времени – зимние, к назначению предмета – речной, к действию – нагревательные (приборы)... 4. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
Слайд 16.
Закрепим наши знания. Найдите лишнее словосочетание и объясните выбор. • Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв орлиный клюв - притяжательное; • Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор строгий директор - качественное; • Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка
лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы; • Оловянный солдатик, собачья будка, деревянный дом, стеклянная ваза. собачья будка – притяжательное.
Слайд 17.
Задание на дом 1. & 59 (выучить правило) 2. Упражнение 496, подготовить пересказ текста 3. Придумать и записать в тетрадях 10 словосочетаний с прилагательными разных разрядов, с некоторыми составить предложения. Спасибо всем за урок! Всего хорошего!
Раздаточные карточки


Расставьте имена прилагательные в соответствии с разрядом.
Заячий тулупчик, заячий хвост, заячий характер, гусиная кормушка, гусиное перо, гусиная походка, волчья стая, волчье логово, волчий аппетит, лисья шуба, лисья нора, лисья хитрость
Относительные

Притяжательные

Качественные


«МЕРЗНИ, МЕРЗНИ, ВОЛЧИЙ ХВОСТ!»
Всем, безусловно, знакомы эти слова из сказки о незадачливом волке, который лишился своего хвоста. Нас здесь должны заинтересовать слова волчий и лисий. К ним можно прибавить бараний, овечий, медвежий, собачий, заячий, коровий и др. Это тоже прилагательные, но особенность их в том, что они отвечают не на вопрос какой?, как все качественные и относительные прилагательные, а на вопрос чей? Это новый разряд прилагательных. Называются они притяжательными, поскольку главное их назначение — указывать на принадлежность лицу или животному. Поэтому они и образуются только от названий животных или лиц. От названий лиц, обозначающих родственные отношения или названия профессий, образуются притяжательные прилагательные: отцов, мамин, папин, дедушкин, сестрин, братнин, бригадиров и т. д. По грамматическим признакам притяжательные прилагательные близки к относительным: они не имеют степеней сравнения, кратких форм, не образуют наречий и т.д. Но есть и свои признаки: они имеют особые суффиксы и особо склоняются. Наиболее известны два фразеологических оборота, содержащих притяжательные прилагательные: собачий холод и по щучьему велению.