"Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе, используя наглядные пособия в рамках ФГОС"

Автор: Терзиян Рузанна Рубеновна
Должность: учитель английского и французского языков
Учебное заведение: МОБУ гимназия №1
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе, используя наглядные пособия в рамках ФГОС"
Дата публикации: 19.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка, используя наглядные пособия в начальной школе в рамках ФГОС» Ход мероприятия. Я - учитель английского языка, влюбленный в свой предмет со школы, сегодня особенно отчетливо осознаю, как велико его значение в жизни каждого современного человека. Еще несколько лет назад английский язык воспринимался всеми как иностранный. Но с течением времени роль английского языка возросла настолько, что теперь он считается во всем мире международным. Чему же учит школа, чему учат учителя иностранного языка в частности? Писать буквы, читать, переводить? Да и этому тоже учит школа. Но самое главное в области обучения иностранным языкам, нужно делать акцент на развитие коммуникативных умений Возникает закономерный вопрос: а насколько наши занятия, наши уроки способствуют формированию данной компетенции, или они просто направлены на запоминание определенного количества страноведческого и грамматического материала, лексического минимума и на дальнейшее его воспроизведение? И что же нужно делать для того, чтобы научиться общаться? Посредством, каких форм и методов я пытаюсь этого добиться? Какой опыт накоплен за годы педагогической практики. Прежде всего, надо иметь в виду, что коммуникация на иностранном языке подразумевает совокупность выученных языковых средств и речевых приемов. В процессе преподавания английского языка в начальных классах возникает ряд вопросов, связанных с решением обозначенной проблемы: отсутствие естественной языковой среды; малое количество часов в
расписании; большая наполняемость учебной группы, а иногда и языковой барьер. Что же делаю я как учитель, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию у учащихся на уроках английского языка. В связи с переходом на ФГОС перед нами учителями стоит важная и более значимая задача, а самое главное, ответственное дело - сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. На начальном этапе изучения языков учащиеся работают с большим интересом. Это объясняется тем, что, приступая к изучению языка, учащиеся представляют, что они сразу же будут на нем разговаривать. Но устные формы работы и напряженный темп в течение 40 минут утомляет учащихся, их внимание ослабевает, и к концу урока (особенно, если это последний урок) они перестают работать, что приводит к плохому запоминанию изучаемого на уроке языкового материала. В этом случае приходят на помощь игры и различные рифмовки. Наличие игровых ситуаций (коммуникативные игры) Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, — основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Огромное значение в восприятии учебного материала играет создание зрительных образов, которые можно воплотить с помощью наглядности. Наглядность бывает внешняя (предметы, картинки, фотографии) и внутренняя (опыт, домысел, фантазия). Использование картинок является наиболее оптимальным в формировании коммуникативных умений и
позволяет организовать их эффективное развитие с помощью комплекса упражнений. Так родилась идея создать серию упражнений с картинками по различным лексическим темам, которые бы смогли стимулировать учащихся на развитие навыков устной речи, развить у них уверенность в себе и своих высказываниях, вовлечь учащихся с разным уровнем языковой подготовки в процесс говорения на английском языке. Использование картинок имеет ряд преимуществ перед другими методами: - обеспечивается многократное повторение определённых структур - решаются речевые задачи (одни говорят, другие слушают); - возникают естественные ситуации для общения. В рамках реализации поставленной цели мною была разработана система упражнений, в которой можно выделить два формата, которые я успешно использую на своих уроках. И сегодня я бы вас познакомь с ними
1.
Description (описание)
Задания на описание
Задания на описание состоят из трех поэтапных шагов. 1.Учащимся предлагается посмотреть на картинку и сопоставить предложенные вопросы с подходящими по смыслу ответами.
Приложение 1
2.Учащимся предлагается посмотреть на картинку и по предложенным вопросам описать эту картинку.
Приложение 2
Такие упражнения помогают развить монологическую речь у учащихся и научить выражать свое отношение к какому-либо событию.
Задания на построение дискурса
Для заданий на построение дискурса учащимся предлагается картинка для описания, используя ключевые слова. Такие упражнения помогают научить учащихся логически соединять разные языковые приемы, использовать слова-связки, комментировать происходящие действия и составлять законченный рассказ.
Работа в группах:
Деление участников семинара на три группы. - задание на описание картинки (составить вопросы и ответы на вопросы) - составить вопросы для описания картинки
- составить ключевые слова для описания картинки и описать ее Творческое задание по теме « Food» составьте речевые ситуации по следующим видам работы Опыт практической работы показал, что при соответствующей практике и относительной регулярности использования такого вида наглядности у учащихся значительно повышается речевая активность, формируется речевая компетенция. В речевую деятельность вовлекаются все, даже самые слабые в языковом отношении учащиеся. Следовательно, в нешняя наглядность обеспечивает не только эффективное развитие навыков говорения, но и способствует формированию у школьников
коммуникативной компетенции.

Конечно, процесс формирования коммуникативной компетенции

это долгий, творческий процесс, требующий использования разных

методик приемов и технологий.
Хотелось бы вас познакомить еще с одной технологией, которая позволяет сформировать навыки устного общения. I need 6 people to take part in the following work. And now, my dear friends, we`ll get to know more about Walt Disney. But how? You are 6 in a group and you`ve got 6 boxes. They are closed. After I read the text about Walt Disney, you open the boxes and put the necessary missing information into the text. (Перед вами 6 сундучков для каждого из вас, после того как я прочитаю текст, вы открываете сундучки и распределяете недостающую информацию в тексте) Walt Disney was born in
Chicago on December 5, 1901.
When Walt Disney grew up, he began to
draw pictures and create cartoons.
Disney created
Mickey Mouse
– the main character of his cartoons.
In 1928
the audience saw Mickey Mouse on the screen for the first time. All his characters are
bright, kind and friendly.
Disney built
Disneyland
in California near Los Angeles.
Здесь я использую технологию сотрудничества, основная идея которой заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся. У учащихся одно задание на группу, но роль в той или иной деятельности у каждого своя.