"Развитие навыков диалогической речи в начальной школе по ФГОС"

Автор: Горбоносова Инна Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ гимназия №1
Населённый пункт: город Сочи
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Развитие навыков диалогической речи в начальной школе по ФГОС"
Дата публикации: 19.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс «Развитие навыков диалогической речи в начальной

школе по ФГОС»
Рассмотрим понятие диалогической речи согласно Федеральному государственному стандарту 2 поколения. Развитие диалога по ФГОС -это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных с взаимным пониманием и уважением друг к другу. Диалогическая речь по ФГОС - это речь, обусловленная ситуацией и смыслом предыдущего высказывания. Диалог по ФГОС - это непроизвольный и быстро осмысливаемый процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Педагог является носителем грамотной разговорной речи, он в каждой возникшей ситуации общения своей собственной речью учит детей языку. Для нас основной целью обучения иностранному языку в начальной школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изученном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речевой деятельности. Чтобы четко и ясно представлять себе динамику развития навыков устной и письменной разговорной речи, мы должны найти ответы на следующие вопросы: - Что должен уметь педагог, чтобы соответствовать ФГОС? - Как помочь детям преодолеть трудности при овладении навыкам разговорной речи? - Как сделать процесс обучения доступным и интересным?
Так как развитие навыков диалогической речи является одной из основных задач речевой деятельности, в ходе нашей практики мы столкнулись со следующей проблемой: дети учат новые слова, грамматические структуры, фразы и выражения, но они не могут составить диалог, используя изученные лексические единицы. Это, на наш взгляд, и является основной проблемой среди учащихся начальной школы. На протяжении учебного года мы пытались найти пути решения данной проблемы. Таким образом, мы предложили учащимся разыграть следующие диалоги разного типа. Ученики предварительно разучивают новые слова и выражения, затем учащиеся, используя телефоны, составляют свой диалог, используя уже запомнившиеся им слова и фразы. Например: On the telephone: - Hello, this is..... Is that.......? - Hello, yes, it's me. - How are you? - Fine, thanks. How are you? - I'm Ok. В игровой форме учащиеся не только запоминают и разучивают
диалог, но и развивают коммуникативную форму общения. Рассмотрим еще один пример: Mary: Hello! My name is Mark. And what's your name? Mark: ........................ Mary: Are you from Africa? Mark: ........................ Mary: Where are you from? Mark: ........................ Mary: I'm from Russia, too. How old are you? Mark:......................... And you? Mary: I'm ten. Sorry? Mark: ........................ Данный диалог обучает задавать вопросы и развивает мышление. Учащиеся ведут диалог, придумывая вопросы "на ходу", используя все те вопросы, которые они помнят, тем самым активизируя накопленный лексико-грамматический материал. На одном из уроков учащиеся недостаточно хорошо вспомнили название спортивных игр, поэтому мы решили им предложить следующую игру: мы написали на доске слова: tag, hopscotch, hide-and-seek, leapfrog, football, tennis, table tennis и выражения: would you like, do you like, do you want, let's go, let's play, I'd love to, I'd love to but I can't, let's go to the stadium, let's go to the skating rink, let's go to the sports ground, let's sledge, let's play snowballs, let's invite...
Используя данные слова и выражения, учащиеся по парам составляли диалоги, кто больше использует количество слов, тот получит дополнительный балл. Еще один диалог, который помог нам в решении данной проблемы, был следующий: Do you drink much water?- Yes, I drink much water. -Do you eat many apples?- Yes, I eat many apples. -How many cups of tea do you drink at breakfast? -How much salad do you eat at lunch? Я выбирала одного учащегося, которому его одногруппники должны были задавать вопросы по теме: "Еда", использовав новый грамматический материал и конструкции "There is//there are", а также much//many. Учащиеся 3-х классов задавали друг другу вопросы. Итак, каждый учащийся должен был задавать друг другу вопросы. Подведем итоги На мой взгляд, данные диалоги помогают развивать диалогическую речь среди учащихся по стандартам ФГОС В связи с переходом как начальной, так и средней школы на ФГОС, развитие навыков диалогической речи является одной из важных ступеней к формированию универсальных компетенций. И как результат моей работы по повышению качества диалогической речи, я заметила динамику, это и было одной из основных решений, на мой взгляд, проблем развития диалогической речи. Я заметила существенный результат свой работы и в дальнейшем я буду искать дальше пути ее решения по ФГОС.