Напоминание

"Рабочая программа по истории 11 класс (70 часов)"

Автор: Фролова Анна Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: х. Керчик - Савров, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по истории 11 класс (70 часов)"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Источники составления программы
:  Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории 10 класс  «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273  Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089)  Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312)  Примерной рабочей программы по истории для общеобразовательных учреждений.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».  Приказ Министерства образования и науки в РФ от 08.06.2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253».  Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г. № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».  Приказа школы № 52 от 28.08.2015г. «Об утверждении рабочих программ, расписания уроков и графика промежуточной аттестации, локальных актов школы».  Приказа школы № 56 от 31.08.2015г. «Об утверждении учебного плана школы на 2015-2016 учебный год». Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко «История России. XX - начало XXI века» 2013г. и История России и мира «Русское слово» 2011г.
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально- экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах
жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью, воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся. Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса. Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории». и «Истории России». Рабочая программа предусматривает последовательное изучение курсов. Изучение каждого из них основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Цели и задачи курса.
Программа составлена исходя из следующих
целей и задач обучения истории
:
Главная цель изучения истории в современной школе –
образование развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; · развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе; · овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; · формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи
изучения истории в школе:
-
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
-
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
-
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История России и мира »

-
сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в миро вых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Общие задачи изучения предмета «История России и мира » следующие:

-
способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX в.;
-
стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
-
дать учащимся представление о современном уровне осмысле ния историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
-
развивать у старшеклассников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальны - ми свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами. Организация учебного процесса по предлагаемой программе вклю чает комплексное использование картографического материала, иллю - стративного ряда, документальной кинематографию, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль
играет изучение биографий политических деятелей, дипломатов, воен ных, ученых, мастеров культуры). Изучению курса на базовом уровне отводится 28 часов. В ходе учебного процесса на основе формирования целостной картины мирового опыта человечества в XX в. создаются условия для осмысления основных со бытий, освоения необходимых исторических источников, продолжается работа над историческими понятиями. В целом это направлено на раз витие способностей рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. В определенном смысле курс новейшей истории зарубежных стран является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории XX в., в рамках которого наращивается потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.
Цель изучения курса «История России»
- знание истории Отечества, - формирование у школьников гражданской ответственности, - воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Общие задачи изучения предмета «История России» следующие:

-
Курс представляет возможность выполнить следующие задачи:
-
- ознакомление учащихся с событиями отечественной истории ХХ – начала XXI вв., фактами, биографиями исторических деятелей;
-
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ в.;
-
- создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование умения их анализировать, развитие навыков источниковедческого и историографического исследования;
-
- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий истории ХХ – начала XXI вв., раскрытию причинно- следственных связей, обогащению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории России ХХ – начала XXI вв., при анализе и оценки современного состояния общества;
-
- формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества;
-
- воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России. Программа является составной частью учебно-методического комп лекта по истории России для 11 класса, в который входят: учебник А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко «История России. XX - начало XXI века» и Методические рекомендации. Пособие для учителя» Ю.А. Щетинова, Л.В. Жуковой. Авторы учебника придерживаются концепции многофакторного подхода к изучению ис - торического процесса, позволяющего воссоздать «полнокровность» и многомерность последнего, и рассматривают в качестве фундамента обучения истории учет национальных интересов и государственных приоритетов России. При этом авторы руководствуются следующими основополагающими принципами: включение истории России XX в. в мировую историю как одной из ее важнейших частей;
последовательное проведение принципа историзма и объективности, максимальной взве шенности оценок; выявление альтернатив развития на крутых перело мах истории с последующим выяснением причин реализации одной из них; оценка различных точек зрения историков на ключевые явления и события; уважение права ученика на собственное, обоснованное мнение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс истории на ступени среднего (полного) общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю , учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Структура курса сохраняет авторскую концепцию. При создании авторы исходили из принципов историзма и объективности, концепции многофакторного подхода к истории, что предопределяет необходимость показа действий различных факторов, выявление альтернатив и объяснение причин реализации одной из них в переломные моменты истории России. Большое внимание уделено личностно – психологическим аспектам исторического развития, что, прежде всего в раскрытии роли крупнейших исторических деятелей, а также влиянии ментальных установок народов России на ход исторического процесса. Значительное место в программе отведено вопросам культуры. Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у десятиклассников знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно – историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение истории в 11 классе – в неделю – 2 часа – в год – 68 часов. В соответствии с графиком работы МБОУ СОШ № 1, расписанию учебных занятий на 2015 – 2016 учебный год и производственным календарем РФ на 2016 год для учащихся 11 класса количества часов, отведенных на изучение предмета «история» изменилось, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 23 февраля и 8 марта. Таким образом, в календарно – тематическом планировании на изучение предмета «история» 67 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел I. Россия и мир в 1900 – 1922 гг. (19 ч.)
От Новой к Новейшей истории. Научно-технический прогресс в начале ХХ века, циклы экономического развития стран Запада в конце ХIХ – начале ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий и поиск новых моделей развития. Социальный либерализм, социал-демократия. Модели ускоренной модернизации в ХХ веке. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки. Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XІX - XX вв. Модернизация сверху. Государственный капитализм. Формирование монополий. Россия в международных отношениях начала XX века. Мировые войны в истории человечества. Русско-японская война и её влияние на российское общество. Аграрная реформа, промышленный подъём Причины революционного начала века, сходства и отличия всех революционных событий. Итоги революции, последствия для исторического развития. Причины гражданской войны. Этапы войны. Противостоящие силы. Планы, программы, мероприятия.
Раздел II. СССР и мир во второй половине XX в.. (9ч.)
Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы. Циклы экономического развития стран Запада. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма. Индустриализация и коллективизация. Плюсы и минусы «большого скачка», «Великого перелома» в культуре. Принципы построения и содержания Конституции 1936 года Пересмотр уездных границ. Образование Старооскольского округа. Декрет ЦИК «О замене продразвёрстки и сырьевой развёрстки натуральным налогом». Особенности экономического развития. СССР накануне войны. Начальный период Второй мировой войны. Создание антифашистской коалиции. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Наш край в годы войны. Итоги Великой Отечественной войны и значение Победы. «Холодная война» и её влияние на развитие мирового сообщества. Цена людских и материальных потерь. Экономическая дискуссия. Компании: «врагов народа», «Ленинградское дело», «дело врачей», «дело космополитов». Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма». Причины и содержание «холодной войны». «Сталинский план» преобразования природы. Восстановление разрушенных и создание новых промышленных предприятий. Образование Белгородской области. Системный кризис индустриального общества. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. Конституция 1977 г. Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР. «Новые» индустриальные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономики. Реформа политической системы. Формирование многопартийности. «Неоконсервативная революция». Кризис политической идеологии на рубеже ХХ – ХХ вв. Современная идеология «третьего пути». Религия и Церковь в современной общественной жизни.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (10 ч)

Тема 1. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития . Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства. Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве). Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, ле гальный марксизм.
Тема 2. Россия в годы первой революции
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация. Начало революции. Г. Талон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.

Высший подъем революции.
Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, II. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции.
Динамика революционной борьбы в 1906— 1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Основные понятия:
парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная дума
Тема 3. Монархия накануне крушения.

Политическое и социально-экономическое развитие.
Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи»,
Внешняя политика.
Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в.
Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
Основные понятия:
ликвидаторы, отзовисты, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, концессия, аннексия, «революционное пораженчество», мировая вой а, пацифизм, кризис власти, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
РАЗДЕЛ П. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА (26 ч)

Тема 4. Россия в революционном вихре 1917 г.

По пути демократии.
Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис. правительства.
От демократии к диктатуре.
События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране, Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Основные понятия:
субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства, бонапартистская политика, однородное социалистическое правительство.
Тема 5. Становление новой России ()
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в де ревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». По литика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.). Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками. Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продоволь ственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Тема 6. Россия, СССР: годы нэпа
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конститу ция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг. Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма. Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство. Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна. Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн,
Тема 7. СССР: годы форсированной модернизации.
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х т — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин. Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и « врагами народа ». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина. Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма». Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики. Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско- финляндская война. Расширение территории СССР. Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии. Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм», фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», секретные протоколы.
Тема 8. Великая Отечественная война
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго- восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне. Борьба за липнем фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам. Советский тыл в годы воины Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на поемный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура. СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы. Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Тема 9. Последние годы сталинского правления.

Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни. Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения. Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов. Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий. Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира. Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Тема 10. СССР в 1955—1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг.Противоречивость духовной жизни. Диссиденты. Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, при оритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике з начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа. СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки. Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Тема 11. Советский Союз в последние десятилетия своего существования.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ. Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика. Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (4 ч)

Тема 12. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг. Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью . Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг. Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России. Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях. Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура. Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня. Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток:. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

Контрольные

работы
1 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. 5 1 2 РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-1930-Е ГГ. 3 1 3 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 3 4 УСКОРЕНИЕ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ИТОГИ 5 1 5 ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. 4 1 6 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. 10 1 7 ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА 26 1 8 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 4 1
итого

60

7


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории 11 класс

(Всеобщая история 24 часа)



п/п

Тема урока

Дата

проведен

ия

Коли

честв

о

часов

Элементы содержания

Основные

понятия

Знания и умения

Форма

контроля

Домашне

е задание

1.

Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв. (5 часов)
1 Введение 1.09 1 Вводный урок Устный опрос Стр.5-6 2 Научно- технические достижения и прогресс индустрии в начале 20 вв. 3.09 1 Развитие индустрии, модернизации и научно- технического прогресса. Традиционализм, модернизм, Лига наций Устанавливать причинно- следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана. Знать терминологию: научно-технический прогресс, революция в естествознании, конвейерное производство, материализация и традиционализм. Разбираться в причинах научно- технического прогресса. Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории. Формировать принятие ценностей мирового сообщества Устный опрос § 1 вопросы стр. 17 № 6, 7
3 Опыт индустриальн ого развития стран Западной Европы, США и Японии. 8.09 1 Развитие индустрии, модернизации и научно- технического прогресса. Традиционализм, модернизм, Лига наций Уметь структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана; анализировать социальные структуры государств. Устный опрос § 2 вопросы стр. 28 № 2,3 4 Социально- политические последствия модернизации . 10.09 1 Стратегические общества, рабочая аристократия, социальная империя, демократическая революция, национально-освободительная революция, эгалитаризм, марксизм, ревизионизм, партия нового типа, большевизм, социальное партнерство, социальный конфликт, социальные Эгалитаризм, марксизм, ревизионизм, партия нового типа, большевизм, социальное партнерство, социальный конфликт, социальные стратегические общества, рабочая аристократия, социальная империя, демократическая революция, национально- освободительная революция Уметь устанавливать причинно- следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал в виде конспекта, тезисного плана. Различать основные формы социальных отношений общественных групп, различия между течениями либералов, демократов К.Маркса, Ф.Энгелься, К.Каутский, О.Бауэр, Л.Мартов, В.И.Ленин, К.Цепкин, Р.Люксембург, Л.Д.Троцкий, М.Вебер, М.Рой; С.Вебб, М.Кемаль, Сунь Янсен, Р.Макдональд, Ф.Д.Рузвельт, Б.Муссолини, А.Гитлер, И.Сталин. Устный опрос § 3 вопросы стр. 39 № 1,2 5 Рабочее и социал- демократичес кое движение 15.09 1 Устный опрос § 3 вопросы стр. 39 № 7 6
Диагностиче

ская
17.09 1 Обобщение и систематизация знаний Устанавливать причинно- Контрольн ая работа Повторить термины и даты

контрольная

работа за

курс 10

класса по

теме «

«Россия

с древнейших

времен до

конца XIX»

»
следственные связи; анализировать схему; структурировать учебный материал
2. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. (3 часа)
7 Государства демократии- США, Англия, Франция. 22.09 1 Итоги Первой Мировой войны, послевоенное урегулирование, показать противоречивый характер Версальского мирного договора. революционные процессы в Европе и на Востоке, на судьбу народов колониальных стран, предпосылки экономического мирового кризиса, пути выхода из кризиса. «Новый курс» Рузвельта. Демократия, «кейсианство», антикризисная политика государства Уметь анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его Устный опрос § 13 вопросы стр. 130№ 1-3 8-9 Фашизм в Италии и Германии, милитаристск ое государство в Японии 24.09 29.09 2 Идеологические основы тоталитаризма, фашистский режим в Италии, установление фашистской диктатуры в Германии, Германия при режиме А. Гитлера. Милитаристское государство в Японии Политический режим, тоталитаризм, нацизм, фашизм. Уметь анализировать факты и делать выводы; высказывать свое мнение и аргументировать его. Сравнить пути выхода из кризиса разных стран. Показать причины, истоки, особенности тоталитарного режима в Европе. Раскрыть внутреннюю политику германских нацистов и итальянских фашистов. Устный опрос § 14-15 вопросы стр. 143№ 9 10
Повторитель
1.10 1 Идеологические основы Политический Контрольн Повторит

но –

обобщающий

урок по теме:

«Развитие

индустриаль

ных стран в

1920-1930 гг.»
тоталитаризма, фашистский режим в Италии, установление фашистской диктатуры в Германии, Германия при режиме А. Гитлера. Милитаристское государство в Японии режим, тоталитаризм, нацизм, фашизм. Демократия, «кейсианство», антикризисная политика государства ая работа ь § 13-15
3.

Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине ХХ в. (3 часа)
11 Развитие естествознани я и общественной мысли 6.10 1 Революция в естествознании, новые течения в философии, рационализм и прагматизм в философской мысли начала ХХ в., Космизм, рационализм, прагматизм. Уметь устанавливать причинно- следственные связи, высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы Устный опрос § 27 вопросы стр. 249 № 1,2 12- 13 Мир художественн ой культуры 8.10 13.10 2 ИЗО, поэзия и архитектура, авангардизм в художественном творчестве, реализм и социальный реализм, музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство в кино Модернизм, социалистически й реализм Уметь устанавливать причинно- следственные связи, высказывать свое мнение и аргументировать его; анализировать документы Фронтальн ый опрос § 28-29 вопросы стр.262 № 1-3
4.

Ускорение научно-технического развития и его итоги. (5 часов)
14 Технологии новой эпохи. 15.10 1 Энергетика, транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы, биохимия, генетика, медицина, электроника, робототехника. Научно- технический прогресс Показать роль НТР в изменениях в обществе. Работа с понятийным аппаратом, составление таблицы Устный опрос § 41 вопросы стр. 356 № 5 15- 16 Информацион ное общество: основные черты 20.10 22.10 2 Автоматизация, роботизация производства ,индустрия и конкуренция в сфере производства знаний, новая социальная структура общества Информационное общество, информационная революция Раскрыть характер революционных изменений во взглядах человека на природу, в развитии техники, изменение в Устный опрос § 42 вопросы стр. 363 № 1,2
социальной структуре общества, рост конкуренции и знаний в мире. Составление конспект 17- 18 Глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики 27.10 29.10 2 Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций, интеграционные процессы и глобализация, экология и проблема модернизации стран «Юга». Транснациональн ые корпорации, транснациональн ые банки Показать противоречивость НТП, его позитивные и негативные стороны, возрастание процессов глобализации и появление глобальных проблем. Работа с текстом, анализ документов, фактов. Устный опрос § 43 вопросы стр. 374 № 2 19
Повторитель

но –

обобщающий

урок по теме:

«Ускорение

научно-

технического

развития и

его итоги»
10.11 1 Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций, интеграционные процессы и глобализация, экология и проблема модернизации стран «Юга». Транснациональн ые корпорации, транснациональн ые банки, Информационное общество, информационная революция, Научно- технический прогресс Самостояте льная работа Повторит ь термины и даты
5.

Особенности духовной жизни второй жизни второй половины ХХ в.(4 часа)
20- 21 Основные направления в развитии зарубежной культуры 12.11 17.11 2 Массовая культура и ее особенности, от модернизма к постмодернизму, культура молодежного бунта, расцвет национальных культур. Модернизм, постмодернизм. Анализ документов, фактов, возможность показать интеграционные процессы, происходящие в мире; антитеррористически е операции, глобализацию Устный опрос § 53 вопросы стр. 451 № 1, 5, 6
экономики, деятельность международных организаций 22- 23 Духовная жизнь в советском и российском обществе 19.11 24.11 Духовное развитие в период «оттепели» в СССР, советская культура конца 1960-х-1980-х гг., духовная жизнь демократической России. Реализм, духовная жизнь Анализ документов, фактов, возможность показать интеграционные процессы, происходящие в мире; антитеррористически е операции, глобализацию экономики, деятельность международных организаций Устный опрос § 54 вопросы стр. 458 № 1,2 24
Повторитель

но –

обобщающий

урок по теме

«История

России и

мира в ХХ -

начале

ХХIв.»
26.11 Духовное развитие в период «оттепели» в СССР, советская культура конца 1960-х-1980-х гг., духовная жизнь демократической России. Массовая культура и ее особенности, от модернизма к постмодернизму, культура молодежного бунта, расцвет национальных культур. Модернизм, постмодернизм, Реализм, духовная жизнь Самостояте льная работа Повторит ь термины и даты
История России ( 43 часа)

6.

Российская империя ( 10 часов)
25 Социально- экономическо е развитие России 1.12 1 Утверждение капи талистической модели экономического развития. Завершение про мышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Нарастание экономических и соци альных противоречий в условиях форсированной модернизации Модернизация, реформа, концентрация производства, монополии, свободная конкуренция, картель, синдикат, трест, концерн, Овладеть знаниями фактического мате - риала, явлений и понятий по данной теме. Уметь на основе текста параграфа и статистических дан - ных анализировать принципы развития экономики страны в Устный опрос § 1 вопросы стр. 14 № 1,2
инвестиции, многоукладная экономика пореформенный период. Представлять ре - зультаты индивиду - альной работы в форме тезисного плана. Работать с истори - ческим материалом и систематизировать его с целью нахожде - ния характерных черт развития экономики в пореформенное время 26 Внутренняя политика само - державия в кон- це XIX - начале XX вв. «Зубатовщина» 3.12 1 Идейные течения, политические партии в общественном движении России на рубеже XIX-XX вв. Эсеры, эсдеки, конституционалист ы, легальный марксизм Работать над разви тием способностей к интегрирующему мышлению, которое помогает увидеть новые стороны явления; отработка умения учащихся представ лять результаты по - знавательной дея - тельности в форме таблицы или опор ного конспекта Устный опрос §2 вопросы стр. 22 № 1,2 27 Внешняя политика самодержавия в конце XIX -начале XX вв. Русско- японская война 8.12 1 Россия в системе военно- политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Противоречия между державами на ' Дальнем Востоке Тройственный союз, Антанта, геополитика, стратегические интересы, раздел сфер влияния, гонка вооружений Развивать способ ности и умения сравнивать, сопоставлять по вопро - сам, предложенным, и в произвольной форме (по вопро сам, которые необходимо сформули - ровать самостоятельно) Устный опрос, контурная карта §2 вопросы стр. 3,4 28 Российское общество: национальные движения, революционное подполье и 10.12 1 Российское общество: национальные движения, революционное подполье( эсеры, эсдеки их программные документы) и либеральна оппозиция требования, надежды, неудачи. Эсеры, эсдеки, конституционалист ы. Овладеть знаниями фактического мате - риала, явлений и понятий по данной теме. Уметь систематизировать Таблица. §3 вопросы стр. 26 № 1
либеральна оппозиция. исторический материал; 29- 30 В годы первой революции. Становление российского парламентариз ма. 15.12 17.12 2 Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, харак тер, особенности, периодизация. Кровавое воскресе нье, события весны-лета 1905 г. Всероссийская Октябрьская стачка. Манифест 17 01сгября 1905 г. Вооруженное восстание I в Москве. Дума и радикальные партии Парламент, фракция, революция, стачка, забастовка, крестьянские волнения, поли - тизация рабочего движения, Государ - ственная Дума Уметь систематизи - ровать исторический материал; формировать собст - венный алгоритм решения историче ских задач, включая составление собст - венного плана их решения; уметь сравнивать и сопоставлять исторические события разных эпох и с боль - шим временным пе - рерывом с целью нахождения общего и особенного Тест §4-5 вопросы стр. 36 № 2 стр.40 № 1 31- 32 Третьиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. 22.12 24.12 2 Третьиюньский государственный переворот. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы П.А. Столыпина Чересполосица, от - руб, хутор, круговая порука Учащиеся овладе вают знаниями фак тического материала п o теме, пониманием; отрабатывают уме ние работать с по - ставленной про блемной задачей (умение использовать принципы причинно- следственного анализа для изуче ния исторических процессов и явлений) Задания по теме § 6 - 7 вопросы стр.44 № 5 стр. 50 № 2 33 Первая мировая война 29.12 1 Причины войны, ха рактер. Отношение Российского обще ства к войне. Влия ние войны на эко - номическое и поли тическое положение страны Ход военных дей ствий рассматривается в курсе Все общей истории Мировая война, па - цифизм, «революционное пораженчество» Получение и углуб - ление знаний, их систематизация и обобщение на осно ве изучения разно - образных источников, развитие широкого спектра аналитиче ских Тест §8 вопросы стр. 58 № 1,3
умений, ВТОМ числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопос - тавления источников 34 Культура России в начале XX в. 12.01 1 Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Новаторские тен денции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризи са в художественной культуре декаданса «Серебряный век», декаданс, симво - лизм, футуризм Урок изучения нового материала с исполь - зованием различного уровня опережаю щих заданий обяза тельно опирается на умения учащихся: рассматривать ис - торический процесс в его развитии и взаимосвязи; Устный опрос §9 вопросы стр.68 № 1 35
Повторитель

но -

обобщающий

урок по теме:

«Россия в

начале

XX

века»
14.01 1
Контрольная работа

Великая Российская революция. Советская эпоха. ( 26 часов)
36 37
Революция

1917 г
. 1.По пути демократии. 2. От демократии к диктатуре. 3. Большевики берут власть. Почему победили 19.01 21.01 26.01 3 Падение самодер жавия. Временное правительство и Советы. Провоз - глашение России республикой. Кризис власти. Маргинализация общества. Политическая так тика большевиков, их приход к власти. Утверждение Совет ской власти. Первые декреты Советской власти. Создание РСФСР Субъективные и объективные причины революции, двое - властие, коалиционное правительство, бонапартистская политика, Учредительное собрание, рабочий контроль, национализация, продовольственная Умение работать с различными источ - никами получения информации по данной теме Устный опрос §10,вопро сы стр.78 № 1,2 §11,вопро сы стр.84 № 1-3
38 красные? диктатура, культурная революция §12 вопросы стр.90 № 1,2 39 40 41 Гражданская война и интер - венция: 1. Первые месяцы большевицкого правления. 2. Огненные вёрсты гражданской. 3. Почему победили красные? 28.01 2.02 4.02 9.02 2 Причины, этапы, участники. Цели и идеология противо борствующих сторон. Политика «военного коммунизма» Гражданская война, Iинтервенция, «военный коммунизм», продразверстка Урок изучения нового материала с использованием доку - ментов, контурных карт. Умение работать с различными ис - точниками получения информации по данной теме Устный опрос §13, вопросы стр.103 № 1,3 §14, вопросы стр. 111 № 1,2 §15 вопросы стр. 124 № 1,2 42 43
Россия, СССР:

годы НЭПа
1.Социально – экономическое развитие страны. Общественно – политическая жизнь. 2.Образование СССР. Внешняя политика и Коминтерн. 11.02 16.02 1 Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Партийные дискус сии о путях и методах построения со циализма в СССР. Успехи, противоре чия и кризисы нэпа. Выбор стратегии форсированного социально- экономического развития Нэп, командные высоты в экономике. Кризис сбыта, уни тарное государство, автономия, федера - тивное государство Отработка умения: составлять, тезис ный план; проводить сравнительный анализ ситуации в стране; делать вывод, т. е. обобщать и анализи - ровать итоги истори - ческого процесса, уметь соотносить различные проекты реформаторской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и особенное Самостоя- тельная работа, тест §16-17, вопросы стр.140 № 1,3 §18 – 19 вопросы стр. 152 № 1,3 44 Кардинальные изменения в экономике 18.02 1 Индустриализация её источники, ре- зультаты. Коллективизация, её социальные и экономические по - следствия. Противоречия социалистической модернизации Модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллек - тивизация Результатом прове дения подобного за нятия является не только овладение учащимися качественно новыми Задания на умение анализиро- вать, думать и принимать §20 вопросы стр. 162 № 1,3,5
знаниями по изученным темам, но и приоб - ретение новых на выков и умений: формулировать соб - ственную позицию по обсуждаемым вопросам; решение, отстаивать собственное мнение 45 Общественно- политическая жизнь. Культура 25.02 1 Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура и общество. Политические при оритеты большевиков. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии Режим личной вла - сти, репрессии, ГУЛАГ Результатом прове дения подобного за нятия является не только овладение учащимися качественно новыми знаниями по изученным темам, но и приоб - ретение новых на выков и умений: формулировать соб - ственную позицию по обсуждаемым вопросам; Беседа с целью вы - яснения степени ус - воения но - вого мате - риала §21 вопросы стр. 170 № 1,2 46 «Страна победившего социализма»: экономика, социальна структура, политическая система 1.03 1 Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Наука в СССР в 1920-30-е гг В результате изуче ния названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые ха рактеризуют целостность развития культуры России, представлять резуль - таты индивидуаль ной и групповой историко- познаватель-ной деятельности в виде таблицы; составлять тезисный план; работать с контур ной картой Познава- тельные задания различной степени сложности §22 вопросы стр. 175 № 1,2 47 На главном внешнеполитич еском направлении: 3.03 1 Внешнеполитическая стратегия СССР между двумя мировыми войнами. Цели СССР в об ласти международных отношений. Фашизм, система коллективной безо - пасности, секретные Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, Беседа с целью выяс - нения сте - пени усвое - §23 вопросы стр. 179 № 1,2
СССР и Германия в 1930 – е г. Официальная ди пломатия. Рост во - енной угрозы в на чале в 1930-х гг. и проблемы коллек тивной безопасности. Советско-германские отношения в 1939-1940-е гг. Политика СССР на начальном этапе войны. Расширение терри тории Советского Союза протоколы, план «Барбаросса» отрицания насилия, неприятия зла. Научить рассматривать прошлое через призму времени ния нового материала 48 Накануне грозных испытаний 10.03 1 §24 вопросы стр. 187 № 1 49 Боевые дейст - вия на фронтах 15.03 1 Нападение Герма нии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы, военные действия. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Победа Красной Армии под Москвой Блицкриг, стратеги- ческая оборона, ок- купационный режим Развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать проти - воположную точку зрения Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала §25 вопросы стр. 205 № 3 50 Борьба за линией фронта 17.03 1 Мобилизация страны на войну. Партизанское движение Уроки изучения но вого материала предусматривают овладение глубоки ми прочными зна ниями и умениями Оценочный вывод §26 вопросы стр. 212 № 5,6 51 Тыл в годы вой- ны 22.03 1 Перевод экономики на военные рельсы. Идеология и культу ра в военные годы Оккупационный режим. Эвакуация, слаженное военное хозяйство Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, справоч ной и другой литературой; делать обобщения и выводы; составлять вопросы к теме и отвечать на них Тест §27 вопросы стр. 219 № 1-3 52 СССР и союзники. Итоги войны 24.03 1 СССР в антигитлеровской коалиции. Конференция союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция Проводить ком - плексный поиск ис - торической инфор - мации в источниках разного типа; составлять хроноло - гическую и синхро - ническую таблицы Составление опорного конспекта §28 вопросы стр. 225 № 1,2 53
Повторитель

но –

обобщающий
5.04 1
Контрольная работа
Повторить даты и термины

урок по теме

«СССР в

1917 – 1945

гг.»
54 Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях 7.04 1 Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов послевоенного переустройства мира «Сдерживание коммунизма», «отбрасывание коммунизма» , «Дропшот» , международное движение защитников мира, страны «Народной демократии», страны «третьего мира» . Умение работать с дополнительной ли - тературой и поиск исторического мате - риала по заданию учителя Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала §29 вопросы стр. 232 № 1,2 55 Восстановлени е и развитие на- родного хозяй - ства 12.04 1 Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства Конверсия Анализировать по - литику, уметь де лать аргументированные выводы Устный опрос §30 вопросы стр. 237 № 1,2 56 Власть и обще - ство после войны 14.04 1 Идеологические компании конца 40- х гг. Социальная полити ка и её приоритеты. Развитие культуры. Усиление режима личной власти И.В. Сталина и борьба с вольно - мыслием в обществе. Новая волна политических репрессий Отработка умения работать индивидуаль - но и в группе по выполнению заданий учителя Устный опрос §31 вопросы стр. 249 № 1-3 57 Изменение в политике и культуре 19.04 1 Борьба за власть в высшем руково - дстве СССР после смерти И.В. Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические ре формы 1950-на - чала 1960-х гг. Реорганизация ор - ганов управления и власти Десталинизация, диссиденты, «отте - пель», волюнтаризм Отработка умения работать индивидуаль - но и в группе по выполнению заданий учителя Устный опрос §32 вопросы стр. 260 № 3,4 58 Преобразовани я в экономике 21.04 1 Ужесточение пар тийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни «Директивная экономика», экстенсивный метод развития, Уметь: проводить сравни - тельный анализ эко - номического курса Вопросы разного уровня сложности §33 вопросы стр. 266 № 5,6
перестройка Н.С.Хрущева 59 СССР и внешний мир 26.04 1 Биполярный характер послевоенной системы междуна родных отношений. Формирование ми ровой социалистической системы. «Холодная война», её влияние на экономику и политику. Карибский кризис «Холодная война», «социалистический лагерь», страны «третьего мира» Урок овладения зна - ниями и умениями Письмен- ный вопрос §34 вопросы стр. 273 № 8 60 Нарастание кризисных явлений в обществе в советском об - ществе в 1965- 1985 гг. Общественно – политическая жизнь и культура 28.04 1 Экономические ре формы середины 60-х гг. Замедление темпов научно- технического про гресса. «Застой», как проявление кри зиса советской модели. Конституция 1977 г. Попытки преодоления кри зисных тенденций в советском общест ве в начале 1980 г. «Доктрина Брежне- ва», парад суверенитетов Умение: раскрывать осо - бенности происходящих процессов Устный опрос §35- 36 вопросы стр. 290 № 1-7 61 Перестройка и её итоги. Распад СССР 3.05 1 Попытки модерни зации советской экономики и поли тической системы во второй половине 1980 гг. Введение принципов самооку - паемости и хозрас чета, начало развития предпринимательства приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль Подготовить сообщения с привлече нием периодической печати Тест §37 – 38 вопросы стр. 303 № 2,3 62 Внешняя поли - тика СССР. Завершение «холодной войны» 5.05 1 СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 60-х-начала 80-х годов. СССР и полити ческие кризисы в странах Восточной Европы. Достижение военно- политичеокого паритета СССР и США. «Новое поли тическое мышление». Советско-американский диалог во второй половине 1980 гг. Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мыш - ления. Уметь вы - страивать собствен ную позицию на поставленную тему и соотносить ее с мнением авторов учебника, например, уметь грамотно излагать свои мысли письменно - этому учит эссе Устный опрос §39 вопросы стр. 318 № 1
Российская Федерация (4 часа)
63 Начало 10.05 1 Политика гласно сти. Отмена цензу - Президентская рес - Прививать умение Устный §40-41
кардинальных перемен в стране. Российское общество в годы реформ. ры, развитие плю рализма в СМИ. Формирование мно гопартийности. Августовские события 1991 г. публика, гражданское общество работать с периоди - ческой печатью опрос вопросы стр. 337 № 4 64 Ситуация в стране в конце 20 века. 12.05 1 Августовские собы тия 1998, агрессия чеченских боевиков, программа на будущее, начало правления В.В. Путина. Президентская рес - публика, гражданское общество Прививать умение работать с периоди - ческой печатью Устный опрос §42 вопросы стр. 343 № 1-4 65 Россия в XXI веке. 17.05 1 Становление новой российской государственности. Принятие Конституции РФ. Президентские выборы 2000 г. Постиндустриальн ое общество План-конспект Устный опрос §43 вопросы стр. 353 № 1-3 66 Внешняя политика России 19.05 1 Участие России в формировании со - временной международно-правой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Феде рация в составе содружества неза висимых государств Биполярный мир, многополярная сис- тема международных отношений, ближнее зарубежье Уметь вы страивать собственную позицию на поставленную тему Устный опрос §44 вопросы стр. 365 № 1-7 67
Итоговая

контрольная

работа по теме

«История

России

XX –

начало XXI »
24.05 1
Контрольная работа
Тест ЕГЭ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и

умениями:

1.

Знание хронологии, работа с хронологией:
 Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;  Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.

Знание исторических фактов, работа с фактами:
 Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;  Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.

Работа с историческим источниками:
 Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;  Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;  Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4.

Описание (реконструкция):
 Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;  Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;  На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.

Анализ, объяснение:
 Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);  Соотносить единичные исторические факты и общие явления;  Различать причину и следствие исторических событий, явлений;  Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;  Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;  Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.

Работа с версиями, оценками:
 Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;  Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
 Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;  Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде;  Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Инструментарий для оценивания результатов

:
устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся

:
пятибалльная система, портфолио, зачётная система.

Критерии оценивания учащихся 11 класса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.) 1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы 2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы 5.Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Требования к результатам обучения по истории:
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; · важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; · особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; · взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; · осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); · классифицировать исторические источники по типу информации; · использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; · различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; · использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; · систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; · формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; · участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; · представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; · определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; · формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; · учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; · осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Средства обучения:
1. Н.В. Загладин, Н.А. Симония История России и мира в XX - начале XXI вв . : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – 12-е изд. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2011, 2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко История России XX начало XXI века. 11 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый уровень А.А. Левандовский М. : Просвещение, 2013 3. Атлас Россия и мир, 10 – 11 класс, Москва, «Издательство ДИК», 2014 4. Контурная карта Россия и мир, 10 – 11 класс, Москва, «Издательство ДИК», 2014
Рекомендуемая литература.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2. Всемирная история, т. 1, М., 1955. Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998. Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999. Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
Иллюстрированная история религии. М., 1992. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб, 2000. Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995. Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб, 1999. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998. Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
1. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В. Кириллов – М.: Эксмо ,2012 2. А.В. Филиппов История России, 1945 – 2008 гг. книга для учителя – М.: Просвещение , 2011 3. Кривошеев М.В. История России конспект лекций – М.: Издательство Юрайт, 2011
Тесты:
1. Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета 2. Обучающие тесты на бумажных носителях
3. Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Настенные карты
1. 1. Союз Советских Социалистических республик (1946 – 1991гг.) 2. Содружества независимых государств. 3. Религии мира. 4. Российское государство во второй половине 16 века. 5. Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. 6. Героическая оборона Одессы ( 5 августа – 16 октября 1941 г.) 7. Российская Империя с начала 19 века по 1961 г. (Европейская часть.) 8. Промышленность союза СССР. (1928 – 1940гг.) 9. Российское гос-во в 17 веке. 10. Образование Российского централизованного государства. 11. Русские княжества в 12 – начале 13 века. 12. Европа после первой мировой войны (1918 – 1923гг.) 13. Завоевание Арабов в 7 – 9 веках. 14. Русское государство в 16 веке. 15. Франция в период Буржуазной революции 1789 – 1794гг. 16. Феодальная раздробленность Руси в 12 – первой четверти 13 века. 17. Западная Европа с 1924 по 1939 года. 18. Развитие торговых связей в России в 17 веке. 19. Россия с конца 17 века до 60-х г. 18 века. 20. Российское гос – во в 16 веке. 21. Римская империя в 1 – 3 веках н.э. 22. Война за независимость и образование США. (1775 – 1783) 23. Первая мировая война 1914 1918гг. 24. Византийская империя и Славяне в 6 – 11 веках. 25. Киевская Русь в 9 – начале 12 века. 26. Борьба Руси с иноземными завоевателями в 13 веке. 27. Расширение Русского государства в 16 – 17 веках. 28. Народные восстания в Русском государстве и на Украине в 17 веке. 29. Западная Европа во время Крестовых походов.
30. Рост территории государств в древности. 31. Арабы 7 – 9 века. 32. Франкское гос – во в 5 середине 9 веков. 33. Россия в 19 – начале 20 столетия. 34. Римская Республика в 1 – 3 веках до н.э. 35. Русско-Японская война 1904 – 1905 годов. 36. Европа и Ближний Восток во время крестовых походов. 37. Гражданская война в США (1861 – 1865гг.).