Рабочая программа по дополнительному образованию "Трудные случаи орфографии"

Автор: Степина Любовь Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1
Населённый пункт: Тамбовская обл., с.Полетаево
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Рабочая программа по дополнительному образованию "Трудные случаи орфографии"
Дата публикации: 19.02.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2013г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2014г. «Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________// ФИО Приказ № ___ от «__»__________2014г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Трудные случаи орфографии» 8«д» класс МБОУТ СОШ № 1 2015 – 2016 уч. год Учителя: Степиной Л.Н. Токаревка, 2016

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование.
Классы: 8 Учитель: Степина Л.Н. Количество часов Всего : 35 час; в неделю: 1час. Плановых контрольных уроков - 1час, Пояснительная записка 1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы. Программа курса «Трудные случаи орфографии» разработана в связи с o невысоким уровнем грамотности учащихся; o с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа: 1. повышение качества знаний учащихся по русскому языку; 2. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка; 3. подготовка к успешной сдаче ГИА. 4. формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизн Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы , рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс . Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию. Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих. Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений: - коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), - интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), - информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), - организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации. Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. 2. Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков. Задачи: 1. Способствовать осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико- синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; 2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности; 3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков. 4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе). 3. Сроки реализации программы. Объем курса – 35 час. Количество часов в неделю – 1 час. 4. Формы, виды занятий. Курс "Трудные случаи орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково- исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность. На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся. Программой предусмотрены практические занятия. 5. Методы обучения. 1. Объяснительно-иллюстративный; 2. Частично-поисковый, исследовательский; 3. Словесно-наглядный, практический; 4. Самостоятельная работа учащихся с информацией. 5. Средства обучения. Предметные: тексты, предложения, слова. Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование. Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение. Технические:, компьютер. 6. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения. После изучения курса учащиеся должны
знать
~ правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно- грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия; ~ условия, от которых зависит написание; ~ норму, действующую при данных условиях; ~ последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; ~ приёмы разграничения схожих написаний.
уметь

~ правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; ~ правильно писать сложные слова, ~ правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен; ~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных, ~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных, ~ правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов; ~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; ~ правильно писать не с разными частями речи; Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы. 8. Формы подведения итогов реализации программы. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.
Содержание программы

Введение (1)
Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии.
Глагол(2)
Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах.

Правописание суффиксов (2)
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий
Правописание приставок(2)
Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание гласных в корне. (2)
Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.
Правописание корней с чередованием (2)
Правописание корней, проверяемых ударением (-гар-/-гор-, -зар-/зор-). Правописание корней, проверяемых последующими согласными (-лаг-/-лож-, -ращ-/-рос-/-раст-). Правописание корней, проверяемых последующим суффиксом –а- (-бир-/-бер-, -стел-/-стил- и пр.). Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.
Гласные после шипящих в различных морфемах (2)

Правописание согласных (3)
Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем.
Правописание Н и НН в словах разных частей речи (3)

Правописание наречий (3)

Слитное и дефисное написание сложных слов (2)

Правописание производных предлогов (3)
Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.
Не с различными частями речи (3)
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи
Различение НЕ и НИ (3)
Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв
Итоговый контроль (1)

Работа над ошибками (1)

Учебно – тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов Всего часов 1 Введение. 1 2 Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в 2
различных глагольных формах 3 Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий 2 4 Группы приставок. 2 5 Правописание гласных в корне. 2 6 Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. 2 7 Гласные после шипящих в различных морфемах 2 8 Правописание согласных в корне. 3 9 Н и НН в словах разных частей речи 3 10 Правописание наречий 3 11 Слитное и дефисное написание сложных слов 2 12 Особенности правописания производных предлогов. 3 13 Слитное и раздельное написания НЕ с разными частями речи 3 14 Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв 3 15 Контрольная работа. 1 16 Работа над ошибками 1 итого 35



Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема раздела Ко л час Дата Форма проведения Основные зун Форма контроля план факт 1 Введение. Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Основные принципы русской орфографии. 1 Лекция с элементами беседы Познакомить с некоторыми сведениями из истории орфографии, роли орфографии в письменном общении людей, основными принципами русской орфографии. Вводный. Проверочная работа. 2-3 Глагол. Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в различных глагольных формах 2 Практикум Углубить знания о правописании личных окончаний глаголов, употребление Ь знака в различных глагольных формах Творческий диктант 4-5 Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий 2 Семинар Углубить и закрепить навык равописания суффиксов глаголов, причастий, деепричастий Тест 6-7 Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ- 2 Практикум 1. Познакомиться со значением приставок. Научиться правильно писать приставки Юмористически й диктант 8-9 Правописание гласных в корне. Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного слова. Безударные гласные в 2 Урок словесности (по литератур. произв.) Выполнять орфографический анализ текста. Научить подбирать проверочные слова, учитывая смысл слова. Проверочная работа по перфокартам
корнях заимствованных слов. 10- 11 Чередующиеся гласные в корне. Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. 2 Тест Выполнять орфографический анализ текста. Отработка навыка правописания чередующихся гласных Словарный диктант 12- 13 Гласные после шипящих в различных морфемах 2 Работа над текстом Углубить и отработать навык правописания гласных после шипящих в различных морфемах Карточки с заданиями 14- 16 Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические трудности. Согласные на стыке морфем. 3 Подготовка к творческой работе Углубить и отработать навык правописания согласных в корне, звонкие и глухие согласных, непроизносимые согласных, удвоенных согласных, чередующихся согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности, согласных на стыке морфем. Сочинение по опорным словам 17- 19 Н и НН в словах разных частей речи 3 Составление алгоритма Углубить и отработать знания по определинию условия выбора одной и двух н в суффиксах разных частей речи Словарный динтант. Тест 20- 22 Правописание наречий 3 Практикум Углубление и отработка зун по правописанию наречий Диктант со взаимопроверкой 23- 24 Слитное и дефисное написание сложных слов 2 Урок словесности Определяют условия всегда написания
не
со словами определённых частей речи Словарный диктант 25- 27 Особенности правописания производных предлогов. Смысловые, грамматические, орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов. 3 Составление таблицы 1. Проводить наблюдение над использованием производных предлогов в научном тексте. 2. уметь выполнять корректуру собственного текста (выявлять и исправлять в собственной речи орфографические ошибки) 3 .участвовать в игре «найди ошибку» Тест 28- 30 Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного 3 Составление алгоритма. Работа по алгоритму Определяют условия всегда написания
не
со словами определённых частей речи Проверочный диктант
написания НЕ с разными частями речи 31- 33 Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв 3 Лекция с текущим контролем Определение различения приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных и прописных букв Диктант со взаимопроверкой 34- 35 Контрольная работа. Работа над ошибками 2 Контроль зун учащихся.

Ресурсное обеспечение программы
Литература для обучающихся 1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991. 2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. 3. Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984. 4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964. 5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001. 7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007. Литература для учителя 1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987. 2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987. 3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966. 4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004. 5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977. 6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982. 7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. 8. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964. 10. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996. 11. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960. 12. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006