Рабочая программа по дополнительному образованию "Трудные случаи орфографии"
Автор: Степина Любовь Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1
Населённый пункт: Тамбовская обл., с.Полетаево
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Рабочая программа по дополнительному образованию "Трудные случаи орфографии"
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № ___
от «__»__________2013г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ Токаревской СОШ №1
_____________/Т.В.Титова/
ФИО
«__»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ Токаревской СОШ №1
_____________//
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2014г.
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Трудные случаи орфографии»
8«д» класс
МБОУТ СОШ № 1
2015 – 2016 уч. год
Учителя: Степиной Л.Н.
Токаревка, 2016
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование.
Классы: 8
Учитель: Степина Л.Н.
Количество часов
Всего : 35 час; в неделю: 1час.
Плановых контрольных уроков - 1час,
Пояснительная записка
1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа курса «Трудные случаи орфографии» разработана в связи с
o
невысоким уровнем грамотности учащихся;
o
с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
1.
повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
2.
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению
русского языка;
3.
подготовка к успешной сдаче ГИА.
4.
формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей
жизн
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 9 класса.
Темы
, рассматриваемые
в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы,
однако они
расширяют базовый курс
.
Поэтому данная программа будет способствовать
совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по
русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в
дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение
орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию
интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический,
фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип
группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
В этом состоит
отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения),
- интеллектуальных
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация),
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом),
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 6 и 7 классы
рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и
включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Т.А. Ладыженской.
2. Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев орфографии, для
формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и
навыков.
Задачи:
1.
Способствовать
осмыслению
учащимися
фонетических,
традиционных,
лексико-
синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2.
Содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности;
3.
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
4.
Обеспечить
развитие
умения
работать
с
информацией,
представленной
в
словарях
(электронных и на печатной основе).
3. Сроки реализации программы.
Объем курса – 35 час.
Количество часов в неделю – 1 час.
4. Формы, виды занятий.
Курс "Трудные случаи орфографии" имеет познавательно-практическую направленность,
поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их
проведения, которые в максимальной степени обеспечивают
самостоятельный, поисково-
исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность,
творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
5. Методы обучения.
1.
Объяснительно-иллюстративный;
2.
Частично-поисковый, исследовательский;
3.
Словесно-наглядный, практический;
4.
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
5.
Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические:, компьютер.
6.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны знать
~
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-
грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
~
условия, от которых зависит написание;
~
норму, действующую при данных условиях;
~
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
~
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
~
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным
принципами написания;
~
правильно писать сложные слова,
~
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных,
образованных от собственных имен;
~
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
~
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
~
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
~
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
~
правильно писать не с разными частями речи;
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы,
проводимые после каждой большой темы.
8. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста.
Содержание программы
Введение (1)
Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей.
Основные принципы русской орфографии.
Глагол(2)
Глагольные формы. Правописание личных окончаний глаголов. Употребление Ь знака в
различных глагольных формах.
Правописание суффиксов (2)
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий
Правописание приставок(2)
Группы приставок, соотносящиеся с разными принципами написания. Роль смыслового
анализа при написании приставок ПРЕ- и ПРИ-
Правописание гласных в корне. (2)
Безударные проверяемые и непроверяемые гласные. Роль смыслового анализа при подборе
однокоренного слова. Безударные гласные в корнях заимствованных слов.
Правописание корней с чередованием (2)
Правописание корней, проверяемых ударением (-гар-/-гор-, -зар-/зор-). Правописание корней,
проверяемых последующими согласными (-лаг-/-лож-, -ращ-/-рос-/-раст-). Правописание корней,
проверяемых последующим суффиксом –а- (-бир-/-бер-, -стел-/-стил- и пр.). Корни с полногласными
и неполногласными сочетаниями.
Гласные после шипящих в различных морфемах (2)
Правописание согласных (3)
Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные.
Удвоенные согласные. Чередующиеся согласные в корне и связанные с этим орфографические
трудности. Согласные на стыке морфем.
Правописание Н и НН в словах разных частей речи (3)
Правописание наречий (3)
Слитное и дефисное написание сложных слов (2)
Правописание производных предлогов (3)
Особенности
правописания
производных
предлогов.
Смысловые,
грамматические,
орфографические отличия союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от созвучных сочетаний слов.
Не с различными частями речи (3)
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи
Различение НЕ и НИ (3)
Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ. Различение НЕ и НИ.
Написание строчных и прописных букв
Итоговый контроль (1)
Работа над ошибками (1)
Учебно – тематическое планирование
№ п/п
Наименование
разделов
Всего часов
1
Введение.
1
2
Глагол. Глагольные формы. Правописание личных
окончаний глаголов. Употребление Ь знака в
2
различных глагольных формах
3
Правописание суффиксов глаголов, причастий,
деепричастий
2
4
Группы приставок.
2
5
Правописание гласных в корне.
2
6
Чередующиеся гласные в корне. Корни с
полногласными и неполногласными сочетаниями.
2
7
Гласные после шипящих в различных морфемах
2
8
Правописание согласных в корне.
3
9
Н и НН в словах разных частей речи
3
10
Правописание наречий
3
11
Слитное и дефисное написание сложных слов
2
12
Особенности правописания производных
предлогов.
3
13
Слитное и раздельное написания НЕ с разными
частями речи
3
14
Различение приставки НИ-, частицы НИ, союза
НИ-НИ. Различение НЕ и НИ. Написание строчных
и прописных букв
3
15
Контрольная работа.
1
16
Работа над ошибками
1
итого
35
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема раздела
Ко
л
час
Дата
Форма
проведения
Основные зун
Форма контроля
план
факт
1
Введение. Некоторые
сведения из истории
орфографии. Роль
орфографии в
письменном общении
людей. Основные
принципы русской
орфографии.
1
Лекция с
элементами
беседы
Познакомить с некоторыми
сведениями из истории орфографии,
роли орфографии в письменном
общении людей, основными
принципами русской орфографии.
Вводный.
Проверочная
работа.
2-3
Глагол. Глагольные
формы. Правописание
личных окончаний
глаголов.
Употребление Ь знака
в различных
глагольных формах
2
Практикум
Углубить знания о правописании
личных окончаний глаголов,
употребление Ь знака в различных
глагольных формах
Творческий
диктант
4-5
Правописание
суффиксов глаголов,
причастий,
деепричастий
2
Семинар
Углубить и закрепить навык
равописания суффиксов глаголов,
причастий, деепричастий
Тест
6-7
Группы приставок,
соотносящиеся с
разными принципами
написания. Роль
смыслового анализа
при написании
приставок ПРЕ- и
ПРИ-
2
Практикум
1. Познакомиться со значением приставок.
Научиться правильно писать приставки
Юмористически
й
диктант
8-9
Правописание
гласных в корне.
Безударные
проверяемые и
непроверяемые
гласные. Роль
смыслового анализа
при подборе
однокоренного слова.
Безударные гласные в
2
Урок
словесности
(по литератур.
произв.)
Выполнять орфографический анализ
текста.
Научить подбирать проверочные слова,
учитывая смысл слова.
Проверочная
работа по
перфокартам
корнях
заимствованных слов.
10-
11
Чередующиеся
гласные в корне.
Корни с
полногласными и
неполногласными
сочетаниями.
2
Тест
Выполнять орфографический анализ
текста.
Отработка навыка правописания
чередующихся гласных
Словарный
диктант
12-
13
Гласные после
шипящих в различных
морфемах
2
Работа над
текстом
Углубить и отработать навык
правописания гласных после шипящих
в различных морфемах
Карточки
с заданиями
14-
16
Правописание
согласных в корне.
Звонкие и глухие
согласные.
Непроизносимые
согласные. Удвоенные
согласные.
Чередующиеся
согласные в корне и
связанные с этим
орфографические
трудности. Согласные
на стыке морфем.
3
Подготовка к
творческой
работе
Углубить и отработать навык
правописания согласных в корне,
звонкие и глухие согласных,
непроизносимые согласных,
удвоенных согласных, чередующихся
согласных в корне и связанные с этим
орфографические трудности,
согласных на стыке морфем.
Сочинение
по опорным
словам
17-
19
Н и НН в словах
разных частей речи
3
Составление
алгоритма
Углубить и отработать знания по
определинию условия выбора одной и
двух н в суффиксах разных частей речи
Словарный
динтант.
Тест
20-
22
Правописание
наречий
3
Практикум
Углубление и отработка зун по
правописанию наречий
Диктант
со
взаимопроверкой
23-
24
Слитное и дефисное
написание сложных
слов
2
Урок
словесности
Определяют условия всегда
написания не со словами определённых
частей речи
Словарный
диктант
25-
27
Особенности
правописания
производных
предлогов.
Смысловые,
грамматические,
орфографические
отличия союзов
ТОЖЕ, ТАКЖЕ,
ЧТОБЫ, ЗАТО от
созвучных сочетаний
слов.
3
Составление
таблицы
1.
Проводить наблюдение над
использованием производных
предлогов в научном тексте.
2.
уметь выполнять
корректуру собственного текста
(выявлять и исправлять в
собственной речи
орфографические ошибки)
3
.участвовать в игре «найди ошибку»
Тест
28-
30
Грамматико-
семантический анализ
при выборе слитного
и раздельного
3
Составление
алгоритма.
Работа по
алгоритму
Определяют условия всегда
написания не со словами определённых
частей речи
Проверочный
диктант
написания НЕ с
разными частями речи
31-
33
Различение приставки
НИ-, частицы НИ,
союза НИ-НИ.
Различение НЕ и НИ.
Написание строчных
и прописных букв
3
Лекция с
текущим
контролем
Определение различения приставки
НИ-, частицы НИ, союза НИ-НИ.
Различение НЕ и НИ. Написание
строчных и прописных букв
Диктант
со
взаимопроверкой
34-
35
Контрольная работа.
Работа над ошибками
2
Контроль зун учащихся.
Ресурсное обеспечение программы
Литература для обучающихся
1.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии: кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник,
С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
2.
Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы /
Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
3.
Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8
классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
4.
Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и
недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
5.
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
6.
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному
редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо,
2001.
7.
Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников /
Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.
Литература для учителя
1.
Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя /
Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
2.
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. –
Киев, 1987.
3.
Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М.,
1966.
4.
Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. :
Издатель Булатникова И. С., 2004.
5.
Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
6.
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. –
2-е изд., перераб. - М., 1982.
7.
Лисовская,
Е. А.
Узелки
на
память,
или
Мнемонические
способы
изучения
орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
8.
Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной
работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
9.
Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа /
И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.
10.
Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя /
М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.
11.
Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.
12. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации /
С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006