"Формирование метопредметных и коммуникативных УУД, в рамках курса внеурочной деятельности "Ступеньки успеха""
Автор: Базулина Ирина Борисовна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №62
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Выступление на МО
Тема: "Формирование метопредметных и коммуникативных УУД, в рамках курса внеурочной деятельности "Ступеньки успеха""
на МО учителей начальных классов по теме: «Формирование метопредметных и
коммуникативных УУД, в рамках курса внеурочной деятельности «Ступеньки успеха»
Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность
ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с
запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка
личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением
обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также
умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика
учиться.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего
потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в
основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты
обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий
(УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий
строится по формуле: от действия — к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными
действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Программа «Ступеньки успеха» направлена на формирование личностной и
метапредметной компетенции младших школьников, т.к. способствует развитию интереса
ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления
трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные
навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Курс «Ступеньки успеха» направлен на формирование у них следующих умений и
способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к
одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать
чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку
преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
6.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формирование личностной компетенции обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом:
какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; —
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя
из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД):
Предполагается, что к окончанию первого класса у ребят сформируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
учиться наблюдать;
моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
учиться работать в паре и в группе;
выполнять различные роли;
слушать и понимать речь других ребят;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Предполагается, что к окончанию второго класса у ребят сформируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
учиться прогнозировать последствия своих поступков;
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками
информации;
строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото);
делать выводы в результате совместной работы в группе;
учиться графически оформлять изучаемый материал;
моделировать различные ситуации;
усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
учиться понимать эмоции и поступки других людей;
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
Предполагается, что к окончанию третьего учебного года, дети способны брать на себя роль
ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным
участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции,
контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские
роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между
положениями лидера и исполнителя на самом себе.
Предполагается, что к окончанию четвертого класса у ребят сформируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
извлекать необходимую информацию из текста;
определять и формулировать цель в совместной работе;
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
адекватно воспринимать оценку учителя.
КоммуникативныеУУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать своё собственное мнение и позицию;
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат ролевые игры, дискуссионые игры, эмоционально-
символические, релаксационные и когнитивные методы.