Напоминание

"Организация воспитательной деятельности с детьми инвалидами в коррекционной школе VIII вида"

Автор: Назарова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ОО"Полтавская адаптивная школа - интернат"
Населённый пункт: Омская область, р. п. Полтавка, ул. Нова 3
Наименование материала: Выступление на семинаре
Тема: "Организация воспитательной деятельности с детьми инвалидами в коррекционной школе VIII вида"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Подготовила доклад воспитатель

КОУ ОО «Полтавская школа - интернат»

Назарова Нина Анатольевна
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях - сотрудничества на равных условиях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов. По данным Минздравсоцразвития, в России более 13 миллионов инвалидов, около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, 600 тысяч из них - инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. В соответствии с Российским законодательством, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Доступная среда» для таких людей в условиях школы - это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любому кабинету, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. На сегодняшний день в рамках проекта «Доступная среда» в каждой школе планируется установить пандусы, специальные подъемники, адаптировать санитарные узлы, расширить двери. В широком смысле «доступная среда» - это среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Доступная среда жизнедеятельности выступает средством борьбы с социальной изоляцией инвалидов. Мы должны предоставить все необходимые условия, мы должны воспитать в людях толерантное отношение к инвалиду, а отношение такое же, и может быть, даже еще более уважительное, чем к обычному человеку. В нашей школе на сегодняшний день обучается 104 учащихся с нарушениями интеллекта, у всех ограниченные возможности здоровья. Из них 10 инвалидов, а в моей группе всего 15 человек, 4 инвалида. У каждого из них различные виды заболевания, иногда сочетанные. Например, у Баженова Ильи «ДЦП, правосторонний гемипарез, контрактура нижних конечностей». У Фофановой Иры «функциональное ПМК, единственная почка». У Селенок
Григория «Двойная ДЦП, спастическая гемиплегия, контрактура коленных суставов, гипертрофия небных миндалин, косоглазия сходящиеся». Базаев Андрей – «правосторонний S образный сколиоз, плоскостопие». Лободина Виктория - «миопия первой степени, нарушение осанки». Индивидуальная работа с такими детьми ведется с момента поступления в школу и до её окончания. Воспитатели в своей деятельности используют следующие виды реабилитации инвалидов: педагогическая, творческая, спортивная Педагогическая реабилитация. На начальном этапе при поступлении детей в школу, первым делом идет ознакомление с личным делом, диагнозом, изучаются рекомендации врача, идет обследование школьными специалистами – соц.педагогом, логопедом, психологом. Обязательно необходимо провести беседу с родителями. На основе всех данных разрабатывается комплексный индивидуальный план работы в зависимости от диагноза. Первоначально необходимо сформировать у детей бытовые гигиенические навыки. Мои воспитанники (Базаев Андрей, Фофанова Ира, Лободина Вика и Кооп Женя) практически ничего не умели: ни умываться, ни держать ложку, ни заправить постель. Только индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания, трудового воспитания, дала положительный результат уже в первую четверть. Если одному ребенку показа и объяснения хватает 1 или 2 раза, то другим, особенно инвалидам с нарушением двигательных функций нужно многократное объяснение и показ личным примером. После многократных примеров дети стали сами соблюдать навыки личной гигиены и применять в повседневной жизни. Формирование трудовых навыков ведется через разные виды работ в школе, от ежедневной уборки, устройства клумб до благоустройства бытовок. Также развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по уборке помещений и территорий, уход за цветами и т.п. При этом главное соблюдение техники безопасности. Для этого в каждой группе ведется ЖТБ. В нем есть инструкции, как вести себя в определенном месте, как соблюдать правила поведения на дороге. Эти инструкции помогают формировать умение прогнозировать развитие опасных ситуаций. Стараемся воспитывать толерантное отношение детей друг к другу, формировать терпение, так как, например ребенку инвалиду при выполнении какой - либо деятельности требуется больше времени, чем сохранному. Ежедневная педагогическая реабилитация по охране здоровья детей, в том числе инвалидов включает в себя комплекс мероприятий воспитательного характера – беседы, клубные часы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии. В перспективном плане воспитателей отражены все направления: личностное развитие, физическое развитие, эстетическое развитие, трудовое развитие, патриотическое развитие. Среди них одно направление отведено именно охране здоровья, формированию у детей инвалидов положительного отношения к здоровому образу жизни. Для удобства в работе материал по охране здоровья распределен по разделам: «Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний», «Охрана личностной безопасности, профилактика травматизма», «Питание и здоровье». На таких занятиях важно выработать у ребенка-инвалида психологическую уверенность в собственной полноценности. При организации игровых занятий, особенно подвижных, например, на прогулке, педагог должен обращать особое внимание на состояние здоровья детей-инвалидов. В функцию входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Поэтому, необходимо чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными. Кроме того, с детьми проводятся экскурсии на природу, походы, соревнования, где также важно соблюдение правил по технике безопасности. Мы отвечаем за безопасность детей не только в школе, но и за пределами ее. Уже много лет в школе мы проводим «День Здоровья» с выездом в лес. Все дети идут пешком до определенного места, но детей-инвалидов мы подвозим на транспорте. Они принимают участие в соревнованиях вместе с другими детьми, но по мере своих сил, так как некоторые задания, например, прыжки по кочкам, могут только выполнять наполовину. Творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями. Наших детей инвалидов мы стараемся вовлекать не в спортивные соревнования, так как они не могут участвовать по состоянию здоровья, но мы вовлекаем их в творческое развитие. Воспитанники посещают кружки рукоделия в «Немецком центре», и Детского дома творчества «Фантазия без границ» (поделки из природного материала) , «Вязание», это такие дети как Баженов Илья и Баженов Юра, Базаев Андрей. Неоднократно были призерами районных и областных конкурсов. Баженов Юра 3 года подряд был в призерах областного конкурса …..и надо отметить, что дети там соревнуются наравне с сохранными детьми. В этом году Лободина Вика была одной из участниц городского фестиваля «Преодоление» с «Театром мод», где дети заняли 1 место в номинации «Оригинальный жанр». В школе ежегодно проводится мероприятия, посвященные неделе инвалидов. Это такие, как конкурс рисунков «Дети - это чудо света», выставка работ детей - инвалидов «Все я умею, все могу», акция «Дерево добрых дел», акция «Дари добро». Подобные мероприятия воспитывают толерантное отношение к детям с ОВЗ. Спортивная реабилитация. Наши дети не принимают участие в районных соревнованиях, но участвуют в организованной физкультурной деятельности в школе-интернате: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на прогулке, физминутки и т.д.
На сегодняшний день дети моей группы учатся уже в 7 классе. Они ничем не отличаются от всех остальных воспитанников. У них сформированы все социально-бытовые навыки, это можно увидеть в диагностике уровня воспитанности, которая проводится ежегодно. По анализу полученных данных становится видно, каких результатов достиг воспитанник, на что нужно ещё обратить внимание. Корректировка идёт в течение года. Хочется отметить, что вопросы реабилитации детей-инвалидов невозможно решать только на уровне школы. Необходимо тесное сотрудничество с родителями, специалистами других организаций. Наши дети посещают «Социальный центр помощи семье и детям» один раз в неделю, где для них созданы условия для оздоровления организма. Есть тренажерный зал, массажный кабинет, комната для игр. И также занимаются с ними педагоги творчеством, развивают эстетический вкус, т. е рисуют, лепят и т. д. Взаимодействие с родителями предполагает обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами воспитательных мероприятий, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Мы стараемся для родительских собраний подбирать актуальные темы, такие, как «Воспитание аномального ребенка в семье» и «Как воспитывать толерантного человека», готовим памятки. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Хочется сказать, что когда родители приходят к нам на родительские собрания и слышат, как поют песни и читают стихи те дети, которые плохо владели речью, как они рисуют, какие делают поделки - эти усилия трогают взрослых до слез. Потому что сделаны подарки для них с любовью и нежностью. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с
особыми потребностями, кроме создания соответствующих условий, является формирование у членов коллектива
педагогической толерантности
, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Цивилизованность той или иной страны определяют, как известно, по отношению к инвалидам и детям. Цивилизованность своей школы мы доказываем конкретными делами. В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.